В конце XIX века Нидерланды вели колониальные войны в Юго-Восточной Азии. Им, в частности, удалось покорить острова Суматра, Ява и ряд других, ныне входящих в состав Индонезии. Однако немало островов еще оставались свободными и сопротивлялись захватчикам. Султан острова Ломбок отказывался вступать в какие бы то ни было переговоры с голландскими войсками и заключил союз с правителем острова Бали о совместной обороне против них. После этого он объявил о непризнании власти голландцев и стал тайно закупать в Сингапуре и доставлять себе и союзнику оружие. Тогда голландцы установили морскую блокаду островов, надеясь вскоре взять их измором. Однако парусник «Гордость океана» с крупной партией закупленного оружия сумел пробиться через блокаду и доставить его восставшим. На борту парусника находился русский инженер, которого в донесениях российского консула именовали Папарыгин. Лишь спустя более чем шесть десятилетий удалось установить настоящее имя этого человека. Звали его Василий Пантелеймонович Мамалыга. Он родился 20 марта 1865 года в селе Пашкань Кишиневского уезда.
По профессии Мамалыга был горным инженером, по неизвестным причинам перебрался на Дальний Восток, бывал в Японии и Китае, а, находясь в Сингапуре, узнал о восстании в Индонезии и решил к нему примкнуть. Спутники Мамалыги, получив оплату за привезенное оружие, поспешили вернуться в Сингапур. Мамалыга же, сумев войти в доверие к принцу острова Бали Дьелантике, получил под свое командование несколько балийских отрядов и высадился с ними на острове Ломбок.
Так как здесь уже успел появиться голландский отряд, намеревавшийся покорить остров, Мамалыга принял активное участие в военном совете родовых старейшин и в разработке плана нападения на голландцев. План предусматривал, что местные жители должны для видимости вначале проявить полную покорность, и даже выдать для подтверждения серьезности этого поведения 500 000 гульденов – половину требуемой голландцами суммы «выкупа», а затем неожиданно напасть из засады и разбить отряд колонизаторов. Операция была осуществлена блестяще. После вручения выкупа восставшие вечером 23 августа 1894 года неожиданно напали на лагерь голландцев и в пятидневном бою разбили его, захватив шесть орудий, порох, снаряжение, вернув половину выкупа командующий отрядом генерал ван Гам был убит, общие потери голландцев превысили 500 человек. Остатки отряда укрылись в укрепленной прибрежной зоне.
Вскоре, однако, голландцы перебросили на кораблях свежие силы и начали карательную операцию вглубь острова. По пути они истребляли всех попавших им в руки жителей, без различия пола и возраста, включая даже грудных детей, сжигали деревни и замки. Во второй половине сентября каратели добрались до резиденции правителя острова Чакранегары, где укрылся Мамалыга. Здесь он обучал туземцев стрельбе из орудий, сам наводил их и стрелял. Несмотря на то, что уцелевшие защитники острова отчаянно защищались, Чакранегару взяли приступом, захватили в плен султана, а остров дочиста разграбили.
Но «русского инженера» усиленно искавшие его голландцы найти не смогли. Друзья укрыли Мамалыгу в поселении принца Дьелантика, в 11 километрах от Чакранегары. Только через три месяца голландцам все же удалось захватить его. Мамалыга был предан военному суду по обвинению в организации заговора против безопасности голландской короны и ее колоний и в руководстве мятежом. В качестве свидетелей выступали голландские офицеры и солдаты, видевшие, как Мамалыга командовал восставшими на поле боя. Отвечая на вопросы суда, Мамалыга заявлял, что он является иностранным гражданином и поэтому к нему не могут быть применены голландские законы. Народ островов Бали и Ломбок, говорил он, – это свободные люди, а не подданные нидерландской королевы.
Совершеннолетие королевы Нидерландов Вильгельмины в 1898 году спасло жизнь бессарабцу Василе Мамалыге. Вильгельмина царствовала с 1890 по 1948 год, вступив на престол после смерти отца в 10 лет и правила Нидерландами (считая с момента совершеннолетия) 50 лет - дольше других голландских монархов. Во время её царствования прошли Первая и Вторая мировая война, а Нидерланды лишились своих колоний. Во время Второй мировой войны Вильгельмина отказалась подчиниться немецким оккупантам, покинула страну и возглавила правительство в изгнании; её имя стало лозунгом нидерландского Сопротивления.
Несмотря на эти протесты, голландский военный суд приговорил Мамалыгу к смертной казни. В ожидании исполнения смертного приговора наш земляк провел три года в тюрьме. Только в 1897 году голландский суд заменил ему смертную казнь 20-летним тюремным заключением, которое он отбывал в тюрьме города Семаранга на острове Ява. В августе 1898 года, в связи с совершеннолетием королевы Нидерландов Вильгельмины, в стране была объявлена амнистия, под которую подпал и Мамалыга. Тем не менее, он провел в тюрьме еще год. Только в ноябре 1899 года Мамалыгу, лишив предварительно права когда-либо появляться на территории Нидерландской Индии (такое название тогда носила часть современной Индонезии) под охраной доставили на голландском судне с Явы в Порт-Саид (ныне – Египет), откуда он на одном из российских пароходов вернулся в Феодосию. Находясь под негласным надзором царской полиции, 21 декабря 1899 года бессарабец выехал в Одессу, а затем в Кишинев. Но голландские власти помнили о нем, и еще в 1900 году запрашивали по каналам МИДа, чем занимается Мамалыга и какие меры предприняты российской полицией для того, чтобы не допустить его возвращения в пределы Голландской Индии.
Мамалыга на какое-то время поселился у себя на родине в Пашкань, но в апреле 1901 года внезапно исчез. Предпринятые полицией самые тщательные поиски в Пашкань и в Кишиневе не дали никаких результатов. С тех пор следы его потерялись, и дальнейшая судьба нашего славного земляка осталась неизвестной.
Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории
Комментариев нет:
Отправить комментарий