среда, 23 мая 2012 г.

Cудьба подписавших Бухарестский договор

Cудьба подписавших Бухарестский договор


Этому вопросу как в советской, так и в постсоветской историографии всегда уделялось относительно мало внимания. Главным образом потому, что достигнутые Россией в этой войне цели обычно отвлекали от него исследователей.
 
Советские и российские историки имели обыкновение писать, что подписание этого мира было воспринято нормально, чуть ли не как должное европейскими державами. Однако не стоит забывать, что из шести европейских держав того времени (Пруссия, Австрия, Турция, Англия, Франция и Россия), Англия к очередному наступлению российских войск отнеслась очень прохладно, Пруссия, Австрия и Турция выражали в то время полную покорность Наполеону, а сам Наполеон ругал турок за этот мир на чем свет стоит.  
 
Под его давлением, а также из-за недовольства турецкой знати очередным поражением османской армии, началось разбирательство всех обстоятельств, предшествовавших его подписанию. Значительная доля вины пала при этом на Димитрие Морузи, Великого драгомана (переводчика) Османской Порты, состоявшего, помимо прочего, и в рядах молдавских масонов. Ему было предъявлено обвинение в том, что он был подкуплен российской стороной и осуществлял неправильный перевод для турок всего, что говорилось в ходе переговоров. И это способствовало принятию турецкими дипломатами неправильных решений и подписанию Османской империей исключительно невыгодного для себя договора: появление российских баз на Кавказском побережье Черного моря, окончательная потеря Грузии, и, разумеется, Восточной Молдовы, получившей в 1813 г. название «Бессарабия».
 
По решению турецких властей, в конце 1812 г. за предательство интересов империи Димитрие Морузи отрубили голову. За очевидную помощь России в получении Восточной Молдовы, его лишили звания Досточтимого Мастера ясской ложи и с позором исключили из масонства вообще.
 
По мнению историка В. Мискевки, Д. Морузи, чья вина в подписании Бухарестского договора в его окончательном виде несомненна, намеревался сохранить прежние привилегии фанариотов, ранее полученные ими от Османской Порты, а затем добиться у России господарского трона в одном из Дунайских княжеств. Трон предоставлял его обладателю большое экономическое и политическое влияние.
 
О том, что турецкие власти не ошиблись, обвинив Морузи в предательстве, говорит и тот факт, что, его, как было установлено, постоянно стимулировали различными обещаниями и материальным вознаграждением за оказанные услуги.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий