воскресенье, 20 февраля 2011 г.

Процессы суверенизации Молдовы


Процесс суверенизации и обретение Молдовой независимости (1987-1991 гг.) 

Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор исторических наук

            Перестройка в СССР, начавшаяся с провозглашения необходимости реформ в стране на пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 г. делится на два отчетливо различающихся между собой этапа – 1) скрытый, или подготовительный (1985-1988); 2) открытый, активный (1988-1991). Эти этапы в полной мере характерны и для Молдовы.
            Период 1985-1986 гг. характерен озвучиванием общей идеи необходимости реформ, расширения гласности, ускорения и главного лозунга тех лет – перестройки общественно-политической системы, который был впервые провозглашен на XXVII съезде КПСС, и, соответственно, на XVI съезде КПМ в феврале 1986 г., на котором, однако, уже отмечалось, что процесс этот в молдавских условиях идет медленно [1].
            Однако начавшаяся все более смелая критика прежних порядков, административно-командной системы, бюрократизма, дефицита многих товаров в магазинах и т.д., захлестнувшая в 1985-1987 гг. СССР, долгое время носила в Молдове внешний, в основном формальный характер. Это стало вызывать растущее недовольство интеллигенции, уже начавшей понимать, что  события здесь будут идти по-иному, нежели общесоюзный, сценарию [2]. В этом процессе можно выделить два этапа. Начало первого связано с деятельностью второго секретаря ЦК КПМ в 1984-1988 гг. Виктора Смирнова, который организовал массовые преследования местных кадров с заменой их работниками из других регионов СССР (в их числе, кстати, был и будущий лидер приднестровских сепаратистов И.Смирнов, как раз едва не отданный под суд в Новой Каховке за крупные злоупотребления в должности зам.директора одного из местных заводов). В рамках этой кампании на пленуме ЦК КПМ 16 января 1988 г. члены Бюро ЦК КПМ были впервые подвергнуты суровой критике. Во-вторых, 18-19 мая 1987 г. состоялось поистине историческое в свете последующих событий общее собрание Союза Писателей Молдовы, на котором руководство Союзом перешло к представителям демократического крыла [3].
.           Следующим шагом демократических перемен стало начало  деятельности Инициативной группы Демократического движения во второй половине 1987-начале 1988 гг., которое пока скрыто формулировало идею предоставления молдавскому языку статуса государственного. Поначалу эта идея апробировалась преимущественно в Прибалтике, но уже в марте 1988 г. вышла на общесоюзный уровень на пленуме Союза Писателей СССР в Москве [4].
            Часть представителей молдавской интеллигенции, поддерживавшей связь с Прибалтикой, создавшая названную выше Инициативную группу, спустя год, 28 июня 1988 г. на своем первом большом собрании с участием широких слоев общественности, заявила об образовании на базе этой группы Демократического движения в поддержку перестройки во главе с И.Хадыркэ [5].
Деятельность движения носила политический характер. Его члены организовывали многотысячные митинги, занимались пропагандированием ранее закрытых для исследования тем истории и  культуры Молдовы – засухи и голода 1946-1947 гг., депортаций 1949 и 1951 гг., массовой миграции в Молдову жителей других регионов СССР при параллельном направлении молдаван на стройки народного хозяйства и т.д. Несколько ранее, в январе-феврале 1988 г. в Кишиневе возник Литературный клуб им.А.Матеевича во главе с поэтом А.Шалару [6], на заседаниях которого поднимались вопросы культурной идентичности с Румынией, зачитывались и обсуждались произведения молдавских и румынских классиков. Представители названных движений выдвинули требование  предоставить молдавскому языку статус государственного и перевода его на латинскую графику. Эти требования были впервые высказаны публично в т.н. «письме 66», опубликованном в сентябре 1988 г [7].
            Часть высокопоставленных деятелей партийно-государственного аппарата Молдовы, преимущественно являвшиеся немолдаванами, выступили против этих предложений, видя в них стремление ущемить позиции русскоязычного населения республики, которое комфортно чувствовало себя в условиях фактически полного господства русского языка в сфере экономики и государственного управления всех уровней. Среди них оказались президент АН А.Жученко, председатель Госплана В.Кутыркин, прокурор МССР Н.Демиденко, председатель Совета Министров И.Калин, епископ всея Молдовы Серапион. На их сторону перешла значительная часть русскоязычного населения. Основные их идеи были отражены в тезисах ЦК КПМ «Конкретными делами утверждать перестройку», опубликованных в республиканской прессе 11 ноября 1988 г. [8]. Они требовали предоставить статус государственных двум языкам – молдавскому и русскому и не допустить перехода молдавского языка на латинскую графику, т.к. это якобы повлечет за собой повальную неграмотность населения, особенно молдаван.  С этими же целями 9 января 1989 г. ими было создано Интердвижение «Unitate-Единство»  во главе с историками А.Лисецким и В.Солонарем  [9]
Но уже 16 февраля 1989 г. сторонники Демдвижения опубликовали свой проект Закона о функционировании языков, предусматривавший законодательное закрепление государственности молдавского языка, административную и уголовную ответственность за несоблюдение языкового законодательства. 30 марта 1989 г. Рабочая группа Верховного Совета МССР, учитывая сложившиеся языковые реалии и второстепенную роль молдавского языка, которую он играл в республике по сравнению с русским, особенно при использовании в государственных и общественных организациях, приняла свой проект закона, который в основном повторял проект Союза Писателей МССР [10].
            Параллельно в республике происходила консолидация  патриотических сил. 20 мая 1989 г. состоялся первый, учредительный съезд Народного Фронта Молдовы, в состав которого вошли Демократическое движение и Клуб им.А.Матеевича [11].
            Однако в некоторых населенных пунктах республики, включая Кишинев, Бэлць, Бендер, левобережье Днестра укреплялись и позиции сторонников Интерфронта, главным требованием которых было принятие такого Закона о государственном языке, который бы в обязательном порядке обеспечивал бы равноправное функционирование в республике двух языков – молдавского и русского.  11 августа 1989 г. созданный в Тирасполе Объединенный Совет Трудовых Коллективов (ОСТК) во главе с В.Рыляковым потребовал срочного пересмотра готовившегося к принятию Закона о языке, шантажируя власти республики в случае непринятия этого требования  проведением политической забастовки на контролируемых им предприятиях. Так как ответа на этот ультиматум не последовало, 16 августа 1989 г. ОСТК провел в Тирасполе предупредительную 2-часовую забастовку против Закона о государственном языке, который его члены, не считаясь с позицией коренного населения республики, называли дискриминационным и соблюдать не собирались. 21 августа 1989 г. сторонники ОСТК, создав Республиканский забастовочный комитет, начали незаконную «антиязыковую» забастовку, в которую было вовлечено более 170 предприятий Кишинева, Бендер, Тирасполя, Рыбницы и других городов. В ответ молдавское патриотическое движение, в котором, однако, набирали силу сторонники ориентации на Румынию, провело 27 августа 1989 г. Великое национальное собрание. Его участники категорически потребовали принятия в кратчайшие сроки Законов о государственном языке и функционировании языков в МССР. Несмотря на ожесточенное сопротивление части депутатов Верховного Совета МССР, открыто поддержавших незаконные забастовки, 31 августа – 1 сентября 1989 г. названные законы были приняты. Забастовка, организованная ОСТК и их сторонниками в республике, продолжалась, несмотря на уговоры ЦК КПМ и лично С.Гроссу и М.Горбачева. Лишь после пленума ЦК КПСС по национальному вопросу (19.09.1989), принявшего новую концепцию КПСС по национальной политике, в целом поддерживавшей решения Верховного Совета МССР, организаторы забастовки 21 сентября прекратили ее [12].
            Другой важнейшей составляющей событий 1988-1991 гг. были начавшиеся процессы суверенизации республик. Основным толчком к этому оказалась XIX всесоюзная партконференция (28 июня – 1 июля 1988 гг.), на которой была принята резолюция «О межнациональных отношениях», постановившая существенно расширить права всех союзных республик[13]. Поначалу этот процесс был открыто поддержан лишь руководством Прибалтийских республик. Для удовлетворения их требований на пленуме ЦК КПСС 19 сентября 1989 г. и последовавшей затем сессии Верховного Совета СССР Латвии, Литве и Эстонии, а также Белоруссии и Свердловской области были предоставлены широкие права в области экономики, но вопрос о даровании республикам политического суверенитета пока был отложен как неподготовленный [14].
            Он был вновь поднят очень скоро. В октябре 1989 г.в СССР, а 23 ноября 1989 в МССР был принят Закон об организации выборов народных депутатов СССР. Он предусматривал разрешение участвовать в выборах в Верховный Совет СССР не только для кандидатов от КПСС, но и альтернативных ей кандидатов. Этот закон открывал дорогу для проведения подлинно свободных выборов, а в перспективе – принятия новым составом Верховного Совета законов, продолжавших курс на дальнейшую суверенизацию Молдовы [15]. В Молдове этот закон вступил в силу в обстановке, которая резко обострилась после блокирования НФМ прохождения танков по центру Кишинева (7 ноября 1989 г.), столкновений с работниками МВД и попыткой захвата этого ведомства (10 ноября 1989 г.), за которой последовала отставка первого секретаря ЦК КПМ С.Гроссу и его замена П.Лучинским [16].
            Для того, чтобы обеспечить готовившуюся суверенизацию Молдовы, власти республики во главе с Председателем Президиума Верховного Совета МССР М.Снегуром, действовавшие в связке с лидерами НФМ, провели в конце 1989-начале 1990 гг. отстранение от должностей ряда членов правительства во главе с председателем Совета Министров И.Калиным, которые ориентировались на московское руководство и могли помешать их планам [17].
            25 февраля и 10 марта 1990 г. состоялись выборы  в Верховный Совет МССР. Хотя около 1/3 от избранных 380 депутатов поддерживали НФМ, 83% из общего числа депутатов были членами КПСС, в том числе М.Снегур, который еще был секретарем ЦК КПМ по сельскому хозяйству. Он был избран на пост Председателя Верховного Совета МССР 27 апреля 1990 г. В тот же день Верховный Совет МССР принял Закон о государственном флаге, которым стал триколор. Воспринимая этот акт как часть плана по объединению с Румынией, что отчасти соответствовало действительности, представители Тирасполя и Бендер, а позже районов левобережья Днестра отказались соблюдать его. Несмотря на то, что Верховный Совет МССР отменил принятые ими в этой связи постановления, а еще ранее – результаты проведенного ими же незаконного референдума о вхождении левобережья Днестра и г.Бендеры в состав Приднестровской АССР в случае ее создания, деятельность сепаратистских лидеров по формированию собственных структур власти продолжалась при активной поддержке Москвы и лично Председателя Президиума Верховного Совета СССР А.Лукьянова [18].
            В этих условиях Верховный Совет МССР продолжал работу по укреплению государственности Молдовы – пока в рамках СССР. 25 мая 1990 г. вместо ориентировавшегося на Москву главы правительства П.Паскаря новым Председателем Совета Министров стал М.Друк, при котором этот процесс резко ускорился. Уже 31 мая 1990 г. Совет Министров МССР был переименован в Правительство с новыми полномочиями [19]. 5 июня 1990 г. МССР была переименована в Советскую Социалистическую Республику Молдова (ССРМ), а 23 июня 1990 г. Парламент ССРМ принял решение о государственном суверенитете республики [20]. В соответствии с этим решением Постановлением Правительства от 3 августа 1990 г. были утверждены структура и полномочия Министерства внешних связей (бывший МИД), которые были расширены, а МИД СССР начал включать молдавских дипломатов в состав советских консульств и посольств. Министр внешних сношений ССРМ Н.Цыу даже участвовал в составе советской делегации в работе СБСЕ в Париже (19-21 ноября 1990 г.) [21].
            В то же время руководство республики (председатели Парламента М.Снегур – с 3 сентября 1990 г. – Президент, А.Мошану, премьер-министр М.Друк) допустило ряд ошибок, усугубивших политический кризис и раскол страны.  23 июня  1990 г. Парламент принял Заключение о политико-правовой оценке Пакта Молотова – Риббентропа, которым осудил этот Пакт. Однако в документе ни словом не упоминалось Левобережье, что дало местным сепаратистам заявить о своем «праве» «на законных основаниях» отделиться от Молдовы [22], преднамеренно опуская тот факт, что Приднестровье было передано в состав Молдовы 4 ноября 1940 г. в обмен на ее отказ от Северной Буковины и Южной Бессарабии [23]. Отрицательную роль сыграло и то обстоятельство, что в официальной пропаганде термин «молдавский язык» был заменен глотонимом «румынский язык», НФМ самовольно «переименовал» Молдову в Румынскую Республику Молдова, а в школах и вузах вместо «Истории Молдовы» была введена «История румын». Эти акты были отрицательно восприняты абсолютным большинством населения, как на правом, так и на левом берегу Днестра. 2 сентября 1990 г. местные власти Левобережья провозгласили т.н. «Приднестровскую МССР», а двумя неделями ранее, 19.08.90 на юге республики была провозглашена антиконституционная «Гагаузская республика». Чтобы подавить очаги этих конфликтов, 25-28 октября на юг, а 2 ноября 1990 г. – в Левобережье были двинуты части полиции и волонтеров. Это привело к столкновениям с отрядами сепаратистов и, к сожалению, не увенчалось изменением статус-кво в пользу законных властей [24].
            Несмотря на продолжавшийся тяжелый внутриполитический конфликт и открытую поддержку сепаратистов московским руководством, Молдова продолжала свой путь к независимости. 3 ноября 1990 г. был принят Закон о государственном гербе. Власти Молдовы проигнорировали референдум о сохранении СССР (17 марта 1991 г.) и принимали меры к его недопущению на всей территории Молдовы [25]. 23 мая 1991 г. Парламент исключил из названия страны слова «Советская Социалистическая», установив официальное название государства – Республика Молдова. 19 августа 1991 г. руководство Молдовы резко осудило путч ГКЧП в Москве. Руководство Одесского военного округа потребовало было от молдавских властей отменить решение о запрете патрулирования улиц городов совместно с частями 14-й армии, но, не получив из Москвы указаний действовать, не решалось силовым путем отстранить руководство Молдовы от власти[26]. После ареста ГКЧП 21 августа 1991 г. Президиум Парламента 23 августа того же года запретил КПМ, часть членов которой открыто сочувствовала ГКЧП, а 27 августа 1991 г. на заседании Парламента, в условиях специально созванного Великого национального собрания 276 голосами «за» была принята Декларация о независимости Республики Молдова [27].
            Так как Украина, Белоруссия и другие республики СССР также провозгласили независимость, существование СССР становилось все более эфемерным. 8 декабря 1991 г. Б.Ельцин, Л.Кравчук, С.Шушкевич подписали в местечке Вискули (Белоруссия) соглашение о создании СНГ вместо СССР. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате состоялось подписание этого документа 11 странами бывшего СССР, в т.ч. президентом Молдовы М.Снегуром [28]. Так закончился «советский» период истории Молдовы.


Список использованных источников

1.Moraru A. Istoria românilor. Basarabia şi Transnistria. 1812-1993. Chişinău, 1995, pp.524-525, 528.
2. Как больно…Сборник статей. Составитель – А.Бродский. Кишинэу, 1989, 630 с.
3. Как больно…с.271.
4. История Республики Молдова с древнейших времен до наших дней. Координатор – В.Царанов. Кишинев, 2002, с.326-327; Репида Л. Суверенная Молдова. Кишинев, 2008, с.295.
5. История Республики Молдова…с.327.
6. Там же; Как больно…, с.441.
7. Как больно…, с.453-459.
8. История Республики Молдова…с.326; Moraru A. Op.cit, p. 529-530; Вечерний Кишинев, 1989, 17 ноября.
9. История Республики Молдова…с.328.
10. Там же, с.326-327.
11. Там же, с.327.
12. Там же, с.328-329.
13. Репида Л. Ук.соч., сс.297-298.
14. Там же, с.298; Крючков В. Личное дело. т.2. М.1996, с.44.
15. Şevcenco R. Statutul internaţional al Moldovei (1359-1391): aspecte istorico-juridice. Chişinău, 2007, p.82;  Репида Л. Ук.соч., с.298.
16. Репида Л. Ук.соч., с.306.
17. История Республики Молдова…с.327.
18. Moraru A. Op.cit, p. 549; Неделчук В. Республика Молдова. Кишинэу, 1992, сс.66-68.
19. Şevcenco R. Viaţa politică în RSS Moldovenească (1944-1961). Chişinău, 2007, p.187.
20. Idem. Statutul internaţional al Moldovei..., p.83.
21. Ibidem.
22. Ibidem, pp.99-100; Неделчук В.Ук.соч., сс.154-156.
23. Şevcenco R. Statutul internaţional al Moldovei..., p.68.
24. Неделчук В.Ук.соч., с.71; Репида Л. Ук.соч., с.311; История Республики Молдова…с.330.
25. История Республики Молдова…с.332-333; Неделчук В.Ук.соч., с.13.
26. Moraru A. Op.cit, p. 537.
27. Ibidem, рр.538-539.
28. Неделчук В.Ук.соч., с.14.

Комментариев нет:

Отправить комментарий