суббота, 8 января 2011 г.

"Дело Лисника"

                                    «Дело Лисника»

            Сталинское время  отмечено в истории послевоенной Молдовы  тремя основными вехами - засухой, высылками и коллективизацией. На  них в основном делают упор сегодняшние историки. Однако к церкви и ее служителям в этот период (1944-1953 годы) власти относились сравнительно либерально. Хотя из около 700 храмов, которыми располагала тогда Молдова, было закрыто более 400, священнослужители, которых в наших краях и тогда было очень много, не подвергались сколько-нибудь существенным репрессиям (если не считать раскинутой среди них агентурной сети МГБ), монастыри и церкви, придя в себя после войны, начали покупать земли, скот и довольно быстро развернули собственное, фактически независимое от государства хозяйство.
            Совершенно иначе повел себя сталинский преемник, «либерал» Хрущев. Уже 3 августа 1954 года по настоянию из Москвы Бюро ЦК КПМ приняло решение «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» (то же самое было сделано и в других республиках). Документ предусматривал скорейшее решение проблемы, связанной с церквями и служителями культа, причем возможно более радикальными мерами. Почти немедленно в республике развернулась дикая вакханалия издевательств над верующими и священниками. Последние, особенно если были одеты в свою «служебную» одежду, подвергались избиениям, оскорблениям и разного рода варварским надругательствам (рвали бороды, монашеские одежды). Их поносили в газетах, по радио, с ними требовали покончить, да в кратчайшие сроки. В ответ поднялась волна возмущения среди населения, о чем с тревогой сообщали партийные органы. В результате уже 16 ноября 1954 года появилось новое решение Бюро ЦК КПМ «О мероприятиях по выполнению постановления ЦК КПСС от 10 ноября 1954 года «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения», которое фактически восстановило существовавший до августа 1954 года статус-кво. Церкви и верующим была дана передышка, но ненадолго.
            Уже в 1956-1957 гг. органы КГБ начали собирать материалы относительно доходов различных церковных структур на местах. А так как Молдова была богата ими, то нашей республике уделялось в этом смысле одно из первых мест. Установление строгого надзора над доходами церкви стало новым этапом ожесточенной борьбы с церковью и ее влиянием на массы, которую развернул Хрущев. В черный для молдавской культуры 1959-й год, окончивший либеральные для молдавской интеллигенции времена, в республике началась кампания по закрытию церквей, длившаяся примерно до 1965-1966 годов.
            По всей республике прокатилась массовая кампания по закрытию (а то и уничтожению, как в случае с колокольней у Кафедрального собора или несколькими церквями в Кишиневе (Св.Николая, Ильинской  и других) церквей.
            В Молдове вновь стали вспыхивать протесты жителей сел разных районов. На первом этапе «антирелигиозной кампании наиболее скандальным был «рэчульский инцидент» в июле 1959 года, когда восставшие крестьяне выгнали представителей и местных советских властей  и на две недели установили в селе безвластие. Но еще более громким оказалось дело колхозника Александра Лисника из с.Барабой Рышканского района, получившее всесоюзную огласку.
            В начале 1961 года «вал» закрытий церквей достиг и села Барабой. Закрывать здешнюю церковь явились представители милиции,  сельсовета  и местного актива, в который входил и Лисник. Так как он играл активную роль и при составлении описи имущества церкви, выявляя сокрытые в здании ценности, то это обстоятельство в недалеком будущем сыграет против него. Когда после опечатывания церкви туда, вопреки законодательству, проникли жители села, то ими было обнаружено исчезновение ряда предметов церковной утвари. Кроме того, по уверениям верующих, были найдены два трупа – священника и псаломщика. Сельчане тут же заподозрили Лисника в убийстве последнего. Сколько-нибудь серьезных доказательств этому они не привели ни милиции, расследовавшей убийство обоих, ни позже, на суде.
Слухи о вине Лисника будоражили жителей, возмущало многих и подозрение в хищении Лисником церковной утвари.  Обстановка в селе стала быстро накаляться. В результате 14 октября 1961 года в селе состоялся митинг, на котором участвовало до 1000 человек. Выступавшие возмущались закрытием церкви, а заодно на чем свет стоит кляли Лисника. Самого Лисника в этот день в селе не было, он уехал к родственникам на свадьбу. Возвращался Лисник в село ночью на телеге. По дороге он уснул. Далее показания участников преступления расходились. Одни уверяли, что телега попала ночью в грязь, Лисник от толчка свалился под колеса и захлебнулся. Другие – что он был убит в драке с односельчанами. Позицию третьих отразил председатель местного колхоза Корчмарь. Проезжая на машине через некоторое время после убийства Лисника по той же дороге и увидев изуродованный убийцами труп, Корчмарь вслух возмутился увиденным. Тогда некто из темноты ответил ему, что это было убийство – месть за псаломщика. Когда Корчмарь пригрозил вызвать милицию и скорую, ему убедительно порекомендовали немедленно выключить свет в машине и убираться с этого места, пока цел. Корчмарь испугался, кое-как отыскал телефон и сообщил о происшедшем первому секретарю Рышканского райкома С.Потапову и скрылся (за трусость он потом был исключен из партии). Спустя четверть часа Потапов прибыл со «скорой» и милицией. Лисник еще был жив и успел словесно описать тех, кто его бил. Но в машине «скорой» он умер.
На место ЧП были вызваны следователи по чрезвычайным делам Прокуратуры республики, несколько десятков милиционеров, представители КГБ. Арестовано было 19 человек.   К 28 декабря 1961 года дело было закончено, а 31 декабря – передано в суд. Страсти подогрела и статья «Под звон колоколов…», опубликованная  в «Правде» от 13 декабря 1961 года.  9 января 1962 года она была обсуждена на Бюро ЦК КПМ. По итогам обсуждения было принято решение, нанесшее сокрушительный удар по позициям церкви в республике. Была резко активизирована атеистическая пропаганда. Все пустовавшие, некоторые еще с начала 1950-х годов здания церквей были переоборудованы под клубы, дома культуры и т.д, а их имущество передано зарегистрированным церковным общинам. Всю «антисоветскую» литературу, найденную в закрытых церквях, предписывалось немедленно уничтожить В решении содержалось требование в течение первой половины 1962 года прекратить деятельность незарегистрированных церковных общин, а церковных активистов – привлечь к уголовной ответственности.  Решение требовало также запретить принуждение взрослыми детей носить крестики, петь в церковном хоре, посещать церкви, молитвенные собрания и т.д. Вместо этого комсомол должен был организовывать проведение комсомольских же свадеб, октябрин, праздников совершеннолетия, урожая, молодой семьи. Предписывалось также выпустить короткометражный фильм, десяток атеистических брошюр и др.
А тем временем 25 января 1962 года в селе Барабой состоялась выездная сессия Верховного Суда МССР. Охрану обеспечивали до 40 человек - примерно поровну милиции  и дружинников, участвовали 2 оперативных работника КГБ. Процесс был записан на магнитофонную пленку, по нему поставили короткометражную ленту. Кроме того, открытие суда, речи государственного и общественного обвинителя и существенно отредактированный отчет о судебном процессе транслировались по республиканскому радио. По приговору суда трое убийц Лисника были расстреляны, а остальные 16 обвиняемых получили сроки от 8 до 15 лет тюрьмы.

                                               Руслан ШЕВЧЕНКО

Комментариев нет:

Отправить комментарий