суббота, 6 июля 2013 г.

Традиции государственности Азербайджана и провозглашение независимости 28 мая 1918 г.

Традиции государственности Азербайджана и провозглашение независимости 28 мая 1918 г.
Азербайджан – страна с очень древними традициями государственности. Первые государственные образования или этнополитические объединения на территории Азербайджана сложились в Приурмийском бассейне ещё начиная с конца IV- начала III тыс. до н.э. Возникшие здесь древнейшие азербайджанские государства играли важную роль в военно-политической истории всего региона. В этот период существовали тесные взаимоотношения Азербайджана с Шумеро-Аккадскими государствами и Ассирией. Впоследствии древний племенной союз Азербайджана, кутии, сумели покорить Аккадское государства, расширив границы своей страны до Персидского залива.
В I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. на землях Азербайджана существовали государства, Манна, Скифское царство, Атропатена и Албания. Эти государства сыграли важную роль в культурно-экономической и этнополитической истории страны, а также в процессе формирования единого народа на территории Азербайджана.  Так, государство Манна, возникшее в начале I тыс. до н.э., объединило под своей властью все местные мелкие государства Приурмийского бассейна, охватывая на севере территории до р. Араз (временами и к северу от неё) и до Каспийского моря на северо-востоке. Государство Манна принимало активное участие в военно-политических событиях всего региона и вело успешную борьбу против своих сильных соседей - Ассирии и Урарту, стремившихся завладеть азербайджанскими землями. Манна, выстоявшая перед беспрерывными нападениями могущественных соседей и просуществовавшая около 300 лет является важнейшим историческим этапом, доказывающим наличие прочных традиций государственности в Азербайджане с древнейших времён.
С конца VIII - начала VII вв. до н.э. важную роль в военно-политической истории Азербайджана начинают играть киммерийцы и скифы, а также родственные им саки и массагеты. Скифы создали на азербайджанских землях севернее Манны могущественное Скифское царство. Скифо-массагетские правители также успешно защищали азербайджанские земли от иноземных посягательств. Массагетское царство нанесло в 530 г. до н.э. тяжёлое поражение Ахеменидской державе во главе с Киром II, являвшейся одной из мог ущественных империй того периода. Сам "непобедимый" Кир был убит в этом бою. Эта победа над Киром II, положившим конец таким могущественным государствам, как Мидийская империя, Лидия и Вавилония, а также захватившим обширные территории от Центральной Азии до пределов Египта, и прозванным за все эти завоевания "Киром Великим", является одной из самых славных страниц азербайджанской государственности,  вновь возродившейся сразу после смерти Александра Македонского. На южных землях страны возникает государство Атропатена, а на северных - Албания. Почти все исторические земли Азербайджана входили в состав этих двух местных государств.
Государство Атропатена охватывало южные области страны. Возрождение независимой азербайджанской государственности происходило здесь ещё задолго до восточного похода Александра Македонского. Ахеменидский сатрап Атропат ещё в период господства Ахеменидов самостоятельно управлял южными землями Азербайджана, а вскоре превратил свою отчизну - Атропатену в самостоятельное государство, свободное от греко-македонской зависимости. Это государство сумело сохранить свою независимость в борьбе против Парфии и государства Селевкидов и совместно с парфянами разгромило римские войска, вторгшиеся на территорию страны. В то время войска Атропатены считались одними из мощных вооружённых сил во всём регионе. Против римских завоевателей Атропатена выставила в сражение 40 тысячную пехоту и 10-ти тысячную конницу. Атропатена установила тесные связи с Римской империей и ее послы вели дипломатические переговоры с императором Октавианом Августом (27 г. до н.э.-14 г. н.э.). Римским императором было поручено правителям Атропатены и управление соседним армянским царством в Малой Азии (как предполагал ряд даже армянских исследователей, настоящей Родиной армян является именно Малая Азия). Армянские цари, опасавшиеся военно-политической мощи Атропатены, старались не портить отношения с этим государством. С этой целью ещё армянский царь Тигран выдал свою дочь за правителя Атропатены Митридата. Примечательно, что уже тогда римский историк Страбон отмечал склонность армян к захвату земель у соседних народов и ассимиляции местного населения. Впоследствии армянские цари попали в зависимость от Атропатены и управлялись её правителями. Границы Албанского государства, возникшего на севере страны, охватывали азербайджанские земли, простиравшиеся от Больших Кавказских гор, включая Южный Дагестан до р.Араз на юге, а на западе начиная от бассейна озера Гёкча, верховьев рек Габырры (Иори) и Ганых (Алазань) к востоку до Каспийского моря. Столицей этого могущественного государства вначале был г. Кабала, а затем Барда (после V в.).
Албанское государство успешно боролось с Парфией и Римом, нанося им ряд тяжелых поражений, и его представители тоже вели переговоры с Октавианом Августом. Оно также поддерживало связи и со странами бассейна Средиземного моря. (Следует напомнить, что Армения в то же время потеряла независимость и  стала совместным римско-парфянским владением).
В III веке страна была завоёвана иранской империей Сасанидов, а в VII веке Арабским халифатом. Завоеватели в массовом порядке переселяли в страну из внутренних областей Ирана и Аравии население иранского и арабского происхождения. Пришлое население было поселено в важных военно-стратегических пунктах и на самых плодородных землях Азербайджана. Им предоставлялись широкие льготы. Сасанидские и арабские завоеватели стали проводить политику ассимиляции местного населения Азербайджана. Однако иранский и арабский гнёт, продолжавшийся приблизительно 600 лет, также не сумел уничтожить древние традиции государственности Азербайджана
Из-за раскола населения страны на тюркско-мусульманскую и христианскую усиливается борьба армянской и грузинской церквей за включение христианского населения западной Албании в сферу своего религиозно-политического и этнического влияния. С течением времени началась григорианизация и вслед за этим армянизация христиано-албанского населения Западного Азербайджана, в том числе горных областей Карабаха. А грузинская церковь пыталась подчинить своему влиянию христиано-албанское население, проживавшее на северо-западных землях Азербайджана. В результате произошедшего в Албании религиозного раскола, начался период территориальных притязаний армянских и грузинских феодалов к Азербайджану. Суть проводившейся соседями политики была такова: сначала подчинить албан-христиан влиянию армянской и грузинской церквей, затем их армянизировать и огрузинивать, а позже овладеть землями Азербайджана, на которых они жили.
После распада халифата - с середины IX в. вновь возрождаются древние традиции азербайджанской государственности. В Азербайджане началось новое политическое возрождение: на землях Азербайджана, где был распространён ислам, возникли государства Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов и Шеддадидов.На северо-западе Азербайджана - на землях страны, простиравшихся до пограничного мусульманского города Тифлис, в описываемый период Шекинское государство. К западу от Шеки имелось ещё одно мусульманское государство -Тифлисское мусульманское эмирство со столицей в Тифлисе.Шекинские правители носили титул государей Албании и выступали в качестве наследников Албанского государства.  Государство Саджидов в пору своего наибольшего могущества охватывало обширные территории от Дербента до Зенджана, от берегов Каспийского моря до городов Ани и Дабиль. Все азербайджанские земли входили в состав государства Саджидов, также способствовавшего укреплению азербайджанского государства.  (Заметим в скобках, что именно в это время (1045 г.) Армянское княжество было уничтожено Византией и в дальнейшем армяне не располагали собственным государством  вплоть до 1918 г.). Хотя во второй половине XI в. Азербайджан был включен в состав Великой Сельджукской империи, именно в этот период, путем смешения разных групп тюрок, окончательно завершился процесс формирования азербайджанского народа.
Культура государственности Азербайджана ещё более обогатилась в XV-XVIII вв., а также в последующий период. В этот период обширные восточные империи Каракоюнлу, Аккоюнлу, Сефевидов, Афшаров и Каджаров управлялись непосредственно азербайджанскими династиями. Этот важный фактор оказывал положительное влияние на внутренние и международные связи Азербайджана, расширял сферу военно-политического влияния нашей страны и народа и следовательно, поле деятельности азербайджанского языка, создавал благоприятные условия для ещё большего развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа. По сравнению с предыдущим периодом, при Узун Гасане ещё больше активизировалась роль Азербайджана в международных отношениях, в том числе и во взаимоотношениях Востока и Запада. Помимо традиционных связей Азербайджана с восточными странами, были установлены и широкие дипломатические отношения с европейскими государствами. При Узун Гасане послы Азербайджана вели переговоры с Венецианской Республикой, Папством, Неаполитанским королевством, Албанией, Болгарией, Польшей, Германией, герцогством Бургундским, Кипром, Родосом, Трапезундской империей, Великим Княжеством Московским, а также во дворцах многих восточных государей.
В конце XV - начале XVI вв. азербайджанская государственность вступила в новый этап своего исторического развития. Внук Узун Гасана, выдающийся государственный деятель Шах Исмаил Хатаи (1501-1524)  создал единое централизованное азербайджанское государство - государство Сефевидов со столицей в Тебризе. Как и во времена государства Аккоюнлу, Азербайджан в период правления Сефевидов продолжал играть важную роль во взаимоотношениях между Востоком и Западом. Выдающийся азербайджанский полководец Надир шах Афшар (1736-1747), пришедший к власти после падения государства Сефевидов, ещё более расширил границы бывшей Сефевидской империи. Этот великий государь, являвшийся выходцем из азербайджанского тюркского племени афшар, в 1739 г. захватил Северную Индию, включая Дели. Однако планы азербайджанского правителя о создании на этой обширной территории сильного централизованного государства не увенчались успехом.
После смерти Надир шаха управляемая им обширная империя распалась. На азербайджанских землях возникли местные государства. Таким образом, во второй половине XVIII в. Азербайджан был разделён на мелкие государства - ханства и султанства. Начался период военно-политического упадка страны. Попытки отдельных ханов, стремившихся сохранить древние традиции государственности Азербайджана, вновь объединить всю страну в рамках единого государства не принесли желаемых результатов.  Ослабление государства немедленно сказалось на его политическом положении.После Каспийского похода (1722-1723 гг.) Петр I всячески стремился заселять христианами земли Дагестана и Азербайджана, стимулировав процесс «арменизации» азербайджанских земель.
В начале 19 в. начался период длительных войн между Ираном и Российской империей, стремившихся завоевать Южный Кавказ.Таким образом, Азербайджан превратился в арену кровопролитных войн между двумя великими державами. Соблазняемые территориальными обещаниями со стороны царской России, генералы армянского и грузинского происхождения, командовавшие военными операциями, используя предоставленную им возможность, учиняли жестокую резню мирного населения Азербайджана. Согласно Гюлистанскому (1813) и Туркменчайскому (1828) договорам Азербайджан был разделён между двумя империями: северная часть Азербайджана была включена в состав России, а южная - в состав Иранского шахства.
            С целью дальнейшего продвижения на Восток и открытия выхода к тёплым морям, царская Россия, продолжив политику Петра I, возобновила курс на вытеснение с Кавказа тюрко-мусульманского населения, в том числе азербайджанских тюрков, с последующим поселением на их месте в массовом порядке армянского населения. Уже в 1826-1832 гг. число мусульман в Ереванском и Нахичеванском ханствах сократилось почти на 1/3, а число армян – выросло в 3,5 раза. На соседних с Турцией землях Западного Азербайджана --- территории бывших азербайджанских Ереванского и Нахичеванского ханств в 1828 г. была создана "Армянская область". Тем самым была заложена основа будущего армянского государства на землях Западного Азербайджана.
Продолжением проармянской политики явилось и то, что в 1836 г. царская Россия ликвидировала Албанский патриархат и подчинила его Григорианской церкви. Тем самым были созданы благоприятные условия для григорианизации и армянизации древнего азербайджанского христиано-албанского населения. Была заложена основа для новых территориальных притязаний армян к азербайджанцам. Не довольствовавшаяся всем этим, царская Россия, поддерживая территориальные притязания армян и григорианской церкви, прибегла к более гнусной политике: подняла вооружённых ею армян против тюрко-мусульманского населения и спровоцировала массовую резню азербайджанцев, а также стала обращать в христианство целые селения, отнимая старые и строя новые, уже христианские храмы. Начался период геноцида азербайджанского народа и всего тюрко-мусульманского населения Южного Кавказа, координировавшийся российским наместником Кавказа и достигший своей кульминации в годы первой мировой войны Несмотря на это, в 19-начале 20 веков азербайджанский народ вёл борьбу за восстановление своей независимой государственности, создавая первые политические партии, выдвигавшие на первый план  идею общемусульманского единства.
Вскоре после падения царизма, дашнакско-большевистское правительство С.Шаумяна, захватившее власть в свои руки в Баку и его окрестностях, в марте 1918 г. учинило против азербайджанского народа страшный геноцид. Несмотря на это, освободительное движение  Азербайджана одержало победу. 26 мая 1918 года  Закавказский сейм (совещательный орган, учрежденный в феврале 1918 года с участием азербайджанских, грузинских и армянских депутатов, избранных от Закавказья во Всероссийское Учредительное собрание) объявил о самороспуске. 26 мая грузинские депутаты, вслед за ними – 27 мая азербайджанские и армянские депутаты создали Национальные советы – парламенты. Азербайджанская фракция Сейма состояла из 44 депутатов, представлявших партии «Мусават», «Иттихад», «Гуммет» и мусульманский социалистический блок. Лидером фракции был Мамедэмин Расулзаде - председатель партии "Мусават". 27 мая прошло первое заседание Азербайджанского Национального Совета. На заседании принимало участие 26 депутатов, находившихся в то время в Тифлисе. Лидер партии "Мусават" М. Расулзаде был избран председателем Совета. Кандидатура его была поддержана всеми партиями (22 голоса «за»), за исключением партии "Мусульманство в России" (“Иттихад”).  28 мая 1918 г. в Тифлисе в заседании Азербайджанского Национального Совета, происходившем в бывшем дворце наместника кавказского, под председательством председателя Совета Гасан-бека Агаева (председатель Национального Совета М. Расулзаде в то время находился на переговорах с Турцией в Батуми) был принят Акт о независимости Азербайджана. После детального и всестороннего обсуждения вопроса, Национальный Совет 24 голосами при 2 воздержавшихся, принял Декларацию  о провозглашении Азербайджана независимым государством. В документе говорилось: 1. Отныне азербайджанский народ является носителем суверенных прав и Азербайджан, охватывающий Восточное и Южное Закавказье, полноправным независимым государством. 2. Формой политического устройства независимого Азербайджана устанавливается Демократическая Республика. 3. Азербайджанская Демократическая Республика стремится установить добрососедские отношения со всеми членами международного общения, и в особенности с сопредельными народами и государствами. 4. Азербайджанская Демократическая Республика гарантирует в своих пределах гражданские и политические права всем гражданам без различия национальности, вероисповеданий, социального положения и пола. 5. Азербайджанская Демократическая Республика всем народностям, населяющим ее территорию, предоставит широкий простор для свободного развития. 6. До созыва Учредительного собрания во главе управления всем Азербайджаном стоит Национальный Совет, избранный народным голосованием, и Временное правительство, ответственное перед Национальным Советом.
Национальный Совет единогласно избрал члена Совета, беспартийного Фатали-хана Хойского председателем исполнительного органа – временного правительства Азербайджанской Народной Республики и поручил ему образовать кабинет. Так 28 мая 1918 г. в Северном Азербайджане была создана первая демократическая республика парламентского типа на Востоке - Азербайджан Халг Джумхурийети (Азербайджанская Народная республика, или известная в исторической литературе как Азербайджанская Демократическая Республика).

Таким образом, азербайджанцы доказали, что являются народом, достойным и способным жить самостоятельно в рамках собственного суверенного государства. В Азербайджане, как и в европейских государствах, был установлен режим парламентской республики. Провозглашение независимости 28 мая 1918 г. стало величайшим историческим достижением азербайджанского народа и одной из самых славных страниц его многовековой истории, которым по праву гордится нынешний Азербайджан.

Комментариев нет:

Отправить комментарий