суббота, 27 декабря 2014 г.

Выборы в Молдове: прозападный курс все увереннее

Руслан Шевченко, доктор истории, политический аналитик, Кишинев, Молдавия:
В отличие от всех предыдущих предвыборных кампаний в Молдове, начиная с 1990 г. проходивших со все возрастающим ожесточением, нынешняя, ставшая уже историей, оказалась на удивление достаточно спокойной, без череды непрерывных разоблачений и компроматов партий друг на друга. До некоторой степени нарушителем спокойствия можно назвать в ней только партию «Patria» во главе с Ренато Усатым, избравшим себе в качестве главного политического оппонента экс-премьера В.Филата и возглавляемую им ЛДПМ. Поскольку именно эта партия является сегодня, со всеми своими многочисленными недостатками, локомотивом реформ в Молдове, то удар по ней являлся и ударом по европейским устремлениям Молдовы. Поэтому в одной из наших публикаций, опубликованной в сентябре этого года, мы предположили, что эта партия не станет участником выборов-2014. Так оно в конечном счете и получилось. Если бы этих нападок не было, то можно почти со 100%-ной уверенностью сказать, что партия Р.Усатого не только попала бы в Парламент, но и оказалась бы первой в своем роде в Молдове, которую действительно вознесло в высший законодательный орган народное недовольство. Ибо высказывания Усатого представляли собой причудливую смесь обещаний выполнить самые сокровенные желания молдавских избирателей, и прежде всего сурово покарать олигархов молдавской политики.
Второй крупный скандал предвыборной гонки-2014 – история с «Социальным Форумом Молдовы», который в молдавской прессе с завидным упрямством, противоречащим здравому смыслу, именуют «Antifa». Эта организация была создана на российские деньги и имела своей целью подготовку к объявлению итогов выборов незаконными, после чего следовало провоцировать столкновения с представителями власти и массовые беспорядки. 14 и 26 ноября 2014 г. молдавские спецслужбы и полиция провели задержания наиболее крупных активистов СФМ и их руководства. Оперативные действия молдавских властей напугали их сторонников на местах, уже готовых к действиям после 1 декабря, и никакой активности ее члены и сторонники с тех пор не проявляли. Так как СФМ действовал почти открыто под «крышей» ПСРМ, то история с разоблачением СФМ нанесла удар по «патриотическому» имиджу этой партии, который скажется в последующие годы.
Результаты выборов также принесли несколько сюрпризов, хотя все же не принципиального характера. Во-первых, вполне ожидаемый провал ПКРМ из-за собственной непоследовательности и бросков от ЕС к ТС и обратно, путаных и невнятных заявлений ее лидеров по целому оказался даже сильнее, чем предполагалось: вместо первой партии страны, какой ПКРМ была по итогам выборов 2010 г, ныне она только третья политическая сила, получившая всего 17,48% голосов избирателей (21 мандат). Во-вторых, полностью «провалились» те аналитики, которые предрекали «обвал» рейтинга ДПМ из-за крайне непопулярной в стране личности олигарха В.Плахотнюка, являющегося ее первым вице-председателем: партия не только не «прошла на грани» в Парламент, но даже укрепила свои позиции по сравнению с 2010 г. – вместо 15 мандатов – 19 (15,8% голосов). Этому способствовала очень активно проведенная предвыборная кампания, в которой сторонники ДПМ были особенно щедры на всевозможные обещания, перетягивание в свой лагерь некоторых молдавских политиков (экс-министр обороны В.Маринуца, ранее «независимый» М.Годя, министр спорта и туризма О.Бодиштяну и ряд других деятелей поменьше). В-третьих, неожиданным для прозападных аналитиков и их прессы стал успех ПСРМ и И.Додона, который доселе воспринимался ими как что-то вроде неудачной копии и «приложения» к ПКРМ. И это «политическое недоразумение» должно было, по их мнению, в 2014 г. исчезнуть из Парламента. К тому же призывали все прокоммунистические СМИ, которые уверяли граждан страны, что у ПСРМ нет шансов и она провалится. Однако ПСРМ, получив поддержку России и лично Путина, весьма существенно усилилась. Такому успеху способствовал «перехват» социалистами всех наиболее выигрышных лозунгов ПКРМ, некогда обеспечивавших им победу – об ориентации на Россию, о «федерализации» Молдовы, о всемерной поддержке молдавской культуры и языка молдаван и т.д. В то же время она не сумела развернуть выгодную для себя тему игнорирования голосов нескольких сот тысяч молдавских гастарбайтеров в РФ, которые, как полагают молдавские левые, были бы отданы за них, ограничившись, как и ПКРМ, о вялыми устными протестами и заявлениями. Получив 20,51% голосов и 25 мандатов, эта партия стала первой по числу отданных за нее голосов партией страны. В перспективе можно ожидать превращения этой партии в политическую силу, которая заменит собой ПКРМ. Но, как и последняя, даже при самом благоприятном для себя исходе выборов, ПСРМ также не станет разворачивать страну к России, так как это чревато не только обострением отношений с Западом и «кишиневским майданом», но и активизацией правых, что может привести к дезорганизации власти в стране. Будет только риторика и имитация сближения с РФ, как это делал В.Воронин. В-четвертых, неожиданно довольно много голосов получила партия-клон коммунистов с той же аббревиатурой ПКРМ (Партия коммунистов-реформаторов) Р.Попы (4,92% голосов). И это тоже впечатляющий урок для воронинской партии – если «коммунисты-реформаторы», по сути, ничего не сделав в избирательной кампании, с ходу получили чуть ли не 5% голосов, то насколько же серьезным должно быть разочарование коммунистического электората в самом Воронине и его партии.
Наконец, вполне ожидаемыми оказались результаты ЛДПМ (20,16%, 23 мандата) и ЛП (9,67%, 13 мандатов). В случае с ЛДПМ это объясняется тем, что она стимулировала у жителей страны евроинтеграционные устремления, обещая сближение с Европой и заметный рост уровня жизни. Однако если сближение с Европой действительно удалось (введение безвизового режима, подписание Соглашений об ассоциации и свободной торговле Молдовы с ЕС), то уровень жизни основной части молдаван нисколько не вырос, зато возросло социальное неравенство в обществе. Нерешенной оказалась и проблема колоссальной коррупции госаппарата, с которой ЛДПМ обещала бороться в 2010 г. Это породило известное разочарование среди ее электората, который несколько уменьшился, но все же пока что позволил ей продолжить свой путь в качестве одной из ведущих в стране – по крайней мере, до 2018 г. Результат ЛП еще более предсказуем, так как у этой партии очень стабильный электорат, твердо ориентированный на Румынию и ЕС, а теперь и НАТО. Попытка Либерал-реформаторской партии, отделившейся от ЛП, расколоть эту партию обернулась крахом – ЛРП вообще не попала в Парламент, а ЛП вернула себе свой прежний электорат, который обычно составляет 8-10% (результат 9,67% и 13 мандатов).
В итоге получился расклад сил – 55 мандатов у проевропейской коалиции, и 46 у оппозиции. Однако действовать оппозиция будет в основном вразнобой, из-за неприязни ПКРМ к Партии Социалистов, значительная часть которой – выходцы из самой ПКРМ во главе с Додоном. Это значит, что проевропейский курс будет не только продолжен, но и углублен, и будут поставлены новые промежуточные цели для решения стратегической – вступления в ЕС. Еще до выборов, в частности, представители ЛДПМ заявляли, что в 2015 г., в случае успеха 30 ноября, Молдова попросит у ЕС определить ей статус кандидата в члены этой организации. С тем, чтобы уже в 2020 г. вступить в нее. Это означает окончательный выход Молдовы из российской орбиты влияния и постепенную ликвидацию очагов воздействия России на ситуацию в Молдове при помощи значительных финансовых вливаний, финансирования образовательных программ, укрепления проевропейских организаций и поддержку отдельных лиц, ратующих за этот курс. ЕС взамен поставит Молдове новые требования, которые наша страна по возможности будет выполнять. Необходимо учитывать также, что в сложившейся ситуации, когда Россия фактически ведет необъявленную войну в Украине и поддерживает в этой стране сепаратизм, ЕС будет заинтересован в том, чтобы максимально приблизить к себе Молдову, даже несмотря на все многочисленные провалы в политике ее властей и тяжелое положение ее экономики, чтобы поставить раз навсегда точку в истории российского влияния в стране.
Так как финансовые возможности России, особенно вследствие начавшихся экономических санкций против нее, весьма ограничены, и не в состоянии конкурировать ни в какой мере с аналогичными у США, а кроме того, эта страна не занималась, как США, целенаправленной подготовкой и выдвижением своих сторонников на ответственные посты в стране, то ее позиции будут поэтому постепенно слабеть, даже несмотря на значительное число сторонников РФ в Молдове. Безрезультатными будут и высказываемые некоторыми сторонниками РФ в Молдове намерения выслать гастарбайтеров из нашей страны «по месту постоянного проживания». Так как они не обладают сильными организационными структурами, и в Молдове будут находиться под наблюдением СИБа (прежде всего возможные лидеры), то даже худший вариант – провоцирование столкновений гастарбайтеров с властями ничего не даст. В крайнем случае (если даже на этой волне удастся свергнуть действующую власть) это даст только антироссийский майдан и прозападный контрпереворот в стране. Что организовать в Молдове нетрудно, ибо сторонников европейского пути достаточно много, да и крупных финансовых вложений для этого тоже не потребуется (достаточно будет 50-70 млн.долларов) Исходя из этого, можно ожидать нового витка экономических санкций РФ в отношении Молдовы и дальнейшего ухудшения взаимоотношений Молдовы и России при нынешнем руководстве последней (уже и сейчас некоторые представители ЛП предлагали просто разорвать дипотношения с Россией).
ЛП, полностью поддерживая евроинтеграционные намерения ЛДПМ, ставит, однако, и другую цель, впервые высказываемую как перспективная для целых молдавских партий – вступление в НАТО. Эта цель еще более обостряет молдо-российские отношения, хотя она не является близкой перспективой, так как означает возможность силового разрешения приднестровского конфликта. Ввиду того, что военный потенциал НАТО вчетверо больше российского (а ядерный в данном случае применяться не будет, ибо вопрос не носит столь принципиального характера), то исход такого конфликта предрешен не в пользу России, особенно учитывая тот факт, что Россия не граничит с Молдовой и направлять подкрепления придется через враждебно настроенную Украину, также намеренную в скором времени вступить в НАТО, и заинтересованную в том, чтобы сорвать такую помощь. Что при этом сохранится от экономики левобережья Днестра и сколько жителей там останется в этом случае (не забудем, что у подавляющего их большинства есть 2-3 паспорта) – можно только гадать.
Однако этот вариант развития событий актуален для последующих этапов. А на этом, по крайней мере, в ближайшие несколько лет, приднестровский конфликт останется в «замороженном» состоянии и активность вокруг него будет только имитироваться. Будет сохраняться напряженность в отдельных населенных пунктах региона (Варница, левобережные села, контролируемые центральными властями Молдовы и другие), и время от времени мы станем свидетелями мелких провокаций сторон, которые будут использоваться ими в пропагандистских целях. Некоторые сдвиги можно ожидать с началом 2016 г., когда будут аннулированы налоговые скидки, действующие в отношении приднестровской продукции, поступающей на Запад, что нанесет удар по левобережной экономике и может понизить уровень жизни в регионе. Но это – только часть мер, которые будет предпринимать Запад в отношении Приднестровья. Другой «мерой воздействия» на этом этапе будут санкции в отношении главного союзника Левобережья – России, что постепенно ограничит ее возможности оказывать помощь региону и усилит его изоляцию и процесс милитаризации в обществе. Активизацию Запада в регионе можно ждать также в случае серьезного ослабления России в течение ближайших лет (тенденции к ослаблению уже просматриваются). Поэтому руководству Приднестровья уже сейчас нужно думать о таком развитии событий и искать пути для наиболее почетного отступления, чтобы сохранить как можно больше из тех прав, которыми регион сегодня располагает. Если этого не сделать сейчас или же в ближайшие годы, потом может оказаться уже поздно, ибо условия будут диктовать совсем другие политические игроки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий