среда, 19 июля 2017 г.

Смешанная избирательная система и ее выгоды для Приднестровья

Смешанная избирательная система и ее выгоды для Приднестровья

Одной из самых актуальных и важных проблем Молдовы в течение всего периода ее государственной независимости, начиная с 1991 г., было восстановление своей территориальной целостности.

Однако сепаратистский режим, существующий в восточных районах нашей страны, при активной помощи России, пользуясь отсутствием продуманного плана действий с нашей стороны, а также поддержкой сепаратистов крупным бизнесом Украины, всячески пресекал деятельность законных властей Молдовы в этом направлении. 
Ситуация стала меняться только после 2014 г., когда власти Украины, столкнувшись с вторжением РФ в Донбасс и захватом ее войсками Крыма, радикально пересмотрели свое отношение к приднестровской проблеме и начали оказывать реальную помощь властям Молдовы в решении приднестровской проблемы. Свидетельством этому стало появление первого совместного таможенного поста на приднестровском участке молдо-украинской границы, что позволит Молдове установить контроль за экспортом-импортом и передвижением людей в/ и из Приднестровья.
Изменившиеся политические реалии, постепенно усиливающееся давление на приднестровских сепаратистов позволяет властям Молдовы вновь поставить вопрос о постепенном включении приднестровских районов в свое правовое поле. Одним из инструментов этого процесса должно стать участие жителей региона с молдавским гражданством в парламентских, а в более отдаленной перспективе -  и местных выборах в Молдове.
Обсуждаемый ныне в Парламенте Молдовы законопроект, предполагающий переход к смешанной избирательной системе, предоставляет жителям страны, и Левобережья в частности, много выгод.
Во-первых, при смешанной избирательной системе сохраняется тесная связь между избирателями и избранными депутатами, которые будут зависеть от своего электората неизмеримо сильнее, чем ныне, зная, что в случае неисполнения предвыборных обещаний могут быть отозваны.
Во-вторых, чтобы стать депутатом Парламента, теперь уже не нужно будет зависеть от партийных лидеров и их окружения, их капризов, желаний, планов и настроений. Кандидатом может стать любой желающий, который сумел собрать от 1000 до 2000 подписей в свою поддержку и зарегистрировался в ЦИКе.   Такие самовыдвиженцы могут затем принимать полноценное участие в выборах. Таким образом, исключается возможность шантажа и подкупа избирателей политическими партиями, широко практиковавшаяся ранее.
В-третьих, смешанная избирательная система позволяет  одновременно обеспечивать партийное пропорциональное представительство и точно такое же представительство территорий. Сам избиратель имеет полное право голосовать как за определенного кандидата, так и за партийный список. Таким образом, за избирателями Левобережья сохраняется полная свобода выбора, которая только может быть предоставлена в демократическом государстве.
В-четвертых, избирательные участки на левом берегу будут «привязаны» к соответствующим правобережным, и жители Приднестровья смогут лучше узнать местный партийный актив всех политформирований нашей страны, определить к ним свое отношение и сделать затем свой выбор.
В-пятых, использование пропорциональной составляющей смешанной избирательной системы в целях обеспечения функционирования сформированного Парламента позволяет создавать в нем фракции. Жители Приднестровья смогут создавать собственные депутатские группы или фракции в Парламенте, отстаивающие интересы региона в высшем законодательном органе страны.
Всем жителям страны и ее отдельных регионов (в данном случае – Приднестровью) будет обеспечено представительство их политических интересов  и предпочтений. В то же время будет  стимулироваться процесс становления и развития многопартийности. Политические партии привыкают к нормальной конкуренции как со стороны других политформирований, так и отдельных, пользующихся заслуженным уважением, сограждан.
Таким образом, внедрение смешанной избирательной системы в Приднестровье позволит ускорить вовлечение жителей этого молдавского региона в политическую жизнь нашей страны, повысит узнаваемость молдавских политиков и их популярность в регионе. Жители региона впервые смогут сделать реальный выбор и определить, кто из политических партий и отдельных кандидатов более всего достоин представлять их интересы.
Одновременно это заставит молдавский политический класс в большей мере учитывать настроения и надежды своих избирателей, ставить во главу угла проекты, носящие первостепенный характер для определенных территорий и регионов, а не для лидеров политформирований, чаще всего в погоне за электоральным результатом забывающих о интересах тех, кто будет отдавать за них свои голоса.
Мы не сомневаемся, что эта реформа будет способствовать и постепенному изменению политической атмосферы и в самом, пока еще замкнутом приднестровском обществе, позволит ему лучше понять реалии окружающего мира и начать медленный, подспудный разворот от псевдоценностей «русского мира», насильственными методами вбивавшихся в жителей региона последние 27 лет, к подлинно демократическим ценностям, которые ныне разделяются во всех цивилизованных государствах мира. Это и будет той главной выгодой, которую принесет изменение избирательной системы жителям Приднестровья.

Комментариев нет:

Отправить комментарий