среда, 15 июля 2015 г.

Игорь Додон и Игорь Стрелков: что общего между ними?

Додон – это сегодня «мирный» вариант развала государств по сценарию Москвы, который в любой момент мог стать военным, то Стрелков – это «военный» вариант того же сценария.

Несколько парадоксальный на первый взгляд, этот вопрос, однако, совсем не праздный. Хотя  наши герои – тезки, у них очень разная биография и характеры.  Но есть  еще одно обстоятельство, которое их объединяет. Мы имеем в виду служение интересам государства. Российского государства.  Вот этот вопрос носит для нас принципиальный характер, потому что прямо касается настоящего и будущего Молдовы.
Почти вся предшествующая деятельность И.Додона не давала серьезных оснований для того, чтобы заподозрить его в антигосударственных действиях. Экономист и менеджер по профессии (экономический факультет Аграрного университета (1997), факультет менеджмента Молдавской Академии Экономических Знаний (1998), факультет экономического права Международного Института менеджмента, доктор экономики (2002), в 1997-2001 гг. он проработал на Фондовой бирже: ведущим специалистом департамента клиринга, затем департамента лизинга, а потом – администратором электронной системы торгов и директор департамента маркетинга, листинга и котировки. В 2001-2005 гг. И.Додон являлся председателем и членом Совета директоров Национального депозитария ценных бумаг Молдовы. В 2002-2005-м – председателем и членом Биржевого комитета Универсальной торговой биржи. В 2003-2005 гг. – членом Экспертного Совета Национальной комиссии ценных бумаг, а в 2004-2005 гг. – членом Арбитражной комиссии Фондовой Биржи. В 2005 г. испытал значительный карьерный взлет, сделавшись заместителем Министра экономики и торговли, а в 2006-2008 гг. был уже Министром, совмещая эту должность (с 2006 г.) с постом старшего научного сотрудника в Институте экономики, финансов и статистики). В 2008-2009 гг. был первым зам. премьер-министра и министром экономики и торговли в кабинете З.Гречаной, а в 2009-2011 гг. – депутатом Парламента от ПКРМ.
Таким образом, перед нами карьера способного администратора-биржевика, который благодаря личным качествам и связям сумел уже к 30 годам сделаться вице-министром, а чуть позже и главой ведомства. Видно также, что решающий скачок на руководящие должности И.Додон осуществляет  в 2001 г., сразу после прихода к  власти ПКРМ. Это означает, что связи, которые затем немало помогли ему в карьере, у него были заведены еще до 2001 г., и среди этих связей было много высокопоставленных членов ПКРМ.  Доверие он явно оправдал, так как в период первого мандата коммунистов был уже в высшем руководстве нескольких молдавских бирж. А затем доверие к нему вышло на новый уровень. С 2005 г. «профессиональный биржевик» начинает государственную карьеру, причем сразу с поста вице-министра, и превратившись уже через 3 года в вице-премьера, а спустя еще год – и в депутата Парламента от еще правившей тогда ПКРМ.
Столь стремительная карьера, безусловно, может серьезно стимулировать самолюбие любого человека, а тем более довольно амбициозного, как Додон. Наблюдая за его деятельностью в 2009-2011 гг., было видно, что он стремится к ведущим должностям и в руководстве партии, в ЦК которой в 2010 г. вошел. Но так как этим его претензиям, считая их во многом необоснованными, оказывали в ПКРМ серьезное сопротивление, то уже тогда было заметно, что Додон стремится к самостоятельной роли политического деятеля, что ПКРМ его теперь только «стесняет», и что его устремления подогреваются извне. Ему еще удалось стать кандидатом ПКРМ на выборах примара Кишинева в 2011 г., но он уже был готов к самостоятельному политическому будущему и, если бы стал примаром, то в ПКРМ, по нашему мнению, он бы не задержался.  Последующие события подтверждают такой вывод. Уже через несколько месяцев после выборов, 4 ноября 2011 г. он вышел из ПКРМ вместе с З.Гречаной и В.Абрамчук, а 18 ноября создал парламентскую группу социалистов. 23 ноября 2011 г. он стал членом ПСРМ, а уже 18 декабря 2011 года, на X съезде ПСРМ был избран председателем партии. Партия с самого начала сделала ставку на молодежь и ее революционные устремления, носящие у русскоязычной молодежи в Молдове крайне левый, подчас экстремистский характер. С этой целью еще до формального избрания Додона лидером партии, 12 декабря 2011 г. был проведен съезд молодежной организации ПСРМ под названием «Молодая гвардия».
Тогда же, в декабре 2011 г. Додон делает первые политические заявления уже как председатель ПСРМ, говорящие о его симпатиях к Таможенному Союзу. В одном из них Додон именует ТС «интересным» проектом, у которого «наверняка есть будущее», однако вполне прагматично замечает, что пока у Молдовы нет общей границы с ТС, вступление в него для нашей страны «утопия». А затем идет и еще дальше, задавая крайне левым очень неудобный вопрос – если кто-то в Молдове предлагает «проводить какие-то референдумы, чтобы завтра стать членом Евразийского Союза,  единого таможенного пространства, то скажите, пожалуйста, как Вы это сделаете?». Это заявление полностью противоречит его высказываниям несколькими годами позже.  В том же интервью Додон упоминает, что по поводу идеи ТС у него состоялся ряд встреч с разными лицами, фамилий которых он не называет. Можно предположить поэтому, что уже в то время с ним проводили зондирующие беседы представители ряда иностранных, прежде всего российских организаций. Однако в то время, при Президенте Д.Медведеве, российская внешняя политика не делала резкого крена в пользу ТС (хотя такая цель и присутствовала), и потому не возникало необходимости активизировать своих левых единомышленников в республиках бывшего СССР.
Поворот в заявлениях И.Додона начинается вскоре после начала третьего срока президентства В.Путина в 2012 г. «Новый старый президент» быстро переложил руль управления внешней и внутренней политики России в ином направлении, которое все больше начало напоминать возрождение сталинского политического курса в СССР и по отношению к остальным государствам. Формально обозначенный как «усиление защиты соотечественников» в странах бывшего СССР, этот курс на практике вел к стремительному росту милитаризации общественного сознания и усилению шовинистических, великодержавных настроений с неизбежными территориальными претензиями к другим государствам. Однако, в отличие даже от сталинского курса (продолжавшегося несколько лет и после смерти своего основателя), в рамках которого СССР  оказывал давление на своих восточноевропейских и прочих сателлитов путем  дипломатического (как в Румынии), или же иногда военного прессинга ( Венгрия, Чехословакия), то есть носившего сравнительно узкий социальный характер (воздействие оказывалось в основном на политическую элиту  соцстран), при Путине к этому вопросу подошли значительно более масштабно и основательно. Была озвучена идея «русского мира». В который автоматически попадали не только страны бывшего СССР, но и, в той или иной мере – бывшие восточноевропейские союзники СССР и другие государства мира, исходя из двух основных критериев – 1) наличие в данном государстве русскоговорящего населения, ассоциирующего себя с Россией, 2) существование у России в том или ином государстве «геополитических» или «геостратегических» интересов. Что в перспективе обосновывало право РФ вмешиваться  в дела вообще любого государства, даже такого, где «ориентированного на Россию русскоговорящего населения» было совсем мало или вовсе не было. 
И.Додон не смог сразу приспособиться к новой политической ситуации. Это было вызвано шокировавшим сторонников левых в Молдове голосованием группы ПСРМ за выдвинутого либералами на пост Президента Н.Тимофти. И.Додон обосновал этот шаг неким «тестом на государственность», который он заготовил для Тимофти и с которым последний успешно справился. Впрочем, была и другая версия, высказанная в то время еще первым секретарем Комратского райкома ПКРМ  И.Влах, которая обвинила его в получении за это голосование взятки в 3 млн. долларов. Эту же версию упорно продвигал и Ренато Усатый. В результате в течение последующих месяцев 2012 г. И.Додон был вынужден довольно неуклюже оправдывать в СМИ свой поступок. Поэтому в ряде его интервью этого времени вообще нельзя встретить упоминание о Таможенном либо Евразийском союзе, а лишь комментарии к внутриполитической ситуации в стране. И если бы не нерешительность ПКРМ, которая отказалась от собственной идеи «Гражданского конгресса» (по сути, альтернативной власти в Молдове), то Додону еще нескоро удалось бы поправить свой пошатнувшийся рейтинг.
Изменению ситуации в пользу И.Додона способствовало три обстоятельства: начавшийся довольно быстрый рост рядов ПСРМ, активная деятельность группы ПСРМ в Парламенте, и, в-третьих – скандал вокруг «Pădurea Domnească». Последний не только нанес сокрушительный удар по авторитету власти в Молдове, но повлек за собой падение правительства В.Филата и смену руководства Парламента. По существу, первые 5 месяцев 2013 г. все ветви власти в Молдове находились в нескончаемом конфликте. К нему все более внимательно присматривались чиновники путинской администрации. Это происходило несмотря на многочисленные акции протеста ПКРМ, которая требовала в то время присоединения к Таможенному Союзу.  К концу весны 2013 г., однако, ПКРМ потеряла поддержку Москвы из-за отказа сменить лидера на более молодого, и нежелания включить в предвыборный список  кандидатов, предлагаемых Россией.
Всем этим и воспользовался И.Додон для восстановления имиджа.  Внимание Москвы переключилось на него. Практически сразу после этого, во второй половине 2013 г. отмечается активизация ПСРМ и лично И.Додона, связанной с идеей проведения в АТО Гагауз Ери референдума за присоединение к ЕврАЗЭС. При этом сам он отвергал получение финансовой помощи извне и пояснял, что бывает в России не для получения политической поддержки, а для «двусторонних и личных встреч». Однако это не мешало ему в эти месяцы вести в южных районах пропаганду идеи «референдума за ТС» и нажить себе среди местного населения репутацию подлинно пророссийского политика. Обращает на себя внимание, что, преследуя российские геополитические интересы, в данном случае Додон открыто нарушил молдавское законодательство, не позволявшее АТО Гагауз Ери проводить референдумы по подобным вопросам. Тогда же Додон сделал и другие заявления, свидетельствующие о том, что он окончательно сделался марионеткой РФ, вновь грубо нарушив при этом законодательство Молдовы и в первую очередь ее Конституцию. В полном соответствии с неоднократными заявлениями российских политиков, в 10-ю годовщину провала «Плана Козака» (25 ноября 2013 г.) И.Додон представил целую «Концепцию федерализации  Молдовы», уравнивающую полномочия законных властей Молдовы с правами местных  администраций АТО Гагауз Ери и Приднестровья. Именно эту идею с подачи Москвы уже более 20 лет (с конца 1992-начала 1993 гг.) проталкивает Тирасполь.
Интересна последующая судьба этих двух идей. Намерения при помощи Гагауз Ери заставить всю Молдову сменить геополитический вектор развития изначально были мертворожденными и надо думать, Додон это хорошо понимал. Поэтому он забыл о них почти сразу после референдума. Но вторая идея, о «федерализации» Молдовы, остается в его политическом арсенале и сегодня, в 2015 г. Вкупе с идеей «ориентации Молдовы на ЕврАЗЭС»  она стала стержневой, ради которой Россия, собственно, и поддерживает в последние годы ПСРМ, чтобы ослабить и расколоть Молдову.
Еще одним подтверждением тезиса, что ПСРМ – исполнитель воли московских покровителей, является нашумевшая в прошлом году история с «Социальным Форумом Молдовы» во главе с П.Григорчуком. Как известно, СФМ проводил в районах Молдовы пропаганду идеи, что выборы 30 ноября 2014 г. будут в любом случае украдены властями и потому надо готовиться к массовым протестам против этого. В листовках СФМ говорилось, в частности, о «предчувствии гражданской войны» и возможности грядущего раскола Молдовы после выборов 30 ноября. То есть СФМ сознательно вел дело к разжиганию очагов вооруженного конфликта в Молдове. Не только в южных, но и в северных, а также в некоторых центральных районах, и в Кишиневе. По мнению ряда экспертов деятельность СФМ координировалась путинской администрацией, выделившей на это значительную сумму денег, а в поездках по стране его представители часто использовали партийные машины и символику ПСРМ. Никакого протеста со стороны ПСРМ это не вызывало, несмотря на то, что Додон, отвечая на вопрос автора этих строк в клубе «Социальный резонанс», заявил, что какого-либо соглашения СФМ с ПСРМ о использовании их транспорта и символики никогда не существовало (то есть, получается, Григорчук и Ко действовали чуть ли не «самовольно»). Лишь после того, как руководство СФМ вознамерилось открыто перебраться в один из офисов ПСРМ и было 14 ноября 2014 г. задержано молдавскими спецслужбами, ПСРМ внезапно выступила с заявлением, в котором категорически открестилась от СФМ. Невозможно себе представить, чтобы в какой угодно стране любая организация самовольно, без всяких договоренностей, брала транспорт и символику целой партии, а последняя делала вид, что ничего не происходит и так и должно быть. Это если предположить, что СФМ и ПСРМ ничего не связывает. А вот если считать, что у ПСРМ и СФМ один и тот же, московский, хозяин и это он указал Додону не вмешиваться, когда СФМ будет пользоваться его имуществом – то все сразу становится на свои места. Но не судьба, поджечь страну ни до выборов, ни после СФМ, даже  при поддержке ПСРМ, к счастью, не удалось. Это было новое поражение Москвы на «молдавском» направлении.
Сегодня, весной 2015 г., мы видим, что осуществляется новая попытка Москвы взять Молдову под свой контроль. Теперь ПСРМ действует не одна. Снятый перед выборами с гонки Р.Усатый со своей партией в этот раз участвует в местных выборах и намерен «подобрать» те голоса левых, которых не сможет взять ПСРМ, и таким образом, двумя «колоннами» взять в руки основную часть примарий и райсоветов страны. Это будет означать укрепление позиций пророссийских сил в преддверии новых парламентских выборов, наступление которых они будут стараться всячески приблизить. Для них это будет стратегически важно, ибо чем позже состоятся выборы, тем скорее жители смогут разобраться во многих представителях ПСРМ на местах. Что едва ли пойдет некоторым из них, и партии в целом, на пользу. Таким образом, Додон и его ПСРМ стали просто политическим оружием РФ против суверенитета и территориальной целостности  нашей страны.
Примерно ту же  антигосударственную роль, но в условиях другой страны, Украины,  играет другой герой нашей публикации, Игорь Стрелков(Гиркин). Родившийся в 1970 г. в г.Москве в семье потомственных военных, Стрелков в 1988-1992 гг. учился в Государственном историко-архивном институте, а с 1989 г. занялся также реконструкцией войн (в частности, с Наполеоном в 1812 г. и Гражданской в России в 1918-1920 гг.) и историей Белого движения в России. К этому времени он проникся идеями «ненависти к националистам, желающим расколоть СССР». Поэтому во время приднестровской войны 1992 г. вместе с приятелем, А.Цыгановым, вооружившись двумя винтовками образца 1891 г. приехал в Тирасполь. В Приднестровье он сначала был добровольцем 2-го взвода Черноморского казачьего войска, а затем со своим взводом, где служил теперь и Цыганов, был переведен в Бендеры. Там Цыганов был вскоре убит  в бою близ здания железнодорожного вокзала, а Стрелков продолжил службу. Здесь он познакомился со своей нынешней (второй) женой, медсестрой взвода (ныне кандидат медицинских наук, а также кандидат экономических наук) М.Регинской (на ней он женился в конце 2014 г.). В 1992-1993 гг. служил добровольцем в Боснии, а затем в 1993-1994 гг. проходил срочную службу стрелком роты охраны российской 190-й ракетной технической базы в Голицыно. В 1994-1998 гг. служил в мотострелковой бригаде и мотострелковом дивизионе, в том числе в должности разведчика-дальномерщика взвода. В 1998-2000 гг. активно публиковался в русском националистическом издании «Завтра», где познакомился с будущим «премьер-министром ДНР» А.Бородаем и подружился с ним. В 1998-2005 гг. служил в частях спецназа ФСБ в Дагестане, а с 1999 г. в Чечне, дослужившись до прапорщика. В 2005-2013 гг. он служил в звании прапорщика, а затем старшего прапорщика в Антитеррористическом управлении ФСБ РФ, в марте 2013 г. вышел в звании старшего прапорщика на пенсию по выслуге лет. С июля 2011 года одновременно работал внештатным корреспондентом независимого интернет-агентства «ANNA-News», После выхода на пенсию, несколько месяцев исполнял обязанности начальника службы безопасности инвестиционного фонда «Маршал-Капитал». Представителем того же фонда долго был уже известный нам А.Бородай. По словам самого Стрелкова, в конце января 2014 года, он, в качестве паломника, обеспечивал безопасность доставленных в Киев из Греции афонских святынь — Даров волхвов и в то же время посетил Евромайдан. Затем за сутки до провозглашения «независимости» Крыма он прибыл в этот украинский регион, где сумел выделиться среди оппозиционеров устанавливавшейся новой власти в Украине и возглавил отряд, который имел целью прорыв в Донбасс.
8 апреля 2014 г. И.Стрелков выехал из Крыма в Ростов-на-Дону, получил там надлежащие указания по организации масштабной диверсионной операции  и 12 апреля вернулся в Украину. Там он в тот же день руководил захватом административных зданий г.Славянска во  главе группы террористов, назвавших себя «сторонниками ДНР». Террористические группировки, управлявшиеся Стрелковым, нападали на сотрудников спецслужб, воинские части и другие местные организации. Он поэтому вскоре был включен в список лиц, на которых распространились западные санкции. 26 апреля 2014 г. Стрелков стал командовать блокпостами, и даже назывался в СМИ «руководителем народного ополчения Донбасса». В интервью, которые он давал в это время, он предупредил, что в случае сопротивления со стороны частей армии Украины он будет их уничтожать. Свою цель Стрелков обозначил так:  «чтобы Донецкая народная республика стала субъектом федерации в порядке автономии или как-то еще. Часть из них, может быть, не горит желанием присоединиться к РФ, но в любом случае не хочет находиться под властью тех, кто захватил власть в Киеве». После начала наступления украинской армии на захваченный террористами Славянск (2 мая) Стрелков возглавил оборону сепаратистов. После «референдума о самоопределении ДНР» (11 мая) уже 12 мая был провозглашен «государственный суверенитет ДНР», а Стрелков стал «главнокомандующим вооруженными силами» последней и ввел режим «контртеррористической операции» против армии законных властей Украины. 15 мая 2014 г. Стрелков стал также «председателем Совета безопасности» и «министром обороны ДНР». Однако уже 5 июля бежал из осажденного Славянска, занятого после этого украинской армией, в Донецк, где объявил себя военным комендантом этого города. А 14 августа 2014 г. подал в отставку с поста «министра обороны ДНР» «в связи с переходом на другую работу». Сделано это было, по некоторым сведениям, под давлением бывшего министра МГБ Приднестровья, «первого заместителя председателя Совета Министров ДНР» генерал-лейтенанта  В.Антюфеева, который за что-то невзлюбил Стрелкова. Сам Стрелков считал виновным в своей отставке одного из ключевых членов команды В.Путина,  помощника Президента РФ Владислава Суркова, нацеленного, по словам Стрелкова, «только на разрушение».  Так, по существу, закончилось участие Стрелкова в боевых действиях в Украине.
В данном случае перед нами биография опытного, хоть и непрофессионального (у Стрелкова нет военного образования) военного, сотрудника спецслужб своей страны, на которого руководство ФСБ и путинская администрация сделали ставку для того, чтобы раскачать и взорвать ситуацию в восточных областях Украины. Стрелкову это удалось. Были захвачены и взяты под контроль часть Донецкой и небольшая часть Луганской областей Украины (с их областными центрами – Донецком и Луганском). На их территории были созданы сепаратистские псевдогосударственные образования «ДНР» и «ЛНР», где полностью уничтожены органы государственной власти Украины,  господствует безудержный террор против несогласных, которые сотнями тысяч были вынуждены бежать в другие регионы Украины и России, идет ожесточенная борьба различных вооруженных группировок между собой, сопровождающаяся беспощадным истреблением «проигравших»,  постепенно воцаряются голод (население уже сейчас живет в основном за счет «гуманитарной помощи» из России), хаос и беспросветная нищета. Надежд на восстановление разрушенного промышленного потенциала нет даже в перспективе, часть его вывозится в Россию, а поддержка со стороны России идет только военными да скудным пропитанием, чтобы население не вымерло с голоду. Вот такой «русский мир» установился в восточной Украине усилиями Стрелкова. Если бы преступная деятельность григорчуковского СФМ  и тех, кто за ним стоял и консультировал, подстрекал, укрывал сторонников  и замалчивал существование самого СФМ (вопросы в этом отношении касаются не только иностранных «консультантов», но и почти всех русскоязычных СМИ Молдовы, для которых любая критика Григорчука и СФМ – абсолютное табу, а также некоторых бывших и нынешних политических или «отошедших от политики» деятелей, как Г.Петренко и М.Ткачук) – если бы эта деятельность увенчалась бы успехом и после 30 ноября 2014 г. в Молдове удалось бы организовать массовые беспорядки, то конец этой истории в Молдове был бы точно таким же, как в Украине. Потому что  если И.Додон – это сегодня «мирный» вариант развала государств по сценарию Москвы, который в любой момент мог стать военным, то Стрелков – это «военный» вариант того же сценария, показавший всем нам, ЧТО будет с нашей страной, если он осуществится. Это необходимо понять всем подлинным сторонникам молдавской государственности, выступающим за единство и территориальную целостность Молдовы.
В отличие от «молдавских» своих единомышленников, Стрелков куда более критичен по отношению к путинской России и лично Путину. Он, хотя и является сторонником  Путина, но критикует его за нерешительность и непоследовательность действий, и за то, что в его команде много людей, скомпрометировавших себя при Б. Ельцине. Ничего подобного мы никогда не слышали ни от Додона, ни от кого-либо из его ближайших соратников.
Необходимо указать и еще одно важное обстоятельство. Став «рукой Москвы» в  преступном, грязном и залитом кровью десятков тысяч жертв  деле раскола Украины, Стрелков через некоторое время понял, чему в действительности служит «план Новороссия», хотя и обвинил в этом, разумеется, США (что естественно для русского монархиста и великодержавного шовиниста). В одном из своих интервью, в ноябре 2014 г. Стрелков сказал буквально следующее: «существование ДНР и ЛНР в их нынешнем виде» выгодно в первую очередь США, поскольку «это та язва, которая разъедает Россию и Украину, продолжая стравливать русский и украинский народы, как часть единого некогда народа». Не решившись прямо обвинить Путина в существовании донбасских псевдореспублик, свалив вину за это на США (хотя вовсе не США, а Россия создала эти бандитские структуры) Стрелков, тем не менее, понял, что в результате происходит «разъедание», ослабление не только Украины (к чему он стремился), но и самой России, тратящей на поддержку террористов невероятные, и  потому поныне скрываемые от всех средства.
Таких признаний также невозможно встретить ни у Григорчука и Ко, ни у руководства ПСРМ, которые упорно делают вид, что не понимали и не понимают, в какую пропасть увлекают Молдову, а следом за ней и столь дорогую их сердцу Россию, и тем преднамеренно нагло обманывают и вводят в заблуждение тех граждан Молдовы, которые верят в некую «федерализацию» или еще какой-то другой аналогичный путь развития нашей страны. «Русскому миру» нужна только война и ничто иное.
В заключение нужно сказать несколько слов о том, какое будущее может ждать наших героев. Игорь Стрелков (Гиркин), в течение нескольких месяцев 2014 г. познавший взлет из неизвестности в «народные герои» «Новороссии» и русских великодержавных шовинистов,  стал живым символом, знаменем этой части населения России. Но в отличие от них, Стрелков понимает, как мы показали выше, что создание бандитских псевдореспублик Востока Украины угрожает самому существованию России. Это именно то, что всячески пытается скрыть путинская пропаганда от народа РФ. Потому что будет означать полный крах «проекта Новороссия» и вынужденный отказ России от этих территорий. А следом автоматически встанет проблема захваченного Россией  украинского Крыма. То есть имперская политика Путина, проводимая в последние годы, потерпит катастрофу, а от его сегодняшней популярности останутся лишь обломки. В довершение ко всему Стрелков еще и критикует кадровый состав команды самого Путина. Когда это делает столь известный в определенных кругах «патриот России», как он, это тоже бьет по авторитету Путина. Поэтому если Стрелков в какой-то момент, в условиях постепенно обостряющегося кризиса в России, переступит черту, то поплатится за это жизнью. В нынешней путинской России таких долго на этом свете не держат, независимо от былых заслуг. Для нас принципиально важно, однако, что Стрелков «прозрел» и  признает крах «Новороссии». Ибо кто, как не он, способствовал ее созданию и утверждению.
В Молдове, применительно к ПСРМ, до этого еще очень далеко. Сегодня эта партия триумфально идет к власти и ее московские кураторы стремятся ускорить этот приход. Ныне в этой партии оказались все те, кто когда-то предал анафеме Воронина с его ПСРМ за «предательство коммунистических идеалов» и проевропейский курс, пусть и с недостатками, присущими правлению ПКРМ. Все они жаждут реванша и в своем стремлении отомстить нынешней власти готовы на все. Поэтому Додону неизбежно, как до него Воронину, придется находить компромиссы с экстремистским, фанатично настроенным на РФ крылом своей партии, временами идти ему на уступки и продолжать изображать из себя друга России, как до, так и после прихода к власти. Но даже и в случае прихода к власти экстремистам в ПСРМ все равно не удастся заставить всю партию развернуться окончательно в сторону России. Додону придется, однако, делать им уступки, некоторые из которых могут обернуться массовыми уличными протестами, «кишиневским майданом». Под предлогом давления масс протестующих Додон в этом случае растолкует своим сторонникам, что надо отступить, иначе можно потерять все. Таким образом, неизбежно будет восстанавливаться статус-кво, существовавший на момент прихода к власти ПСРМ. А на следующем этапе изолированная от России Украиной Молдова рано или поздно начнет медленно разворачиваться лицом к Западу. Это повлечет за собой разочарование многих нынешних сторонников ПСРМ, уже наученных «предательством» Воронина, а еще позже ослабление, кризис и падение власти этой партии, которая к тому времени заполнится карьеристами и лизоблюдами всех рангов и мастей. Катастрофа эта станет очевидной сначала немногим аналитикам, как было с Ворониным примерно к 2007 г. Но вскоре будет очевидна для всего народа. И точно так же, как «проект Новороссия» в Украине, закончится провалом и «проект ПСРМ». Потому что оба они оторваны от жизни и от реалий нынешнего мира. Представляют собой лишь отчаянную, но безнадежную попытку бунта против этих реалий, с которыми придется смириться России как в Украине, так и в Молдове.
У проектов, возглавляемых И.Стрелковым и И.Додоном, конец будет один и тот же. Это, пожалуй, главный вывод этой публикации.  Чем больше людей в нашей стране это осознают и смогут  объяснить окружающим, тем больше надежды на то, что Молдова все же сумеет избежать трагедии Украины. Хотелось бы в это верить.

Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории

Комментариев нет:

Отправить комментарий