суббота, 10 ноября 2012 г.

Постовой не пускал за солнцем

Деятельность секретаря ЦК КПМ по идеологии (1960-1962) Евгения Постового вызывала ожесточенные споры уже тогда, в начале 1960-х гг. Он подвергался критике как среди деятелей культуры и искусства республики, так и в Бюро ЦК. Но наибольшую известность он получил после фильма «Человек идет за солнцем». Оценки, которые он давал этому фильму, вызвали удивление и возмущение даже в Москве. 
 
Скандал вокруг этого фильма режиссера М. Калика начался еще на стадии его подготовки. 10 апреля 1961 года Е. Постовой провел встречу с представителями Союза кинематографистов СССР Маклярским и Фроловым, министром культуры Молдовы А. Лазаревым и работниками киностудии Молдова-филм. Постовой дал очень резкую оценку кинофильмам, выпущенным этой студией, заявил, что они восхваляют патриархальность и самобытность, в особенности румынские времена. Также он потребовал прекратить работы над фильмом М. Калика. Аргументов в пользу запрета Постовой не привел. Впрочем, сценария фильма он не знал.
 
За «неправильное поведение, выразившееся в грубости и бестактности по отношению к работникам творческой интеллигенции, недопустимое для руководящего партийного работника», Бюро ЦК объявило Постовому в июле 1961 г. выговор. Вскоре фильм был завершен и представлен широкой публике. Немедленно после этого в Москву посыпались письма о том, что он «буржуазный» и «протаскивает западные формалистические идеи».
 
М. Калика вызвали на Бюро ЦК. Критический разбор фильма «Человек идет за солнцем» состоялся 15 декабря 1961 года. Однако режиссер не стал слушать до конца членов Бюро ЦК. Он заявил: «Вы не понимаете ничего. Придет время, и нас поймут». И ушел с заседания.
 
К удивлению руководства республики во главе с Бодюлом, яростно критиковавшим фильм, Калика стали защищать известные советские кинорежиссеры М. Ромм, И. Пырьев, Г. Чухрай. На пленуме Союза кинематографистов СССР Чухрай произнес целую речь в защиту фильма, причем добавил знаменитую фразу: «А вы знаете, кто там руководит кино? Постовые». Все собравшиеся ответили топотом в знак протеста.
 
Позицию Бюро ЦК КПМ не разделил и уполномоченный Союза кинематографистов СССР по МССР И. Шерстюков. В своем докладе на учредительном съезде работников кинематографии республики (2-3 октября 1962 г.) он заступился за работу Калика. Отметил ее некоторую «манерность» и «порой формалистический характер выражения», но вместе с тем подчеркнул, что это оригинальное произведение, воплощающее поэтическое своеобразие и прелесть сценария.

 Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории  

Комментариев нет:

Отправить комментарий