пятница, 13 июля 2018 г.

Что означает назначение Дмитрия Козака для Молдовы?

Назначение Д.Козака вместо Д.Рогозина, известного провокатора и врага Молдовы, воевавшего против нее в приднестровском регионе нашей страны на стороне сепаратистов, о чем он открыто писал в своих книгах (это было одной из причин объявления оного персоной нон-грата в Молдове) указывает на два принципиально важных фактора, влияющих на «приднестровское» направление в политике Москвы.
Во-первых, в очередной раз подтвердилось мнение, что у В.Путина очень короткая «кадровая скамейка» по этому вопросу. Проще говоря, у российского лидера банально почти нет людей, способных на нужном ему уровне разбираться в приднестровской тематике. Приглашать для этого деятелей из тираспольского филиала РИСИ Путин не считает нужным. Они были на подхвате (написать анализ, подготовить справку о ситуации в регионе, сообщать об очередной выдуманной Тирасполем «опасности» со стороны центральных властей Молдовы и т.д.) – пусть в этой подчиненной роли и останутся. А решать будут деятели в Кремле, которых подберет уже сам Путин. Однако остальные лица из путинского окружения, в том числе и функционеры ФСБ, которые курируют Молдову, сегодня не вызывают у Путина по известным только ему причинам такого доверия, чтобы он решился сменить кем-то из них «специалиста по Молдове» Рогозина. Пришлось брать другого «профессионала» - Д.Козака, который ранее провалил подписание плана, названного в его честь, и которого за это сам Путин в марте 2004 г. с явной неохотой выгнал с должности спецпредставителя по приднестровскому вопросу.
Во-вторых, назначение Д.Козака говорит о том, что Кремль признает очевидный факт: Д.Рогозин своей агрессивной и хамской риторикой, грубыми нападками, запугиваниями и оскорблениями в адрес молдавских властей откровенно провалил возложенную на него задачу удержать Молдову от парафирования и подписания Соглашений об Ассоциации и Свободной Торговле с Евросоюзом. Более того, поддержав введение торгово-экономических санкций против Молдовы в 2013-2014 гг., Рогозин нанес колоссальный удар по российским интересам в Молдове, так как у Молдовы появился намного более крупный, чем Россия, торговый партнер, со значительно большим рынком, куда можно, добиваясь постепенного увеличения квот, сбывать все больше молдавской продукции. Свидетелями этого мы и стали в дальнейшем (сухие цифры – чуть ниже). Следствием такой «политики» Рогозина стало колоссальное падение объемов внешней торговли Молдовы с РФ (экспорт в РФ в 2013-2017 гг. сократился с 631,9 млн.долларов до 254,5 млн., а импорт из РФ с 717,2 млн. долларов до 571,7 млн.долларов). Зато одновременно торговля Молдовы с ЕС испытала существенный рост: в 2013-2017 гг. объем экспорта Молдовы в страны ЕС вырос с 1 137,2 млрд.долларов до 1 596,9 млрд.долларов, объем импорта из ЕС даже сократился: с 2 567,6 млрд.долларов до 2 389,1 млрд.долларов. Не сработали многократные угрозы ряда российских политологов и разного рода аналитиков, делавшиеся в 2014 г. о том, что можно «выслать на Родину» молдавских гастарбайтеров, чтобы они убрали неприятную Москве власть в ходе парламентских выборов – молдавская власть в итоге устояла и даже укрепилась (всем этим заявлениям Рогозин никогда не препятствовал, а даже поощрял).
В-третьих, назначение Д.Козака говорит о том, что Кремль решил сменить тактику. Грубые и хамские выпады Рогозина, не принесшие, как мы видели, никакой пользы РФ, а только массу откровенного вреда, надо сменить на более продуманный и дипломатичный курс. Безусловно, Д.Козак более осторожный и опытный функционер, чем Д.Рогозин, и будет стараться не провоцировать молдавские власти. Это тем более очевидно, если помнить, что в отношении него США давно ввели персональные санкции и любой неосторожный или провокационный шаг с его стороны может кончиться тем, что по просьбе США молдавские власти и его тоже объявят персоной нон-грата в Молдове (как недавно Рогозина). В результате молдо-российские торговые связи, которые он теперь будет курировать, будут в еще большем тупике, чем ныне.
В-четвертых, так как торгово-экономические отношения с Молдовой в понимании Путина и Ко тесно связаны с приднестровской проблемой, то есть немало оснований для предположения о том, что Д.Козак вскоре будет назначен и куратором «приднестровского» направления. Хорошо понятно, и что это означает. Как известно, в 2003 г. по предложению тогдашнего Президента Молдовы Москвой был разработан печально известный протираспольский «план Козака». Его целью было заставить Молдову согласиться на «федеративное государство», после чего Смирнов (как он сам открыто говорил осенью 2003 г.) «на другой же день» порвал бы этот план и объявил бы регион независимым государством под предлогом многократных нарушений со стороны молдавского руководства. Как известно, только вмешательство США сорвало реализацию этой антимолдавской идеи. С тех пор планы Москвы мало изменились. Неоднократные высказывания московских политиков, в том числе и того же Д.Рогозина, показывают, что они (с незначительными поправками) продолжают рассматривать «приднестровское урегулирование» строго в рамках интересов тираспольского сепаратизма, превращения Молдовы в «федерацию», из которой Тирасполь немедленно выйдет. Так как на такое «урегулирование», предполагающее превращение Приднестровья во вторую Калининградскую область, США и ЕС не пойдут, то ясно, что в задачу Д.Козака будет входить всемерное затягивание переговоров по приднестровской теме, не допуская ни при каких обстоятельствах перехода к обсуждению «третьей корзины», т.е. вопросов о статусе Приднестровья в составе Молдовы.
Из этого следует только один вывод: Козак призван для того, чтобы и дальше держать «приднестровское урегулирование» в замороженном, подвешенном состоянии. Ситуация в этом направлении, как уже абсолютно ясно, изменится только после ухода В.Путина с политической арены.
Руслан Шевченко, политический аналитик, доктор истории

Комментариев нет:

Отправить комментарий