воскресенье, 1 апреля 2018 г.

Иван Бургуджи: прошлое, настоящее, будущее.


Иван Бургуджи: прошлое, настоящее, будущее.

            Иван Георгиевич Бургуджи родился 30 января 1953 г. в с.Кириет-Лунга ныне Бессарабского района МССР. О «советском» периоде его деятельности известно мало, сам Бургуджи нигде эти страницы своего прошлого не афиширует. Тому есть причины. Согласно имеющимся сведениям, Бургуджи закончил Школу милиции, затем устроился на работу в Комратский РОВД. Однако был оттуда выгнан за хищение вещественных доказательств, взятки и пьянство. Затем он всплывает в Республиканском объединении «Сельхозхимия», где отметился незаконным получением квартир, а позднее – также в кооперативе «Темель», где работал юристом. Через этот кооператив «были отмыты миллионы рублей без уплаты хотя бы копейки налогов».
            Более известны другие страницы его прошлого. В феврале 1988 г. он основал Народное движение «Гагауз халкы», официальной целью которой была защита гагаузского языка и культуры, а также обретение южными районами автономии в составе Молдавской ССР.  21 мая 1989 г. он организовал первый, объединительный, съезд «Гагауз халкы», был избран членом Совета и тогда же – председателем «Гагауз халкы». Но руководил им недолго, так как весной 1989 г. был избран также депутатом I съезда народных депутатов СССР, и в 1990 г. передал свои полномочия председателя Г.Стоматову (однако уже в октябре 1990 г. за участие организации в антиконституционных действиях постановлением Правительства Молдовы «Гагауз халкы» был распущен). 12 ноября 1989 г. был участником так называемого I Съезда гагаузского народа, на котором была провозглашена «Гагаузская республика» в составе Молдавской ССР и организовал посты «ополченцев» на въезде в регион. За это был впервые арестован молдавской милицией. Во время допросов от него требовали снять упомянутые выше посты. Но в тот момент реализовать свои планы И.Бургуджи и его соратники-экстремисты не смогли – решения «съезда» были отменены руководством Молдовы, а сорганизовать жителей региона на сопротивление их выполнению им не удалось.
            Через несколько месяцев, практически одновременно с провозглашением «Гагаузской АССР» (19 августа 1990 г.) сепаратистские структуры юга создали батальон (в ряде источников – батальон специального назначения») «Буджак», численностью до 600 человек, который возглавил И.Бургуджи. Он поддерживал теснейшие связи с Приднестровьем. Батальон включал в себя 3 роты, по одной в Комрате, Чадыр-Лунге и Вулкэнешть. Штаб батальона находился в Комрате. Целью деятельности батальона было обеспечить «силовую поддержку» требований гагаузских сепаратистов по фактическому отделению некоторых районов юга Молдовы от остальной территории нашей страны. Это подразделение участвовало в столкновениях с частями молдавской полиции и спецназа в 1990-1994 гг. По свидетельству, например, экс-депутата Парламента Молдовы Ф.Ангели, его представители «вели себя разнузданно», нападая и грабя мирных жителей, совершая ограбления колхозов, совхозов и ряда организаций региона.  
            Лично И.Бургуджи, согласно заявлениям ряда участников тех событий, занимался торговлей оружием. Бургуджи это опровергал, утверждая, что если бы он этим занимался, то «был бы миллиардером». Однако признал, что солдаты и офицеры батальона действительно совершали нападения на склады с вооружением и несколько лет им пользовались в борьбе с молдавскими правоохранительными органами, а затем «вернули обратно, откуда взяли» (речь идет о периоде декабря 1994 – июля 1995 гг. когда шел процесс сдачи сепаратистами незаконно обретенного ими вооружения правоохранительным органам Молдовы, за что они были амнистированы, а часть членов «Буджака» вошла в состав воинской части 1045 карабинеров МВД Молдовы). Захват оружия Бургуджи обосновывал так:  «Здесь правильно сказали, что если не было бы этого оружия на территории Гагаузии, оружие это плохо, но тогда нынешняя Гагаузия не состоялась бы».
            Вопреки сказанному Бургуджи выше, существуют свидетельства о том, что уже  в октябре 1990 г. из Болграда, Тарутино, а также из воинских частей 14-й армии, размещавшихся в восточных районах Молдовы, было привезено более 25 000 автоматов, более 100 пулеметов, несколько десятков гранатометов, несколько сот пистолетов системы Токарева, наганы, а также и БТРы. Тогда как при сдаче оружия органам МВД Молдовы в 1995 г. батальон «Буджак» вернул только около 2000 стволов, в том числе порядка 10 пулеметов и 20 гранатометов. Остальное было частично сокрыто, а частично продано в Чечню, Абхазию, Косово, Ю.Осетию, а также бандитским группировкам. Известно также, что в 1992 г. из-за конфликта с Бургуджи по поводу продажи оружия был убит командир Вулкэнештской роты батальона «Буджак» В.Павлиш. Его тело не обнаружено до сих пор.
            По собственному признанию И.Бургуджи, сделанному им в 2005 г. в интервью тираспольскому (в то время) журналисту Р.Коноплеву, при его участии были созданы и экипированы все вооруженные формирования «Гагаузской республики», «включая службы разведки и контрразведки. Мы задерживали на территории Гагаузии румынских диверсантов». Никаких имен и фамилий своих «соратников» по этой преступной деятельности И.Бургуджи никогда и нигде не называет.
            В течение 1990-1994 гг. неоднократно задерживался полицией Молдовы, в частности, осенью 1990 г., когда просидел более полугода в тюрьме, в том числе по обвинению в продаже оружия и угрозах сотрудникам правоохранительных органов, однако вскоре затем отпускался на свободу. Более того, несмотря на недавнее участие в антиконституционной деятельности против Молдовы, в 1996 г. Президент Молдовы М.Снегур привлек И.Бургуджи и его ближайших соратников к участию в кампании по выборам Президента Молдовы на своей стороне.
            Так как И.Бургуджи и после этого не прекратил своей антигосударственной деятельности, то в 1997 г. был в очередной раз арестован и осужден на 6 лет тюремного заключения.  В 1998 г. был выпущен под расписку о том, что не будет заниматься политической деятельностью. Однако очень скоро свое обещание нарушил и возобновил пропаганду идей расширения самостоятельности региона с перспективой отделения его от Молдовы.  Под влиянием И.Бургуджи, ставшего сначала «представителем АТО Гагауз Ери» в Тирасполе, а затем начальником правового управления Исполкома Народного собрания,  и его соратников, пользуясь слабостью и бесхарактерностью тогдашнего башкана АТО Гагауз Ери Д.Кройтора ситуация в регионе в 2001 г. снова стала быстро обостряться. Вновь целью группировки Бургуджи было объявлено фактическое отделение от Молдовы. С конца 2001 г. Бургуджи снова задействовал членов бывшего батальона «Буджак», используя при этом имевшееся у них автоматическое оружие и автотранспорт, и, опираясь на поддержку бывшего председателя «Верховного Совета Гагаузской Республики» М.Кендигеляна и башкана Д.Кройтора, стал  готовить их к активным действиям. Бургуджи привлек для этой цели также до 20 инструкторов украинской «УНА-УНСО».  Основной базой батальона оставался Комрат.
            Поскольку члены батальона «Буджак» возобновили бандитские действия на территории региона, это вскоре стало вызывать законное возмущение жителей. В Комрате состоялся стихийный митинг жителей с требованием разоружить батальон. Исполком Гагауз Ери, в том числе даже некоторые из сторонников Бургуджи, решил временно отстранить И.Бургуджи от руководства батальоном. Сторонники центральных властей Молдовы в Народном Собрании Гагауз Ери избрали нового председателя Собрания и назначили на 24 февраля 2002 г. референдум по вопросу о доверии Д.Кройтору. Это решение было поддержано руководством Молдовы. Бургуджи, Кройтор и другие объявили, что не признают его и стали активно препятствовать подготовке проведения референдума. Кройтор за это был отстранен от должности, а позднее отправлен послом Молдовы в ООН, а в 2003 г. – и в Швейцарии. По тому же обвинению 7 марта 2002 г. И.Бургуджи был  арестован полицией в Комрате и вывезен в Кишинев, но вскоре освобожден. Позднее, накануне местных выборов в Гагауз Ери (2003 г.) был снова арестован за антигосударственную деятельность и осужден на 3 года тюрьмы без права после освобождения 5 лет занимать руководящие должности, но позднее  вновь освобожден.
            В последующие годы И.Бургуджи временно отошел в тень, обосновавшись в Тирасполе. Там он создал  Тираспольский Независимый правозащитный и информационно-аналитический центр, в котором работал  только он сам. В мае 2008 г. он опубликовал, в частности, материал, показывающий, что целью его реальных хозяев – в данном случае МГБ Приднестровья и ФСБ РФ – было создание гагаузско-болгарской республики на землях не только Молдовы, но и Украины. В нем он, среди прочего, писал:  «…За пришлых, за людей второго сорта их (гагаузов – Р.Ш.) считают на юге Одесской области Украины, заставляя срочно становиться «щирыми украинцами»…Ошибки руководителей национальных движений гагаузов и болгар в 90-х годах ХХ века не позволили решить главную проблему воссоединения гагаузско-болгарской диаспоры в единую общность. Речь идет о 14 районах Молдавии и Украины с населением от 850 тысяч до 1 млн человек. Воссоединение их помогло бы решить проблему ассимиляции гагаузов и болгар в условиях националистических режимов, установившихся на Украине и Молдавии после распада СССР. Создание единой республики гагаузов и болгар должно осуществляться под протекторатом Украины, России, Болгарии и Турции».
            В 2012 г. был избран депутатом Народного Собрания АТО Гагауз Ери, где возглавил Комиссию по правам человека, законности и правопорядку, а позднее стал председателем «Евразийского комитета» региона. В этом качестве он разрабатывал проекты законов о формировании собственной службы контрразведки, экономической разведки, антитеррора, а также вооруженных сил внутренней самообороны АТО Гагауз Ери.  Бургуджи добился в 2014 г. предоставления льгот «ветеранам» батальона «Буджак», которым когда-то командовал, и возобновил пропаганду идей отделения региона от Молдовы, ссылаясь на якобы невыполнение властями Молдовы Закона об особом статусе АТО Гагауз Ери от 23 декабря 1994 г., начав готовить референдум о дальнейшем пребывании региона в составе Молдовы. За это он уже летом 2013 г. вызывался на допросы в Генпрокуратуру Молдовы. В преддверии парламентских выборов 2014 г. стал пропагандировать идеи возможного неучастия региона в этом народном волеизъявлении, а также выступать за проведение другого референдума – по вектору внешней политики Молдовы. Этот референдум, несмотря на его антиконституционность, был проведен в регионе при активной поддержке СМИ России 2 февраля 2014 г. Чтобы не накалять страсти, молдавские власти не предприняли силовых акций по срыву этого мероприятия и задержания его организаторов, в том числе Бургуджи.
            Следует добавить, однако, что не все бывшие соратники И.Бургуджи по сепаратистскому движению 1990-х придерживаются о нем ныне того же мнения. Комментируя упомянутый выше «референдум» 2.02.14. Л.Добров, в частности, заявил, что И.Бургуджи «агент молдавских спецслужб» и «был завербован в ходе последней отсидки в Кищиневе» (по другим данным, еще в 1992 г.). Он же обращал внимание на едва ли случайную «непоследовательность» И.Бургуджи в Народном Собрании – то успешно сотрудничал с куратором местного филиала ДПМ  Н.Дудогло, то нападал на него. Помимо этого, по некоторым сведениям, И.Бургуджи также сотрудничает с МГБ Приднестровья и РИСИ, находящимся под крылом ФСБ России, в этом молдавском регионе.
            И.Бургуджи выступил в поддержку захвата Россией украинского Крыма и вторжения ее войск в Донбасс, делал публичные заявления об этом, в том числе в социальных сетях и мотивируя эти преступные действия России ее «историческими и юридическими правами» на указанные территории, а также тем, что действующее руководство Украины «ведет войну с собственным народом». В марте 2014 г., ссылаясь на происходящее в Украине, И.Бургуджи призвал в Народном собрании к созданию собственной вооруженной Народной гвардии региона, которая бы обеспечивала порядок  на территории АТО Гагауз Ери и не допустила бы повторения здесь украинских событий. Благодаря вмешательству центральных властей Молдовы, перед которым встал призрак возникновения нового батальона «Буджак»,  это решение, уже принятое Народным Собранием, было аннулировано.
            В 2014-начале 2015 гг.  Бургуджи часто выступал в СМИ региона с требованиями дальнейшего расширения прав региона и обвинениями центральных властей страны в намеренном ограничении полномочий АТО Гагауз Ери. После прихода к власти И.Влах он продолжал оставаться заметной фигурой на политическом небосклоне региона, время от времени делал заявления, которые вынуждены были учитывать в своих действиях руководители АТО Гагауз Ери. Воспользовавшись скандалом вокруг намерений американской компании Frontera Resources заняться разведкой недр части территории нашей станы, вместе с соратниками он объявил о возрождении организации «Гагауз халкы», некогда объявившей о создании «Гагаузской республики», формально зарегистрированной Минюстом Молдовы еще ранее, 12 августа 2010 г., но активности не проявлявшей. Происшедшее явно обеспокоило башкана И.Влах, так как стало ясно, что эта организация в состоянии со временем сделаться альтернативным центром власти в АТО Гагауз Ери, а со временем, используя хорошо известные по недавнему прошлому лозунги «предательства интересов гагаузов» и «сдачи Гагаузии Кишиневу» — перехватить власть, сместить И.Влах и взять курс на всемерное обострение отношений с центральными властями страны.Чтобы не допустить такого разворота событий, И.Влах (по основной специальности юрист) решила перехватить инициативу и назначила И. Бургуджи своим советником по правовым вопросам, пытаясь взять под контроль этого вечного оппозиционера.
            В одной из своих публикаций, появившейся по следам назначения И.Бургуджи на эту должность, в апреле 2017 г.,  автор этих строк прогнозировал, что «этим шагом она (И.Влах - Р.Ш.) рассчитывает оторвать Бургуджи от соратников и держать его под неусыпным контролем, так как иначе тот останется постоянным возмутителем спокойствия, подрывающим авторитет башкана. Однако это может иметь и обратный эффект. Бургуджи в результате может расширить сферу своего влияния в регионе и, обладая довольно жестким и бескомпромиссным характером, будет предлагать откровенно провокационные инициативы, что может вновь обострить обстановку не только в регионе, но и взаимоотношения Комрата с центральными властями страны».
            Как показали последующие события, Бургуджи, воспользовавшись назначением, действительно сделал ряд шагов в этом направлении, пытаясь оспорить ряд решений руководства Молдовы. Так, он возмутился отменой положения законодательства АТО Гагауз Ери, обеспечивающем неприкосновенность депутатов Народного Собрания. Пригрозил властям Молдовы, в контексте начавшегося сбора подписей молдавских сел за объединение с Румынией, что если это случится, то регион станет независимым, заявил, что 12 из 34 депутатов Народного собрания «нелегитимны», так как якобы избраны незаконны и т.д. Однако он не ограничился только этим. Превратившись, по мнению противников башкана И.Влах, в ярого сторонника действующего башкана, Бургуджи провел в Комрате несколько митингов своего «Гагауз Халкы», на котором требовал от руководства автономии и страны рещительного изменения проводящейся политики. Заявив, что власти игнорируют просьбы народа, Бургуджи в декабре 2017 г. пригрозил переходом к активным силовым действиям в регионе. «Есть предел, после которого людей уже остановить нельзя будет. Если не будут выполняться условия, указанные в резолюции, мы просто будем блокировать, в том числе и государственные учреждения. Когда дело дойдёт до блокировки зданий, поднимутся тысячи».
            Вышесказанное подтверждает наше мнение о том, что ситуация в регионе в скором времени (возможно, и в преддверии парламентских выборов декабря 2018 г.) может вновь обостриться. Возглавлять это обострение в который уже раз будет И.Бургуджи, который к этому уже готовится. Учитывая, что в планы И.Бургуджи, как мы продемонстрировали выше, входит дестабилизация ситуации не только на территории Молдовы, но и Одесской области Украины, для пресечения его действий  могут потребоваться скоординированные, совместные действия властей двух наших стран, с целью недопущения контактов его самого и групп его поддержки с жителями юга Молдовы и прилегающих районов Украины.  Кроме того, необходимы также серия информационных контрмер, дающих жителям обеих стран подробное представление о том, кто такой в действительности И.Бургуджи, на кого он опирается и какими на самом деле являются его цели и задачи, с упором на подрывной, антигосударственный характер его деятельности. Кроме того, потребуется сотрудничество наших стран и в деле по выявлению и нейтрализации его сторонников и пособников, которые периодически дают о себе знать. Как представляется, устранение И.Бургуджи или надежный контроль за ним и его соратниками, превентивные меры по недопущению обострения ситуации в регионе позволят сорвать планы тех в российском руководстве, кто видит в южных районах Молдовы и прилегающих районах Одесской области Украины только очаг для нового вооруженного противостояния и возрождения планов образования «Новороссии».

Руслан ШЕВЧЕНКО, зам.директора Института Эффективной Политики, доктор истории


Комментариев нет:

Отправить комментарий