Страницы

суббота, 8 января 2011 г.

Международный статус Молдовы: 1538-1812

Ruslan ŞEVCENCO. Statutul internaţional al Moldovei. Aspecte istorico-juridice (1359-1991). Chişinău, Pontos, 2007.


Однако и в условиях гораздо более ограниченной, чем ранее автономии молдавские господари располагали весьма  широкими полномочиями. Хотя они теперь, считаясь чиновниками среднего звена – беками,  и платили султану огромные взятки за назначение (так, Петру Рареш заплатил за свое переутверждение на престоле в 1541 г. 150 000 золотых), утверждались султаном лично и выказывали ему знаки преданности [63], на княжество не распространялось мусульманское законодательство, Турция не имела права набирать здесь мальчиков для своего корпуса янычар. Турки не имели права жить в Молдове и строить на ее территории мечети. Более того, при султанском дворе находились капукехая – представители господаря при османском дворе (своего рода послы Молдовы в Турции – Р.Ш.) [64]. За господарями сохранялось право на внешнеполитические контакты и даже на заключение  договоров с другими европейскими странами (правда, формально с согласия султана). Тем не менее Молдова нередко заключала договора с другими государствами и проводила ряд военных акций (вплоть до 1711 г.) вообще  без  всякого  извещения  султанского  двора  об  этом. Так, Петру Рареш 1 марта 1542 г.  заключил договор с бранденбургским маркграфом Иоакимом II, которому одолжил на антитурецкий поход 200 000 флоринов [65], а в 1545 г. также самовольно захватил у другого вассала  Турции – Трансильвании крепости Чичеул и Четатя де Балтэ [66]. В другом случае только что назначенный турками господарь Штефан Лэкустэ (1538-1540) тайно установил связи или даже успел подписать договора с австрийским императором Фердинандом, воеводами Трансильвании Ш.Майлатом и  Э.Балассой  [67].
            В этот период усиливается борьба европейских держав с Турцией за влияние на Молдову. Австрийский генерал Кастальдо открыто поддержал заговор боярства против господаря Штефана Рареша, увенчавшийся убийством последнего 1 сентября 1552 г [68]. Габсбурги  поддержали захват власти в Молдове Якобом Деспотом Гераклидом (18 ноября 1561 г.) [69]. C Австрией боролась Польша, также стремившаяся восстановить прежнее свое влияние в княжестве. Уже вскоре после смерти Петру Рареша, в 1547 г. был возобновлен молдо-польский договор 1538 г., согласно которому Молдова отказывалась от прав на Покутье, за что Польша обязалась предоставить Петру (а позже и Илие) Рарешам убежище в случае необходимости  [70]. При  поддержке польских аристократов Александру Лэпушняну захватил молдавский престол в сентябре 1552 г. и принес присягу польскому королю, чем возобновил практику двойного сюзеренитета, существовавшую, по мнению некоторых авторов, до конца 16 века [71]. Другой ставленник Польши, Штефан Томша сверг Деспота 6 ноября 1563 г. и занял его место [72]. (В Польшу же он сбежал, будучи свергнут турками в 1564 г.), а Богдан Лэпушняну, хотя и был назначен господарем турками (2 октября 1569 г.), принес присягу польскому королю [73].
            Ocтавляя за господарями известную свободу действий во внутренней и внешней политике, Турция стремилась всячески расширить свое экономическое влияние в княжестве. По решению Стамбула был составлен список и размеры обязательных поставок продтоваров по заниженным ценам в Турцию (в т.ч. зерно, овцы, лошади, животноводческая продукция, мед, воск, древесина, конопля и т.д. Их  продажа Молдовой на свободном рынке была запрещена или ограничена [74].
            Впрочем, нельзя сказать, что турки не видели угрозы для своего положения в крае в наличии вышеназванных свобод. Во второй половине  16 в. армия Молдовы была сокращена турками с 40 до 10 000 человек. При Александру Лэпушняну (1552-1561; 1564-1568) были срыты почти все молдавские крепости, кроме тех, что находились вдоль польской границы (Сороки, Хотин), а столица  перенесена из укрепленной Сучавы на юг, в Яссы, ближе к турецким границам [75].
            Экономическая политика Турции, направленная на ограбление княжества, способствовала усилению сепаратистских тенденций. Борьба Иоана водэ чел Кумплит (1572-1574) за освобождение от турецкого ига имела своей первопричиной требование Турции в очередной раз увеличить размер хараджа – с 40 до 80 000 золотых. В своей антитурецкой деятельности Иоан ориентировался на Польшу и сделал своими союзниками запорожских казаков [76].  
            Туркам удалось подавить восстание, возглавленное Иоаном и убить его самого в битве при Жилиште (11 июня 1574 г.). Вероятно, поэтому они не сделали должных выводов из случившегося: экономический гнет не только не ослаб, но даже усилился, ускорив обнищание страны. Резко выросло число налогов, объем хараджа достиг 65 000 золотых, а Арон Тиран при своих восшествиях на престол (1591-1592; 1592-1595) платил туркам за это невероятные взятки в 400 000 золотых (по другим данным, миллион золотых) [77]. Все это вызвало нескончаемую цепь восстаний, венцом которых стала освободительная антитурецкая война 1594-1600 гг. Она стала апогеем борьбы Турции и Польши, занимавшей в конфликте формально пассивную, выжидательную позицию, за влияние на Молдову.
            К тому времени в Европе сформировалась т.н. Христианская лига (Австрия, Испания, Тоскана, Мантуя, Феррара, а также Трансильвания и Мунтения), поставившая своей целью борьбу с Османской империей. Это обстоятельство стало предлогом для Арона Тирана, чтобы сменить свою политическую ориентацию. В августе 1594 г. он последовательно подписал союзный договор с Австрией, предусматривавший совместную антитурецкую борьбу, затем – впервые в истории Молдовы – признал сюзереном княжества трансильванского князя Сигизмунда Батори, а в сентябре 1594 г. подписал договор об антитурецком союзе и с Мунтенией в лице Михая  Витязула [78] (война началась в ноябре 1594 г. с нападения на турецкие гарнизоны в Бухаресте и Яссах). После этого договора Батори счел, что теперь вправе устанавливать правителей в Молдове по своему усмотрению, и заменил Арона Тирана в апреле 1595 г. на Штефана Рэзвана. Последний уже  3 июня 1595 г. также признал С.Батори сюзереном Молдовы [79]. В ответ Польша, продолжавшая считать себя подлинным сюзереном Молдовы, силовым путем сместила Штефана Рэзвана, назначив на его место Иеремию Мовилэ. От него Польша тут же добилась провозглашения Молдовы «верным и неотъемлемым членом польской короны» [80].  Воспользовавшись тем, что Михай Витязул в 1599 г. признал себя вассалом Трансильвании, ее князь Анджей Батори, польский канцлер Ян Замойский и Иеремия Мовилэ договорились свергнуть его. Однако в октябре 1599 г. трансильванское войско было разбито Михаем при Шелимбэре [81], вследствие чего Михай Витязул занял своими войсками всю территорию Трансильвании. Но его попытка  устранить и Иеремию Мовилэ, объединив под своим управлением Молдову, Мунтению и Трансильванию, предпринятая летом 1600 г., оказалась неудачной, так как против Михая выступила не только официальный сюзерен Молдовы Польша, но (из-за занятой войсками Михая Трансильвании) и Австрия. Уже в сентябре 1600 г. Иеремия Мовилэ был восстановлен на престоле польскими войсками [82].  
            Активные внешнеполитические действия Польши и установление ее сюзеренитета над Молдовой оттянули более чем на десятилетие  восстановление режима османского господства в крае. В этот период, когда правителями княжества были представители рода Мовилэ (Иеремия, Симион, Михаил и Константин – в 1600-1611 гг.) Молдова поддерживает хорошие отношения также с Трансильванией, с помощью которой в 1606 г. в Молдове было подавлено крестьянское восстание, а в ноябре 1608 г. был подписан молдо-трансильванский союзный договор.  Помимо того, в феврале 1611 г. Молдова подписала аналогичные договора с Австрией и Мунтенией.  Однако будучи втянута в продолжительную войну с Россией, Польша к 1611 г. утратила контроль за событиями в Молдове. Этим немедленно воспользовалась Турция. Свергнув руками татар Константина Мовилэ, Османская империя назначила господарем лояльного ей Штефана  Томшу (1611-1615). Разгромив его войско при Тэтэрень в ноябре 1615 г. Польша предприняла попытку вернуть Молдову [83].
Но уже в августе 1616 г. турки с помощью Мунтении нанесли поражение молдо-польскому войску при Дрэгушень и восстановили свое господство над Молдовой [84]. Фактически период, когда был восстановлен польский сюзеренитет над Молдовой, можно обозначить как этап между 1595-1611 и 1615-1616 гг. Польша еще несколько лет боролась за восстановление своего прежнего влияния в Молдове, на ее сторону даже перешел назначенный турками господарь Гаспар Грациани (1619-1620). Но после разгрома молдо-польской армии при Цуцоре турками (19 сентября 1620 г.) по условиям Хотинского мира, подписанного 9 октября 1621 г., Польша окончательно признала сюзеренитет Турции над Молдовой, вернув последней Хотин [85].   
            Столь продолжительная и упорная борьба за Молдову заставила Турцию  несколько «либерализовать» принципы своего управления княжеством. Во-первых, Османская империя была вынуждена почти вдвое сократить размер ежегодного хараджа (с 65 000 до менее чем 40 000 золотых) [86]. Во-вторых, осознав, что установление прочной власти над государством-вассалом, находящимся на самой окраине своих владений и территориально граничащим со странами, настроенными антитурецки, невозможно без создания прочной социальной базы, Турция стала, преодолевая сопротивление местного боярства, внедрять на территорию княжества греко-левантинские (названные позже фанариотами) элементы.  Эти люди, занимаясь преимущественно торговлей,  постепенно скупили огромные земельные участки, войдя в состав местной аристократии и заняв ряд высших государственных должностей [87].  
            Усилив таким образом контроль за деятельностью господарей и Господарского Совета, турки все же оставили за Молдовой довольно широкую автономию во внешней политике, правда, постаравшись ее сориентировать на интересы Османской империи. Так, в ходе Тридцатилетней войны в Европе (1618-1648), войска Трансильвании при поддержке молдавского и мунтянского отрядов разбили австрийцев при Дрегелипаланке (5 мая 1644 г.) [88]. Однако в случае самовольного участия в военных действиях господари смещались Стамбулом. Так случилось с Георге Штефаном в марте 1658 г. за несанкционированное Турцией участие Молдовы совместно с Мунтенией и Трансильванией в походе на Польшу [89].
Господари фактически могли вести дипломатические переговоры с разными странами, носившие даже антитурецкий характер. Так, в 1650-1653 гг. Василе Лупу сблизился с Польшей, рассчитывая с ее помощью завоевать Мунтению [90]. Другому альянсу, с Богданом Хмельницким, заключенным под давлением казацких отрядов, турки не препятствовали, так как он был по сути, направлен против Польши [91].  Однако дальнейшему углублению этого вынужденного для Молдовы альянса помешали молдавские бояре, которые с помощью Мунтении и Трансильвании свергли в 1653 г. Василе Лупу и заменили его на Георге Штефана [92].
            Политика Георге Штефана (1653-1658) носила откровенно двойственный характер. С одной стороны, он впервые в истории Молдовы всерьез развернул ее внешнюю политику в направлении России. В течение 1654-1656 гг. молдавские представители вели переговоры с Москвой на предмет заключения политического договора. Такой молдо-российский акт был подписан 17 мая 1656 г. в Москве. Среди прочего, он предусматривал вступление Молдовы в состав России на правах автономии и обязательство последней вернуть Молдове крепости Бендеры, Аккерман и Килию [93]. C другой стороны, в стремлении выказать свою лояльность Порте Георге Штефан перестарался, участвовав, как уже говорилось, в походе 1657 г. на Польшу. За это самовольство Турция предполагала сделать Молдову своим пашалыком, т.е обычной турецкой областью. От этого шага турок удержала война с Венецией и сопротивление молдавского боярства [94].
            Поскольку экономический гнет Турции становился во второй половине 17 века все более удушающим для Молдовы (особенно постоянно росший в цене мукарер – налог на конфирмацию господаря) и пешкеши, ставшие со временем ежегодными [95], то попытки часто сменявшихся молдавских господарей сменить Турцию в качестве сюзерена на европейское государство продолжались.  Сюзереном Молдовы они видели Польшу (Штефан Петричейку) или Австрию (Константин Кантемир). Штефан Петричейку перешел на сторону поляков во время своего третьего правления, в конце 1683 г., с их помощью занял молдавский престол, но в марте 1684 г. был свергнут.  Еще дальше пошел Константин Кантемир (отец Дмитрия Кантемира), заключивший 15 февраля 1690 г. договор с Австрией, членом Священной лиги, по которому Молдова обязалась поддержать антитурецкую борьбу, если австрийские войска достигнут Брэилы или Сирета [96], однако летом 1690 г. австрийцы сами были разбиты  [97].
            Даже во время войны Польша не забывала о своих «правах» на Молдову. Руководствуясь ими и рассчитывая, что в условиях войны Турция не успеет оказать существенное  сопротивление, польские войска  вторглись в 1691 г. в Молдову,  однако К.Кантемир успел заручиться поддержкой турок и татар. Вновь «молдавский вопрос» всплыл  при обсуждении статей Карловицкого мирного договора (подписан 26 января 1699 г.).  Польша, воспользовавшись укреплением молдо-польских контактов (в 1698 г. даже появились планы включения Молдовы в Польско-Литовское княжество на равных с Литвой условиях [98]) вновь потребовала от Турции передать ей Молдову. Однако турки в своем ответе подчеркнули, что не могут этого сделать, так как турецко-молдавские договора (капитуляции) предусматривали целостность и полную автономию Молдовы. Кроме того, Молдова – это «принципат, который добровольно принял господство Блистательной Порты, она не была завоевана саблей». Польша согласилась с этим доводом и дополнительно отказалась в пользу Турции от 6 городов, завоеванных ею в Молдове [99].
            Таким образом, Карловицкий мир зафиксировал еще в конце 17 века применительно к Молдове теорию, известную в веке 20 как доктрина «ограниченного суверенитета».  Княжество сохраняло свой статус вассала по отношению к Турции, но пользовалось широкой автономией в экономике (если не считать все увеличивавшегося числа налогов, даней и просто поборов), внешней политике (ограничения касались только стран, являвшихся в данный момент противниками Османской империи, но и из этого правила делались, как мы видели, исключения), внутренней и кадровой политике – хотя господарь назначался и переутверждался Стамбулом, Турция не вмешивалась в кадровые перестановки в княжестве, турки, за исключением купцов и  гарнизонов в городах и райях, не имели права проживать в княжестве и т.д.  
Этот статус Молдовы был в целом подтвержден применительно к России и молдо-российским договором, подписанном Петром I 13 апреля 1711 г. в Луцке. Согласно ему,  Молдова переходила под протекторат России, которая гарантировала ее территориальную целостность, обязывалась не вмешиваться в ее внутренние дела, не допускать выплаты хараджа Турции, согласиться с установлением в княжестве наследственной власти рода Кантемиров, после упрочения положения в стране вывести из Молдовы свои войска. (При этом резко ограничивались права господаря в отношении бояр). Русские не имели права быть назначенными на государственные должности, жить в Молдове, жениться, покупать поместья и т.д [100].
В общем статус Молдовы, на который согласился Петр I, в очень многих пунктах совпадал с предоставленным ей Турцией после 1538 г. Некоторые пункты его (если бы они были претворены в жизнь) существенно способствовали развитию экономики Молдовы – например, отмена хараджа, прекращение произвольной смены правителей, что повлекло бы за собой установление политической стабильности. Некоторые закрепляли статус-кво (например, размер молдавской армии, как и при турках, ограничивался 10 000 человек). Но, как и в молдо-российском договоре 1656 г. в нем был преднамеренно опущен пункт о самостоятельной внешней политике Молдовы, что делало княжество фактически государством-протекторатом России и существенно урезало ее суверенитет. Несмотря на поражение России в русско-турецкой войне 1710-1711 г., в среде молдавского боярства с этого времени начинает заметно усиливаться роль пророссийской группировки в сравнении с проавстрийской, протурецкой и пропольской.
            Война 1710-1711 гг.  и переход господаря Молдовы Д.Кантемира на сторону России стал серьезным уроком для османской администрации, предполагавшей даже сразу после войны с Россией сделать Молдову турецким пашалыком, но из опасения перед Россией отказавшейся от этих планов [101].  Начиная с 1711 г. в Молдове был учрежден фанариотский режим, возглавлявшийся представителями наиболее видных греческих, боярских и купеческих родов (Маврокордаты, Гики, Раковицы, Суцу, Каллимаки и др.). При их правлении под давлением Турции резко сузилась автономия Молдовы, господари приравнивались к обычным губернаторам турецких провинций (но княжество так никогда и не было объявлено пашалыком), которые официально назначались и смещались по прихоти султана.
 Экономическая и финансовая самостоятельность Молдовы также была резко сокращена  и существовала лишь в той мере, в которой не противоречила указаниям Стамбула [102]. Вырос объем натуральных трудовых повинностей (в больших количествах в Турцию вывозились  зерно, скот, лес, рыба, селитра, причем по ценам гораздо ниже рыночных. Однако определенная свобода в этой области все же существовала – после удовлетворения заказов сюзерена Княжество имело право вести свободную торговлю с другими странами. Но так как Молдова должна была обеспечивать  зерном и гарнизоны крепостей, то его нередко не хватало, и господари закупали зерно за границей [103].
В военном отношении возможности господарей были сведены только к командованию гвардией (охраной). Господари могли собирать войско в 7-8 000 человек только в случае войны и лишь в качестве вспомогательной армии. Поэтому в случае вторжения эти части не могли оказать врагу серьезного сопротивления [104].
Резко сократились в период 1711-1774 гг. до контролируемого турками уровня и внешнеполитические контакты. Князья-фанариоты, в отличие от периода до 1711 г., не заключали секретных договоров и не вели переговоров с другими странами о совместной борьбе с Турцией, исполняя все указания последней. Однако некоторые исключения были. Так, Николае Маврокордат всячески сопротивлялся созданию в 1715 г. турецкой райи в Хотине, а Григоре Гика III – передаче Буковины Австрии в 1775 г. (что стало одной из причин его казни в 1777 г.) [105].  Кроме того, начиная с русско-турецкой войны 1735-1739 гг. берет начало практика использования султанами Молдовы в качестве посредника при переговорах с европейскими державами и Россией ( в частности, в 1737 г. с Россией) [106]. В то же время процедуры назначения и отстранения господарей, сильно отличавшиеся от назначения руководителей пашалыков, должны были подчеркивать особый вассальный статус Молдовы в составе Османской империи [107].  Поэтому можно сделать вывод, что несмотря на сильные ограничения своего суверенитета, имевшие место после 1711 г., Молдове удалось сохранить свой прежний статус вассально-зависимой территории под сюзеренитетом Турции [108].
            Заметное урезание суверенитета Молдовы немедленно отразилось и на отношении к Молдове других государств. Так, 10 января 1717 г. австрийский отряд при поддержке части молдавского боярства предпринял попытку государственного переворота, намереваясь захватить в плен господаря Михая Раковицэ. Последний, однако, успел вызвать татар, отбивших нападение (но по возвращении ограбивших страну) [109].
            Борьба между Россией, Австрией и Турцией за обладание Молдовой продолжалась и в ходе русско-турецкой войны 1735-1739 гг. В ходе Немировского мирного конгресса (1737) Россия  потребовала независимости Молдовы и Мунтении, но под российским протекторатом. В ответ Австрия выставила свои условия заключения мира – по принципу «uti possidetes» (т.е. статус-кво на момент заключения мирных договоров), согласно которым Молдова и Мунтения отходили в ее состав. Турция не согласилась и война продолжалась [110]. В сентябре 1739 г. русская армия  захватила Яссы. Ее командующий Б.К.Миних  потребовал от молдавских бояр подписать договор из 12 условий, согласно которому Молдова как де-факто, так и де-юре становилась частью России: Анна Ивановна становилась государыней Молдовы, доходы княжества отходили в собственность России, свободы и вольности боярам предоставлялись по желанию императрицы, правда, бояре и духовенство должны были подчиняться молдавским законам, на котором основывалось и судопроизводство [111]В случае реализации этого плана Молдова превращалась в простую русскую провинцию со слабыми признаками автономии.  Угрожая сжечь Яссы, Миних заставил бояр подписать этот документ. Он не вступил в силу лишь потому, что в сентябре 1739 г. Австрия успела заключить сепаратный мир с Турцией и возникла опасность совместного выступления этих стран против России [112]. Из-за этого России не удалось закрепить достигнутые успехи, а ее армии пришлось покинуть Молдову.
            В ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. территория Молдовы, благодаря успехам русской армии, на протяжении 5 лет (1769-1774) управлялась русской военной администрацией. Под давлением Австрии и Англии Россия и Турция провели длительные переговоры в Фокшанах и Бухаресте при посредничестве Австрии и Пруссии. Представители Молдовы и Мунтении потребовали предоставления княжествам независимости под гарантией Австрии, России и Пруссии (с последующим объединением княжеств). Однако их заявление не было принято во внимание. Тем не менее в ходе Бухарестского конгресса (октябрь 1772- март 1773 гг.) Россия согласилась оставить княжества в составе Турции на правах автономии [113].
            После новых побед России Турция была вынуждена согласиться на подписание Кучук-Кайнарджийского мира (10/21 июля 1774 г.). Турция, в частности, признала право России, граница которой теперь проходила по Южному Бугу, на покровительство православию,  открытие консульств в зависимых от Турции землях. Туркам запрещалось селиться в Молдове. Христиане из нее могли переселяться в другие страны и не могли быть подвергнуты репрессиям за участие в войне на стороне России. Господарь мог быть назначен или сменен Турцией лишь с согласия России. Объем хараджа становился фиксированным. Жители княжества освобождались от податей на 2 года. Под управление княжества возвращалась территория райи. Россия получила также право выступить в защиту жителей княжества [114].
            По нашему мнению, этот мир фактически восстановил режим двойного протектората над Молдовой – Турции и России. Право России участвовать в назначении и смещении господарей и выступать в защиту жителей Молдовы, запрет на преследования турецкими властями жителей Молдовы, воевавших против Турции ограничили возможности Османской империи как сюзерена Молдовы. Но поскольку за исключением названных пунктов, внешняя и внутренняя политика в целом направлялись Турцией, то можно сказать, что Россия обрела роль младшего, а Турция – ведущего сюзерена Молдовы. Кроме того, определенные возможности влиять на политику княжества получили, благодаря праву открывать в нем консульства, и другие европейские государства.  Тем самым, несмотря на контроль Турции за внешней политикой княжества, признавался его ограниченный государственный суверенитет на международной арене. Это положение было закреплено султанским хаттишерифом (сентябрь 1774 г.), признавшим условия Кучук-Кайнарджийского мира, подтвердившим  древние привилегии княжества и расширившим список товаров, которые Молдова могла продавать в порядке свободной торговли [115]. Положения этого хаттишерифа были, в свою очередь, подтверждены Айналы-Кавакской конвенцией (март 1779), но с ограничениями экономических интересов Турции в Молдове. Турция, в частности, обязалась взимать налоги только в деньгах, харадж – раз в 2 года, прекратить вмешиваться во внутреннюю политику княжества. Представители господарей при дворе султана получали статус официальных поверенных в делах княжества в Порте, уполномоченных защищать интересы Молдовы. Турция также вернула Молдове 15 сел на северной границе последней, образовавших т.н. Хотарничанский цинут. Положения конвенции были окончательно закреплены султанским указом от 28 декабря 1783 г [116].
            В соответствии с положениями конвенции уже в декабре 1779 г. было учреждено генеральное консульство России в Молдове, Мунтении и Бессарабии с резиденцией в Бухаресте. Из-за противодействия европейских держав и самой Турции фактически оно приступило к работе в 1782 г. Позже были открыты также австрийское (1783) и прусское (1786) консульства [117]. Открытие консульств в Молдове означало окончательный переход на новые формы дипломатических взаимоотношений: если ранее княжество поддерживало связи с другими странами путем посылки туда время от времени своих представителей (часто – тайно от Турции) с определенными целями, а иногда и принимала таковые, как во время контактов с Россией в 1654-1656 гг., то теперь в княжестве на постоянной основе стали создаваться консульства европейских держав. Кроме того, Турция после 1774 г. старалась использовать господарей Молдовы и Мунтении в качестве разведчиков, посредников в своих отношениях с европейскими странами, что позволило господарям самостоятельно устанавливать дипломатические связи с европейскими странами и использовать их для укрепления собственной власти [118].
В то же время создание консульств (а не посольств) окончательно закрепило в  Европе статус Молдовы как государства-вассала Турции, решать судьбу которого можно и без его согласия, путем договора с его сюзереном. Это отношение к Молдове, возникшее в Европе после 1711 г. наглядно продемонстрировала Австрия, оккупировавшая в 1774 г. Буковину в виде платы за якобы оказанную Турции дипломатическую помощь при заключении при заключении Кучук-Кайнарджийского мира. Подписав Конвенцию от 7 мая 1775 г., Турция признала этот захват и древнее ядро Молдавского княжества с его исторической столицей Сучавой вплоть до 1918 г. находилось в составе Австрии: до 1786 г. под управлением военных властей, а затем в составе провинции Галиция [119].
Такое же отношение к Молдове продемонстрировала и Россия. Планируя в перспективе распад Османской империи, Екатерина II в начале 1780-х гг. в переписке с австрийским императором Иосифом II выдвинула идею т.н. «Греческого проекта»: после развала Турции, на который рассчитывали обе эти державы, создавалась «Греческая (Восточная) империя» во главе с внуком царицы великим князем Константином Павловичем. Молдова, Мунтения и Бессарабия (причерноморские степи, контролировавшиеся с 1538 г. турками) должны были объединиться в единое буферное между тремя империями государство Дакия во главе с наследственным правителем (предлагался Григорий Потемкин) с границами по Днестру, побережью Черного моря, рекам Олт и Дунай до устья последнего и Буковины [120]. Как нетрудно предположить, в случае своего создания такое государство не только оказалось бы полностью подчиненным России через ее ставленника Г.Потемкина, но и сугубо временным государственным образованием, просуществовало бы ровно столько времени, сколько пожелала бы Россия,  а затем в процессе ее дальнейшего расширения было бы неизбежно поглощено ею. «Греческий проект» практически усовершенствовал план Миниха, который тот в 1739 г. заставил подписать молдавских бояр, отодвинув занятие Россией территории Молдовы на будущие времена, когда Россия в должной мере окрепнет.  Россия еще раз подтвердила, что не признает Молдову государством, а просто территорией, временно управлявшейся Турцией. В этих условиях консульства, учрежденные в Молдове, становились для Европы в целом и России в частности обычной декорацией.
Названный план Россия попыталась претворить в жизнь в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг [121]. Однако успехи русских войск, в особенности взятие ими сильнейшей европейской крепости того времени – Измаила (11 декабря 1790 г.) из-за вмешательства европейских держав вновь были сведены на нет. Пруссия и Англия (угрожавшая даже блокировать Петербург с моря) заставили Россию отказаться от планов захвата Молдовы и Мунтении, ограничившись лишь оккупацией территории до Днестра. Ясский мир, заключенный между Россией и Турцией 29 декабря 1791 г./9 января 1792 г. подтвердил все положения Кучук-Кайнарджийского мира, Айналы-Кавакской конвенции и фирмана султана от 1783 г. Кроме этого, Турция приняла на себя обязательства не требовать с населения контрибуций и платежей, освободить его на 2 года от налогов, а желающим свободно выехать разрешить сделать это в течение 14 месяцев с момента подписания этого договора [122].
Однако вскоре после заключения этого мира политическая обстановка вокруг Молдовы стала быстро меняться. Пруссия, втянутая в войну с революционной Францией, утратила интерес к Молдове, и ее консульство в дальнейшем не играло существенной роли в княжестве. Англия, Австрия и Россия заключили между собой союз против Франции, на которую уже давно ориентировалась Турция. Сознавая геостратегическое положение Молдовы в борьбе с Россией и Австрией, Франция добилась в 1796 г. от Турции учреждения своего консульства в Молдове [123]. Но из-за оккупации французскими войсками территорий в бассейне Средиземного моря, принадлежавших Турции, последняя вынуждена была сблизиться с Россией против Франции и заключить с ней в декабре 1798 г. оборонительный союз. Одним из последствий этого акта стала ликвидация французского консульства в Молдове [124]. Впрочем, уже в 1802 г. был заключен турецко-французский договор, на основании которого французское консульство в 1803 г. возобновило свою деятельность в Молдове [125].
Тем не менее за этот 4-летний период Россия укрепила свои позиции в княжестве путем подписания султанского фирмана и специального русско-турецкого соглашения (1802-1803 гг). Турция подтвердила право России защищать перед ней свои интересы в княжествах, установила 7-летний срок правления господарей (он мог быть смещен лишь в случае совершения тяжкого преступления, признанного обеими сторонами) [126].
Подстрекаемое собственными  реваншистами, султанское правительство нарушило условия этого договора, самовольно сместив в угоду Франции в августе 1806 г. господарей Молдовы (Александру Морузи) и Мунтении (Константина Ипсиланти). Россия воспользовалась этим шагом, чтобы объявить в ноябре того же года войну Турции, несмотря на то, что последняя уже в октябре 1806 г. отменила свое решение о смещении господарей [127].
В ходе наступления русской армии в ноябре-декабре 1806 г. Молдова и Мунтения были оккупированы.  Господарь Молдовы Александру Морузи бежал в Турцию. Этот момент российские власти сочли подходящим для реализации уже известного нам «Греческого проекта» об образовании марионеточного государства между Россией и Турцией. 15/27 декабря 1806 г. единым владетелем Молдовы и Мунтении  был провозглашен тогда же вступивший вместе с русской армией в Бухарест господарь Мунтении Константин Ипсиланти. Но он не пользовался авторитетом у местного боярства, а кроме того, вскоре поссорился с представителями русского военного командования, в результате чего уже в феврале 1808 г. был смещен с престола Александром I [128]. Единственное серьезное решение, которое было при нем реализовано, было подчинение территорий бывших турецких раий единому княжескому дивану [129].
Быстрые успехи русских войск и ссора с К.Ипсиланти заставили Александра I поменять свои планы. Он отказался от идеи марионеточного государства, рассчитывая закрепить за собой земли до Дуная (чем вновь вернулся к старой миниховской идее) и заручился в этом поддержкой Франции на встрече с Наполеоном в Эрфурте. Опираясь на согласие Франции, Александр I нарушил условия Слобозийского перемирия с Турцией (1807) о выводе войск из Молдовы и Мунтении. Но война с Турцией затянулась, усиливалась и угроза войны одновременно и с Францией. И поэтому, несмотря на победы над турецкими войсками (в частности, при Слобозии и Рущуке (ныне Русе – Болгария) в 1811 г.), Александр I, опасаясь войны на два фронта, был вынужден отказаться от границы по Дунаю и согласиться «передвинуть» ее на реку Прут, что и зафиксировал Бухарестский мир (16/28 мая 1812 г.) [130].
Согласно этому документу, разделившему почти надвое Молдавское княжество, к России отошла восточная часть Молдавского княжества – территория между реками Прут, Днестр и Дунай (по Килийскому  гирлу) и Черным морем, названная российскими властями в 1813 г. Бесcарабией (51000 кв.км.) с крепостями Хотин, Бендеры, Аккерман, Килия и Измаил. Западная часть княжества, сохранившая прежнее название – Молдова и прежние, данные турками привилегии, оставалась в составе Турции [131].
Учитывая, что Молдова вплоть до 1812 г. являлась хоть и автономным, но все же государством в составе Османской империи, что было признано и Европой, некоторые государства которой, как мы видели, учредили здесь свои консульства, есть все основания для того, чтобы считать как действия Австрии в 1774-1775 гг., приведшие к оккупации ею Буковины, так и действия России в 1806-1812 гг., приведшие к Бухарестскому миру и расчленению исторической территории Молдавского княжества аннексией (т.е. «видом агрессии, насильственным присоединением (захватом) всей или части другого государства или народности» [132].
Помимо этого, Турция, как и в 1538 г. (при формировании первых райатов), а также в 1775 г., в случае с Буковиной, в 1812 г. вновь превысила свои полномочия сюзерена, нарушила древние привилегии Молдовы, установленные в 1513 и 1529 гг., которые в 1698-1699 гг., как уже говорилось, даже вызвали польско-турецкую борьбу за Молдову. Как и в 1812 г., пунктом преткновения здесь стало положение о том, что сюзерен не имеет право передавать кому-либо земли своего вассала. Поэтому законность положений Бухарестского договора, заключенного 16/28 мая 1812 г., можно поставить под сомнение.
Отрицательно относились к Бухарестскому договору даже в советский период. Так, академик А. Лазарев писал: «Даже при всем том неоспоримом факте, что Восточная Молдавия, присоединившись к России, оказалась в условиях неизмеримо более благоприятных, чем Западная (Запрутская) Молдавия…расчленение хозяйства страны и народа на две части трудно причислить к факторам положительным» [133].
Итак, в 1812 г. Россия с согласия сюзерена Молдавского княжества – Османской Порты аннексировала восточную часть Княжества, превратив ее в одну из окраинных российских провинций. В то же время следует отметить, что этот акт не вызвал какого-либо противодействия со стороны европейских держав в 1812 г., он даже не обсуждался на Венском конгрессе, прошедшем по окончании наполеоновских войн, в 1814-1815 гг (поскольку такие аннексии тогда были не в новинку), и таким образом, Европа молчаливо признала Пруто-Днестровский регион частью России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий