среда, 23 декабря 2015 г.

ВЛАД ПЛАХОТНЮК – ЗАЛОГ ПРОЗАПАДНОГО КУРСА МОЛДОВЫ

«ИНФОТАГ» - АНАЛИТИКА


№49 (35023 декабря, 2015 г.
РУСЛАН ШЕВЧЕНКО: ВЛАД ПЛАХОТНЮК – ЗАЛОГ ПРОЗАПАДНОГО КУРСА МОЛДОВЫ

Доктор истории, политический аналитик Руслан Шевченко в интервью агентству «ИНФОТАГ» размышляет о «текущем политическом моменте».

«И.»: - Парламент на прошлой неделе, в разгар политического кризиса, заслушал отчеты о работе Генеральной прокуратуры (ГП) и Национального центра по борьбе с коррупцией (НКЦБ). Свидетельствует ли это о том, что власти начинают реальную борьбу с коррупцией или политики извлекают из этого политическую выгоду?

Р. Ш.: В политике никогда и ничего не бывает случайным. Эта история очень выгодна ДПМ и лично Владу Плахотнюку, чтобы окончательно дискредитировать своих политических оппонентов. Но обвиняемыми по делу о краже $1 млрд. все равно пойдут второстепенные фигуры, потому что раскрывать всю схему хищений и показывать роль основных действующих лиц этой грязной сделки власти не станут. Это значило бы посадить себя в тюрьму собственными руками.

«И.»: По делу Banca de Economii (BEM) возбуждено 44 уголовных дела, есть 18 обвиняемых. Дойдут ли эти дела до суда? 

Р.Ш: Возможно, и дойдут, ибо дело слишком резонансное – не только в РМ, но и в мире. Но это будут второстепенные руководители. Аресты тех, кто сыграл в этом деле ключевую роль и покрывал кражу – Илана Шора, Юрие Лянкэ, Дорина Дрэгуцану, Анатола Арапу и других – маловероятны, даже если они уйдут в отставку. Наиболее уязвимое положение у Шора, так как именно через его банки выводились деньги. Поэтому его могут задержать. Но едва ли он сядет в тюрьму – его разоблачения не нужны никому: ни власти, ни оппозиции.

 «И.»: Насколько верно, что уничтожение Филата, начатое Плахотнюком, связанно с тем, что у ДПМ появились доказательства организации лидером ЛДПМ протестов платформы ДА, и контактов Филата с Виктором и Виорелом Цопами?
Р.Ш.: Нет, неверное. Уничтожение Филата началось не в феврале 2015 г., когда была создана платформа ДА, а с момента появления Плахотнюка на политической арене летом 2009 г. Лично я знал о намерениях ДПМ посадить Филата уже в 2010 г., хотя тогда они казались маловероятными. Стало ясно, что арест Филата станет неизбежным после его падения в марте 2013 г. История с платформой ДА играет в данном случае второстепенное значение. Те, кто настаивает на этом, хотят показать, что Филат вел двойную игру: находясь у власти, поддерживал оппозицию и уличные протесты.

«И.»: Многие говорят, что оппозиционная «Наша партия» (НП)  и Партия социалистов (ПСРМ) являются негласными сателлитами ДПМ, которыми управляет Плахотнюк. Оправдано ли это в отношении НП и ПСРМ, ведь их сторонники уже три месяца протестуют у парламента?

Р. Ш.:  Роль НП в том, чтобы играть подрывную роль в левом движении, сдерживая ПСРМ Игоря Додона, воздействуя на него в нужном направлении. В этом смысле лидер НП Ренато Усатый – младший партнер Плахотнюка и таким останется при любом раскладе, независимо от того, будут парламентские выборы досрочными или пройдут в 2018 г. С этой целью он и был выдвинут ФСБ (Федеральная служба безопасности – «И.») на политическую сцену РМ.

Усатый никогда и не скрывал, что войти в молдавскую политику ему предложили его «российские друзья». А сфера его бизнеса в России тесно связана с ФСБ. Поэтому Плахотнюк будет влиять на ПСРМ даже в случае неудачного для ДПМ исхода парламентских выборов. И не только через Усатого.

«И.»: Способен ли Плахотнюк сделать «ход конем», включившись в переговоры по формированию нового правительства, определить их исход, добившись создания парламентского большинства и утверждения правительства?

Р.Ш.: Еще нельзя считать, что правящая коалиция не будет создана. До 29 января 2016 г. есть достаточно времени. Это зависит от нескольких факторов. Определяющей будет позиция ЛДПМ, которая переживает сейчас острый кризис и рискует не пройти в новый парламент в случае досрочных выборов. Для ЛДПМ вступление в новую правящую коалицию позволит не допустить развала,  сохранить хотя бы часть влияния в министерствах, ведомствах и на местах.

Если Плахотнюк открыто вмешается в переговоры по созданию коалиции, то он ее наверняка создаст. Личности тех, кто украл $1 млрд. известны, в том числе и ему. А о том, что «средства начинают возвращаться», представители действующей власти уже говорили, и, несомненно, еще будут говорить в дальнейшем. 

Что же касается политической судьбы Плахотнюка, то она не зависит от молдавской оппозиции или исхода выборов в РМ. Она  зависит только от позиции США, которые считают нужным сохранять его в молдавской политике как своего рода залог прозападного курса. Если США сочтут, что Плахотнюку пора уходить, его сметут без сожаления, как это США проделывали много раз в десятках стран мира.

Но при этом подготовят ему замену. Но могут поступить и проще, как в Украине с олигархом Коломойским – вызвать к послу США и рекомендовать «выйти из игры». Однако в Украине это устранение оказалось возможным, поскольку там была другая, равновеликая сила – Петр Порошенко и его партия. В Молдове такой силы нет и нескоро появится. Поэтому Плахотнюк нужен, как бы ни рассуждали молдавские аналитики на эту тему и какую бы страшную судьбу они ему не предрекали.

Падение Плахотнюка во многом зависит от исхода президентских выборов в США в ноябре 2016 г. Если на них вновь победит Демократическая партия, то Плахотнюк даже в самом худшем сценарии уйдет со сцены без особого ущерба для себя. Его сменят люди, которые не станут разрушать основы его бывшего влияния. Если же победителем окажется представитель Республиканской партии, то у Плахотнюка могут начаться проблемы, ему придется со временем отойти в сторону, возможно, что не в самых комфортных для себя условиях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий