суббота, 20 июня 2020 г.

Правящая коалиция ПСРМ/ДПМ и ее оппозиция

1. Коалиция ПСРМ-ДПМ.
Коалиция ПСРМ-ДПМ, созданная 16 марта 2020 г., мыслилась ее создателями – Президентом И.Додоном и лидером ДПМ, экс-премьером П.Филипом как устойчивая политическая конструкция, которая должна была просуществовать по крайней мере в ближайшие 3 года, до очередных парламентских выборов.
Обе партии очень нуждались в ней. Социалисты со своим неформальным лидером Президентом И.Додоном, хотели закрепить свою власть, которой добились, устранив в ноябре 2019 г. кабинет М.Санду, и существенно усилить свои позиции перед президентскими выборами в Молдове, намеченными на ноябрь 2020 г. Это позволило бы им не только существенно увеличить финансовые возможности отдельных крупных предпринимателей в рядах ПСРМ, но и самой партии, расширить свое влияние на молдавские СМИ и под предлогом «единственной реальной пророссийской силы в Молдове» (что, в общем-то, со множеством оговорок, более-менее соответствует действительности), укрепить свои связи с РФ, оказывающей социалистам финансовую и политическую поддержку.
ДПМ, потрясенная внезапной потерей власти в июне 2019 г., нуждалась в восстановлении своих позиций в госаппарате, чтобы от нее не начали уходить вступившие в ее ряды в последние годы функционеры центрального и местного уровней. Им представлялось, что такая коалиция гарантирует партии, пусть и в ранге теперь младшего партнера, спокойное пребывание во власти и возможность расширять свое влияние в стране.
Однако лидеры ДПМ (П.Филип и Д.Дьяков) не учли специфической особенности ДПМ, которая десятилетиями удерживала эту партию на плаву: все 23 года своего существования эта партия держалась последовательно проевропейского курса и никогда не вступала в коалицию с левыми силами. Это было одной из причин того, что у нее был пусть и небольшой, но устойчивый прозападный электорат. И это же, наряду с сохранившимся влиянием на ДПМ ее бывшего лидера В.Плахотнюка, который подбирал руководящие кадры и депутатский корпус партии по своему усмотрению, сыграло решающую роль в последующих событиях. Из ДПМ стали уходить депутаты, не согласные с резким разворотом руля влево и союзом с ПСРМ. По словам самих депутатов, некоторых привлекали крупными суммами денег, кого-то «преференциями» для семьи и бизнесом для самого депутата и т.д. Как бы то ни было, но в 4 месяца от былого прочного большинства в 66 депутатов (37 социалистов и 29 демократов) не осталось ничего: ныне в рядах правящей пока коалиции уже только 50 депутатов, с дальнейшей перспективой ухода в оппозицию, в случае ухода от них еще 1-2 депутатов. Ее функциональность обеспечивается всего одним депутатом, независимым А.Олейником, который пока дает им решающий 51-й голос. Но и эта функциональность может в любой момент испариться.
Президент Додон и его ПСРМ, поначалу относившиеся к этому стремительному ослаблению союзника снисходительно и даже пытавшиеся шантажировать оппозицию досрочными выборами, по мере дальнейшего развала ДПМ сильно забеспокоились. И.Додон и его окружение временами стали переходить к хамским выражениям и открытым угрозам в адрес усиливающейся оппозиции. Однако даже наличие контроля коалиции над силовыми структурами, включая СИБ, не давало и не дает, как мы убедились, гарантии от потери власти. По мере того, как власть слабела, И.Додон переходил ко все более компромиссным формулировкам, предлагая то Платформе ДА, то ПДС, то им обеим вместе «договориться» с перспективой заново переделить посты в государстве. И.Додон и его аналитики, однако, не учли, что устранив в ноябре 2019 г. Правительство М.Санду, озлобили против себя и ПДС, и Платформу ДА. В результате многократные призывы И.Додона «договориться» с этими партиями встречали только холодный или откровенно враждебный прием – в стиле «нам не о чем разговаривать». ПСРМ попала в растущую политическую изоляцию.
В такой же изоляции находится правящая коалиция и в делах международных. К ней враждебно относятся как в Украине и Румынии, так и с откровенной неприязнью в ЕС. Попытки выбить из Евросоюза кредиты заканчиваются выставлением Брюсселем новых требований реформировать сферу юстиции и выпустить ее из цепких лап властей. Но так как для молдавского политического класса непредставимо, как можно править, не контролируя юстицию, то все призывы Брюсселя игнорируются и реформа заморожена. Единственно, чего добилась коалиция ПСРМ-ДПМ – так это срочных кредитов, чтобы не допустить окончательного коллапса и полного развала экономики. Критически к властям относится и посольство США, которое мягко, но настойчиво дает понять, что оно также требует реальных реформ в стране, прежде всего в юстиции, и отвергает попытки социалистов «сблизиться» с Россией.
Еще более катастрофичной оказалась ситуация в экономике, где в результате карантинных мер и остановки производства обвал по всем основным ее отраслям достигает 20-25, а то и 30 и более процентов. Реальных мер по выводу экономики из этого кризиса Правительство И.Кику, судя по оценкам предпринимателей, не осуществляет и рассчитывает только на внешние поступления. Нет у Правительства и конкретного плана действий на ближайший период времени. Решения принимаются, исходя из сиюминутной политической надобности. Единственным «стратегическим» расчетом является предстоящие выборы Президента Молдовы, под которые надо накопить средства, чтобы заняться банальным популистским подкупом избирателей или реализацией срочных кратковременных программ, которые должны показать избирателям, что власть о них все-таки помнит. В этих условиях левый избиратель голосует за ПСРМ только лишь потому, что сегодня в стране даже на горизонте нет сильной левой альтернативы этой партии.
Такая ситуация впервые за долгое время вызвала «разброд и шатания» даже среди самых стойких союзников ПСРМ в рядах ДПМ. Ряд ведущих деятелей оппозиции сообщают о начавшихся закулисных переговорах с некоторыми деятелями ДПМ о возможности формирования новой коалиции – на сей раз без участия ПСРМ, что означает ее переформатирование и устранение И.Додона от реальной власти. Все будет зависеть от того, что именно и какие конкретно посты оппозиция предложит ДПМ.
2. Деятельность оппозиции
Следует подчеркнуть, что оппозиция проявила себя еще хуже власти. ПДС и Платформа ДА, движимые глубокой внутренней неприязнью и конкуренцией, так и не смогли найти общего языка и выступать вместе хотя бы в деле устранения ПСРМ от власти. Лидеры обеих партий – М.Санду и А.Нэстасе видят себя главными кандидатами на пост Президента Молдовы от правых сил страны. У каждого есть свои аргументы: А.Нэстасе требует от М.Санду признать его заслуги в организации и руководстве протестным движением 2015-2019 гг., М.Санду настаивает на том, что она лично намного более популярна, чем А.Нэстасе и потому должна возглавить оппозицию. Оба политика по-своему правы. Но это лишь заводит оппозицию в тупик. Вдобавок чувствующий себя ущемленным А.Нэстасе видит в кресле премьера только либо себя лично, либо, в порядке «компромисса по-молдавски», кого-то из своих ближайших соратников, не соглашаясь ни на кого иного. Что еще более осложняет положение оппозиционеров.
По существу, вся деятельность оппозиции свелась к широковещательным разоблачительным пресс-конференциям, на которых публике представляются очередные порции информации о провалах действующей власти, и иногда – видеосливы о связях И.Додона с В.Плахотнюком и Россией. Безусловно, это дает сторонникам оппозиции дополнительные аргументы, но никак не влияет на позиции «социалистического» электората. Он остается в целом неколебимым и за ПСРМ несмотря на все компроматы оппозиции, по-прежнему готовы голосовать, как и прежде, 40-45% избирателей.
Оппозиция продолжает действовать по-прежнему разрозненно. Единственным связующим звеном между ними, в условиях существующей взаимной неприязни лидеров, остается группа А.Канду, которая хоть как-то обеспечивает контакты. Даже теперь, находясь уже, по существу, на пороге власти, оппозиция так и не смогла разработать никакой общей программы или хотя бы самого общего плана действий ни по какому вопросу, ограничиваясь только в целом справедливыми обвинениями И.Додона в связях с РФ и его растущей (особенно в контексте выборов) зависимости от этой страны и выступая с откровенно идиотскими предложениями организовать вотум недоверия Правительству – и это в условиях, когда оппозиция еще не располагает большинством голосов. Однако своей непроходимой глупости деятели Платформы ДА пытаются не замечать и умудряются обвинять даже потенциальных союзников из ПДС в отказе поддержать этот вотум. Спрашивается, ну и зачем же тогда этот вотум недоверия, если он гарантированно провалится? Не лучше ли подождать, пока у тебя не появится хотя бы на 1 депутата больше, чем у власти? Ни один из деятелей Платформы ДА не был в состоянии объяснить это.
Если оппозиционерам все же удастся вырвать решающий, 51-й мандат, то в нынешней ситуации может оказаться, что им нечего будет предложить народу, кроме абстрактных обещаний, что «при нас будет лучше, чем при них». Маловероятно также в нынешней политической обстановке, что они сумеют выдвинуть единого правого кандидата, который будет в состоянии победить И.Додона
3. Развитие внутриполитической ситуации в Молдове, влияние на нее ситуации с пандемией коронавируса и выборами.
Одной из немногих тем, которые пытается более-менее успешно эксплуатировать оппозиция сегодня, является положение с эпидемией коронавируса. Действительно, власти совершили несметное количество ошибок в этой области. Это и отсутствие должного контроля на наземных и воздушных границах страны, что позволяет носителям эпидемии беспрепятственно проникать в Молдову и разносить заразу. Это и бессмысленное закрытие рынков, торговых центров, гостиниц, ресторанов и кафе, которое, обогатив владельцев торговых сетей, вынудило жителей страны покупать продукты и товары по более высоким ценам в сетях магазинов, колоссально ударило по малому и среднему бизнесу и вызвало его недовольство, но никак не способствовало остановке распространения эпидемии. Это и глупые попытки поспекулировать в целях удержания власти на росте числа заболевших и приостановке работы Парламента из-за вроде бы (или на самом деле) заболевших депутатов, чтобы сохранить ситуацию под своим контролем и не допустить утраты контроля над парламентским большинством.
Попав в тяжелое положение, видя, что эпидемии нет конца-края, а экономика тем временем грозит обрушиться, власти пошли на попятную и стали постепенно возобновлять функционирование разных сфер деятельности, вплоть до рынков и ресторанов. Все это сопровождалось безумной путаницей в высказываниях руководства страны. «Злой следователь», премьер И.Кику, говорил, какие ограничительные меры намерено предпринять Правительство для удержания ситуации под контролем. «Добрый следователь», Президент И.Додон все это устно «отменял» и объявлял необязательными к исполнению. Растерявшиеся жители перестали понимать, кому из них верить, тем более, что на них неожиданно посыпались крупные штрафы. Но ни меры по введению «жесткого карантина», ни теперешняя его отмена не дали никакого результата. Число заболевших продолжает расти прежними темпами и перспектив его остановить у властей явно сегодня нет.
Глава Агентства общественного здоровья Н.Фуртунэ и премьер И.Кику нарушили негласное табу на критику церкви, соблюдавшееся десятки лет, потребовали и добились закрытия церквей и кладбищ, на постоянной работе которых церковный клир колоссально обогащался. Понесшие миллионные убытки от отсутствия продаж церковной утвари, книг, свечей, и прекращения церковных церемоний отпеваний, похорон и т.д., обозленные представители Молдавской православной церкви объявили об открытом неподчинении властям и проведении вопреки их решениям церковных служб. Вдобавок они еще попытались вести кампанию по недопущению прививок и вышек 5G, уверяя, что с прививками в организм человека будут вживлены чипы, а вышки 5G – «дьявольское знамение», а также что эпидемия – это якобы ложь и выдумки. Однако тут же оказались скомпрометированы, так как вскоре стали поступать сообщения о десятках заболевших коронавирусом священников (ныне уже более 30), включая даже одного из самых ярых врагов существования эпидемии, епископа Маркела. По иронии судьбы, именно он один из ведущих проводников кремлевской политики в области церкви в Молдове и главный конкурент Митрополита Владимира на посту предстоятеля Молдавской православной церкви. Следует подчеркнуть, что они пали жертвой эпидемии прежде всего из-за собственной жадности к деньгам, которая так сурово осуждается в святой для всех верующих Библии.
Однако и здесь ленивая и недалекая молдавская оппозиция, не желающая даже теперь активно ездить по селам и райцентрам, чтобы работать с людьми и убеждать их в правильности своей деятельности, так и не сумела связно и доступно объяснить избирателям, в чем неправильность поведения властей в борьбе с пандемией. Все сводилось к беспомощным заявлениям экс-министра здравоохранения А.Немеренко, которая за 5-месячное свое пребывание в этой должности в кабинете М.Санду не отметилась никакими реальными шагами в деле развития и улучшения финансирования здравоохранения и его работников. Поэтому сегодняшние потуги убрать нынешнего министра здравоохранения В.Думбрэвяну выглядят в исполнении оппозиционеров смешно и глупо. Нет смысла менять министра, если у тебя нет другой, лучшей, чем у нее, программы. Нет даже кандидатов на этот пост, если не считать ту же неудачливую экс-министершу А.Немеренко. По сравнению с последней далеко не лучший министр В.Думбрэвяну сильно выигрывает, так как, не будучи профессиональным медиком, она по крайней мере около 20 лет работала на руководящих постах в Минздраве и понимает хотя бы в общих чертах, какие меры надо предпринимать далее.
То немногое, чем может сегодня реально похвастать молдавская оппозиция, сводится к контролю над Конституционным судом, полученным благодаря хорошей координации действий группы Канду с деятелями ПДС-Платформы ДА, и успешному отколу депутатов от правящего большинства, чему власти действительно не могут сегодня ничего противопоставить. Но за этим – пустота. Лишь в последние дни стало очевидно, что к деятелям оппозиции наконец приходит понимание того, что им все же придется действовать сообща и они уже готовы обсуждать не только общие шаги по устранению правящей коалиции, но даже и – в близкой перспективе – кандидатуры на конкретные государственные посты.
В этом контексте оппозиция как-то почти потеряла из виду надвигающиеся президентские выборы. Впрочем, этому не стоит удивляться. В условиях, когда менее чем за 5 месяцев до выборов у оппозиции нет и неизвестно, если будет общий кандидат на выборах, нет никакой единой программы, а к тому же любой такой кандидат по всем опросам серьезно проигрывает И.Додону, все основные оппозиционные силы должны понимать, что выборы Президента ими уже проиграны или почти проиграны. Только чудо может этого кандидата все-таки вознести на гребень власти в стране. Поэтому единственное, что нынешней оппозиции нужно делать – консолидировать свои ряды и искать союзников среди депутатов в ДПМ или даже в ПСРМ, которые будут готовы поддержать возвращение к власти подлинно проевропейских сил, которые возобновят процесс евроинтеграции нашей страны.
Руслан ШЕВЧЕНКО, политический аналитик, доктор истории

Комментариев нет:

Отправить комментарий