Этот вопрос не
вызывает у историков таких разногласий, как многие, о которых мы писали ранее.
Связано это с тем, что сохранились достаточно достоверные исторические
источники на сей счет. Имеющиеся расхождения касаются здесь более
второстепенных проблем.
На территории между Дунаем и Черным морем христианство появляется уже в
самом начале своей истории, в 1 веке н.э. Первым «миссионером» новой религии
был, как писал римский историк Евсевий Кесарийский (263-340), Св.Апостол Андрей
(Андрей Первозванный), прибывший вначале на территорию современной Добруджи. Племенами,
среди которых он вел свою деятельность, были здесь даки, геты, сарматы и карпы.
Значительный
толчок в своем распространении христианство получило с завоеванием Дакского
королевства в 106 г. римским императором Траяном. Среди направленных им сюда
колонистов из Малой Азии, различных регионов Балканского полуострова было много
людей, уже принявших христианство. Благодаря им новая религия стала обретать
новых адептов и среди свободных даков, живших на территории Молдовы. Это
удавалось даже несмотря на то, что римские императоры ожесточенно боролись в
первые века н.э. против христианства.
Несмотря на мнение, будто бы христианство, появившись в наших краях, было
чуть ли не сразу поддержано населением и начался процесс его массового
крещения, основная часть историков полагает, что этот процесс был куда более
длительным (по некоторым данным, до 7
века н.э.). После 313 г., когда христианство, наконец, было узаконено в Римской
империи, начинается новый этап его развития. Хотя границы империи теперь
проходили значительно южнее, по Дунаю, ее власти всячески поддерживали
христианских проповедников, рассчитывая на укрепление собственного влияния на
своих прежних территориях. Свою деятельность здесь развернули епископы Аудиас и Ульфила (по происхождению
гот). Аудиас основал первые монастыри к северу от Дуная. Уже в 4 веке н.э.
между Дунаем и Днестром уже действовала первая христианская церковная структура
– епископия с центром в Томисе (неподалеку от нынешней Констанцы в Румынии во главе с епископом Феофилом. Последний
оказался участником Первого Вселенского Собора, состоявшегося в Никее (ныне
г.Изник в Турции – Р.Ш.) в 325 г. Эта епископия входила в состав подчиненной
Риму Сирмийской, а затем, с 5 века н.э. Солунской архиепископии. Но с 8 века здесь окончательно
установилась каноническая власть Константинопольского патриарха.
Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории
Комментариев нет:
Отправить комментарий