Пушкин и масонство
Связь Пушкина с масонством до сих пор является предметом ожесточенных споров. Есть немало исследователей, утверждающих, что Пушкин и не являлся никогда масоном, а сведения о его масонстве ложны и выдуманы специально для того, чтобы опорочить великого русского поэта, именуемого ими «Пушкин - это наше все». Немало и таких ученых, которые признают членство Пушкина в масонстве, но считают этот факт случайным, никак не отражающим истинные взгляды поэта, и являющимся примером только разнообразности интересов поэта. Между тем контакты Пушкина с масонством не ограничиваются только членством в кишиневской ложе «Овидий-25». Все намного сложнее и глубже.
Пушкин просто не мог не быть масоном. Интеллектуальная среда, в которой воспитывался поэт, была пропитана масонскими идеями. В доме постоянно читали журналы масонов Н.Новикова и И.Лопухина, издания А.Лабзина и П.Бекетова. Масонство было важнейшей составной частью российской культуры конца XVIII века, оно было мощным источником философских и творческих идей, целостным миросозерцанием. К тому же русское масонство сильно отличалось от своего западного варианта, оно было одновременно и альтернативой и вызовом как религиозному догматизму, так и дерзости вольтерьянства.
Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, типичный вольтерьянец XVIII века, в 1814 году вступает в Варшаве в масонскую ложу «Северного Щита», в 1817 году мы видим его в шотландской ложе «Александра», затем он перешел из нее в ложу «Сфинкса», в 1818 г. исполнял должность второго стуарта в ложе «Северных друзей». Не менее деятельным масоном был и дядя поэта — Василий Львович Пушкин. В масонство он вступает в 1810 году. Начиная с этого времени имя его встречается в списках ложи «Соединенные друзья». Затем он именуется членом Петербургской ложи «Елисаветы к Добродетели», а в 1819-20 году состоял секретарем и первым стуартом в ложе «Ищущих Манны».
Молодой поэт рано стал проявлять интерес к философским наукам. Уже в 1811 году он увлекся мартинизмом, в том же году по совету масона А.И.Тургенева поступил в Царскосельский лицей, созданный по идее масонов М.М.Сперанского и А.К.Разумовского. Директор лицея В.Ф.Малиновский и многие профессора также были членами масонских лож и со значением называли себя «детьми вдовы».
«Царскосельский лицей, — как утверждает с восторгом Б. Мейлах — автор вступительной статьи к первому тому стихотворений Пушкина вышедших в серии “Библиотека Поэта” (советское издание), — превратился на деле в один из центров воспитания молодежи в духе политического вольномыслия. Директор лицея В. Ф. Малиновский и профессор нравственных наук А. П. Куницын внушали воспитанникам критическое отношение к самодержавно-крепостническому строю. Под влиянием Малиновского и Куницына в близком им духе строили свои лекции и другие профессора, В лицейских лекциях осуждался деспотизм и пропагандировались идеи политической свободы как необходимого условия расцвета культуры, науки и искусства. Одной из основ лицейского быта являлось равенство воспитанников независимо от происхождения и от чинов их родителей. Большое распространение среди лицеистов имела потайная политическая литература. Все это придавало особый характер лицею: не случайно воспитанники именовали это заведение в письмах и рукописных журналах «Лицейской республикой». Несколько преподавателей лицея были масонами и вольтерьянцами. Преподаватель Гауэншильд состоял в той же самой ложе иллюминантов «Полярная Звезда», в которой одно время состоял и М. Сперанский. Профессор Кошанский был членом ложи «Избранный Михаил» членами которой также были Дельвиг, Батенков, Бестужев, Кюхельбекер, Измайлов. Нравственную философию и логику Куницын излагал в духе французской просветительной философии. Написанная в 1821 году Куницыным книга была охарактеризована как принадлежащая к политическому направлению «противоречащему истинам христианства, и клонящаяся к ниспровержению всех связей семейственных и государственных». «Марат, — писал далее в том же отзыве Рунич, — был не кто иной, как искренний и практический последователь науки, которую преподает Куницын». Французский язык в лицее преподавал... родной брат знаменитого тирана французской революции... Марата. Принадлежавшая лицею библиотека была приобретена в свое время Екатериной II ни у кого иного как у самого... Вольтера. Можно себе представить какой состав книг был в этой библиотеке?!.
Царскосельский лицей подготавливал лицеистов не столько к государственной службе, сколько ко вступлению в тайные противоправительственные общества. Автор записки «Нечто о Царскосельском лицее и духе его» Н.Шильдер сообщает, что лицейским духом называется такое направление взглядов когда «Молодой вертопрах должен при сем порицать насмешливо все поступки особ, занимающих значительные места, все меры правительства, знать наизусть или самому быть сочинителем эпиграмм, пасквилей и песен, предосудительных на русском языке, а на французском знать все дерзкие и возмутительные стихи и места из революционных сочинений. Сверх того он должен толковать о конституциях, палатах, выборах, парламентах, казаться неверующим христианским догматам, а больше всего представляться филантропом и русским филантропом». Приходится ли после этого удивляться, что Пущин, Кюхельбекер и другие воспитанники лицея стали декабристами?!
Позже А.А.Дельвиг и В.К.Кюхельбекер окажутся в элитной петербургской ложе «Избранного Михаила» вместе с Ф.Глинкой, Н.Гречем, М.Загоскиным, братьями Брюлловыми. Никита Муравьев и Илья Долгоруков вместе с Н.И.Тургеневым окажутся в ложе «Трех добродетелей». Гравер Н.Уткин, автор известного портрета Пушкина, будет «обрабатывать камень» в ложе «Орфей». Это – не просто перечень имен и фамилий, это ближайшее окружение поэта, люди, с которыми он или часто виделся, или, позднее, состоял в переписке. Не участвуя формально в работах ни в одной из лож, он постоянно находился в обществе масонов, участвовал в их беседах, поэтому символика ложи и масонского ритуала была также понятна ему, как и окружающим. В конце концов, в сентябре 1818 года Пушкин подал прошение о приеме в ложу «Трех добродетелей» в Санкт-Петербурге, но ему было отказано. В беседе с Николаем I в 1825 г. Пушкин, рассказавший впоследствии об этом факте графу Струтынскому, заявил царю: «Я никогда не был врагом моего Государя, но был врагом абсолютной монархии». Несомненно, что и этот ответ – следствие Царскосельского воспитания.
Тем не менее, нельзя сказать, что масонская символика часто появляется в его поэзии. Чаще всего он прибегает к ней, когда обращается к члену братства. Таково «Послание в Сибирь», явно адресованное посвященным масонам. «Звезда пленительного счастья», «Свобода» принимающая пленников «у входа», и братья, отдающие им воплощение власти, меч, - все это символы, абсолютно понятные посвященному в братство. Куда сложнее символика «Пророка», вероятно, самого масонского стихотворения поэта. В нем угадывается церемония масонского посвящения: отверзаются и становятся всевидящими глаза, вместо «грешного языка» в уста вкладывается «жало мудрыя змеи», вместо сердца в грудь вкладывается горящий уголь, пророк возвращается к жизни по зову Бога...
Масонская символика проглядывается и в других произведениях поэта: «Вакхической песне», «Страннике», «Повестях Белкина» и, конечно, в «Маленьких трагедиях». «Моцарт и Сальери», неоднозначно воспринятая современниками, выражала глубокие раздумья поэта не только сути творчества, но и отношениях внутри масонства. Если столь разные люди состоят в одном братстве, то горе братству - правильные сальери всегда возьмут верх над неправильными моцартами. Эту мысль, видимо, и зашифровал Пушкин в сцене отравления Моцарта: ведь как человек, интересовавшийся и хорошо знавший историю, он не мог не знать настоящей причины смерти великого музыканта.
После аннексии Восточной Молдовы, названной царской Россией «Бессарабией» в 1812 г. начинается новый этап истории молдавского масонства, основанного еще в 1733 г. Весной 1821 г. под покровительством Великой ложи «Астрея» (основана в 1815 г. в Петербурге) в Кишиневе началась подготовка к созданию новой масонской ложи. Она получила порядковый номер 25 и в честь римского поэта Овидия, отбывавшего ссылку на берегах Черного моря, была названа «Овидий-25». Кишиневская ложа была торжественно открыта 7 июля 1821 г. по адресу ул.Кациковская,2 (впоследствии ул.Олега Кошевого, ныне ул. Б.П.Хашдеу). Руководителем ее стал генерал П.Пущин. В нее вошли ряд будущих декабристов, таких, как В.Ф.Раевский.
Среди них был великий русский поэт А.С.Пушкин, прибывший в Кишинев, согласно рассекреченным еще в 2002 г. архивам МИДа России, оглашенным тогдашним послом России в Молдове П.Петровским, как командированный чиновник этого ведомства и получал за службу соответствующее жалованье(а не в ссылку, как это утверждалось). Принимая во внимание, что в 1820 г. началась революция в Испании, и готовилась революция в Дунайских княжествах (обо всем этом царское правительство было достаточно хорошо осведомлено), можно с достаточной долей вероятности заявить, что Пушкин прибыл в Бессарабию как в пограничный край России с целью выяснения, кто из местной знати сочувствует потенциальной революции и готов в ней участвовать. Пушкин вступил в кишиневскую ложу в нее еще в период ее формирования (Пушкин в своем дневнике даже указывает точную дату – 4 мая 1821 г.)
Однако некоторые руководители «Астреи» во главе с генералом Е.Киселевым, заместителем руководителя этой ложи (заместителем Великого Мастера) относилось крайне скептически к необходимости ее создания в Бессарабии. Лишь преодолев сопротивление последнего, 7 октября 1821 г. «Овидий» получил патент о своем создании от «Астреи». 10 октября 1821 г. великий секретарь «Астреи» Т.Вевелл официально закрепил за «Овидием» порядковый №25. После утверждения ложи Пушкин написал стихи, обращенные к генерал-майору П.С.Пущину, бывшему тогда Досточтимым мастером ложи «Овидий»:
… И скоро, скоро смолкнет брань
Средь рабского народа,
Ты молоток возьмешь во длань
И возгласишь: свобода!
Хвалю тебя, о верный брат,
О временщик почтенный!
О Кишинев, о темный град,
Ликуй, им просвещенный!
Существовать кишиневской ложе пришлось недолго. Царь Александр I, некогда оказывавший открытую поддержку масонам, после похода русской армии на Запад (1813-1815 гг.) постепенно изменил свое мнение и начал готовить репрессивные меры против них. Уже в ноябре 1821 г. начальник Генштаба русской армии князь П.Волконский приказал военному губернатору края генералу И.Инзову проверить, работают ли в Кишиневе и Измаиле масонские ложи. В Кишиневе под подозрение Генштаба попал князь Суцу, а в Измаиле – генерал Тучков. Инзов, сам масон, естественно, дал Волконскому ответ, выгодный масонам. Инзову, однако, в Петербурге не поверили. В конце ноября 1821 г. для новой проверки в Кишинев был направлен начальник штаба русской армии, расквартированной в Тульчине, генерал П.Киселев. Видя, что положение осложняется, Пущин 9 декабря 1821 г. вывез все имущество ложи из дома Кацики к себе, откуда оно попало к Пушкину. После своего отъезда из Бессарабии в 1823 г. Пушкин перевез бывшее имущество ложи в с.Михайловское, куда был сослан в том числе за участие в масонстве. Судьба его в дальнейшем неизвестна. Не исключено, что прибытие спустя более чем десятилетие в Россию будущего убийцы Пушкина Ж.Дантеса было связано и с необходимостью для масонства выяснить, куда пропали предметы масонского ритуала.
1 августа 1822 г. специальным указом Александра I масонство в России было запрещено, а его члены вновь подвергнуты репрессиям. Когда генерал Пущин написал прошение об отпуске, он получил в ответ приказ об отставке, а на просьбу позволить выехать лечиться на европейские курорты получил резкий отказ. Вскоре после этого был арестован майор В.Ф.Раевский, также состоявший в ложе «Овидий». Пушкин впоследствии писал, что непосредственным толчком к запрету масонства в России послужило именно неоднозначное отношение к созданию «Овидия» среди членов «Астреи», вышедшее за пределы внутримасонских проблем и ставшее каким-то образом достоянием царских властей.
После восстания декабристов (14 декабря 1825 г.), подготовку которого Пушкин вначале поддерживал, поэт резко изменил свою позицию, сделавшись сторонником укрепления монархизма и исторической России. Он стал высказываться о масонстве достаточно резко, считая его врагом российского государства. Все это не могло вызвать к нему симпатии масонов. Сохранилось немало свидетельств, когда масоны, и в их числе, например, шеф 3-го Отделения граф Бенкендорф, стали выражать враждебное отношение к Пушкину. Однако после его гибели на дуэли с Ж.Дантесом, который также принадлежал к масонству (его французской ветви), на похоронах поэта его близкий друг князь Вяземский положил в гроб Пушкину белую масонскую перчатку, ритуально прощаясь с почившим братом. На наш взгляд, это говорит о том, что даже в те годы масоны видели в А.С.Пушкине своего брата, пусть даже и «заблудившегося».
Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории
Комментариев нет:
Отправить комментарий