пятница, 5 октября 2012 г.

Митрополит Гавриил Бэнулеску-Бодони во главе церкви Молдовы и Мунтении


Митрополит Гавриил Бэнулеску-Бодони – личность, сыгравшая огромную роль в истории молдавской культуры, а в особенности  церкви в конце 18-начале 19 веков. Он способствовал укреплению позиций церкви в обществе и подготовке кадров для нее.
            27 марта 1808 г. он был назначен Экзархом Молдовы, Валахии и Бессарабии. Таким образом, в его руках оказалась объединено руководство церкви обоих Дунайских княжеств. Следует, однако, заметить, что он не мог управлять территориями, входившими в турецкие райи (в Мунтении – Джурджу, Турну-Северин, Брэила, в Молдове – Бендеры и др.). Эти земли подчинялись т.н.Проилавской (Брэильской) Митрополии, находившейся под непосредственным руководством Константинопольской патриархии. Ему в подчинение перешел митрополит Мунтении Дософтей.
            Деятельность митрополита Г.Бэнулеску-Бодони на этом посту освещается по-разному. Российские историки показывали ее однозначно положительно, считая, что он внедрил принципы управления, характерные для Русской Православной Церкви. Румынские, и в особенности Н.Йорга, указывавший, что Г.Бэнулеску-Бодони занял свой пост не в соответствии с канонами церкви, а указом Александра I, ставили это же обстоятельство в вину митрополиту. Г.Бэнулеску-Бодони застал церкви разграбленными. Количество священников было значительно больше, чем церквей, но они очень слабо знали Священное Писание (в Молдове на 2515 церквей, скитов  и монастырей приходилось 17057 священников, дьяконов и монахов, в Мунтении соответственно 3309 и 16305).  Митрополит реорганизовал структуру церкви по российскому образцу, так как Молдова и Мунтения в то время контролировались российскими войсками. Он значительно сократил количество церковнослужителей. Для оставшихся был введен необходимый минимум знаний, 2-классная школа в Соколе была сделана 4-классной, ее ректором стал знавший язык коренного населения П.Куницкий, и приглашены преподаватели из России. В то же время он добивался от Петербурга значительного сокращения вмешательства государства в жизнь церкви, потребовал освободить церковный клир от военной службы и различных повинностей, а последним запретил вмешиваться в мирские дела. Он также строго воспретил игуменам самовольно распоряжаться имуществом вверенных им монастырей. Он вел упорную борьбу с не подчинявшимся его указаниям митрополитом Дософтеем и добился его ссылки в 1810 г. в Брашов, а затем и с его преемником Игнатием.


                                                           Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории

Комментариев нет:

Отправить комментарий