пятница, 5 октября 2012 г.

Московский меморандум 1997 г.


       Меморандум, подписанный 8 мая 1997 г. между руководством Молдовы и администрацией ее восточных районов, до сих пор вызывает массу дискуссий и споров. Одни утверждают, что этот документ – успех Тирасполя, так как узаконил ряд его полномочий. Другие – что это большая победа молдавских властей, поскольку он закреплял особый статус Приднестровья, но не его независимость от Молдовы.
Согласно документу, стороны подтвердили обязательства не прибегать в своих отношениях к силе и решать разногласия исключительно мирными средствами, путем переговоров и консультаций при содействии и посредничестве Российской Федерации и Украины, как стран гарантов, а также ОБСЕ и при содействии СНГ. Сразу после подписания этого документа предполагалось начать разработку статуса Приднестровья, основанного на принципах взаимно согласованных решений, включая разграничение и делегирование полномочий, и взаимно обеспеченных гарантий, и продолжать становление между ними государственно-правовых отношений. Приднестровье должно было участвовать в осуществлении внешней политики Республики, а решения в данной области - приниматься по согласию сторон. Оно также получало право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях, а в других областях следовало действовать по согласию сторон.
Стороны обратились к России, Украине и ОБСЕ с просьбой продолжать посредничество для достижения прочной и всеобъемлющей нормализации отношений, а со своей стороны, обязались быть становятся взаимными гарантами полной и безусловной реализации договоренностей об отношениях между ними. Они поблагодарили Россию и Украину за заявление о готовности стать гарантами соблюдения этого документа, и просили ОБСЕ продолжить содействие соблюдению договоренностей между ними. Механизм гарантий должен был быть разработан всеми сторонами переговоров. Подтверждалась необходимость продолжения миротворческой миссии в Приднестровье. В случае нарушения достигнутых договоренностей стороны были вправе обратиться к гарантам для проведения консультаций с целью принятия мер по нормализации ситуации. Отношения между сторонами должны были строиться в рамках общего государства в границах Молдавской ССР на январь 1990 г.
В дальнейшем, однако, из-за диаметрально противоположных взглядов властей Молдовы и ее приднестровского региона на содержание этого документа, на практике он так и не был реализован.

                                               Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории

Комментариев нет:

Отправить комментарий