Новогодние верования и обряды в Молдове
На протяжении веков Новый год в Молдове праздновался в разное время года. В первые столетия существования Молдавского княжества, в соответствии с христианскими традициями, Новый год праздновался в день Обрезания Господня (1 января). В то же время часть историков (И.Богдан, А.Ксенопол и другие) обратила внимание на то, что в документах началом года назывались и 1 сентября (церковно-византийский стиль) и даже 1 марта (дата, берущая начало еще со времен римского завоевания Дакии).
После 1572 г. происходит длившийся несколько десятилетий переход на церковно-славянский стиль. Вопреки булле папы Григория XIII (1582 г.) введшего григорианский стиль календаря и сделавшего его обязательным в католических странах, митрополит Молдовы Георге V Мовилэ отказался следовать его примеру и просил папского позволения следовать юлианскому календарю. И григорианский календарь на территории нынешней Молдовы был введен лишь 5 апреля 1919 г., когда решением румынского правительства на него была переведена и вся Румыния. Что же касается даты 1 января, то к ее празднованию вновь возвратились после вторжения русских войск в Молдову и создания здесь русской военной администрации в 1769 г.
К новогодним праздникам крестьяне готовились загодя. Зимний период начинался в день св.Дмитрия (26 октября) и длился до середины марта. Для борьбы со злыми духами в доме в дни св.Дмитрия и св.Андрея (30 ноября) зажигались ритуальные огни. Затем следовал предрождественский пост (15 ноября – 25 декабря). 20 декабря начинались рождественские праздники. Этот день назывался Днем закалывания свиней. Свиное мясо и колбасы хранили до 1 января и они были обязательной едой на Новый год.
Классик молдавской литературы Василе Александри, исследовав новогодние обряды, писал, что зимние праздничные обряды жителей Молдовы заимствованы из римских новогодних торжеств. Впрочем, многие из них зародились также и в средневековье. Одним из таких обрядов был обряд с плугом, уходящий корнями в 17-18 века.
В каждом селе создавались одна или несколько групп поздравлявших (количество зависело от размеров села), разбитых по возрастному принципу. Перед рождеством в ряде сел районов Ниспорень и Анений Ной парни собирались в заранее намеченном месте, выбирали из своих рядов главу (capul satului) и его помощника. Село делили на 10 кварталов и «продавали» каждый их представителям. 1 квартал стоил 10 рублей плюс ведро вина. Сapul satului отвечал за сбор денег, их хранение и выдачу музыкантам как плату за работу. Он также следил за порядком в каждом квартале и ходил вместе с представителями кварталов по селу, поздравляя встречавшихся с Новым годом и желая им счастья.
Перед тем, как ходить по селу и поздравлять, избирались руководитель группы поздравлявших, сборщик подарков и учителя, знавшие праздничные песни. Под их руководством в рождественский пост разучивались новогодние мелодии. В некоторых селах парни заказывали девушкам тронки – полуметровые палки, кончавшиеся небольшим кругом в виде колеса, украшенного стеблями базилики. В центре колеса прикреплялись два колокольчика. Колесо обвязывалось разноцветными лентами. Перед тем, как выйти процессией на улицу, руководители группы приходили к девушкам, готовившим тронки, и обменивали их на угощение.
Поздравления начинались с 25 декабря. Поздравление с плугом – 31 декабря. Подростки группами по 3-6 человек выходили на улицы с деревянным (иногда железным) плугом, который украшался лентами, колокольчиками и бичом. Первыми жителями, которых поздравляли, были священник и сельский староста, затем остальных. Подростки входили во двор, спрашивали под окном: «Вас поздравить?». Хозяин отвечал: «Поздравьте же». После этого произносилось поздравление. Текст декламировался одним из поздравлявших или по очереди со звоном колокольчика и щелканьем бича.
Поздравления детей 8-12 лет, с которых начинался обряд, завершали группы подростков (до 30 человек) с тем же реквизитом, но текст поздравления был сложнее. В знак благодарности хозяин дома раздавал детям калачи, бублики, конфеты.
Старшие группы поздравлявших состояли из юношей и женатых мужчин. Так же, как и дети, которых сопровождали несколько волов, мужчины водили с собой несколько пар этих животных, несли плуг, украшенный ароматными травами, в центре которого была небольшая зеленая ель. Поздравлявшие выходили в поле и прокладывали по снегу символическую борозду, опоясывая все село или квартал. Рога волов красили в красный цвет и нанизывали на них калачи. Волы считались символом изобилия и будущего благополучия.
Если в доме была девица на выданье, а в состав колядовавших входил ее жених, девушка выходила на крыльцо с калачом, украшенным красными цветами и базиликом. Гостей иногда приглашали в дом, где они устраивали хоровод и по очереди танцевали с невестой, которую приглашали затем на сельский хоровод.
В то же время поздравления могли иметь и угрожающий характер. Колядовавшие иногда в виде предупреждения хозяину или кому-то из живших в доме уносили калитки, ломали заборы, били стекла, горшки, крали животных и т.д. В Ниспоренском и Каларашском районах поздравлявшие носили специальные палки для защиты от собак или с целью причинения вреда скупому хозяину.
Другой предновогодний обряд, дошедший до нас - посев. Утром в день Нового года дети ходили из дома в дом, посещая своих и чужих родственников. Как сеятели, они разбрасывали горстями зерна пшеницы, ржи, кукурузы, овса, гороха и т.д. Сеять таким образом могли не только людей, но и животных – в надежде получить хороший приплод. При сеянии обязательно произносился текст-заклинание, акцентировавшееся на урожае, приплоде скота и т.д.
Еще один новогодний обряд – Соркова. В день св.Андрея (30 ноября) или св.Анны (9 декабря) дети приносили в дом ветви яблони, иногда добавляли ветки других плодовых – вишни, груши, сливы и т.д. Ветки хранились в сосуде с водой, пока на них не распускались листочки или цветы. В канун Нового года ветви связывались красной шерстяной нитью. Такой букет назывался соркова. В новогоднее утро дети ходили с сорковой по домам, и, слегка касаясь хозяина сорковой, произносили поздравления, причем из строго определенного количества слов (30, 40, 50 или больше). Считалось, что зеленая ветвь при прикосновении к человеку передает ему красоту, силу и другие достоинства.
Существовал ряд верований, связанных с растительностью. Так, был обычай приносить в дом перед Новым годом ветки фруктового дерева, обычно яблони. Ее ставили на стол под иконами и украшали печеньем, фруктами и сладостями. В конце новогоднего цикла ветка выбрасывалась в поле. Поверья были связаны и с базиликом, который, как считалось, мог устранить всякую нечисть. Чтобы предсказать судьбу будущего урожая, крестьяне за несколько недель до Нового года приносили в дом 12 веток (символ 12 месяцев) фруктовых деревьев. Их ставили в сосуды с водой возле печи и по тому, цвели они или нет, предсказывали, будет ли год благополучным. Существовал также новогодний обычай проращивать семена. В глиняный горшок за месяц до Нового года сажались несколько зерен разных сельскохозяйственных культур: пшеницы, ячменя, овса, ржи, проса и др. Если семена какой-либо культуры не всходили к 1 января, то поля ею не засевались.
Комплекс новогодних обрядов связан с убранством праздничного стола. Под стол клалась солома или лемех, а под столовую скатерть – сено. На западном и восточном краях стола ставили 6 калачей-плетенок, украшенных базиликом. В центре стола ставились тарелка с кутьей и калач. Все это имело определенный смысл. Так, лемех под столом символизировал удачную пахоту, сено под скатертью – будущий богатый урожай.
Обязательными на новогоднем столе были пшеничный хлеб, кутья, мясо (петуха, зайца, овцы и других животных). Считалось, что того, чего не будет на новогоднем столе, не будет и весь год. Мясо животного появлялось на столе для того, чтобы съевшие его обрели качества этого животного. Например, зайчатина употреблялась в пищу, чтобы обрести проворство. С праздничным столом связывались и особые гадания. Так, присутствовавшим подавалась плацинда, в которую запекалась монета. Того, кому она попадалась, ожидал счастливый год.
Умываться в новогоднее утро полагалось до восхода солнца водой, в которую еще с вечера бросали монеты – чтобы весь год жить в богатстве. Утром хозяин должен был брать в руки все те вещи, которыми он работал в течение года, чтобы с их помощью ему сопутствовал успех в новом году. Для увеличения плодородия деревьев в канун Нового года хозяин перевязывал вечером деревья соломенными повязками, а хозяйка утром бросала мусор в сад под их корни. Для сбережения животных их в новогоднее утро окуривали дымом от сожженного мусора.
Немало примет было связано и с новогодней погодой. Считалось, что по погоде в первый день нового года можно определить погоду разных времен года: ясное небо означало засушливое лето, облачное небо – дождливое лето, полная луна – урожайный год.
День 1 января имел и еще одно, особое значение. Названный в церковном календаре днем св.Василия (он же день Обрезания Господня), он считался постным днем. В этот день категорически запрещались шумные празднества, а супругам – вступать в сексуальные контакты. Делалось это для искоренения языческих обычаев проводить этот день в веселье и сластолюбии.
Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории
Комментариев нет:
Отправить комментарий