вторник, 3 марта 2020 г.

100 дней правительства И.Кику

Сто Дней Правительству, Будет Ли Сто Первый?


Буквально через считаные дни глава кабинета министров Ион Кику выступит в парламенте  с отчетом об итогах  деятельности исполнительной власти республики. Но уже сегодня можно  констатировать, вряд ли порадует общество достижениями, как считают международные доноры РМ, о чем kommersantinfo уже писал, и граждане республики, в том числе, политологи, эксперты, активисты различных партий и движений, а также – политический аналитик, доктор истории Руслан Шевченко.
– Так уж повелось, что 100 дней работы любого правительства – это рубеж, пройдя который исполнительная власть подводит первые итоги своей деятельности. Если они успешны, кабмин предпринимает титанические усилия для того, чтобы об этом узнало как можно больше людей. Если не положительны или даже провальны, власть старается сфокусировать внимание граждан на более ли менее позитивных моментах. Так поступило и нынешнее правительство, под руководством Кику.
Премьер очень активно рассказывает журналистам о том, что удалось его кабинету. Действительно, некоторые итоги выглядят вполне благопристойно. Довольно существенно (на 5,25 млрд. леев) выросли доходы бюджета, вдвое сократился его дефицит (2,94 млрд. леев вместо 6 млрд. леев). Возобновилось прерванное или существенно урезанное при правительстве М.Санду финансирование программ «Доктор для тебя», «Prima casa», «Хорошие дороги». Были произведены выплаты разовой 700-леевой помощи населению и обещано, что отныне индексация пенсий будет проводиться дважды в год, 1 апреля и 1 октября. По данным МВД, удалось несколько сократить преступность в стране, которая начала поднимать голову при прежнем министре А.Нэстасе. В том же духе и некоторые другие сведения, которые теперь постоянно сообщают официальные СМИ Молдовы, как об успехах действующих властей.
​То, что дела в стране обстоят на самом деле несравненно хуже, чем это хочет представить заинтересованное правительство, показывают факты, которые вынужден озвучить сам премьер-министр. Так, Кику признал существенное падение исполнительской дисциплины, по сравнению с предыдущими правительствами П.Филипа и даже М.Санду, и возобновление связанных с этим массовых невыплат зарплаты. Известно о приостановке финансирования ряда проектов в Академии наук (вероятно, пока все-таки временной) и переводе многих ее сотрудников (хотелось бы верить, что тоже временно) на 0,5, 0,25 и даже 0,1 ставки, невыплатах зарплат многим работникам сферы культуры. Если эта тенденция, вызванная очевидной слабой требовательностью премьера И.Кику к своим подчиненным и местным органам власти, сохранится в дальнейшем, то есть все основания признать непрофессионализм и некомпетентность правительства.
​Рост тарифов на проезд в междугородном транспорте, постепенный рост цен на рынках и отказ кабинета от какого бы то ни было их регулирования (его заменяют «мониторингом, хотя в США, Франции, Италии и ряде других западных стран регулируют от 5 до 30% цен), провоцируют рост социального недовольства, которое правительство опрометчиво не замечает, что является серьезной ошибкой.
Критически к деятельности кабинета И.Кику относятся и внешние партнеры (МВФ, ВБ и другие кредиторы), они не спешат выделять финансовые средства, ожидая обещанных реформ в экономике и сфере юстиции. Между тем, эти реформы, намеченные нынешним кабмином ещё в начале пути, явно застопорились. Реорганизация системы правосудия фактически застряла на месте. Реформа судов зашла в тупик, чистка юстиции от коррумпированных и уязвимых персон свелась к тому, что из нее убрали лишь наиболее скандально известных судей и прокуроров (малую их часть). Назначение генпрокурора А. Стояногло, от которого ожидали действительно многого, пока ничего, кроме обещаний расследовать деяния прежних властей, не дало. «Эффективной борьбы с коррупцией» и «обеспечения прав человека» в стране не ощущает никто, а ведь всё это были ключевые задачи в программе правительства Кику.
Решение вопросов энергобезопасности свелось к тому, что Молдова получает в прежнем объеме нефть и газ из РФ, о достройке стратегического газопровода Унгены – Кишинев перестали сообщать, хотя оно намечалось на лето этого года. Не решено, будут ли поставки газа из Украины, в случае форс-мажорных обстоятельств.
Правительство РМ сейчас движется курсом продаж даже прибыльных госпредприятий («Metalferos»), ссылаясь на якобы «неэффективность» госуправления, что на самом деле скрывает желание набить чьи-то карманы доходами от этого предприятия. Зашли в тупик обещания аннулировать жульническую продажу Кишиневского аэропорта, и в еще большем тупике находится с 2014 года больной для любой молдавской власти, резонансный вопрос – дело о краже миллиарда. За сто дней новые власти  так и не предприняли никаких реальных шагов по вышеперечисленным направлениям.
​После заявлений министра иностранных дел А.Чокоя о том, что приднестровскую войну 1992 года «остановили российские войска», стала обостряться и политическая обстановка в республике. Ряд партий выступил с резким осуждением этого заявления, последовали протесты комбатантов, с требованием отставки А.Чокоя, и они намерены продолжать эти акции до победного конца.
Понимая, что ситуация может рикошетом ударить по рейтингу внутри страны и пытаясь удержать её под контролем, президент и премьер-министр пообещали провести кадровые перестановки в правительстве (возможно, снимут напряженность в эпизоде с комбатантами), хотя, опять же, неизвестно, какими окажутся последствия.
​Еще печальнее дела во внешнеполитической сфере. Фактически, если не считать перманентных поездок президента Додона и его окружения в Москву, ещё в ПАСЕ да на международную конференцию по безопасности в Мюнхене, а также нескольких визитов премьера Кику, в частности, в Польшу и Украину, вокруг Молдовы воцарился режим «мягкой изоляции».Наших руководителей практически никуда не приглашают, что спровоцировано следующими событиями: власти Украины игнорируют И. Додона после его заявлений о «российском» Крыме, Румыния – из-за жесткой пророссийской ориентации ПСРМ и лично И. Додона, в особенности, в сфере культуры и языка. Недовольство деятельностью властей, а именно – фактической остановкой обещанных реформ, высказывают и внешние партнеры РМ по развитию, в частности, Посол США в Молдове Д.Хоган и Посол ЕС в РМ П.Михалко.
Происходящее обеспокоило и самого президента, который сделал «накачку» послам РМ и попытался «перетряхнуть» дипломатический корпус Молдовы, удалив из него несколько персон, оставшихся от прежних властей, под предлогом окончания сроков каденции в странах аккредитации, слабой работы и даже доносов западным партнерам на деятельность нынешних руководителей республики.
​Таким образом, есть все основания для вывода о том, что правительство под руководством И.Кику, несмотря на некоторые шаги в социальной сфере, оказалось слабым и нерешительным, не сумело сделать сколь-нибудь заметный шаг в решении основных проблем государства, а, скорее, «заморозило» их. Продолжение такого курса уже влечет за собой постепенное снижение популярности ПСРМ и лично – президента И.Додона, а в перспективе – и падение нынешнего политического режима, вне зависимости от того, будет переизбран И.Додон на второй срок или нет.
​Обстоятельства для такого развития событий уже возникают. Некогда крайне враждебно настроенные к ДПМ Платформа ДА и ПДС постепенно снизили градус недовольства, а ПДС даже намерена подписать с ДПМ декларацию о неизменности проевропейского курса Молдовы. Если этот «политический флирт» разовьется дальше, то можно будет говорить о перспективе формирования новой парламентской коалиции ДПМ-ПДС, возможно, с участием кого-либо из Платформы ДА и при деятельной поддержке Партии Шор (но без коалиции с нею). ДПМ недвусмысленно заявила, что претендует на часть министерских постов. Понимая, что если вовремя не остановить этот процесс, нынешняя власть скоро рухнет, И.Додон попытался договориться с ДПМ, на условиях акцентуации в области проблем социальной сферы и проевропейского курса во внешней политике. Не исключено, что он пообещал ДПМ в будущем какие-то министерские посты. Однако никакого, даже формального соглашения о союзе с ПСРМ заключено не было, и это – симптом для всех, кто анализирует политическую ситуацию в Молдове, оставшийся, впрочем, за кадром для многих.
​Очень важным в этом контексте стало объявление ДПМ о том, что впервые в молдавской политике появится «теневой кабинет» из специалистов в разных областях жизнедеятельности государства, которые теперь будут собирать информацию о работе тех или иных ведомств. Подобная структура, хорошо известная в политической жизни США, ФРГ и Великобритании, играет важнейшую консультативную роль для руководства крупных партий этих стран. Они подсказывают альтернативные политике правящей партии решения тех или иных вопросов в деятельности всех министерств и ведомств. Разрабатывают стратегии, в том числе, долгосрочные, деятельности партии в порученных им направлениях. Именно из членов «теневого кабинета» или по их предложениям в указанных странах выдвигают кандидатов в министры, и при первых же изменениях в правительстве они занимают освободившиеся министерские кресла. Таким образом, в партии создается слой опытных профессионалов-управленцев, которыми замещаются функционеры госаппарата, в случае прихода данной партии к власти или получения ею нескольких министерских постов. Учитывая, что в ДПМ есть довольно значительный пласт управленцев разных рангов, которых она взращивала с первых лет своего существования, образование «теневого кабинета» – решение на перспективу, призванное заменить клановый подход к подбору кадров куда более профессиональным.
​Есть в этом решении и другая, менее афишируемая сторона. По мере приближения к президентским выборам-2020, Демпартии будет все менее выгодно поддерживать ПСРМ и назначенное И.Додоном правительство, так как получится фактически работа на имидж электорального конкурента (как известно, ДПМ намерена иметь на этих выборах своего кандидата или определиться с тем, кого поддержит, в ходе переговоров с остальными правыми партиями). Это будет означать растущую вероятность развала неформальной коалиции ПСРМ-ДПМ и попытки ее «переформатирования» в коалицию ДПМ-Платформа ДА-ПДС (либо без Платформы ДА, но с неофициальной поддержкой Партии «Шор») и некоторых других депутатов. В этом случае, кадры, собранные ДПМ таким образом, будут при любом раскладе очень востребованы – либо новой парламентской коалицией, либо воссозданным неофициальным союзом ПСРМ-ДПМ, что также приведет к приходу ДПМ во власть и оказанию ею существенного влияния на позицию любого её потенциального союзника. Это и есть та конкретная цель, которой добивается сегодня ДПМ, учредив в своих рядах «теневой кабинет».

Комментариев нет:

Отправить комментарий