Митрополит
Гавриил Бэнулеску-Бодони – личность, сыгравшая огромную роль в истории
молдавской культуры, а в особенности
церкви в конце 18-начале 19 веков. Он способствовал укреплению позиций
церкви в обществе и подготовке кадров для нее.
27 марта 1808 г. он был назначен
Экзархом Молдовы, Валахии и Бессарабии. Таким образом, в его руках оказалась
объединено руководство церкви обоих Дунайских княжеств. Следует, однако,
заметить, что он не мог управлять территориями, входившими в турецкие райи (в
Мунтении – Джурджу, Турну-Северин, Брэила, в Молдове – Бендеры и др.). Эти земли
подчинялись т.н.Проилавской (Брэильской) Митрополии, находившейся под
непосредственным руководством Константинопольской патриархии. Ему в подчинение
перешел митрополит Мунтении Дософтей.
Деятельность митрополита Г.Бэнулеску-Бодони
на этом посту освещается по-разному. Российские историки показывали ее
однозначно положительно, считая, что он внедрил принципы управления,
характерные для Русской Православной Церкви. Румынские, и в особенности
Н.Йорга, указывавший, что Г.Бэнулеску-Бодони занял свой пост не в соответствии
с канонами церкви, а указом Александра I, ставили это же обстоятельство в вину
митрополиту. Г.Бэнулеску-Бодони застал церкви разграбленными. Количество
священников было значительно больше, чем церквей, но они очень слабо знали
Священное Писание (в Молдове на 2515 церквей, скитов и монастырей приходилось 17057 священников,
дьяконов и монахов, в Мунтении соответственно 3309 и 16305). Митрополит реорганизовал структуру церкви по
российскому образцу, так как Молдова и Мунтения в то время контролировались
российскими войсками. Он значительно сократил количество церковнослужителей.
Для оставшихся был введен необходимый минимум знаний, 2-классная школа в Соколе
была сделана 4-классной, ее ректором стал знавший язык коренного населения
П.Куницкий, и приглашены преподаватели из России. В то же время он добивался от
Петербурга значительного сокращения вмешательства государства в жизнь церкви,
потребовал освободить церковный клир от военной службы и различных повинностей,
а последним запретил вмешиваться в мирские дела. Он также строго воспретил игуменам
самовольно распоряжаться имуществом вверенных им монастырей. Он вел упорную
борьбу с не подчинявшимся его указаниям митрополитом Дософтеем и добился его
ссылки в 1810 г. в Брашов, а затем и с его преемником Игнатием.
Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории
Комментариев нет:
Отправить комментарий