Меморандум, подписанный 8 мая 1997
г. между руководством Молдовы и администрацией ее восточных районов, до сих пор
вызывает массу дискуссий и споров. Одни утверждают, что этот документ – успех
Тирасполя, так как узаконил ряд его полномочий. Другие – что это большая победа
молдавских властей, поскольку он закреплял особый статус Приднестровья, но не
его независимость от Молдовы.
Согласно документу, стороны подтвердили обязательства не прибегать в
своих отношениях к силе и решать разногласия исключительно мирными средствами, путем
переговоров и консультаций при содействии и посредничестве Российской Федерации
и Украины, как стран гарантов, а также ОБСЕ и при содействии СНГ. Сразу после
подписания этого документа предполагалось начать разработку статуса
Приднестровья, основанного на принципах взаимно согласованных решений, включая
разграничение и делегирование полномочий, и взаимно обеспеченных гарантий, и
продолжать становление между ними государственно-правовых отношений. Приднестровье
должно было участвовать в осуществлении внешней политики Республики, а решения
в данной области - приниматься по согласию сторон. Оно также получало право самостоятельно
устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической,
научно-технической и культурной областях, а в других областях следовало
действовать по согласию сторон.
Стороны обратились к России, Украине и ОБСЕ с просьбой продолжать посредничество
для достижения прочной и всеобъемлющей нормализации отношений, а со своей
стороны, обязались быть становятся взаимными гарантами полной и безусловной
реализации договоренностей об отношениях между ними. Они поблагодарили Россию и
Украину за заявление о готовности стать гарантами соблюдения этого документа, и
просили ОБСЕ продолжить содействие соблюдению договоренностей между ними.
Механизм гарантий должен был быть разработан всеми сторонами переговоров.
Подтверждалась необходимость продолжения миротворческой миссии в Приднестровье.
В случае нарушения достигнутых договоренностей стороны были вправе обратиться к
гарантам для проведения консультаций с целью принятия мер по нормализации
ситуации. Отношения между сторонами должны были строиться в рамках общего
государства в границах Молдавской ССР на январь 1990 г.
В дальнейшем, однако, из-за диаметрально противоположных взглядов властей
Молдовы и ее приднестровского региона на содержание этого документа, на
практике он так и не был реализован.
Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории
Комментариев нет:
Отправить комментарий