суббота, 8 января 2011 г.

О запрете ПКРМ

Запрет ПКРМ: несбыточные мечты или предстоящая реальность


            Еще до проведения последнего тура президентских выборов в Молдове (7 декабря 2009) некоторые политические деятели нашей страны стали делать заявления  о том, что если президент из-за обструкции ПКРМ так и не будет избран, то в качестве санкции за это может последовать запрет этой партии, а также люстрация государственных служащих на предмет принадлежности к ней – с последующими «оргвыводами». Несколько позже, в январе 2010 г. и.о президента Молдовы Михай Гимпу своим указом образовал   известную Комиссию для изучения и оценки тоталитарного коммунистического режима в Молдове. По мнению ряда аналитиков, одной из целей ее создания, помимо осуждения деятельности коммунистических властей республики в 1940-1991 гг., является обоснование последующего запрета деятельности ПКРМ, либо ее символики в стране, чтобы вынудить ее сменить название и символику.
            Надо сказать, что в последние полвека накопился довольно богатый опыт запрета деятельности левых партий. Так, в ФРГ в сентябре 1950 г., был издан чрезвычайный акт, который запрещал коммунистам состоять на службе в государственных учреждениях ФРГ. В соответствии с этим члены КПГ подлежали «немедленно­му отстранению от федеральной службы, причем чиновники пожизнен­но». В августе 1951 г. был принят закон, вписавший в УК ФРГ новый состав (§ 90-а), предусматривающий уголовную ответственность за создание объединений, «цель и деятельность которых направлена про­тив конституционного строя или идеи взаимопонимания народов».  
Сформулированный крайне расплывчато, этот состав преступления открыл органам юстиции полную свободу в борьбе с коммунистическими организациями. Кроме того, уголовная ответственность предусматривалась и «за распространение и поддержку устремлений таких объединений». В этих условиях вскоре   начался процесс против КПГ, имевшей целью запретить партию, объявив ее существование и деятельность антикон­ституционными. Во время процесса двое из представителей КПГ — И. Ледвон и Ф. Рише — содержались под стражей и доставлялись на заседания из тюрьмы, подвергаясь всякий раз обыскам, а председатель правления КПГ М. Рейман и член правления В. Фиш с 1951 г. находились под угрозой ареста, и только в ноябре 1954 г. федеральная судебная палата, издавшая при­каз об их аресте, разрешила им «свободно передвигаться» на время слу­шания дела в ФКС, при условии, однако, не покидать пределы г. Карлс­руэ и не делать никаких публичных заявлений.  ФКС из учения о диктатуре пролетариата, которое предполагает свержение находящегося у власти пра­вительства исключительно насильственным путем выводил подрывные устремления коммунистов Германии.
Другой аргумент правительства и суда, выдвинутый в обоснование решения, также связан с отсутствием конкретных фактов, свидетель­ствовавших об антиконституционных целях и действиях КПГ. Стремясь восполнить этот пробел, суд поддержал тезис правительства о том, что наиболее тяжким посягательством на строй ФРГ представляется про­ведение коммунистами народных опросов. Суд объявил эту форму анти­конституционной, поскольку она предполагает непосредственное участие народа в формировании государственной политики, что якобы нарушает идею «представительной демократии».
 На основании всего этого решением Федерального конституционного суда ФРГ КПГ была  17 августа 1956 г. запрещена, а вскоре после вступления в силу (1 января 1957 г.) соглашения о при­соединении Саара к ФРГ министерство внутренних дел предписало компетентным органам земли Саар распустить в соответствии с реше­нием о запрете КПГ и Коммунистическую партию Саара. В ответ на два запроса КП Саара ФКС вынес 21 марта 1957 г. решение, которым определил, что КП Саара явля­ется «заменяющей КПГ организацией», а потому подлежащей немед­ленному роспуску. КПГ вновь стала легальной партией только в 1981 г. Однако в  Германии продолжает действовать  "беруфсфербот" — запрет на продвижение по должности для коммунистов в государственном аппарате.
В последующие несколько десятилетий в Европе почти не было случаев запрета каких-либо политических организаций, и в том числе партий, кроме откровенно террористических, вроде баскской ЭТА в Испании и ОАС во Франции (да и то ряд деятелей ОАС были помилованы уже к концу 1960-х гг.).
Но с развалом СССР и резкой политической и идеологической переориентацией бывших стран СЭВ на Запад идея запрета компартии и ее символики воскресла. В таких странах, как Латвия, Литва, Эстония, Румыния,  законодательство запретило деятельность Компартий, или создало множество трудностей для их легализации. В Латвии местная компартия была переименована сначала в Союз Коммунистов, потом в  Социалистическую партию, так и не ставшую серьезной силой. В этой стране бывшим членам КПЛ запрещено избираться в сейм и муниципалитеты, а коммунистам-негражданам запрещена натурализация. В Литве КПЛ распалась на две части. Одна превратилась в социал-демократическую Демократическую партию труда и успешно существовала и в независимой Литве, ее лидер Альгирдас Бразаускас был  президентом страны. Сторонники промосковской линии, создавшие в 1990 г. КПЛ на платформе КПСС, стали обоснованно подвергаться преследованиям, так как не признавали государственность Литовской республики (как и их латышские коллеги) и ушли в подполье.  За поддержку московских путчистов еще в 1991 г. председатель коммунистической партии Литвы Миколас Буракявичюс был арестован в Белоруссии, вывезен в Литву и отбывает   12 лет тюрьмы за это преступление. Вместе с ним были осуждены и его бывшие сподвижники  Юозас Куолялис и Юозас Ермалавичюс (8 лет).  В Эстонии КПЭ также разделилась на сторонников и противников независимости. Сторонники независимости во главе с бывшим первым секретарем ЦК Вайно Вялясом (1988-1990) создали Компартию Эстонии (самостоятельную), переименованную в 1992 г. в Демократическую партию труда (с 1998 г.- Социал-Демократическую партию труда, а с 2004 г. – в Левую партию),  поначалу даже представленную в Европарламенте. Но вскоре партия потеряла почти все влияние и слилась в 2008 г. с Конституционной партией в Объединенную Левую партию. Просоветская часть бывшей КПЭ сохранила свое название, но также была запрещена и ушла в подполье, где действует и ныне.  В Польше была введена  13-я статья Конституции, которая отождествила коммунизм и фашизм. Прежняя ПОРП сделалась Социал-Демократической Рабочей партией, которая, однако, скорее напоминает по идеологии и практике воронинскую ПКРМ. В Венгрии было запрещено использование социалистической символики. Преемница бывшей ВСРП – Венгерская Коммунистическая рабочая партия, хотя и не запрещена, дважды раскалывалась и никогда не набирала более 4% голосов, а на по выборах 2006 г. получила и вовсе 0,41% голосов. В Чехии в 1993 г. был принят Закон о коммунистическом режиме, которым бывшая КПЧ была признана преступной организацией. Но закон не сработал, и сейчас правопреемница КПЧ в Чехии – Компартия Чехии и Моравии (КПЧМ) играет довольно значительную роль на политической арене этой страны. Но в феврале 2010 г. правящая Гражданско-демократическая партия сообщила, что передала в суд заявление о запрете КПЧМ.  В Словакии была попытка запрета слабой и невлиятельной Компартии Словакии до выборов 2002 г. В Болгарии бывшая БКП уже в начале 1990 г. была переименована в Социалистическую, которая не раз была у власти, но полностью исключила из своей программы марксистско-ленинскую концепцию, превратившись в обычную левую европейскую партию социал-демократического толка.  В Германии бывшая СЕПГ, еще в 1990 г. став Партией Демократического Социализма (после нескольких реорганизаций, слившись с несколькими партиями в 2008 г. стала Левой партией) и успешно проводит своих депутатов в Бундестаг и Европарламент, но также стала партией социал-демократического типа. В Румынии бывшая РКП была  запрещена Фронтом Национального Спасения в январе 1990 г. и с тех пор полностью исчезла в какой бы то ни было форме.
Поэтому в данном случае у власти есть немало примеров, которым можно последовать. Правда, запрещали в наше время и крайне правые партии (например, Рабочую партию Чехии – в 2010 г, за ее программу, которая предусматривает выход Чехии из Евросоюза и НАТО, запрет гомосексуальных союзов, отказ от поддержки иммигрантов, восстановление смертной казни, а также обязательную отметку о национальности в паспортах граждан), но это все же исключение из общего правила.
Свою позицию по вопросу запрета политических партий высказала и авторитетная Венецианская комиссия. Она выработала основные положения в области запрета политических партий и аналогичных мер, которые предусматривают право каждого гражданина вступать в политические партии. Любые   ограничения основных прав и свобод, реализуемых через деятельность политических партий, должны соответствовать положениям Европейской конвенции по правам человека и другим международным соглашениям не только в обычное время, но и в условиях чрезвычайных ситуаций. Запрет или принудительный роспуск политических партий могут быть оправданы только в случае, если эти партии проповедуют насилие или используют его в качестве политического средства для свержения конституционного демократического строя, ставя тем самым под угрозу права и свободы, закрепленные в Конституции. Поэтому Венецианская комиссия считает запрет или роспуск политических партий исключительными мерами с серьезными последствиями, которые должны использоваться крайне сдержанно при обязательном соблюдении принципа пропорциональности. Решение о запрете или роспуске должно быть принято судебным органом – Конституционным судом или иным судебным органом, с соблюдением всех гарантий справедливого, открытого и беспристрастного судебного разбирательства.
Помимо отмеченных выше обстоятельств, которые серьезно затрудняют процедуру запрета ПКРМ есть еще несколько, вес и значение которых в конкретных молдавских условиях, вероятно, больше всех остальных вместе взятых. Мы имеем в виду во-первых, менталитет жителей нашей страны. Он во многом ориентирован на Россию, страну, где левые взгляды традиционно очень сильны. Уже одно это говорит о том, что запрет ПКРМ приведет просто к тому, что на ее месте очень скоро возникнет совсем другая, возможно, не менее сильная партия, либо ПКРМ официально сменив вывеску, продолжит действовать уже в ранге гонимой партии (гонимых, как известно, привечают во многих странах. Молдова – не исключение).
Во-вторых, следует учесть ужасающее экономическое положение, в котором находится наша страна, и крайне низкий жизненный уровень ее населения. Они не идут ни в какое сравнение ни с одной из перечисленных выше стран. Если принять во внимание тяжелый экономический кризис, в котором находится Молдова, из которого мы выйдем неизвестно когда,  можно не сомневаться в том, что левые, протестные  и крайне левые взгляды неизбежно будут распространяться по стране, увеличивая число потенциальных и реальных сторонников ПКРМ или ее возможного преемника. До сих пор ПКРМ успешно играла роль «громоотвода», собирая голоса всех недовольных. В случае ее запрета мы столкнемся с тем, что сохранившие верность партии члены уйдут на нелегальное положение, подрывая своими действиями и так далеко не лучший имидж АЕИ у населения, которое начнет «леветь» еще быстрее, чем в период существования ПКРМ. Последствия этого предсказать нетрудно. Поэтому запрет ПКРМ может оказаться  даже опаснее, чем ее легальное существование. Мы полагаем, что лидеры АЕИ сознают эту опасность и постараются избежать ее.

                                               Руслан ШЕВЧЕНКО





            

Комментариев нет:

Отправить комментарий