четверг, 13 апреля 2017 г.

Анализ политической ситуации в Молдове: март 2017 г.

Анализ политической ситуации в Молдове: март 2017 г.




ПЛАН:
            Введение
1.      Краткая характеристика создавшейся  в марте  2017 г. ситуации. Основные требования и цели парламентских и некоторых непарламентских политформирований  (НП, Платформа ДА)
2.      Плюсы и минусы в деятельности политформирований:
а) ПКРМ
б) ПСРМ
в) ДПМ (Социал-демократическая платформа)
г) ЛДПМ
д) ЛП
е) НП
ж) Платформа ДА (Партия «Достоинство  и Правда»)
з) ПДС

3.      Видение партиями дальнейшего развития событий
4.Мнение иностранных политиков и аналитиков о ситуации в Молдове
    5. Рекомендации
   6. Заключение





Введение
            Основной темой этого месяца, более всего дискутировавшейся среди политиков и общественности нашей страны, стало предложение лидера ДПМ В.Плахотнюка осуществить переход на одномандатную систему выборов в Парламент. Эта идея уже многие годы лелеялась Демпартией, всячески обсуждалась на самых разных уровнях в ее рядах, в 2014 г. даже была предпринята попытка провести ее принятие в Парламенте, но тогда она потерпела неудачу из-за вмешательства Венецианской комиссии, разъяснившей, что подобные изменения допустимы не позднее чем за год до парламентских выборов. Теперь предпринимается вторая попытка, на сей раз более подготовленная (проект направлен и в Венецианскую комиссию, и широко обсуждается и в Молдове). В качестве «запасного», компромиссного варианта, на случай провала предложенного варианта, явно будет выдвинут проект смешанной избирательной системы – 50% по пропорциональным округам, 50% по одномандатным.
            В стране сразу же стали складываться предпосылки для второго варианта развития событий: почти все парламентские партии, кроме самой ДПМ, высказались решительно против проекта, хотя некоторые из них ранее его поддерживали хотя бы в смешанной форме (ЛДПМ, ПСРМ). Еше более решительно против перехода на одномандатную систему высказались и некоторые непарламентские политформирования (ПДС, НП, ПДП), хотя и некоторые из них (ПДП) в недалеком прошлом выступали за нее. Первопричиной этому стало то обстоятельство, что проект выдвинут правящей партией, ДПМ, и в особенности то, что его представлял дружно ненавидимый всеми парламентскими фракциями лидер Демпартии В.Плахотнюк. По признанию некоторых активистов оппозиционных партий, если бы его хотя бы представлял кто-либо другой, а еще лучше и не ДПМ вовсе – то они двумя руками бы поддержали сей законопроект. Но случилось то, что случилось и в стране снова воцарился водораздел – «за» и «против» одномандатной системы. Причем и на той, и на другой стороне оказалось немало представителей интеллигенции и простых жителей сел и райцентров Молдовы. Ясно, что эта тема на ближайшие месяцы будет ключевой в стране и мобилизует все политические партии и движения высказать свое мнение по этой животрепещущей проблеме. Некоторые партии уже и сейчас основную часть своих заявлений посвящают прежде всего спорам и аргументам «за» и «против» проекта. Раскол на сей раз зашел так глубоко, что против проекта высказалась даже союзница ДПМ по коалиции – Либеральная партия. Даже если это мнение высказывалось «для галочки», то и в этом случае очевидно, что почти все политические партии сегодня не готовы принять круто меняющиеся правила игры, в которой, одержав победу, выигравший получает все, а проигравший – на ближайшие годы в прямом смысле слова остается у разбитого корыта.

1.Краткая характеристика создавшейся в марте 2017 г. ситуации в стране. Основные требования и цели парламентских и некоторых непарламентских политформирований  (НП, ПДП)
            Деятельность ПКРМ сводилась  первоначально в этом месяце к выступлениям в СМИ, мероприятиям в связи с памятными датами (8 марта, день рождения С.Лазо, протест по поводу возбуждения уголовного дела против лидера Компартии Украины П.Симоненко и т.д.), а также к критике социально-экономического курса страны при нынешней власти. Затем к этим темам добавилось также решительное несогласие с идеей перехода на одномандатную систему.
            ПСРМ проводила различные благотворительные акции, постоянно атаковала деятельность примара Кишинева Д.Киртоакэ в примарии Кишинева, и реагировали на все скандальные темы месяца – мы уже не говорим о истории с проектом одномандатного голосования (мимо него не прошла ни одна сколько-нибудь уважающая себя партия, тем паче парламентская), осуждала действия властей практически по всем направлениям, преследуя основную цель – вытеснить всех левых кандидатов и монополизировать весь левый фланг. Хотя к ПСРМ у многих сторонников левых накопилось много вопросов, но, безусловно, сегодня эта партия – явный лидер, и не только на левом фланге, но и в предпочтениях молдавских избирателей, очень сильно опережая НП и другие левые политформирования.
            Голос ЛДПМ, хотя и выдвигавшей инициативы и законопроекты, становился слышен все слабее. Некогда правящую партию продолжали активно покидать все новые члены.
            ЛП, чьи позиции также в последние полтора года сильно ослабли, старается наверстать упущенное, причем ее позиции несколько более выгодные чем у ЛДПМ – есть постоянный «спарринг-партнер» в лице социалистов, на которых они непрерывно нападают, обвиняя во всех возможных грехах. Но в марте ее постиг новый удар – начался отток членов партии уже и по другой причине – в ряды формируемого ныне А.Шалару нового правого политформирования.
            НП напоминала о себе уже даже не очередными разоблачениями, как в недавнем прошлом (они как-то ушли на задний план), а протестами против задержания ее местных активистов и сообщениями о судебных процессах над ними.
            ПДП попыталась объявить о начале очередных протестов, на сей раз против одномандатной системы, но не смогла собрать значительное количество сторонников для продолжительных акций. Деятельность партии сопровождалась внутренними конфликтами и скандалами. Несмотря на это, ее руководство выступало  с резкой критикой отдельных направлений деятельности Правительства, например, в области социальной политики.
            Также решительно против одномандатной системы высказались и в ПДС, но организовывать людей на протесты эта партия не стала. Зато выступала с декларациями относительно статуса Приднестровья, АТО Гагауз Ери, с проектом по демонополизации масс-медиа в Молдове и т.д.


2. Плюсы и минусы в деятельности политформирований:
а) ПКРМ
            Несомненным плюсом в деятельности этого политформирования стали непрерывные обличения крупнейшей сегодня левой партии Молдовы – ПСРМ – в частности, в совместном с либералами срыве заседаний Муниципального совета Кишинева, превращении ее в придаток власти (ведь посол Молдовы в РФ А.Негуца – представитель социалистов, а значит, эта партия частично отвечает за курс нынешнего правления), соучастии в коррупционных схемах, связанных с незаконными застройками, приписывании своему бывшему лидеру И.Додону колоссальных успехов в ходе визита в Москву (однако заботится он только о том, как бы «выпихнуть» как можно больше людей за границу, отмечают публицисты ПКРМ), его же скандальном голосовании 2012 г. за Н.Тимофти, попытке организовать референдум (не имеющий никаких правовых оснований, по словам В.Воронина) попытках подмять под себя Конституцию (о И.Додоне), фактическом «проталкивании» интересов ДПМ и т.д.. Таким образом партия не только показывает, что занимается конкретной практической деятельностью – борьбой с оппонентами, но и утверждает верность своим принципам (ведь для ПКРМ Партия социалистов состоит в основном из обыкновенных предателей и перебежчиков из ее собственных рядов, что, в общем, недалеко от истины).
            Впрочем, коммунисты не забывали и о правящей ныне партии – ДПМ. Комментируя переход в ее ряды своих однопартийцев, «группы 14», экс-Президент В.Воронин язвительно добавил – «акт политической проституции завершен». Лидер фракции ПКРМ И.Шупак напомнила бывшим товарищам, что  «предателей никто не любит».
            Представители ПКРМ выдвинули критические замечания и в адрес ДПМ – председателю Парламента А.Канду они указали, что тот «превысил свои полномочия» выступив с протестом в адрес властей России (по поводу обысков и проверок молдавских чиновников в РФ) не только от имени Парламента, но и от Правительства, к которому ныне не имеет отношения. Резко критикуя социально-экономический курс Правительства П.Филипа, ПКРМ пришла к выводу, что именно отступление от интересов социально незащищенных слоев населения и стало причиной, по которой миссия МВФ одобрила деятельность Правительства, и в частности, непрерывный рост государственного долга страны. В целом ПКРМ считала деятельность нынешней власти лишь «имитацией реформ». В другом случае ПКРМ возражала против перехода на одномандатную систему голосования, боясь, что в этом случае ДПМ монополизирует всю власть в стране, это приведет к росту политической коррупции, лишит левобережцев права голоса и т.д.
            Не упустили в ПКРМ случая справедливо пройтись по «достижениям» бэлцкого примара Р.Усатого, за теперь уже около двух лет правления коего город становился только все более грязным и убогим.
            Не были обойдены вниманием даже гастарбайтеры, которые, находясь за границей и часто не регистрируясь для участия в выборах, тем не менее издалека хотят тоже решать судьбу своей страны и голосовать на выборах, и в результате станут игрушкой в руках как левых, так и правых молдавских  политиков.
            Коммунисты выступили в защиту железнодорожников, перед которыми у Правительства П.Филипа накопились многомиллионные долги по зарплате, выплата которых идет с большим скрипом, и по поводу продолжающегося обнищания молдавских сел.
            ПКРМ выступила с протестной акцией против опаснейшего проекта Правительства Украины и «пассивности» кабинета П.Филипа в связи с этим – строительства новых 6 ГЭС на Днестре, что может фактически уничтожить эту главную водную артерию Молдовы. Решительное «нет» коммунисты выразили в связи с ростом цен на медуслуги.
            В связи с очередной датой условного присоединения «Бессарабии» к Румынии ПКРМ (В.Воронин) выразила возмущение совместными заседаниями Правительств Молдовы и Румынии и намерениями ЛП объявить 27 марта, день, когда это «присоединение» состоялось в 1918 г., праздничным днем и пропагандирования его «значения» в школах.
            Коммунисты выступили против лишения депутатов неприкосновенности, утверждая, что это превратит их в игрушку нынешней власти. Впрочем, ведь никто не мешал им сделать это в годы собственного пребывания у власти (в те времена эта тема тоже часто поднималась) и показать всем, как надо работать с оппозицией, не нарушая демократических норм.
            Несомненным минусом партии стал ее протест против рекомендации властей страны не посещать РФ с визитами. Этим ПКРМ фактически стала на сторону враждебного Молдове государства, которое постоянно выступает с нападками и угрозами в адрес Молдовы, вводит санкции и держит на нашей территории свой воинский контингент, поддерживая и укрепляя сепаратистский режим за Днестром. По-видимому, в ПКРМ уже успели благополучно позабыть, как в бытность этой партии правящей ПКРМ часто вступала в конфликты с российскими властями и даже выдвигала резкие по тону обвинения в их адрес. Сегодня упоминание об этом уже не в чести у лидеров политформирования.
            Явным диссонансом  и вопреки общей линии ПКРМ на резкую критику социалистов и «Нашей партии» звучат высказанные некоторыми представителями коммунистов мысли о некоем объединении левых сил к 9 мая со всеобщим парадом по центру города и вообще для борьбы с действующей властью. Каким образом ПКРМ намерена сего добиться, постоянно воинственно нападая на этих своих потенциальных союзников,  известно, должно быть, только тем, кто этот странный курс разработал и проводит.

б) ПСРМ
            Благотворительная деятельность (помощь Президента И.Додона многодетной семье в получении квартиры), а также в особенности борьба против невероятного бардака в Кишиневе (в том числе по вопросу принятия городского бюджета, невозможности развивать город без грантов и кредитов) остаются козырной картой социалистов, которую они всегда успешно используют в борьбе с оппонентами, обвиняя их в том, что те покрывают деятельность либералов и не хотят общаться с избирателями. Было даже объявлено об очередной попытке организовать референдум по отстранению от должности Д.Киртоакэ и И.Чебан посулил, что не позже конца года примар уйдет с поста и даже предложил ему уйти добровольно. А пока тот еще на посту, И.Чебан предложил примару встретиться на любой медиа-площадке.
            Партия превратилась, по существу, в инструмент поддержки любых действий И.Додона на посту Президента. В данном случае речь шла о намерении главы государства добиться расширения собственных полномочий. Руководство ПСРМ немедленно выступило в пользу этих планов, ссылаясь на то, что Президент «полностью законный», а Парламент свою легитимность, по существу, давно потерял.
            Для поддержки лидерских устремлений у молодежи Президент И.Додон встретился с представителями молодежной организации «Urmașii lui Ștefan», с которыми обсуждал проблемы, которые встречает эта группа.
            Поскольку ПСРМ продолжает настаивать на том, что остается оппозиционной, хотя уже и ныне это не вполне соответствует действительности (бывший глава партии – ныне Президент страны, его бывший советник по внешней политике – ныне посол в РФ), то, по очередной молдавской традиции, у нее не может не быть репрессированных и пострадавших от действующей власти лиц и она обязательно будет требовать их освобождения через посредство всех доступных источников. В марте в  роли репрессированного выступал глава Вулканештского филиала партии, член Республиканского совета ПСРМ Р.Тютин, арестованный правоохранительными органами Молдовы.
            Продолжалась и «пиар-акция» по объявлению вотумов недоверия разным министрам Правительства П.Филипа (в марте это были министры здравоохранения Р.Главан, транспорта Ю.Киринчук, министр образования К.Фусу – последняя за приказ отметить 99-летие «великого объединения» 27.03.18. с Румынией, однако все эти слушания не состоялись). Хорошо понимая, что никакой отставки не будет, социалисты рассчитывали хотя бы привлечь внимание к реальным проблемам здравоохранения, образования и транспорта в республике. Вопрос о законности повышении тарифов на медицинские услуги социалисты подняли и в своем обращении в КС.
            Плюсом для ПСРМ стала договоренность И.Додона с В.Путиным о продлении «амнистии» для граждан Молдовы, работающих в России. В результате удалось решить множество проблем, связанных с жителями нашей страны, у которых были проблемы с необходимыми документами в РФ. В другом интервью И.Додон сообщил, что уже 130 экономических агентов из Молдовы в результате предпринятых им действий могут экспортировать свою продукцию в РФ. И.Додон и здесь не преминул упомянуть о ноте протеста молдавского руководства против действий российских властей, осуществляющих строгий досмотр молдавских официальных лиц и «выразил сожаление» в связи с появлением сего документа.  Чтобы еще больше понравиться российским политикам, И.Додон сообщил, что он лично вместе с почетной гвардией Национальной Армии пройдет 9 мая по Красной площади в Москве.
            Во исполнение своих предвыборных обещаний Президент И.Додон направил заявку на предоставление Молдове статуса наблюдателя в ЕврАЗЭС. Неважно, что этот документ будет просто ничего не значащей бумажкой, так как власти страны не собираются им руководствоваться, главное, что выполнено еще одно обещание.
            И.Додон постарался «исправить ошибки», пообещав отменить поощрение судьям, участвовавшим в деле экстремистов из «группы Петренко». Причиной тому был поднятый левой пророссийской прессой шум вокруг деятельности этой преступной группировки и попытки всячески брать ее членов, неоднократно нарушавших молдавское законодательство, под защиту.
            Как и коммунисты, социалисты также организовывали встречи с представителями разных европейских организаций, в ходе которых рассказывали гостям о ситуации в Молдове. В марте гостем председателя ПСРМ З.Гречаной был Л.Хукла, председатель Либерально-демократической группы в СЕ. В другом случае Президент И.Додон встретился с председателем парламентской группы ПАСЕ по Молдове А.Даде, с которой обсудил пути разрешения приднестровской проблемы и положение в АТО Гагауз Ери. Свою преданность христианским принципам и морали ПСРМ продемонстрировала, отправив на международную конференцию по вопросам христианского взгляда на современную мораль своего депутата К.Фуркулицэ (вместе с обращением к участникам конференции Президента И.Додона).
            Выступая против открытия Бюро НАТО в Молдове, И.Додон все же приветствовал заявление Генсека НАТО Й.Столтенберга о том, что эта организация уважает суверенитет и территориальную целостность Молдовы.
Выгодным для социалистов стал скандал вокруг контракта Правительства с американской компанией Frontera Resources International”, намеревающейся взять в концессию для изучения молдавских природных ресурсов 40% территории Молдовы. И.Додон потребовал предоставить ему как можно более полную информацию по вопросу и даже затронул эту тему в беседе с послом США Д.Петтитом, подчеркнув, что не позволит нанести вред интересам Молдовы. В пользу социалистов было и то, что правящая коалиция решила не направлять в Парламент Министра окружающей среды В.Мунтяну для парламентских слушаний по вопросу. Стремление власти не допустить обсуждения таких вопросов серьезно бьет по ее же позициям и позволяет оппозиции заявить, что правящим кругам страны действительно есть что скрывать от народа.
Как стало известно, Президент И.Додон намерен предложить альтернативное решение вопроса о том, кто будет выплачивать украденный «золотой миллиард». Подразумевается, по словам депутата ПСРМ В.Головатюка, обеспечение госгарантии в виде государственных ценных бумаг, выдачу кредитов и под обеспечение «другими приемлемыми активами», но не жителями Молдовы. Свою позицию социалисты взялись разъяснять жителям Молдовы.
В интересах агропроизводителей, по словам Президента И.Додона, будет Земельный кодекс, разработка которого начата теперь социалистами.
Через посредство Президента И.Додона расширялись связи ПСРМ с разными регионами РФ. Во время встречи с премьером правительства Астраханской области К.Маркеловым он обсуждал с российским гостем вопрос увеличения экспорта продукции молдавских предприятий в Астраханскую область и привлечение астраханских инвесторов в молдавскую экономику.
И.Додон выразил глубокое возмущение посланием Президента Румынии К.Йоханниса, в котором румынский коллега рекомендовал ему соблюдать Конституцию. «Я готов дружить, но не позволю Бухаресту указывать, что мне делать», - заявил он.
Несомненным плюсом для ПСРМ и И.Додона лично стало его предложение заменить «историю румын» в школьном куррикулуме на «историю Молдовы», так как «историю румын» не преподают даже в самой Румынии, а история Молдовы укрепит государственность нашей страны. Вопрос только в том, что именно будет включено в этот обновленный куррикулум.
Своим главным успехом за 3 месяца президентства И.Додон считал возвращение доверия к институту президентства, утраченное после 2009 г., в результате предложения множества полезных для страны инициатив (хотя они и были в основном проигнорированы или заблокированы парламентским большинством). Чтобы решить этот вопрос, Додон инициировал референдум  сразу по 4 проблемам: о расширении собственных полномочий, об отмене закона о выплате миллиарда гражданами, о сокращении числа депутатов со 101 до 71, о изучении в школах истории Молдовы.
Узнав о том, что кандидатура экс-премьера Ю.Лянкэ обсуждается в связи с его возможным назначением на пост министра иностранных дел, Президент И.Додон не без оснований напомнил, что за допущение кражи «золотого миллиарда» в бытность его премьером Ю.Лянкэ должен сидеть в тюрьме, а  не претендовать на столь высокие посты.
Социалистам удалось добиться принятия в первом чтении закона, запрещающего наружную рекламу вдоль национальных автодорог. Они выразили также справедливое возмущение решением НАРЭ о повышении цен на электричество и теплоэнергию.
Оппоненты ПСРМ из «Нашей партии» обвиняли социалистов в подкупе их активистов и руководителей местных организаций для последующего перехода в ряды ПСРМ. Исполнительный секретарь ПСРМ В.Бэтрынча решительно опровергал подобные утверждения, назвав их «подлыми, мелкими методами».
            Минусом И.Додона (а значит, и ПСРМ) стала история с назначением послов. Сначала Президент объявил, что он вообще не станет утверждать послов, и даже отклонил сразу 10 кандидатур, ссылаясь на их унионистские убеждения. После встречи с премьером П.Филипом утверждение все же состоялось, правда, представлены были уже другие кандидатуры, в том числе и сторонники самой ПСРМ (тот же А.Негуца, в частности). Об этой непоследовательности И.Додону обязательно напомнят на выборах. Собственно, это уже началось – коммунисты сей момент уже отметили в одной из своих публикаций.
            Непонятно зачем Президент И.Додон взял под защиту экс-губернатора НБМ Л.Талмача, обвиненного в соучастии в преступной группе, занимавшейся мошенничеством в особо крупных размерах (снятии крупных сумм со счетов МолдоваАгроиндбанка и Молдиндконбанка) и злоупотреблении властью. Едва ли нужно главе государства вмешиваться в дела, по которым нет пока никаких подробных сведений и неясно, подтвердятся ли обвинения в адрес Л.Талмача либо нет. Тем более, что Л.Талмач никогда не имел отношения ни к какой политической партии, в том числе и ПСРМ, а во-вторых, если уж говорить об обвинениях, то нельзя не отметить, что именно Л.Талмач, как создатель молдавской финансово-банковской системы после 1991 г., несет едва ли не основную ответственность за хищение  более 2/3 молдавского бюджета (10,5 млрд.долларов в 1990 г., 3 млрд.долларов – в 1999 г.).
            Президент И.Додон был возмущен идеей лидера ДПМ В.Плахотнюка о переходе на одномандатную систему, утверждал, что не допустит «прихватизации» выборов ДПМ и утверждал, что не подпишет соответствующий указ, даже если так решит Парламент. Очень странно звучат такие речи от бывшего лидера партии, в программе которой черным по белому четко говорится, что она выступает за смешанную избирательную систему. Что мешает И.Додону, и партийным активистам ПСРМ, пользуясь случаем, потребовать введения именно такой смешанной системы, в порядке компромисса? Еще смешнее аргумент И.Додона про то, что одномандатная система якобы «разрушает партийную систему». Безусловно, она укрепляет сильные, твердо стоящие на ногах партии. Но одновременно предоставляет право попасть в Парламент и разным лицам и политформированиям, которые популярны в одном отдельно взятом округе. Неужели И.Додон уже засомневался в силе и влиянии собственной, сегодня первой по популярности партии страны? Ведь такие партии в результате введения этой системы смогут постепенно еще более укрепить свои позиции. Однако И.Додон настаивал и даже поставил этот вопрос на встрече с послами стран СНГ. Однако о реакции послов на услышанное до сих пор ничего не известно. Зная, что Председатель Парламента А.Канду инициировал широкое обсуждение вопроса об одномандатных округах, Президент И.Додон пообещал сделать то же самое.
            Демагогической выглядела позиция ПСРМ в вопросе отказа молдавских властей отправлять наших чиновников с визитами в РФ из-за задержания молдавских официальных лиц в аэропортах РФ (25 за последние месяцы) и не участвовать в заседании МПА СНГ (туда ПСРМ тут же отправила своего представителя). Социалисты сочли демарш А.Канду и П.Филипа «абсолютно недипломатичным» и потребовали предоставить им детальную информацию по вопросу. Хотя прекрасно понимали, в чем суть вопроса: расследование дела о ландромате привело молдавских следователей в Россию и заставило копать все глубже среди российской элиты, явно подбираясь к делам ФСБ, которые курирует Президент В.Путин. Естественно, что за это российские власти стали мстить, пытаясь всячески блокировать доступ молдавских юристов в РФ, а заодно показательно стали проверять документы молдавских чиновников, попадающих по делам в Москву. Однако социалисты сочли за благо для себя сделать вид, что якобы не понимают, что происходит. Президент И.Додон даже назвал эти действия молдавских властей «провокацией» и додумался «категорически осудить» их в беседе с российским послом Ф.Мухаметшиным и вице-министром иностранных дел РФ Г.Карасиным,  а затем и Президентом РФ В.Путиным (со своей стороны, то же сделала лидер ПСРМ З.Гречаная в Москве, встретившись там с председателем Госдумы РФ В.Володиным). В интервью, данном российским журналистам, И.Додон пытался обосновать такое свое мнение нелепыми ссылками на то, что «Россия - стратегический партнер Молдовы на постсоветском пространстве, последовательно выступающий за суверенитет и территориальную целостность республики, сохранение ее внеблокового и нейтрального статуса» и  что «с Россией Молдову связывает вековые исторические, культурные и духовные связи, единая православная вера». Причем тут к истории с ландроматом «вековые исторические, культурные и духовные связи» и «стратегическое партнерство»? Что, из-за этого партнерства мы не должны заниматься расследованием того, куда уплыли деньги молдавских налогоплательщиков? Ну то есть когда молдавских чиновников задерживают  и проверяют, когда вводят санкции против Молдовы, когда открыто поддерживают сепаратизм в нашей стране – тогда, по Додону, все идет нормально, так и должно быть, и нечего даже обращать на это внимания. Зато когда молдавские власти решают дать достойный отпор этим оскорбительным для нашего государства действиям – вот тут начинается крик на весь мир – «провокация!». На наш взгляд, в данном случае мы стали свидетелями колоссального лицемерия и двуличия социалистов.
            Ударом по имиджу И.Додона стало расследование RISE Moldova, доказавшее существование преступных схем, в результате которых Президент Молдовы получает деньги из России через оффшорные структуры на Багамах.
            Новым скандалом обернулась поездка Президента И.Додона в Италию для встречи с представителями местной молдавской диаспоры. Часть участников встречи реагировала на него агрессивно, криками и шумом, обвиняя И.Додона в том, что он «человек Плахотнюка», а пытавшихся поддержать И.Додона священников затем подвергли остракизму.
            Президент И.Додон сделал снова очередное заявление по НАТО, заявив, что не верит его экономическим проектам, так как «это морковка, за которой придут танки». Безусловно, все это – уже элемент предвыборной борьбы, в которой И.Додон видит социалистов как политическую силу, полностью монополизирующую левый фланг. Полагаем, что в действительности – это всего лишь пропагандистские заявления главы государства, а не его реальные убеждения.
            Встретился Президент И.Додон и с послами стран ЕС, которым неизвестно зачем повторил свою позицию относительно трехсторонних торгово-экономических переговоров Молдова-ЕС-РФ. В них, как уже отмечали европейские чиновники, нет никакого смысла и никто не намерен их проводить, так как отношения Молдовы с ЕС носят сугубо двусторонний характер. Однако молдавский лидер снова повторил свою точку зрения, что не могло вызвать положительной реакции у европейских дипломатов.
            В.Сусаренко, примар родного села И.Додона – Садова, поймал своего знаменитого односельчанина на лжи. В феврале 2017 г. И.Додон уверял в одном из интервью, что пожертвовал деньги на детсад в Садова. Как выяснилось, ничего подобного в действительности не было.
                Откровенно провокационно звучала идея Президента И.Додона о возвращении к обязательному изучению русского языка в школах, ссылаясь на то, что последний является языком межнационального общения, а также о том, чтобы документы, разрабатывающиеся в министерствах и ведомствах, составлялись бы и на русском языке. Будь И.Додон фактическим лидером партии, имеющей парламентское большинство, не миновать бы ему уже в те же дни массовых протестов против этого его предложения. Но так как всем в стране известно, что никаких значимых последствий от этого предложения не будет, то все ограничилось резкими заявлениями молдавских правых.
Социалисты выразили возмущение незначительным размером индексации пенсий – всего 6,4% , в условиях, когда цены растут не по дням, а по часам. Правда, постарались обойти вниманием, что одновременно был произведен перерасчет части пенсий и у многих (хотя далеко не у всех) молдавских пенсионеров они выросли довольно значительно. Со своей стороны они предложили индексировать пенсии дважды в год, причем не менее чем на 20%. В свое время такое однажды провели коммунисты, но затем тихо перешли на разовую индексацию пенсий. Денег на это у них банально не хватило. Как не хватило бы их и у социалистов, если бы они вздумали пойти сегодня на такую меру.
Неуверенность в своей моральной чистоте ПСРМ продемонстрировала, отказавшись поддержать законопроект об отмене депутатского иммунитета, ссылаясь на то, что это «гарантия для оппозиции от произвола властей». Хотя ранее была его активным сторонником.
Стараясь показать себя политиком, способным решить приднестровскую проблему, И.Додон еще раз встретился с лидером левобережных сепаратистов В.Красносельским. Додон сообщил, что в качестве «жеста доброй воли» сепаратисты пошли на мелкие уступки – упрощение выезда из Приднестровья, не мешали нормальному функционированию школ с молдавским языком обучения. Была поднята и тема, которая ныне тревожит левобережных уголовников больше всего: введение молдо-украинских совместных погранпостов. И.Додон пообещал «оценить возможные риски» и сделать так, чтобы внедрение международных договоренностей «не причиняло ущерб» экономическим агентам и физическим лицам Левобережья. Чем фактически присоединился к преступным требованиям лидеров сепаратизма.
С критикой ПСРМ за попытку «монополизировать» празднование 9 мая выступили другие левые партии и организации страны. Лидер ПКРМ В.Воронин мрачно предупредил собравшихся – «Социалисты еще покажут нам всем свое истинное лицо».

в) ДПМ (Социал-демократическая платформа)
            Существенным успехом ДПМ стало избрание ее лидера В.Плахотнюка вице-председателем Социнтерна. Это крупная победа правящей партии, которая теперь будет одной из козырных карт ДПМ на всех выборах.
После того, как премьер П.Филип лично убедился в некачественности ряда продуктов, поставляемых в детсады, он распорядился устроить серьезную проверку продукции, которая туда попадает, с целью недопущения впредь подобных случаев  и наказания виновных.
Положительно для ДПМ следует расценивать задержание бывшего Губернатора НБМ Л.Талмача и его помещение затем под домашний арест, на период следствия.  Одна лишь его личная ответственность за хищение 2/3 молдавской казны в 1990-е способна «посадить» его пожизненно. Не говоря уж о том, что его теперь обвиняют в соучастии в преступной группе, занимавшейся мошенничеством в особо крупных размерах.
«Гвоздем месяца» стала для ДПМ идея ее лидера В.Плахотнюка о переходе на одномандатную систему голосования. Она серьезно расколола общество, получив, впрочем, не только опасных противников, но и влиятельных сторонников – в данном случае речь идет о примарах от ДПМ. Представителей этой партии сегодня среди примаров больше всех. Однако встретила и сопротивление в самом Парламенте: комиссия по правам человека отклонила сей законопроект. В.Плахотнюк это понимал и заявил, что спорная инициатива встретит множество оппонентов прежде всего потому, что исходит лично от него.
Новым успехом ДПМ стало окончательное «поглощение» группы 14 независимых депутатов, в декабре 2015 г. отколовшихся от ПКРМ. Теперь, благодаря этому, фракция ДПМ стала составлять 34 депутата. Однако этот акт давно ожидался и никакого влияния на политическую жизнь Молдовы не оказал.
Как и предупреждал на съезде ДПМ новый ее председатель В.Плахотнюк, борьба с коррупцией коснется всех, а не только политических оппонентов ДПМ, и потому члены правящей партии точно так же, как и другие, не будут чувствовать себя в безопасности, если за ними есть «темные пятна». Был задержан министр сельского хозяйства Э.Грама, которому предъявили обвинение в соучастии в незаконном отчуждении 30 га земли в коммуне Стэучень и получении взятки. Позднее он был вынужден написать заявление об отставке с должности, а его делом занялись правоохранительные органы. По обвинению в коррупции был задержан и другой представитель ДПМ, вице-министр экономики В.Трибой.
С 27 марта ДПМ начала оценку деятельности своих членов и лиц, не входящих в ее ряды, но делегированных ею на государственные должности. Оценка должна быть комплексной, на основе принципов профессионализма.
Партия начала также подготовку к процедуре существенного сокращения числа министерств, ведомств и числа служащих в них, что было предусмотрено планом по реализации Соглашения об Ассоциации Молдовы с ЕС.
Необычным для Молдовы явлением стало  обнаружение российского шпиона – это был экс-депутат ДПМ Ю.Болбочану, отправленный под стражу.
Скандал вызвал отказ вице-премьера Г.Бэлана отвечать по-русски на вопрос тираспольской журналистки. Несмотря на протесты части русскоязычных представителей второй древнейшей профессии, Г.Бэлан так и не перешел на русский язык.
В связи  с участившимися случаями самоубийств подростков, в том числе коллективных, Председатель Парламента А.Канду предложил ограничить доступ к ряду сайтов и приложений, а также создать госучреждение по контролю за интернетом. Во исполнение этого Правительство приняло план действий по защите детей от пагубного влияния интернета.
По соглашению с МВФ Правительство запускает в ближайшем будущем программу Prima casa, упрощающую молодежи получение собственного жилья.
Нота Парламента и Правительства Молдовы по поводу недопущения молдавских чиновников в Россию вызвала глубокое смятение в МИД России, так и не решившемся дать хоть какой-то ответ молдавскому руководству. Очевидно, потому, что следы дела о ландромате, ставшем причиной этого издевательства, привели в Россию и к путинской администрации. Хотя некоторые российские аналитики уверяли, что скандальная нота якобы была направлена «для повышения лояльности Запада». Кроме того, Парламент отказался ратифицировать подписанные Президентом И.Додоном соглашения о получении Молдовой статуса наблюдателя в ЕАЭС.
Зато в беседе премьера П.Филипа и Президента Румынии К.Йоханниса П.Филип вновь заверил, что курс Молдовы на Запад останется неизменным, несмотря ни на какие препятствия. А румынскому коллеге С.Гриндяну добавил, что деятельность И.Додона никак не повлияет на молдо-румынские отношения. Верность прозападному курсу П.Филип подтвердил и на встрече с председателем Евросовета Д.Туском. Генеральному секретарю НАТО Й.Столтенбергу П.Филип заметил, что нейтралитет, которого придерживается наша страна, ни в коей мере не означает ее международной изоляции. 
В молдо-украинских отношениях Правительство Молдовы настаивало на прекращении строительства 6 ГЭС на Днестре, несмотря на несогласие украинской стороны, у которой существует планы строительства таких ГЭС к 2026 г.
            Минусом для Правительства стало признание премьера о том, что Молдову ждет новое повышение цен и тарифов на электричество и тепло, а также повышение цен на медицинские услуги, что существенно ухудшает положение рядовых граждан. Положение мало скрасило его заверение о том, что исполнительная власть будет заботиться о бедных и социально незащищенных семьях и укреплять систему социальной защиты в стране.
            Колоссальным минусом для власти является решение Правительства о введении аккредитации, реорганизации и сокращении числа музеев. Хранящиеся там экспонаты – национальное достояние нашей страны и реорганизовывать музеи – есть преступление против народа и страны. Нашим властям необходимо в этом плане учиться у стран Запада, которые бережно относятся к музеям.
            Продолжался многомесячный конфликт Правительства с железнодорожниками, которым уже давно не платили зарплаты. Однако, несмотря на угрозы протестов, взаимоприемлемое решение пока так и не было найдено, и акции протеста продолжались. В них участвовало более 1000 человек. Протестовали против действий Правительства и учителя, которые требовали существенного увеличения зарплаты.
            Как установили журналисты, депутат от ДПМ К.Цуцу покупает себе на неустановленные доходы люксовые машины марки «Mercedes», но посулил указать эти покупки в своих декларациях о доходах.
            Возмущение левых вызвало очередное совместное заседание Правительств Молдовы и Румынии, на сей раз в Пьятра-Нямц. Экс-Президент В.Воронин потребовал объяснений, на основании каких законов или регламентов проходят эти встречи. Однако председатель Парламента  А.Канду не смог дать ясного ответа на этот вопрос. Тем не менее, несмотря на то, что против таких встреч высказался и Президент И.Додон, премьер П.Филип ответил, что от этого ничего не меняется и встречи будут продолжаться.

г) ЛДПМ
            Несмотря на критическое положение, в котором находится сейчас некогда правящая ЛДПМ, она все-таки работает и продолжает выдвигать инициативы, формировать коалиции и выступать против нынешнего руководства страны. Так, она предоставляла свое экспертное мнение в деле подготовки нового поколения политиков (уже имея немалый опыт политической борьбы).
            Совместно с ПДС и ПДП партия решительно выступила против перехода на одномандатную систему,  потому что это привело бы к сохранению «любой ценой» ДПМ у власти. Против этого в отдельном интервью высказался и лидер ЛДПМ В.Чиботару. Тем не менее представители ЛДПМ стали приглашаться и на внутренние мероприятия ПДС, что говорит о продолжающемся процессе медленного слияния.
            Депутат М.Чобану выступила с речью, в которой обвинила ДПМ и лично А.Канду в непосредственном участии в хищении миллиарда. Впрочем, какого-либо эффекта это ее высказывание не имело.
            Депутат Т.Делиу высказал ряд сомнений относительно предлагаемой ДПМ одномандатной системы. В частности, оставалось неясно, как поступить с диаспорой и какова будет конкретная процедура отзыва депутата, а в самом Парламенте воцарится атмосфера массового подкупа депутатов. ЛДПМ, ПДП и ПДС также опубликовали и ряд других возражений против этой системы: приближение депутатов к избирателям имеет место и в нынешней избирательной системе, 70% депутатов и сегодня из районов страны, отзыв депутатов на практике будет невозможен, и т.д. Кроме того, у этого проекта имелось и много иных недостатков: он предоставляет меньшинству возможность определять судьбу выборов, нерепрезентативен (представляет только свою часть избирателей), не будет учитываться мнение диаспоры, потому что существует сепаратистский регион, не контролируемый молдавскими властями, потому что размеры округов будут сильно варьироваться по населению, а преимущества получат только самые «богатые» партии, каждого кандидата можно будет открыто шантажировать, в соседних странах уже был неудачный опыт работы такой системы, которая не решит проблемы прихода к власти некомпетентных людей. Поэтому общее мнение этих трех оппозиционных формирований сводилось к тому, чтобы создать наиболее выгодные условия для голосования диаспоры (2 дня, исключение лимита в 3000 голосов для одного избирательного участка и т.д, изменить закон о партиях так, чтобы исключить приток «грязных» денег и контроль олигархов над партиями, партии могут сами назначить ответственных за районы, чтобы народ знал их и мог спрашивать за результаты их работы.CINE SUNTEM
            Одновременно ЛДПМ осудила попытки И.Додона осуществить изменения в Конституции, которые позволят ему существенно расширить свои полномочия.
            Но, кроме «одномандатной» тематики, депутаты ЛДПМ выдвигали и другие темы. Так, Л.Палихович предложила систему эффективного розыска пропавших подростков. Ю.Цап повторил, что его фракция настаивает на тщательном расследовании истории с хищением «золотого миллиарда». Г.Кобзак предложил проект, предусматривающий демонополизацию СМИ в Молдове. Молодежные организации ЛДПМ, ПДС и ПДП настаивали на отмене правила, обязывающего студентов являться в общежития не позднее 12 ночи.
            Представители ЛДПМ участвовали и в съезде Европейской народной партии, членом которой ЛДПМ стала еще в 2011 г.
            Несмотря на обсуждение перспектив объединения ПДП, ПДС и ЛДПМ В.Чиботару считал, что пока слишком рано ставить вопрос таким образом, партии к этому еще не готовы. Он был уверен, что у партии достаточно подготовленных людей, чтобы достойно противостоять власти и в случае введения одномандатной системы. ЛДПМ отклонила идею И.Додона провести референдум по 4 проблемам, но частично поддержала вопрос об отстранении Д.Киртоакэ от должности примара Кишинева, ввиду колоссального хаоса в столице страны. Однако он опасался, что идея убрать Д.Киртоакэ путем референдума, выдвинутая социалистами, на самом деле тоже скоординирована с ДПМ.

            Минусом партии стало ее дальнейшее ослабление. Ее покинули 5 видных членов, в том числе один из основателей, А.Агаки, председатель Яловенского района А.Димитриу и другие. Руководство ЛДПМ не стало комментировать происшедшее, но заявило, что партия остается верна своему принципу – добиться освобождения страны.

д) ЛП
            Получив прекрасного «спарринг-партнера», каким является И.Додон и ПСРМ, либералы несколько воспряли духом. Депутат Л.Карп возмутился предложению И.Додона распустить Парламент, так как это, по его мнению, может привести к краху всю страну.
            Лидер ЛП М.Гимпу выступил против одномандатной системы, чтобы, по его словам, мы однажды не проснулись с Парламентом, где сидят одни Иланы Шоры.
            М.Гимпу резко осудил заявления Президента И.Додона о необходимости замены «истории румын», утверждая, что Молдову разделила не она, а политика русских оккупантов.
           

            Однако ослабление ЛП все равно продолжалось. От нее в ряды Партии Национального Единства А.Шалару продолжали уходить активисты разных районов, в том числе Яловенского и Кахулского, включая и видных, на что М.Гимпу старался не реагировать.
Несмотря на продолжающийся конфликт вокруг Кишиневской городской свалки, примар Кишинева Д.Киртоакэ все еще бездействовал, непонятно на что рассчитывая, а позднее, когда выяснилось, что городские службы несколько дней не наводили порядок в столице, заявил, что «горожане получили урок», пусть, мол, видят, что будет, если город перестанут убирать. Это сказывалось на его авторитете: согласно проведенному опросу, более 51% горожан выступили бы за его отставку. Однако это никак не коснулось самого лидера ЛП – М.Гимпу был выдвинут либералами на получение титула «почетный гражданин Кишинева», и за это удалось собрать более половины голосов местных советников.
Депутат ЛП И.Апостол показал свое пренебрежительное отношение не только к Президенту, но и ко всем гражданам Молдовы. Комментируя политические намерения И.Додона, он назвал Президента «бараном», а весь молдавский народ «овцами».
Министр окружающей среды В.Мунтяну проявил свою профессиональную неподготовленность, спутав при обсуждении проекта по освоению природных ресурсов страны природный газ со сланцевым.

е) НП
И на этот раз лидер «Нашей партии» Р.Усатый дал немало обещаний насчет скорого решения судьбы В.Плахотнюка на Западе. Теперь он пообещал, что «организованными Плахотнюком заказными убийствами» займутся и в Англии, а попытка молдавских следователей обмануть британское следствие провалилась. Он сообщил также, что, по его данным, экс-премьер Румынии В.Понта якобы пообещал В.Плахотнюку, что пока его СДП у власти, делам против В.Плахотнюка не будет дан ход.
Однако в некоторых случаях его предсказания оправдывались: так произошло в случае вице-министра экономики В.Трибоя, арестованного Центром Антикоррупции.
Отметился Р.Усатый на сей раз и благотворительной акцией, выделив 100 000 лей на лечение известного театрального режиссера Ю.Хармелина.
Р.Усатый яростно отказывался сравнивать свой город с Орхеем, так как он, Усатый, развивает Бэлць на свои деньги, а И.Шор – на «ворованные». Но команда Усатого «работает не покладая рук», чтобы улучшить ситуацию в городе.
Руководство примарии Бэлць провело встречу с рижскими коллегами, на которой выяснилось, что у обоих городов общие проблемы – борьба  с коррупцией и ситуация с коммунальными сетями.
Соглашение о сотрудничестве НП подписала и с ЛДПР, лидер которой, В.Жириновский, схож с Р.Усатым множеством эпатажных и угрожающих заявлений, но гораздо более опытен и подготовлен. Р.Усатый рассказал «старшему товарищу» о действиях властей Молдовы по ослаблению НП.
Реагируя на идею В.Плахотнюка перейти к одномандатной избирательной системе, Р.Усатый призвал лидеров оппозиционных партий, невзирая на все разногласия, объединиться против В.Плахотнюка и его ДПМ, для которой «подкуп» депутатов оказался «слишком затратным делом», и он решил их «покупать поодиночке» и это позволит ему укрепить свою власть «лет на десять», вопреки нынешней системе, где «90%» проголосовали бы против ДПМ. Только путем объединения сил оппозиции, считал Р.Усатый, можно заставить В.Плахотнюка отказаться от его идеи. Президенту И.Додону Р.Усатый предложил не подписывать спорный законопроект, а «не дать даже попытаться выжить этой инициативе». Усатый добавил также, что одномандатная система – «отвлекающий маневр» от реального намерения В.Плахотнюка ввести смешанную систему – «50/50». Кое-чего Р.Усатый на определенное время добился: действительно, все оппозиционные партии игнорировали сначала призыв властей участвовать в дебатах по введению одномандатной системы, но затем некоторые их представители все же стали участвовать в этих дискуссиях.
Продолжая начатую им практику комментирования наиболее важных шагов власти, Р.Усатый раскритиковал ноту молдавского руководства России в связи с проверками молдавских чиновников в Москве, уверяя, что это продиктовано намерением В.Плахотнюка сделать из себя жертву.
В марте 2017 г. НП провела свой чрезвычайный съезд, на котором была принята программа действий против нынешнего политического режима в Молдове, с намерением добиться прекращения преследований членов политформирования, смены не только власти в стране, но и принятия новой Конституции (об этом в своем выступлении заявлял лидер партии Р.Усатый). Представители нынешнего режима должны после его падения получить «десятки лет каторги».  НП потребовала резкого ужесточения уголовного наказания для судей и прокуроров, не допустить введения одномандатной системы. НП подготовила законопроекты против «парламентского туризма», наказывающий за это, и по запрету разведки и добычи сланцевых углеводородов.  НП резко протестовала против повышения тарифов на коммунальные услуги. Заместителями председателя партии стали Д.Чубашенко и Е.Грицко.
Очередной скандал произошел с НП в Кахуле, где был арестован координатор местной организации партии С.Ренца, обвиненный в наличии у него фальшивого диплома. Затем по обвинению в служебной халатности был арестован и примар Басарабяски В.Чимпоеш, о котором Р.Усатый говорил, что он не пожелал подчиниться давлению ДПМ и стал ее жертвой. Это обвинение в адрес однопартийца Р.Усатый назвал «припадком буйнопомешанного». С целью освобождения арестованных НП провела ряд протестных акций. Позднее и примар Дрокии Н.Черетеу сообщила, что власти готовят против нее «инсценировку подкупа», с тем, «чтобы речь не шла о политическом деле».
Однако протестовала НП не только против властей. Р.Усатый потребовал извинений от Президента И.Додона за то, что исполнительный секретарь ПСРМ В.Бэтрынча будто бы пытался подкупить лидеров территориальных организаций «Нашей партии». «Это наглая и подлая попытка социалистов и демократов уничтожить «Нашу партию», - заявил он. Его поддержал Д.Чубашенко, который вдобавок к словам своего лидера обвинил ПСРМ в том, что им не нужны союзники на левом фланге, и этим объясняется попытка В.Бэтрынчи и некоторых других деятелей ПСРМ «подставить» И.Додона.
Тем временем тучи стали сгущаться над Р.Усатым и в другом направлении – комиссариат полиции запросил у примарии города Бэлць информацию о отсутствии его на рабочем месте. Сам Усатый связал это с тем, что власти готовятся «законно» отправить его в отставку, но сей вопрос будут решать сами жители города, а не В.Плахотнюк. Однако, несмотря на это отсутствие (за почти два года примарства он был на рабочем месте только 78 дней), местные советники решили наградить своего примара премией в размере 3 окладов.
Продолжавшийся исход из рядов НП (Фэлештский район) Р.Усатый «по традиции» тоже связал с давлением на членов партии представителей действующей власти, в том числе при помощи полиции, а некоторым предлагают посты (вице-примар Бэлць И.Шеремет), чтобы они покинули НП. Однако, пообещал Р.Усатый, несмотря на «предательство», все намеченные в Фэлештском районе планы и проекты будут реализовываться и далее.
Как и И.Додон, Р.Усатый «отказывался верить, что Л.Талмач банальный мошенник» и брал последнего под защиту. Думается, что прежде чем априори брать того или иного чиновника (пусть и бывшего) под защиту, надо хотя бы хорошо знать его прошлое и настоящее, а не делать это огульно, только потому, что против этого чиновника ныне власть.

ж) Платформа ДА (Партия «Достоинство  и Правда»)
После некоторого затишья ПДП удалось получить европейский грант и возобновить работу «Jurnal TV» в новом офисе в секторе Чокана. Возродились и почти все его прежние передачи, что позволило возобновить телепропаганду идей партии.
Представители ПДП побывали на встрече на Мальте, где участвовали также руководители ЕС и Еврокомиссии, и постарались, скорее всего, донести до еврочиновников свое видение ситуации в Молдове.
Вице-председатель ПДП А.Слусарь обвинил власти в обмане пенсионеров, которым были существенно занижены размеры индексации. Он утверждал, что индексация должна была составлять 8,5%, а не 6,4%, как это предложило Правительство, и это стало возможным из-за жульнического изменения системы расчета индексации.
ПДП решительно осуждала деятельность власти, которая стала привлекать к ответственности протестовавших против нее 20 января 2016 г. и в последующие дни, настаивая на том, что протесты были мирные и привлекать их к уголовной ответственности не за что.
Партия высмеяла выступление Президента И.Додона, посвященное 100 дням с момента его вступления в должность, назвав его обычной пиар-акцией в целях подготовки к очередным парламентским выборам. По мнению ПДП, И.Додон только имитирует деятельность, и в частности – борьбу с действующей властью (в частности, против назначения Генпрокурором Э.Харунжена), его инициативы – популистские (по истории Молдовы, по возвращению украденного миллиарда долларов и по получению статуса наблюдателя в ЕврАЗЭС) и не предлагают решений проблем для блага страны. Додон просто продолжает дестабилизировать и далее общество, вместо дестабилизации нынешнего политического режима, чем выполняет заказ В.Плахотнюка, отмечала ПДП.
Эту партию тоже сопровождали скандалы. Сначала одного из орхейских активистов ПДП – В.Жантована уличили в уклонении от уплаты налогов. Затем выяснилось, что отношения ПДП и ПДС довольно-таки натянутые и что вице-председатель ПДП А.Слусарь еще осенью непонятно за что обозвал лидера ПДС М.Санду «этой овцой», а его однопартийцы планировали, как теперь выяснилось, устранение ПДС с политического поля вообще. Еще позже стало известно, что ряд членов ПДП недоволен ситуацией в партии и считает, что А.Нэстасе вносит в нее хаос, а также что лидеры ПДП записывают разговоры, которые ведут.
Поведение А.Нэстасе раскритиковал и пресс-секретарь Президента И.Додона, И.Чебан. По его словам, А.Нэстасе, проводивший  небольшую акцию протеста у Президентуры, не пожелал разговаривать с Чебаном, а «сбежал».
ПДП не удалось на сей раз возобновить объявленные было уличные протесты, во многом из-за усталости и пассивности собственных сторонников.

з) ПДС
Лидер партии М.Санду огорчила многих своих сторонников заявлением, что больше не намерена участвовать в президентских выборах, хотя, тут же оговорилась она, «еще рано». Тем не менее ПДС активно готовится к парламентским выборам, в ходе которых надеется пройти в Парламент (опросы показывают, что это вполне возможно для ПДС), и посещает населенные пункты страны – сначала те, где М.Санду получила наибольшее число голосов, а затем и те, где она имела наименьший % сторонников. М.Санду встречалась с представителями молдавской диаспоры, готовя создание Ассоциации членов молдавской диаспоры за границей. Нынешнюю коррумпированную власть в Молдове М.Санду считала «подарком для Кремля» и призывала поэтому власти Румынии прекратить оказание нашей стране финансовой помощи. МВФ, который тоже оказывает Молдове такую помощь, она назвала «нетранспарентной организацией». Правда, в бытность министром ее такие мысли не посещали, хотя Молдова и тогда тесно сотрудничала с МВФ.
М.Санду высмеяла действия властей в отношении примара Орхея И.Шора – получается, что раз человек дал признательные показания, то он освобождается от ответственности. «Так, значит, в Молдове кто первым напишет донос, тот и избежит наказания? А если это оговор? Если доносчик просто хочет таким образом уйти от наказания? Хотя в деле Шора всем все предельно ясно. Плахотнюку понадобился свидетель, по показаниям которого можно упрятать за решетку политических и личных врагов Филата и Платона.Этот цирк, в котором участвует генеральная прокуратура, Плахотнюк, Шор и судьи будут ещё долго вспоминать в Молдове, как пример издевательства над законом». 
ПДС тоже не удалось избежать конфликтов. Исполком АТО Гагауз Ери  опроверг ее утверждения о имевших место угрозах в адрес ее сторонников и намеренно чинимых против нее препятствиях в ходе президентской кампании. В документе утверждалось, что никаких жалоб от представителей ПДС не поступало, ее неоднократно приглашали для участия в дебатах, но она и ее представители «не нашли времени» чтобы встретиться с трудовыми коллективами. В связи с этим М.Санду было предложено постараться перейти к нормальному диалогу с жителями региона.
Тем не менее кое в чем АТО Гагауз Ери все же стала примером для М.Санду. Она сочла, что Приднестровье могло бы получить статус автономии в составе Молдовы «по той же модели, что действует в отношении Гагаузии». Федерализацию она решительно отвергла, так как это означает «приднестровизацию» Молдовы и является риском для нашей страны.
Вместе с депутатом ЛДПМ Г.Кобзаком ПДС предложила свой проект демонополизации молдавских СМИ. Он предусматривал запрет одному лицу владеть более чем 2 каналами радио или ТВ, или иметь более 20% их акций, запрет госкомпаниям покупать любую рекламу, кроме социальной, для госчиновников и политиков, и т.д.  Другой проект, предложенный ПДС, состоял в запрете парламентского туризма, характерного для независимой Молдовы в течение всех последних 27 лет.
Помимо категорического несогласия с предложенной системой одномандатного голосования, М.Санду отметилась своей поддержкой  участников антикоррупционных акций в российских городах.


3.      Видение партиями дальнейшего развития событий
Своим видением будущей политической ситуации в нашей стране поделились несколько партийных лидеров. Председатель ПКРМ В.Воронин считал, что вскоре будут иметь место выборы, неважно, обычные или досрочные. Но вопрос с избранием Президента, остался нерешенным, и Парламенту, местным властям нужно работать над тем, чтобы выдвигать действительно достойных и способных людей, которые будут работать для развития Молдовы.
Лидер ЛДПМ В.Чиботару, поясняя, почему он и его партия против одномандатной системы, утверждал, в частности, что молдавское общество к этому не готово, тем более при нынешнем правлении, которое «скомпрометировало  евроинтеграцию». ЛДПМ готовится к ребрендингу, избавлению от символов, напоминающих народу о воровстве и коррупции, царствовавших в ней при В.Филате, тем более, что многие не поддались сему соблазну и не купились. Он надеялся на то, что Европейская народная партия окажет ЛДПМ помощь в борьбе с действующим в Молдове режимом. Другими задачами ЛДПМ на этом этапе является оживление ее территориальных организаций, и эффективная деятельность ее парламентской фракции. В.Чиботару выразил уверенность в том, что следующие парламентские выборы выиграет проевропейская коалиция, которая наберет 51% голосов.
Проведшая свой съезд НП определила своей стратегической целью превращение ее в главную политическую силу страны, которая реализует свою программу через участие в управлении государством на всех уровнях. НП намерена завершить процесс формирования первичных парторганизаций, создать сеть молодежных, женских и других структур, развивать международные связи и укреплять отношения населенных пунктов, где у власти находятся представители НП, с регионами других государств.

4. Мнение иностранных политиков и аналитиков о ситуации в Молдове
Румынский депутат М.Добровие обвинил Президента И.Додона в том, что он продолжает организовывать «фальшивые геополитические дебаты», имея в виду его намерение добиться роспуска Парламента, не располагая для этого необходимым числом голосов. У него нет даже голосов, чтобы просто вынести этот вопрос на обсуждение (есть 24 вместо требуемых 34). Добровие считал, что И.Додон делает это, чтобы помочь В.Плахотнюку шантажировать ЕС – не дадите денег, вернемся в сферу влияния Москвы, но в ЕС сие понимают недостаточно хорошо.
Представитель ЕС в Молдове, П.Тапиола сообщил, что участвовал почти во всех встречах И.Додона в ходе его визита в Брюссель, но не стал комментировать его высказывания в столице Бельгии. Он обратил внимание на другой аспект: потеря Молдовой российского рынка произошла не по вине ЕС, а «это было решение, которое было принято где-то по другому адресу». Но несмотря на это, молдавский экспорт в ЕС продолжает расти (в 2013-2015 гг. вырос с 856 млн.долларов до 1 097 млн.долларов), растет и доля стран ЕС во внешней торговле Молдовы. Он констатировал, что соглашение о свободной торговле с СНГ не работает, но не по вине ЕС. Одной из причин того, что приток инвесторов в Молдову пока недостаточный, П.Тапиола назвал дискуссии вокруг необходимости Соглашения об Ассоциации с ЕС в нашей стране. Однако «реформы за Вас мы не можем делать, это нужно делать дома». П.Тапиола привел некоторые примеры реализуемых проектов ЕС в Молдове – строительство системы водообеспечения Ниспорень, строительство дороги близ Бэлць, создание бизнес-инкубаторов, реконструкция Сорокской крепости, обновление Бэлцкого троллейбусного парка и т.д. В другом интервью П.Тапиола отверг возможность трехсторонних переговоров Молдова-РФ-ЕС, так как соглашение об Ассоциации касается только отношений Молдовы и ЕС и только в таком формате его и будут рассматривать в Евросоюзе. Он добавил, что не разделяет геополитических рассуждений некоторых молдавских политиков.
Председатель Венецианской комиссии Д.Букиккио прокомментировал инициативу Президента И.Додона о расширении его полномочий по роспуску Парламента. По его словам, нужно учитывать равновесие сил и соблюдение баланса и контрбаланса между Президентом, Парламентом и Правительством». Но добавил, что так как у Венецианской комиссии огромный опыт в этих областях, она готова оказать помощь Молдове в вопросах дополнительных полномочий для роспуска Парламента и инициатив по изменению кодекса о выборах.
Румынские аналитики рекомендовали молдавским властям, касаясь стратегии национальной безопасности, разработать ее таким образом, чтобы она наилучшим образом поддерживала проевропейский курс Молдовы, но при этом молдавские власти должны очень тщательно выбирать себе внешних партнеров.
Румынский премьер С.Гриндяну объявил, что Румыния готова принять участие в приватизации молдавских объектов, и консолидировать румынские инвестиции в Молдову, причем делать все абсолютно транспарентно.
Пресс-секретарь Европейской Народной Партии З.Мурешан считал, что одномандатное голосование не является главной реформой, в которой ныне нуждается Молдова. Надо, по его мнению, менять способы финансирования политических партий, закон об аудиовизуале, способ голосования за границей и провести территориально-административную реформу. Одномандатное голосование – «сигнал о неокрепшей демократии» и призвал не повторять негативный опыт Румынии, которая использовала ранее эту систему. Он добавил, что И.Додон своими действиями отвергает европейскую помощь, а это немалые для Молдовы 746 млн.евро, получаемые бесплатно. Евродепутат Е.Томак поддержал его, заявив, что «Додон остался с логикой мышления, унаследованной от Сталина».
Вице-премьер РФ Д.Рогозин положительно воспринял назначение послом Молдовы в Россию А.Негуцы. Это, по его словам «опытный дипломат, который будет защищать интересы Молдовы», «серьезный человек и партнер». В отличие от некоторых кандидатов в послы, предложенных правящей ДПМ.
Российское издание «Коммерсант» настаивало на распространенной в РФ версии о том, что лидер ДПМ В.Плахотнюк «находится под мониторингом Интерпола, как участник организованной преступной группировки», а запрос о мониторинге исходил от Римского бюро Интерпола.
Одновременно российская пресса отмечала, что и активно изображающий из себя пророссийского политика И.Додон тоже не слишком вызывает симпатии в Москве, что показывает тот факт, что перед встречей с В.Путиным его 4 часа продержали в приемной российского лидера.
Еще дальше пошел российский политолог А.Мартынов, который заявил, что И.Додон «на одной линии с Плахотнюком» против Р.Усатого, а последний один из немногих левоцентристов, кто открыто конфликтует с В.Плахотнюком.
Российские партнеры молдавской «Нашей партии», ЛДПР, осудили репрессии против членов НП, как недопустимые в европейском государстве.
Российское посольство продолжало дарить оргтехнику Приднестровскому региону. На сей раз в дар были переданы 50 компьютеров и 15 принтеров.
Зам.председателя Комитета по иностранным делам Верховной Рады Украины, депутат И.Гузь пригласил в Украину Ю.Лянкэ, лидера ЕНПМ, В.Булигу, представителя ДПМ, и лидеров оппозиционных ПДП (А.Нэстасе) и ПДС (М.Санду) и членами молдавской диаспоры. Гузь подчеркнул, что не может навязывать свое мнение, но что «нам бы очень хотелось, чтобы Молдова продолжила проевропейский курс и не отклонялась от него в сторону России», так как его очень беспокоят высказывания Президента И.Додона.
Посол Украины в Молдове г-н И.Гнатишин подчеркнул рост торгово-экономических связей Молдовы и Украины, внедрение совместного контроля на приднестровском участке госграницы Молдовы и Украины, открытие моста Бронница-Унгурь и ряд других проектов. Посол Украины выразил полную поддержку Молдове в ее деятельности по урегулированию приднестровской проблемы и продолжения евроинтеграции нашей страны.
Свое мнение о введении одномандатной системы высказал и известный американский политолог румынского происхождения В.Сокор. Он считал, что ее внедрение укрепит власть самого непопулярного политика Молдовы В.Плахотнюка, а также что станет неясно, как будет представлено Приднестровье в новом Парламенте, избранном таким образом. Голосование диаспоры, по его мнению, вообще обоюдоострый меч, потому что часть ее, живущая на Западе, за ЕС, а та, что в России – за РФ.

    5. Рекомендации
ПКРМ нащупала правильный путь в объединении левых сил к 9 мая. Теперь ее задачей должно стать сохранение этого объединения под собственным руководством, что позволит ей вскоре стать довольно весомой альтернативой ПСРМ.
Основная часть партийной пропаганды социалистов базируется на деятельности Президента И.Додона. Чтобы стимулировать активность партии, ей нужно больше показывать собственной деятельности будущим избирателям. Иначе создастся впечатление, что ПСРМ полностью зависит от одного человека.
Задачей ДПМ остается установление контроля за ценами и недопущение их заметного роста, чтобы жители Молдовы как можно скорее смогли увидеть реальную отдачу от ее правления.
Основной целью ЛДПМ должно стать завершение ребрендинга и, пока еще есть время – самостоятельный выход на политическую арену, готовясь к выборам-2018.
ЛП также набрела на «золотую жилу» в лице социалистов. Но все же только это уже недостаточно для того, чтобы поднять свою сильно уменьшившуюся популярность. Нужны обличительные речи, критика политических оппонентов, которые прежде либералам с блеском удавались.
Одной из задач НП сейчас остается показать хотя бы на примере Бэлць результат эффективного управления населенным пунктом, особенно с помощью российской техники. Если это удастся, то даст НП немалый электоральный эффект.
ПДП наконец стала выдвигать собственные проекты. Если она будет это делать в различных областях жизни и деятельности Молдовы, это позволит партии существенно нарастить число сторонников на всех выборах.
ПДС также начала выдвигать собственные законопроекты. Но пока они недостаточно известны из-за неразвитой сети местных парторганизаций. ПДС следует заняться решением этого очень важного вопроса, что позволит добиться немалого эффекта уже в скором времени.

   6. Заключение
Со всей очевидностью можно сказать, что и апрель, и май 2017 г. будут посвящены обсуждению главным образом одной проблемы – введения одномандатных округов. Но так как для ее введения у ДПМ к началу апреля 2017 г. не хватало голосов, то нет сомнения, что получение этих голосов станет главной задачей партии на ближайший месяц. Перед либералами, не желающими производить какие-либо серьезные перемены, нависает угроза либо раскола по теме одномандатных округов, либо перспектива дожить до декабря 2018 г. сателлитом ДПМ.
Список обещаний, данных И.Додоном избирателям, в целом подошел к концу и придумать что-то новое его команда не может, за исключением нового конфликта с ДПМ. На правом фланге вырисовывается перспектива союза ПДС-ПДП-ЛДПМ, но сегодня партии вместе скорее инстинктивно, чем действительно по убеждениям. Чтобы реально стать союзниками, им еще предстоит пройти вместе очень долгий путь и съесть не один пуд соли.  ПДС и ПДП явно претендуют на лидерство, и это вскоре, с приближением выборов, серьезно омрачит их взаимоотношения.
На левом фланге перспективы союза НП-ПСРМ еще более туманны. Здесь существует давняя и застарелая неприязнь друг к другу, постоянное недоверие и порой даже угрозы и шантаж. Разумеется, такие партии могут перед выборами сплотиться, но союз этот будет очень недолгим. Особенно потому, что ПСРМ явно нацелилась на разгром своих оппонентов и взятие под свой контроль почти всего левого спектра. Что из этого получится – покажет будущее, впрочем, уже не очень далекое.


Руслан ШЕВЧЕНКО, зам.директора Института Эффективной Политики, доктор истории


Комментариев нет:

Отправить комментарий