воскресенье, 13 марта 2011 г.


ПРАВИТЕЛЬСТВО ДРУКА: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ
alt
25 мая исполнилось 20 лет со дня назначения Мирчи Друка на пост главы кабинета министров (на тот момент - председателя Совета министров МССР). Это - немалый срок для того, чтобы осмыслить деятельность Друка и возглавляемого им правительства. Но в нашей стране все это время занимались не столько изучением этого короткого, но очень важного для Молдовы периода, сколько давали личные, почти всегда небеспристрастные и отличавшиеся крайностями оценки, в зависимости от того, к какому политическому лагерю примыкал высказывавшийся.
Противники ставили Друку в вину разжигание приднестровского и гагаузского конфликтов, изгнание из государственного аппарата большого количества квалифицированных кадров, обвиняли в экстремизме и нетерпимости. Его сторонники подчеркивали то обстоятельство, что он призвал к переориентации Молдовы на Запад и начал предпринимать первые, пока робкие шаги в этом направлении, принял меры по демократизации политической жизни и приступил к решительной перестройке экономики нашей страны на западный лад. Однако никто даже по сей день не задался целью изучить архивы правительства, парламента (хотя бы того, что от них осталось), президентуры, чтобы составить себе полное представление о том, что это было за время.
Мы полагаем, что пришло время оценить деятельность Друка и его кабинета, основываясь не на личном мнении кого бы то ни было, а на  конкретных задачах, которые ставило перед собой его правительство, и тому, как оно сумело их реализовать на практике. Постановка этих задач звучала в многочисленных выступлениях самого Друка и некоторых его министров. Как они исполнялись и какими оказались результаты деятельности его кабинета?
Мирча Друк был назначен на должность председателя Совета министров МССР 25 мая 1990 года 259 голосами «за» при одном воздержавшемся. До этого он занимал должность председателя комиссии Верховного Совета по иностранным делам. В те дни активно обсуждались два проекта закона о правительстве республики. Один из них был предложен самим правительством, возглавлявшимся опытным управленцем Петром Паскарем. Второй, предполагавший реорганизацию Совета министров в правительство и усиливавший полномочия местной власти, – самим Мирчей Друком. Так как 23 мая 1990 года правительство (а на другой день – и сам Паскарь) подало в отставку, то первый  вариант в Верховном Совете не рассматривался. 
Правительство, которое возглавил Друк, состояло из 15 министерств, из которых девять находилось в  союзно-республиканском подчинении и только шесть – в республиканском, а также 15 госкомитетов, из которых 13 также были в союзно-республиканском подчинении. Но уже 31 мая 1990 года был принят предложенный Друком проект закона о правительстве МССР. Председатель Совета министров становился премьер-министром, который имел право предлагать кандидатуры министров с условием, чтобы их число не превысило 21. В законе закреплялось право премьера и министров присутствовать на заседании Верховного Совета, давать необходимые разъяснения, а в случае отставки премьера в отставку уходило все правительство. Оно должно было создать условия для обеспечения реального суверенитета, осуществить демонополизацию экономики, проводить таможенную и валютно-финансовую политику, ввести контрактную систему, представлять страну в международных отношениях. Вводились такие термины, как «органы местного самоуправления» и «минимальный жизненный уровень».  Подчеркивался публичный характер работы правительства. Оно получило право создавать представительства Молдовы за границей и т.д..
Хотя и с многочисленными изменениями, документ, представленный Друком, оказался удивительно живуч и действует до сих пор. Министерства и госкомитеты 22 июня 1990 года были по предложению правительства реорганизованы в департаменты, службы и государственные инспекции. Парадоксально, но факт: именно в правительстве выступавшего за суверенитет Молдовы и ее последующую независимость от СССР Мирчи Друка статус МИДа был неоправданно понижен до министерства внешних сношений, что имеет значение для дипломатической практики.
На первом же заседании под  руководством Друка правительство рассмотрело вопрос об упрощении порядка перехода государственной границы. Предусматривалось, что он должен происходить на основании паспорта гражданина СССР, с вкладышем, выдаваемым сроком на год, в который вносились данные Внешэкономбанка и таможенных органов об объеме перевозимой валюты, и отметка погранвойск КГБ о переходе государственной границы. Вкладыш должен был быть заверен местным отделением МВД Молдовы. 
Вскоре после принятия Декларации о государственном суверенитете ССРМ (23 июня 1990 года) стали появляться и атрибуты по-настоящему независимого государства. Так, 12 сентября 1990 года постановлением правительства был создан департамент по военным вопросам, который уже после обретения независимости, 5 февраля 1992 года, стал министерством обороны. 20 октября 1990 года впервые в новейшей истории Молдовы был введен таможенный тариф на экспорт некоторых видов продукции.
В июне 1990 года Мирча Друк в одном из своих выступлений объявил о необходимости формирования биржи труда, ввиду того, что предполагал резкое снижение уровня жизни в результате готовившихся им реформ. Он предрек скорую гибель крупных промышленных предприятий Молдовы, которые именовал «динозаврами», и считал, что «у них нет шансов выжить». Друк инициировал заключение Молдовой самостоятельных договоров с союзными республиками без участия Москвы, о чем проинформировал советского премьера Николая Рыжкова. Первым шагом в этом направлении стало подписание межгосударственного договора ССРМ и РСФСР 22 сентября 1990 года. Хотя он так и не вступил в силу из-за срыва его ратификации просмирновским лобби в Верховном Совете РСФСР, но для своего времени был примером на будущее.
В своих заявлениях Друк нередко допускал высказывания, по которым можно было отчетливо понять, что готовит его правительство. Так, в беседе с американским журналистом А.Бухою он упомянул об уже имевшем место братании румынского уезда Сэлаж с «будущим уездом Сорока» (никаких уездов вплоть до 1998 года, в Молдове, как известно, не было, но планы их формирования были впервые выдвинуты именно Друком).
Друк первым среди государственных деятелей Молдовы призвал обратиться к изучению опыта работы европейских структур (Европарламента), на которые и рекомендовал ориентироваться. Много позже эта идея будет взята на вооружение всеми молдавскими политиками, но ее автор будет забыт.
Друк гордился тем, что ему удалось сократить число министерств и ведомств с 36 до 16, но в действительности количество созданных департаментов и инспекций не уступало советскому. Он первым призвал молдаван домой из республик СССР и с удовлетворением отмечал, что этот призыв имел успех. А однажды Друк даже высказал идею, которую никто из всех последующих руководителей Молдовы не повторяет вплоть до сего дня: «было бы хорошо, чтобы исторические части Молдовы, которые впоследствии стали частью Украины, были бы включены в состав суверенного государства в рамках будущей конфедерации, контуры которой уже возникают на горизонте».
Достаточно прагматично подошло правительство Друка  к вопросу возмещения ущерба высланным в 1949 году семьям. Исходя из того, что республика попросту не располагала необходимыми средствами, правительство просто аннулировало постановление Совета министров МССР №151 за подписью Ивана Калина от 24 мая 1989 года «О порядке возвращения и компенсации ущерба, причиненного гражданам, незаконно высланным в 1949 году».  
При Друке началась разработка закона «О защите потребительского рынка»,положений «О банкротстве предприятий», «Об акционерных обществах», окончательно принятых уже в форме законов после обретения независимости. 
Не имея опыта административной работы, Друк представил программный доклад правительства только почти спустя полгода после назначения, 12 ноября 1990 года. Главной задачей правительства он назвал «обеспечение социально-экономической автономии Молдовы в условиях ее реального суверенитета и перехода к рыночной экономике», для чего нужен был, по мнению Друка, строгий отбор кадров и активное участие ученых.
Приоритетами деятельности правительства премьер назвал рост благосостояния населения, повышение уровня компьютеризации, повышение эффективности производства и обеспечение экологической безопасности. Друк озвучил в числе других приоритетов реализованную уже кабинетами Муравски и особенно Сангели идею ликвидации общественной собственности с ее последующей приватизацией (соответствующий проект был представлен парламенту 23 апреля 1991 года), в особенности в сфере жилья.
Друк выдвинул реализованную впоследствии идею формирования республиканского и муниципального бюджетов и республиканского валютного фонда, а также создание системы социальных гарантий. В докладе сообщалось, что уже начата подготовка к перепрофилированию и конверсии предприятий ВПК.
Так как программа Друка предусматривала уже на первом этапе резкое повышение цен и значительную социальную дифференциацию (в докладе даже было сказано о предстоящем «разделении общества на классы»!), премьер предложил ввести единую систему индексации доходов в зависимости от уровня инфляции. Эта идея будет реализована после 2001 года. Также в докладе говорилось о необходимости увеличить число жителей, лично участвующих в строительстве жилья. Позже эта мысль будет применена на практике в форме ипотечного строительства жилья. В сфере местного самоуправления предусматривалось расширение прав местных советов, что впоследствии также было осуществлено рядом преемников Друка. В области образования Друк предлагал преобразование системы ПТУ в лицеи, гимназии, колледжи с углубленным изучением иностранных языков.
Немало идей, изложенных в программе, не было осуществлено: улучшение системы здравоохранения, административно-территориальная реформа с резким сокращением бюрократического аппарата; «повышение качества жизни» (что подразумевалось под этим, Друк не разъяснил), интеграция научных исследований и поддержка в первую очередь биологических наук, так как Молдова нуждается в «человеческих, животных, растительных ресурсах».
Для осуществления Концепции перехода к рыночной экономике правительство реорганизовало ряд молдавских филиалов союзных банков – Агропромбанка, Промстройбанка, Жилкомбанка, Сбербанка в акционерно-коммерческие банки. Для приспособления  к изменившимся реалиям, бывший Госкомитет по труду был реорганизован 18 февраля 1991 года в государственную службу по использованию трудовых ресурсов, занимавшуюся изучением рынка рабочей силы, анализом и прогнозом ее использования, трудоустройством безработных и т.д.
Поскольку в числе приоритетов правительства значилась поддержка сельского хозяйства, по указанию Друка была разработана Концепция аграрной политики и социально-экономического развития села. 5 февраля 1991 года первый вице-премьер А.Сангели представил ее в Верховном Совете республики. Суть документа заключалась в наделении крестьян землей и введении частной собственности на землю. В качестве обоснования этой идеи Сангели привел следующие аргументы: 400 школ не располагают нормальными условиями для учебы, 250 сел лишены медучреждений, 283 – учреждений культуры, 224 не имеют подъездных дорог, 150-180 тысяч крестьян вынуждены искать работу в городе и т.д.. Для решения всех этих проблем нужна была умопомрачительная сумма в 40 миллиардов рублей, которых у Молдовы, разумеется, быть не могло. Для сравнения:  доходы республики, запланированные на 1991 год, составляли 5,5 миллиардов рублей.  В итоге Концепция была поддержана Верховным Советом. Для ее реализации был создан целый Государственный департамент.
Ухудшение экономического положения республики повлекло за собой серьезный продовольственный кризис. Предприниматели предпочитали сохранять на складах имевшиеся у них запасы промышленных и продовольственных товаров в ожидании скорого взлета цен. В результате прилавки магазинов стремительно пустели, и правительство Друка ввело, начиная с 1 марта 1991 года, карточную систему на целый ряд товаров. Началось сравнительно быстрое повышение зарплат разным категориям бюджетников, но постепенно росшая инфляция тут же съедала его.
В области культуры было, в частности, принято решение о развитии украинской культуры, предполагавшее введение программы изучения украинского языка, открытие украинских гимназий и школ, обеспечение их учебниками, образование украинских театров, создание фондов украинской литературы в библиотеках и т.д..
Результаты деятельности кабинета Друка периодически рассматривались на заседаниях самого правительства, в парламенте и в прессе. Уже по итогам третьего квартала 1990 года был отмечен спад некоторых экономических показателей. Хотя бюджет 1990 года формально и был даже перевыполнен, но это стало возможным только за счет инфляции. На чрезвычайном заседании Правительства 10 декабря 1990 года президент Мирча Снегур, констатировав хаос в экономике, тотальный спад дисциплины и колоссальный рост спекуляции, потребовал энергично решать эти проблемы. В результате правительство приняло ряд решений, которые должны были навести порядок в финансово-банковской сфере. Но ситуация продолжала быстро ухудшаться. Это повлекло за собой личный конфликт Мирчи Друка и Мирчи Снегура, вылившийся в заявление Снегура об отставке, сделанное Верховному Совету 21 февраля 1991 года. Хотя отставка не была принята, конфликт обострялся.
Председатель парламента А.Мошану признал на том же заседании, что правительство неопытно,  но все же призвал поддержать его. Кабинет пока устоял, но в Верховном Совете стала усиливаться оппозиция ему, состоявшая из фракций аграриев и КПМ. Кроме того, Снегур 30 апреля 1991 года уволил министров промышленности и энергетики (Д.Лешенко)  и строительства (Г.Кэлугэру) за развал работы, что также ослабило позиции премьера. (Министр промышленности был назначен уже кабинетом Валериу Муравски).
Под давлением президента и различных политических сил правительство Друка представило 7 мая 1991 года антикризисную программу, содержавшую немало положительных аспектов (разработка закона об индексации доходов, создание спецфонда по поддержке сельского хозяйства, стабилизация денежного обращения, для чего молдавскую республиканскую контору госбанка СССР предполагалось преобразовать в национальный банк Молдовы), расширение внешнеэкономических связей и т.д.), но его судьба уже была решена. К тому времени были подведены итоги первого квартала 1991 года, которые демонстрировали продолжающийся спад в экономике – ВВП к тому же периоду 1990 года упал на 9 процентов, производство товаров широкого потребления – на 3,  продовольственных товаров – на 25 процентов и т.д.. Свою роль сыграло и обнародование результатов работы депутатской комиссии, вскрывшей ряд фактов коррупции и продажи молдавских товаров по заниженным ценам. В этих условиях в ходе возобновившей свою работу 14 мая 1991 года названная программа была подвергнута резкой критике со стороны депутатского большинства, начавшего все более решительно требовать немедленной отставки Друка.
20 мая 1991 года Верховный Совет произвел существенные изменения в законе о правительстве (например, появились департамент по туризму, таможенный департамент). В утешение Друку, чью отставку готовили депутаты, они вывели 20 мая 1991 года МВД ССРМ из подчинения МВД СССР. На другой день, 21 мая, ввиду реорганизации правительства, рядом фракций был поставлен вопрос о доверии кабинету (подразумевалось доверие лично Друку). Несмотря на протесты большой группы депутатов от НФМ, 22 мая 1991 года Верховный Совет 207 из 218 присутствовавших проголосовал за отставку Друка, который отныне становился и.о.премьера. Организованные сторонниками НФМ, защищавшими уже бывшего премьера, столкновения с полицией привели к десяткам пострадавших с обеих сторон и задержанию группы протестовавших. Несмотря на протесты ряда депутатов, Верховный Совет (с 23 мая 1991 года переименовавшийся в парламент) больше не вернулся к этому вопросу. 28 мая 1991 года Друк окончательно сдал свои полномочия вновь избранному премьеру  Валериу Муравски.
Так закончилась деятельность первого правительства суверенной Молдовы. Как мы видели, оно вызывает самые разноречивые воспоминания. Мы не ставили перед собой целью исследовать конфликтные точки, о которых сказано выше и которые вызывают бурю страстей у наших сограждан, поскольку полагаем, что для этого нужны исследования документов 1990-1991 годов. Лишь после этого следует давать какие бы то ни было характеристики. Надеемся, что в скором времени такая возможность появится.
Пока же можно лишь констатировать, что правительство Друка выдвинуло перед собой немало задач и – хорошо или плохо - приступило к их решению. Многие из идей, тогда выдвинутых, были впоследствии осуществлены преемниками Друка. Вероятно, это и есть  подлинная оценка деятельности этого кабинета.
                                      Руслан ШЕВЧЕНКО,
                                                            доктор истории

Комментариев нет:

Отправить комментарий