пятница, 6 мая 2011 г.

Генерал молдавских спецслужб - плагиатор


                        Генерал КГБ Молдовы - плагиатор
           

24 марта 2000 г. под псевдонимом "Валерий Лавров", я  опубликовал в газете «Новое время» статью «История секретной службы: трагикомедия в 13 действиях», посвященную истории молдавской секретной службы в 1940-2000 гг. Написать ее мне предложила тогдашний редактор этой газеты, ныне кавалер Ордена Республики, Елена Замура. Готовя эту статью, я исходил из того, что во многих странах мира история их спецслужб не является закрытой темой, хотя, разумеется, очень многие страницы их деятельности на десятилетия, а то и столетия были, есть и будут закрыты для широкого круга лиц – в силу специфики этого ведомства. Как известно, в США, Англии, Франции и других странах опубликовано множество монографий и воспоминаний бывших работников секретных служб по данной теме. Однако в Молдове таких работ практически не было в 2000 г., нет их, к слову, и ныне (если не считать книги бывшего председателя КГБ МССР Г.Волкова, вышедшей, к сожалению, мизерным тиражом, и исследований молдавского историка П.Морару, но последний опирался при описании событий 1940-2000 гг. в основном на мою "Историю секретной службы").  Поэтому, получив такое задание, я решил собрать все известные мне к тому времени факты, архивные документы и свидетельства участников тех событий, взятые из СМИ, обобщить и представить в виде статьи. Я опубликовал ее под псевдонимом, так как некоторые упомянутые в ней лица (как, например, Валериу Пасат, тогда директор СИБа) могли бы очень неоднозначно к ней отнестись (в отношении Пасата, как я вскоре узнал, так и произошло). Однако характеристики, которые были даны в газете, читатели, среди которых были, насколько мне известно, и сотрудники спецслужб, оценили как взвешенные и непредвзятые. Этот материал был оценен многими читателями как очень интересный. Они выразили благодарность мне лично как автору и редакции газеты за его публикацию.
Спустя 4 года после выхода в свет названной статьи я узнал, что она вызвала большой интерес со стороны одного из бывших руководителей молдавских спецслужб, дивизионного генерала Тудора Ботнару (председатель КГБ Молдовы в 1990-1991 гг., министр МНБ Молдовы в 1997-1999 гг.). Правда, интерес этот был несколько иного рода. Тудор Ботнару был приглашен Е.Замурой в качестве консультанта специально для подготовки этой статьи. Наша встреча с г-ном Ботнару состоялась 13 марта 2000 г. между 10 и 12 часами дня в здании редакции газеты «Новое время» (Кишинев, ул.Кожокарилор, 14а). Ботнару ознакомился со статьей, написание которой к тому времени подходило к концу, одобрил ее содержание без каких-либо замечаний,  ответил на ряд моих вопросов, касавшихся личностей нескольких председателей КГБ (И.Савченко, П.Чвертко, А.Рагозин, Г.Волков) и дал некоторые характеристики их времени. Его ответы были включены в статью в виде самостоятельных абзацев. При публикации статьи я поблагодарил «бывших и действующих сотрудников спецслужб, оказавших неоценимую помощь в подготовке настоящей статьи». Имелся в виду генерал Ботнару. После публикации статьи Ботнару был среди читателей, которые поблагодарили редакцию за ее выход в свет. 12 декабря 2003 г. Ботнару, ввиду того, что он является хорошим знакомым Е.Замуры, был приглашен на празднование 5-летия со дня основания газеты «Новое время». В качестве подарка Замура вручила Ботнару в моем присутствии сборник лучших статей этой газеты («Бессарабцы на страницах газеты «Новое время», с которым можно ознакомиться, в частности, в Национальной Библиотеке Молдовы), среди которых был и мой материал о истории спецслужб.
          В марте 2004 г. я случайно услышал по радио о том, что г-н Ботнару вместе с бывшим своим коллегой, полковником госбезопасности в отставке Александру Ганенко опубликовали в издательстве „Museum” книгу „Istoria serviciilor secrete”. Я отыскал книгу в одном из книжных магазинов и обнаружил там, что целая глава (сс.88-104) в ней, посвященная истории молдавских спецслужб, полностью состоит из моей статьи, но никаких ссылок на нее или на «Бессарабцев…» Ботнару и Ганенко, разумеется, не сделали.  Ботнару и Ко позаботились лишь о ее переводе на молдавский/румынский язык. Однако они не изменили ни стиля, ни выражений, использованных в статье, и только исключили некоторые характеристики В.Калмоя и самого Т.Ботнару. От себя Ботнару добавил только коротенькую биографическую справку о тогдашнем главе СИБа И.Урсу. Прочитанное меня поразило до глубины души. Я никогда ранее не думал о том, что люди, которые десятки лет работали в спецслужбах, окажутся настолько беспомощными в описании истории собственного ведомства, что докатятся до примитивного перевода чужой статьи. Поэтому я был вынужден написать опровержение этого – скажем прямо – тупого и бездарного  плагиата и опубликовать его под своим настоящим именем в газете  „Flux” 5 октября 2004 г. В статье я показал полную неспособность Ботнару и Ганенко описать историю молдавских спецслужб.
Вот некоторые выдержки из этой статьи. «Например, Л.Берия назван (с.181) министром внутренних дел СССР в 1945-1953 гг. В действительности Берия занимал этот пост в 1938-1945 гг., а в указанный авторами период (1945-1953) министром внутренних дел СССР был генерал-полковник Сергей Круглов, который после ареста Берии вернулся на эту должность (до 1956 г.). Берия в 1946-1953 гг. был первым заместителем Председателя Совета Министров СССР. Непонятно, какое отношение имеет министр госбезопасности СССР в 1951-1953 гг. Семен Игнатьев (с.182) к смерти секретаря ЦК ВКП (б) Андрея Жданова, происшедшей в 1948 г., когда  Игнатьев являлся секретарем  ЦК КП (б) Белоруссии. После своей отставки в 1967 г. Владимир Семичастный не был, как это указано у авторов (с.183) послан на партийную работу, став первым зам.председателя Совета Министров Украины. На этой должности он находился до 1981 г. При перечислении глав Центрального Разведывательного Управления США (с.120-121) Ботнару и Ганенко по неизвестным причинам остановились на личности У.Кейси, который руководил этим ведомством в 1981-1987 гг. Чтобы дополнить несколько устаревшую информацию авторов, назовем и преемников Кейси – Р.Гейтс (1987-1992), Джеймс Вулси (1992-1995), Джон Дейч (1995-1996), Джон Тенет (1996-2004).
О полном отсутствии элементарной внимательности авторов нам говорят и следующие факты. В биографической справке о полковнике Александру Ганенко говорится, что он в 1964 г. окончил Историко-Филологический Факультет Кишиневского Государственного Университета. В действительности этот факультет в 1960-1962 гг. назывался Историческим, в 1962-1964 – Историко-Юридическим и только спустя несколько месяцев после его окончания г-ном Ганенко названный Факультет был разделен на два самостоятельных факультета – Исторический и Юридический. Где здесь филология – нам непонятно.
Другой пример. В биографической справке о генерале Тудоре Ботнару говорится, что он родился в 1934 г. Насколько известно из информации, опубликованной в масс-медиа, г-н Ботнару родился 27 декабря 1935 г (например, „Документ.Кто есть кто” за 2003 г., с.8.). Поэтому возникает вопрос: куда так торопились авторы, публикуя книгу с таким количеством ошибок? (есть и другие, но полагаем, что и указанных вполне достаточно)».
(См. Flux, 2004, 5 octombrie)
Мне известно, что Ботнару ознакомился с этим опровержением. Но он никогда, встречая меня на улицах Кишинева, даже не здоровается. Едва ли это поведение можно считать достойным для генерала. Надо полагать, описание его подлинной роли в подготовке этой статьи его сильно задело. Видимо, поэтому он пытался неоднократно добиться через нашу общую знакомую – Е.Замуру, чтобы я негласно «закрыл глаза»  и согласился с тем, что он пытается называть себя  «автором» или хоть «соавтором» названного материала. Именно поэтому, вероятно, Е.Замура неоднократно просила меня пойти на «уступки» Ботнару. Но сам Ботнару не написал ни строчки для этой статьи. А сказанное им в беседе со мной я же потом и обработал.  Поэтому никакого «авторства» или «соавторства» Ботнару и Ганенко не будет ни при каких обстоятельствах.
Я знаю, что некоторые сайты, в том числе в Израиле, цитируя меня, пишут, что «более подробно» с материалом можно ознакомиться в книге Ботнару и Ганенко (лично видел такой сайт). Ну что ж, рекомендую его создателям ознакомиться с моей статьей в «Новом времени» и «Бессарабцами…» и узнать правду о том, как создавался этот материал. Скажу больше. Работники СИБ, с которыми я разговаривал, сообщили мне, что как с книгой Ботнару, так и с моей статьей ознакомились и в ФСБ России и были неприятно поражены и разочарованы «научной импотенцией» своих бывших коллег. Думаю, что это говорит о многом.
Надеюсь, что все эти замечания Ботнару и Ганенко со временем учтут и подготовят второе издание „Istoriei serviciilor secrete”, где напишут уже собственную, без плагиата, историю молдавских спецслужб. Буду ждать с интересом появления этой книги. А пока остается лишь пожелать им в этом успеха.

                                               Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории

Комментариев нет:

Отправить комментарий