суббота, 8 января 2011 г.

Политические репрессии в Молдове: 2001-2008

            Политические репрессии в Молдове: 2001-2008

            За годы воронинского правления уже давно набили оскомину  многочисленные заявления президента о строительстве в Молдове подлинно правового государства, в котором, дескать, людей преследуют не по политическим мотивам, а только за какие-либо подлинные прегрешения перед законом. Действительность в Молдове страшно далека от этих уверений. Это мы можем доказать множеством примеров.
            Уже 4 апреля 2001 года был арестован советник кишиневской примарии Вячеслав Платон, являвшийся главным акционером «Glodeni-zahăr». Ему было выдвинуто обвинение в покушении на убийство предпринимателя Виктора Кули, которому Платон действительно задолжал примерно 25 000 долларов. Однако в «судебной» версии  размер долга непонятно как разросся до 270 000 долларов. Для убийства Кули Платон якобы нанял некоего Геннадия Жигана, уверявшего затем следствие, что ему за это преступление было обещано 10 000 долларов. Хотя суд счел действия полиции незаконными и предписал освободить арестованного на 10 суток Платона, он остался в тюрьме, так как теперь был обвинен в причастности к незаконной сделке с 10 вагонами сахара, поступившими на адрес фирмы «Nepotean». Полиция добилась, чтобы Платон отсидел еще 30 суток, по истечении которых его все же освободили, но уже на другой день снова арестовали – уже по решению местного трибунала. При этом Жигана, обвиненного в покушении на убийство, полиция отпустила. После нового ареста Платону вменили в вину уже обладание поддельным паспортом. Платон был отпущен на свободу лишь 1 августа, но только под подписку о невыезде.
            Настоящая вакханалия репрессий развязывается коммунистами в 2002 году. От должностей без внятных объяснений были отстранены целый ряд кишиневских чиновников. Это были руководитель муниципального Центра превентивной медицины Николае Туряткэ, начальник муниципальной полиции Владимир Коваль, начальник городского департамента образования Анатол Мокрак, директор ТЭЦ-2 Михай Черней и другие.
            21 февраля 2003 года в МВД был вызван «для дачи показаний» генеральный директор «Apă-Canal» Константин Бекчиев. Здесь он был арестован и обвинен в незаконных действиях, приведших к повышению тарифов на воду, в заключении некоей преступной сделки с ответственными лицами, и покупке 7 декабря 2001 года по завышенной цене, 2,3 млн.долларов, дизельного генератора. Полиция провела обыски дома и на работе Бекчиева, который в итоге отсидел несколько месяцев в тюремной камере. В знак протеста против незаконных действий властей Бекчиев пожаловался в ЕСПЧ  и отсудил спустя несколько лет крупную сумму у молдавского правительства.  Адвокат Бекчиева Георгий Панов счел случившееся с его клиентом предвыборной провокацией, связанной с приближавшимися местными выборами-2003. Проходивший по этому же делу вице-примар Кишинева Анатол Цуркан, опасаясь ареста,  был вынужден несколько лет скрываться за границей. В том же году был отстранен от должности директор АО «Franzeluţa» Спиридон Данилеску, обвиненный в необоснованном завышении цен на хлеб. После его увольнения цены были силовым образом снижены до удобного коммунистам уровня.
            2004 год начался с незаконного отстранения от должности примара Комрата Константина Таушанжи. Следующей на очереди оказалась кишиневская примария, где коммунисты усиленно искали «компромат» на главу городской администрации Серафима Урекяна. Силовые органы несколько месяцев проверяли работу муниципального управления землепользования, изъяли его базу данных, где были зарегистрированы все заключенные учреждением договоры. Затем эти данные «неизвестным путем» попали к ныне покойному председателю Центра по защите прав потребителей Георге Бендерскому, который их немедленно и обнародовал. По его словам, примария якобы умышленно выдала несколько сот участков земли различным ответственным лицам, чтобы подкупить их перед местными выборами 2003 года. Но сначала примар Урекян выступил с разъяснениями о законности этих договоров, так как все они утверждались муниципальным советом, а потом оказалось, что участки получил столь широкий круг ответственных лиц, что коммунисты предпочли далее не копаться в этой истории.
            Не менее скандальное дело было связано со строительством фирмой «Monte-Nelly» отеля в непосредственной близости к домам Клигмана и Херцы, где размещался Художественный музей. По этому казусу были арестованы бывший вице-примар Алексей Палади, начальник городского департамента архитектуры Владимир Модыркэ и заместитель начальника городского управления по земельным вопросам Алексей Чебаненко. Они  были обвинены в «превышении служебных полномочий», а именно в том, что их действия привели к незаконной приватизации в 1999 году фирмой «Monte-Nelly» земельного участка в 42 сотки у Художественного музея. В процессе приватизации фирма пообещала отреставрировать музей и выделить на это 10 млн.лей. Тогдашнее руководство Минкульта (Генадие Чобану, Ион Пэкурару, Вячеслав Мадан) порекомендовало городским властям поддержать фирму. Положительное заключение  по этой сделке дали финансовая, юридическая и строительная комиссии муниципального совета. Но впоследствии фирма отказалась продолжать строительство, недостроенный отель продали, вследствие чего «государству был нанесен ущерб в 10 млн.лей». Виновными были объявлены Палади, Модыркэ и Чебаненко. Суд сектора Буюкань выдал ордера на их арест сроком на 30 суток. Палади и Модыркэ впоследствии выиграли процессы в ЕСПЧ против Молдовы. Им выплатили компенсации за моральный ущерб, а Модыркэ был возвращен на прежнюю должность начальника муниципального управления архитектуры.
            В том же 2004 году от рук собственных сотоварищей пострадали и выдвиженцы коммунистов. Подал в отставку председатель Счетной Палаты Василе Пентелей, так как, по мнению представителей оппозиции, выяснилось, что среди нескольких сот наделенных земельными участками были 5-6 сотрудников Счетной Палаты. Хотя, как мы видели, незаконность наделения их  землей не доказана.  К «земельному скандалу» оказался причастен и депутат от ПКРМ Александру Чугуряну, которого фракция ПКРМ немедленно исключила из своих рядов. Сам Чугуряну уверял, что он ни в чем не виноват и ничего не крал, а из партии решил выйти уже давно и даже подал соответствующее заявление.
            В конце октября 2004 года были арестованы Ион Дерменжи, начальник отдела технического надзора Управления капитального строительства примарии Кишинева, и работник примарии Григоре Пую. В целях очернения лидера БМД Серафима Урекяна (ведь приближались теперь уже парламентские выборы!) Пую был обвинен в хищении из муниципального бюджета 332 000 лей при капитальном ремонте больницы «Sfânta Treime». Дерменжи вскоре был освобожден под подписку о невыезде, а Пую задержан на 10 суток.
            Но «наезды» на примарию этим не ограничились. 12 ноября 2004 года был арестован секретарь муниципального совета Владимир Шарбан. Он был обвинен в подписании документа, незаконно предоставившего фирме «Mann» право на строительство объекта социально-культурного назначения, а фирма разбила полученную территорию на участки и продала их частным фирмам. Шарбан заявил, что SRL «Mann» не знает и никаких дел с ним не имел. Шарбан провел некоторое время в тюрьме. В течение этого времени деятельность муниципального совета была практически парализована. Вскоре из полиции уволился офицер уголовного преследования Григоре Горя, который вел дела Шарбана, а также и самого Урекяна (примар якобы незаконно купил для города 40 «скорых»). В своих публичных откровениях Горя признался, что на него давили, чтобы получить сведения не только на Шарбана, но и на Урекяна. В декабре 2004 года Шарбана освободили под подписку о невыезде. Шарбан, считая свой арест политической расправой, подал иск в ЕСПЧ и выиграл процесс против молдавского правительства.
            11 марта 2005 года началось, пожалуй, самое скандальное дело воронинского правления. В этот день в кишиневском аэропорту был арестован Валерий Пасат, советник председателя РАО ЕЭС Анатолия Чубайса. Он был обвинен в осуществлении незаконной, по версии следствия, сделок с продажей самолетов МИГ-29 в США, на сумму более 50 млн.долларов, и с фирмой «Joy Slovakia» о продаже вооружений (около 2 млн.долларов). Позже к этому добавились обвинения в причастности к подготовке в Молдове государственного переворота, и незаконном хранении в домашних условиях огнестрельного оружия. После более чем 2-летнего пребывания в тюрьме с Пасата было снято обвинение в осуществлении сделки с продажей самолетов МИГ-29, 9 июня 2007 года он был освобожден и тут же улетел в Москву. Остальные обвинения в отношении Пасата  не сняты и дела по ним не закрыты до сих пор.
            В октябре 2005 года был арестован президент АО «Victoriabanca» Виктор Цуркан. Он был обвинен в вымогательстве у столичного экономического агента взятки в 15 000 долларов за предоставление ему кредита в 550 000 долларов. И на этот раз воронинской юстиции не удалось доказать виновность банкира и он был вскоре освобожден. Осенью 2007 года ЕСПЧ признал арест Цуркана незаконным и оштрафовал правительство Молдовы.
            7 сентября 2006 года был арестован Генадие Брагиш, коммерческий директор PRO TV Chişinău. Он был обвинен в получении взятки в 1000 долларов от директора транспортной фирмы «Miramond Trans SRL» Михая Балана. В оппозиционной прессе в связи с этим высказывались предположения, что арест Брагиша мог быть местью министра внутренних дел Георге Папука за показанный по этому каналу сюжет о наличии у Папука фальшивого диплома о высшем образовании. Уже 12 сентября Брагиш без особых комментариев был освобожден.
В марте 2007 года была уволена директор муниципального управления по защите прав ребенка Светлана Кифа. Ее обвинили в том, что она якобы оформляла детей в интернаты без соответствующих свидетельств, а потом незаконно продавала их квартиры. Все это было опровергнуто, а Кифа вскоре вернулась на свой пост. Спустя несколько месяцев развалилось еще одно, наделавшее в свое время немало шуму дело. Бывший примар Хынчешт Василе Колца был обвинен в том, что в свою бытность на этой должности продал по дешевке 2 участка земли. Доказать эти обвинения так и не удалось и в июле 2007 года Колца был оправдан.
Коммунисты воспользовались местными выборами-2007, чтобы добиться устранения возможно большего числа своих политических противников. Так, решением ВСП был незаконно лишен мандата избранный примаром коммуны Кирка Михай Ганя. Характер грандиозного скандала обрели многократные попытки выбрать примара в с.Буцень Хынчештского района, где представителя АМН Анатола Постолаки, уже выигрывавшего выборы, объявляли незаконно избранным, т.к. были якобы нарушены правила голосования. Буцень осталось почти единственным, кроме родины Воронина с.Коржево, населенным пунктом в Молдове, где из-за фанатичного упорства ПКРМ до сих пор нет собственного примара.
В октябре 2007 года ПКРМ предприняла попытку вывести из игры и другого кандидата от АМН. Новоизбранный примар с.Ворничень Георге Ионел 15 октября 2007 года был задержан полицией по лживому обвинению в получении 3800 евро за организацию канала незаконного трафика людей за границу. Ионел и его адвокат сочли этот арест попыткой расправы за заявления примара о том, что Ворничень стало эпицентром эпидемии туберкулеза из-за находящейся рядом туберкулезной больницы. Коммунисты пожелали ее расширить, но примар всячески сопротивлялся этому, доказывая, что это приведет лишь к еще большему распространению этой страшной болезни среди сельчан. В защиту примара высказались 10 местных советников.  
            Репрессии в отношении тех, кто не разделяет взгляды коммунистов, являются, как мы видели, привычным для них делом. Под «борьбой со злоупотреблениями» у них скрываются куда более прозаические задачи. Главная среди них – исключение из политической жизни всех, кто с ними так или иначе не согласен. А для этого можно применить какие угодно методы – шантаж, угрозы, запугивания, аресты и т.д. Отсюда куда ближе до тоталитарного, чем до «правового» государства, о котором вещает Воронин.  Куда уж тут о Европе думать, когда надо срочно вспоминать советский опыт – ведь кругом враги. Как Воронин будет с ними бороться (по-другому коммунистическое воспитание и собственный характер не позволяют), мы уже видели и, пока он будет у власти, явно еще увидим не раз.

                                                                       Руслан ШЕВЧЕНКО 

Комментариев нет:

Отправить комментарий