В своих
исследованиях послевоенной истории нашей страны автор часто встречал архивные и газетные материалы,
связанные с обсуждением и принятием бюджета Молдовы в советские и постсоветские
времена. Его размеры заинтриговали и молдавские СМИ (была целая серия
публикаций). Нас заинтересовала одна из них, в которой упоминалось, что параметры молдавского
бюджета-1994 не публиковались.
Это действительно очень необычный
факт, причем до сих пор никем из специалистов так и не разъясненный. Удивительный
потому, что речь идет о целом Указе Президента Снегура №218 от 15 декабря 1993
г. Хотя прошло около 20 лет, но, как ни странно, в «Monitorul Oficial» он не был опубликован. В
одном из юридических журналов, посвященных обзору молдавского законодательства,
мы нашли странную характеристику этого
декрета – «nepublicat»
(неопубликован). То же касалось всех
поправок к нему. Это было тем более
непонятно, учитывая, что все без исключения предыдущие – начиная с 1941 г. открыто публиковались в республиканской
прессе.
После очень долгих поисков нам все
же удалось найти этот Указ. Он устанавливал
государственный бюджет на 1994 год по доходам в сумме 1295 млн.леев, по
расходам в сумме 1536,5 млн.леев, с дефицитом 241,5 млн.леев. Для покрытия непредусмотренных расходов в республиканском бюджете создавался
резервный фонд Правительства в сумме 5 млн.леев (вот где берет начало история
этого фонда – Р.Ш.). Банковский кредит, полученный в
1992–1993 годах в сумме 106,5 млн.леев для финансирования бюджета, включался в
государственный долг Молдовы, с погашением в 1995 году и последующие годы. В первую очередь подлежали финансированию расходы для
оплаты труда, продовольствия, медикаментов, предназначенные дошкольным
учреждениям, общеобразовательным школам, лечащим учреждениям, независимо от
доходов. От подоходного налога освобождались предприятия МВД и лечебно–производственные
(трудовые) мастерские при психиатрических больницах Министерства
здравоохранения, использующие труд инвалидов (последние освобождались и от
НДС). Для колхозов, совхозов, крестьянских хозяйств, других
агропромышленных образований, выполнивших план по реализации
сельскохозяйственной продукции государству, размер земельного налога сокращался
до 10%. Для населения устанавливалась 50%-ная
компенсация на уголь. И так далее. Секретным был только п.27., текст
которого неизвестен. Ознакомившись с
этим документом, мы так и не поняли, зачем его засекретили.
Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории
Комментариев нет:
Отправить комментарий