суббота, 11 февраля 2012 г.

Польша и Венгрия хотели разделить Молдову


В этом году исполняется 600 лет со дня подписания тайного польско-венгерского договора в Лублэу (15 марта 1412 г.). Несмотря на то, что Молдова не являлась провинцией Польши, а лишь находилась под ее сюзеренитетом, она трактовалась в документе как одна из составных частей Польского королевства. Договор, среди прочего, предусматривал, что Молдова должна участвовать в войне Сигизмунда Люксембургского, в то время императора Священной Римской империи, против турок, если тот начнет ее. В случае, если бы господарь Молдовы Александру чел Бун отказался помочь Сигизмунду, он должен был быть свергнут, а Молдова разделена между  Польшей и Венгрией по линии с северо-запада на юго-восток таким образом, чтобы города Бырлад и Килия отошли Венгрии, а Яссы и Четатя Албэ (ныне Белгород-Днестровский в Украине – Р.Ш.) – Польше. Таким образом, должна была быть реализована давняя мечта Венгрии – овладение Килией, из-за которой она уже воевала с Молдовой, но была разбита молдавской армией в феврале 1395 г. при Гиндове. Поведение Польши было продиктовано тем, что Александру чел Бун в то время не намеревался воевать с Турцией, но было лишено логики, так как только в 1411 г. Молдова подтвердила свой статус польского вассала, т.е. должна была воевать вместе со своим сюзереном в случае его обращения и против его врагов ( в 1411 г. к ним относилась и Венгрия).
Осталось неизвестным, как именно и что узнал Александру чел Бун о Лублэуском договоре. Однако в дальнейшем, в течение последующих 20 лет он больше не приносил Польше присяг. И хотя позже, как того и хотела Польша, Александру чел Бун сообщил в 1420 г. ей о нападении Турции на Молдову и запросил помощи, король Польши Владислав II Ягелло не спешил с оказанием помощи вассалу. В конце концов молдавской армии удалось нанести поражение туркам у Четатя Албэ. Удалось также восстановить контроль Молдовы и над Килией, ненадолго утраченный в 1420 г. Так как польский король не оказывал Молдове необходимой политической и военной помощи, фактически выступив против Молдовы в 1412 г., не вернул 3000 золотых, одолженных еще у Петру Мушата в 1387 г., то Александру чел Бун вступил в антипольский союз с новым правителем Литвы Свидригайло и начал в 1431 г. военный поход на Польшу. Молдавская армия заняла Покутье, Галичский край и подошла к Львову. Но молдавскому господарю было не суждено увидеть  ее поражение от польского войска братьев Бучацких – он умер 1 января 1432 г.

                                    Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории

Люди, заложившие основы Румынии


Основа для  объединения Молдовы и Мунтении в единое Румынское государство закладывалась задолго до 1859 г. Главными фигурами этого важнейшего процесса были Петре Майор, Самуил Мику-Клейн, Георге Шинкай и Ион Будай-Деляну.
Самуил Мику Клайн (1745-1806), родился близ нынешнего г.Сибиу. Он провел большую работу над многими книгами исторического и языкового характера, стремясь убедить иностранцев в римских корнях румынского народа и его языка. Кроме того, он был одним из составителей знаменитого Supplex Libellum Valachorum (1791), документа, который требовал равенства румын Трансильвании с другими основными народами этого края.
Георге Шинкай (1754-1816) родился в уезде Муреш.  Вместе с Самуилом Мику-Клайном он издал в 1780 г. в Вене первую грамматику на румынском языке, под названием Elementa linguae daco-romanae sive valachicae. Будучи полиглотом и хорошо зная 6 языков, в том числе латинский и греческий, он исследовал итальянские и австрийские библиотеки, собирая там все, что имело хоть какое-то отношение к истории румынского народа.  Благодаря ему было основано более 300 греко-католических школ. А в 1784 г. он стал генеральным директором румынских школ Трансильвании. Также он издал ряд учебников: Азбуку, Грамматику,Арифметику, Катехизис.
Петре Майор (1756-1821), уроженец Тыргу-Муреша, священник, ревизор и корректор по профессии, в своих работах,  как, например, Istoria pentru începutul românilor în Dachia (Буда, 1812) вопреки мнению некоторых западных ученых, обосновывал романское происхождение и континуитет (непрерывность проживания – Р.Ш.) румын к северу от Дуная.  Он также был одним из составителей упомянутого Supplex Libellum Valachorum.
            Ион Будай-Деляну (1760-1820), родился в комитате (области – Р.Ш.) Хунедоара. Как и трое остальных, принадлежал к течению румынских просветителей. Получив философское и теологическое образование в Австрии и сумел защитить докторскую диссертацию, что было для коренного румынского населения в те времена исключительной редкостью. Несмотря на то, что работал большую часть жизни судьей в Апелляционной Палате, стал автором работ по педагогике, истории, этнографии, лингвистике, литературе. Он стал автором первой румынской поэмы «Цыганиада» . В «Эпистолии», посвященной М.Перя и посланной П.Майору в 1812 г., указывал, что пишет «на нашем румынском языке», так как на другом «нашем» языке, цыганском, «писать нельзя и мало кто его понимает». 

                                                           Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории

Кишиневский процесс


По окончании войны в  разных городах СССР проводились организованные советскими властями суды над представителями военной и гражданской администрации различных городов и районов  страны в годы войны.  Был такой процесс проведен и в Кишиневе.
Он открылся 6 декабря 1947 г. в зале Государственного русского драматического театра. На скамье подсудимых находились бывший военный комендант и начальник гарнизона Кишинева, генерал-майор немецкой армии С.фон Девиц-Кребс, обер-лейтенант Х.Клик,  зондерфюрер (в зависимости от занимаемой должности, это звание могло соответствовать последовательно нескольким армейским – от унтер-офицера (зондерфюрер G)  до подполковника (зондерфюрер B), и присваивалось только гражданским лицам – Р.Ш.) В.Гайсельгардт, полковник румынской армии Д.Мариною, офицеры  румынской жандармерии – капитан А.Бугнару, лейтенанты И.Журя, И.Деметриан, Р.Шонтя, В.Маринаш, П.Шувар. Председателем суда был полковник юстиции Зонов, членами суда – подполковники юстиции И.Алексеев и С.Фомичев, прокурором – генерал-майор юстиции В.Израильян, адвокатами – Попов-Юдинов, Серебряков, Мандривный, Коваль, Фурс.       
С.фон Девиц-Кребс был обвинен в том, что в течение 3-месячного пребывания на посту военного коменданта Кишинева (29 мая – 21 августа 1944 г.) лично руководил массовыми убийствами (более 2000 чел.), истязаниями и ограблениями жителей города, военнопленных,  приказывал принудительно направлять их на строительство оборонительных укреплений, а также во взрыве  и уничтожении ряда предприятий города: трамвайного парка, хлебопекарен, водопровода, а также жилых кварталов города. Фон Девиц-Кребс, признавая свою ответственность за происходившее,  пояснил, что исполнял приказы Гитлера, который являлся верховным главнокомандующим, и как военный, не имел права их ослушаться. Кроме того, он верил, что Гитлер наведет порядок и восстановит великую Германию. Он признал, что подписал приказ об уничтожении ряда городских объектов, но его исполнением занимался обер-лейтенант Клик. Последний, кроме этого, был обвинен также в насильственном сгоне жителей города на строительство оборонительных укреплений.
Обвинения в адрес полковника Д.Мариною заключались в организации  массовых убийств жителей Молдовы, Черновицкой области, г.Бердянска, Крыма, грабежах нескольких монастырей, в том числе Цыганештского,  а также в том, что он принимал во всем этом личное участие.  Ту ее часть, которая касалась Черновицкой области,  неожиданно поддержал бывший подчиненный Мариною, лейтенант Е.Ковор.
Жандармские офицеры Журя, Деметриан, Шонтя, Маринаш, Шувар, являвшиеся подчиненными помощника командира батальона Бугнару вместе со своим бывшим начальником были обвинены в том, что в поиске советских партизан они арестовывали и подвергали пыткам жителей сел центральной части Молдовы и в Одессе. Кроме того, Деметриану было предъявлено обвинение  также в том, что он еще в 1941 г. арестовывал жителей Одесской области Украины, а также Молдовы, и отправлял их на работу в Германию.
Зондерфюрер Гайсельгардт обвинялся судом в том, что он с помощью солдат доставил в село Ново-Князевка из Украины более 300 жителей, создал там трудовую колонию, начальником которой и был назначен; а при отступлении почти всех рабочих послал в Германию и ограбил жителей села.
Общий ущерб различным учреждениям Кишинева был исчислен в 1 383 345 000 рублей, жителям Кишинева – в 206 887 546 рублей.
Приговором Военного Трибунала Одесского военного округа С.фон Девиц-Кребс, Х.Клик, В.Гайсельгардт, Д.Мариною, Р.Шонтя, А.Бугнару, И.Журя, И.Деметриан, ввиду последовавшей в 1947 г. отмены смертной казни, были приговорены к 25 годам исправительно-трудовых лагерей каждый, а П.Шувар и В.Маринаш – к 20 годам.
Следует заметить, однако, что показания, которые давались обвиняемыми в ходе суда, во внимание не принимались и не публиковались в открытой прессе. Таким образом, жители республики были лишены возможности узнать, какие же аргументы приводили в свое оправдание бывшие офицеры германской и румынской армий. По неизвестным причинам материалы этого судебного процесса не опубликованы даже  по сей день.

                                               Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории

Сколько жителей Молдовы эвакуировалось в 1941 г.1 г?


Этот вопрос и по сей день остается актуальным. Дело в том, что в исторической литературе, изданной в Молдове  в советское время, настойчиво повторялась цифра «300 000». А в некоторых работах, изданных уже в постсоветское время, она объединялась с цифрой мобилизованных на фронт и получалась цифра 500 000 чел. Доходило даже до уверений в СМИ, что только преступников из Молдовы было эвакуировано 300 000 человек. В действительности дело обстояло далеко не так.
            Эвакуация людей и ценностей в республике проходила в соответствии с постановлениями СНК МССР и Бюро ЦК КП (б)М от 4 и 6 июля 1941 г. В соответствии с последним, создавался штаб по эвакуации во главе с зам.председателя СНК МССР Ф.Ильинским и вводился уполномоченный Бюро ЦК по эвакуации, С.Шендерев. (всего по его данным,  из Молдовы эвакуировалось порядка 300 000 жителей, 4082 вагона с промышленным и сельскохозяйственным оборудованием, в том числе 1235 с зерном, 741 с продовольственными продуктами, 179592 голов скота, 23% рабочих, 60% работников железных дорог, 80% медиков и большинство педагогов.  
Так как данные С.Шендерева о «300 000 эвакуированных жителей республики» все же нуждались в проверке, уполномоченные получили указание ЦК КП (б)М провести «перепись» всех эвакуированных из Молдовы. По информации секретаря ЦК КП (б)М С.Зеленчука (11 августа 1943 года), обобщившего полученные сведения, из Молдовы было эвакуировано в: Казахстан – 10636 чел., Узбекистан – 28378, Туркмению – 2800, Киргизию – 1100, Таджикистан – 1200, Дагестан – 1551, Кабардино-Балкарию – 1698, Северную Осетию – 1123, Чкалов (Оренбург) и Челябинск – 1233­, Саратов – 2452, Астраханский округ – 2621, Орджоникидзевский край – 15122, Краснодарский край, Ростовский край, автономные области и республики Северного Кавказа – 6228, учтено республиканскими военкоматами – 1965. Всего было учтено 79912 эвакуированных из Молдовы.  
Выдуманная С.Шендеревым нелепая цифра эвакуированных поставила республиканское руководство в глупое положение перед Москвой, куда она уже была сообщена. Эта история впоследствии сказалась на карьере самого Шендерева, который после войны занимал в республике третьестепенные должности (в 1944-1970 гг. директор совхозов «Grătieşti» и «Гидигичский», зам.директора Кишиневского совхоза-техникума виноградарства и виноделия) и умер полузабытым уже в 1984 г. Но руководство Молдовы так никогда и не решилось окончательно отказаться от этой выдумки.

                                      Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории

Десятилетия безвременья: 1432-1457 гг.


В этом году исполняется 580 лет со дня смерти Александру чел Бун (1 января 1432 г.). Поначалу молдавское боярство разбилось на две основные группы, поддерживавшие  главных конкурентов, Илие и Штефана. Фактически в стране установилось двоевластие, длившееся несколько лет. Оно было прервано смещением и ослеплением Илие по приказу его главного соперника в 1443 г. Но и в дальнейшем в стране предпринимались попытки установления двоевластия (Петру II  (1442-1443) и Роман II (1447) Почувствовав слабость центральной власти, молдавские бояре делали в эти годы все возможное, чтобы выйти из-под контроля господарей.
            Но в 1447 г. стали все яснее проявляться признаки развернувшегося польско-венгерского соперничества за влияние в Молдове. В 1447 г. Штефан II был убит сыном Илие, Романом, за которым стояла Польша. Но всего через полгода, в феврале 1448 г. он был отстранен от власти венгерским ставленником  Петру II. Последнему за поддержку пришлось заплатить выполнением давней мечты Венгрии и передать ей порт Килия. Однако поражение христианской армии, в котором находились и молдавские войска, от турок при Косовом поле (1448 г.) позволило полякам ненадолго возвести на престол своего ставленника Александрела (1449 г.). Вскоре Венгрия пришла в себя от тяжелого разгрома и возвела на молдавский трон Богдана II, отца  Штефана чел Маре (1449 г.). Последовало нападение польской армии, которое Богдану удалось с трудом отразить, разбив ее при местечке Красна. Но вскоре сторонники Польши сумели организовать убийство Богдана (16 октября 1451 г.) близ Сучавы. Убийство было совершено по указанию Петру Арона, родного сына Александру чел Бун, который сам стал господарем Молдовы. И хотя в 1452 г. ему пришлось уступить трон тому же Александрелу, принявшему теперь уже совместный польско-венгерский сюзеренитет, в 1455 г. Петру Арон вернулся к власти.  Но слабость позиций господаря в стране не позволили ему сопротивляться требованию турецкого султана начать выплату дани. В 1456 г. Молдова начала платить Турции по 2000 золотых ежегодно. Убийство Богдана стало роковым для Петру Арона. Бежавший от него тогда в Трансильванию сын Богдана, Штефан, собрал войско. С помощью своего кузена, господаря Мунтении Влада Цепеша он разбил Петру Арона и  сменил его на троне (14 апреля 1457 г.).  Так завершились  годы смуты в стране. А спустя еще 12 лет, в 1469 г. Штефан чел Маре  захватил в плен и казнил убийцу своего отца.

                                               Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории

Битва при Мариенбурге (1422 г.) и Молдова


В этом году исполняется 590 лет со дня битвы при Мариенбурге (ныне Мальборк, Польша – Р.Ш.). Вплоть до последних десятилетий в Молдове редко упоминали об этой битве. Может быть, потому, что уж слишком самостоятельным на международной арене государством она начинала выглядеть. И поэтому тем более важно  рассказать и об этой славной странице военной  истории нашей страны.
            За несколько лет до 1422 г. господарь Молдовы Александру чел Бун женился. Его избранницей стала сестра литовского князя Витольда ( в русских летописях он также известен как Витовт – Р.Ш.) Рингалла. Однако брак длился недолго. В 1421 г. Александру чел Бун бросил жену. В отместку Витольд публично посулил отомстить недавнему родственнику за такое оскорбление. Его поддержал главный союзник, король Венгрии и Чехии Сигизмунд Люксембургский. Очень скоро подходящий повод для мести представился. Это было столкновение польского короля Владислава II Ягелло с тевтонскими рыцарями, сторонником которых был Сигизмунд. Хотя отношения молдавского господаря с Владиславом были очень натянутыми, Александру чел Бун понимал, что поссорившись с таким грозным врагом, как Сигизмунд, он должен иметь хоть одного союзника, пусть даже такого ненадежного, как король Польши. Поэтому он выразил готовность поддержать своего формального сюзерена и послал на помощь Польше 400 молдавских лучников.
То, что произошло 27 сентября 1422 г. при крепости Мариенбург очень хорошо описал польский хронист Ян Длугош. Обнаружив, что лучников немного, писал он, рыцари атаковали их. Лучники отступили в лес и скрылись в нем. Рыцари бросились за ними, но их встретили дождем стрел и уложили первую шеренгу наступавших. Остальные рыцари, растерявшись, разбежались в разные стороны. После этого молдавские лучники, захватив богатую добычу и много пленных, с победой вернулись в союзный лагерь.  
            Несмотря на то, что польско-молдавской армии все же не удалось взять Мариенбург, силы Тевтонского ордена были очень ослаблены битвой. По Мельноскому миру Орден уступил часть своих территорий. В награду за помощь Польша вновь подтвердила Молдове ее право на Покутье. Именно этим согласием и воспользовался Александру чел Бун, совершив свой последний поход – в 1431 г. – на Польшу.

                                    Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории