пятница, 13 сентября 2019 г.

7-20 июня 2019 г. Хроника событий.



7-15 июня 2019 г. Молдова прошла через конституционный кризис, вызванный как внутренними, так и внешними причинами. Причинами внутреннего характера стали неверная интерпретация рядом политических партий (ПСРМ, ПДС, Платформа ДА) конституционного положения о предельных сроках формирования правящей коалиции. Несмотря на то, что в Конституции говорится о 3-хмесячном сроке ее образования со дня утверждения мандатов (т.е. до 9 июня), они стали исходить из того, что 3 месяца – это 90 дней, которые истекали в 24.00 7 июня. В этом их поддержал Конституционный Суд, обязавший Президента Додона распустить Парламент, если коалиция не будет создана до этого срока. Причинами внешнего характера стало вмешательство представителя РФ Д.Козака, который, судя по сообщениям, потребовал от ПСРМ/ACUM пойти на временное коалиционное соглашение и после 24 часов 7 июня, что они спешно и сделали. 8 июня новая коалиция избрала председателем Парламента лидера ПСРМ З.Гречаную, и премьером – лидера ПДС М.Санду, а также объявила Молдову захваченным государством, в котором ДПМ узурпировала власть. Последовала попытка ДПМ удержаться у власти, установив дату досрочных парламентских выборов 6 сентября и заблокировав доступ в госучреждения новому Правительству. Подконтрольный ей КС аннулировал все принятые Парламентом решения, начиная с 8 июня. Однако США, ранее поддерживавшие ДПМ, отнеслись критически к такому действиям, порекомендовав соблюдать волю молдавского народа без вмешательств. Затем началась череда признаний Правительства М.Санду со стороны европейских государств. Вдобавок ПСРМ/ACUM стала готовиться к намеченному на 16 июня массовому маршу по центру Кишинева, который, как предполагалось, мог завершиться попыткой захвата правительственных учреждений. В этих условиях, убедившись, что она утратила поддержку ЕС и понимая, что она стоит перед угрозой массового кровопролития, под давлением США 14 июня ДПМ заявила о своем уходе из власти и переходе в оппозицию. Ответом стала немедленная отмена ПСРМ/ACUM намеченного марша. В благодарность за поддержку М.Санду передала под контроль Президента Службу госохраны и СИБ, что повторяет «опыт» В.Януковича, который в свое время тоже контролировал лично СБУ и Минобороны.
Новые власти (Президент И.Додон и премьер М.Санду) потребовали от КС немедленно аннулировать свои решения, а М.Санду также добавила, что КС должен самораспуститься. В тот же день, 15 июня, КС отменил свои спорные решения, восстановив в правах Парламент и Правительство М.Санду, однако его члены сразу в отставку не ушли. На 20 июня это сделал только его председатель М.Поалелунжь, которому М.Санду дала понять, что в противном случае будет организована проверка его деятельности со стороны международных юридических и других структур. Впрочем, очевидно, что уход остальных – дело ближайшего времени. Отказался пока уходить в отставку и Генпрокурор Э.Харунжен. Новое руководство открыло Антикоррупционное бюро и «телефон доверия», по которому можно сообщать о злоупотреблениях прежнего режима. Премьер М.Санду потребовала ликвидировать магазины дьюти-фри, которые приносили прежде доход И.Шору. Последний распродает свои активы в Молдове, вероятно, готовясь надолго покинуть страну. Предполагается изучение обстоятельств законности приватизации ряда объектов госсобственности, в том числе Кишиневского аэропорта. Началась также отставок различных крупных функционеров прежней власти, обвиняемых в различных нарушениях. Министр иностранных дел Н.Попеску отправился за инструкциями в США, а ЕС (еврокомиссар Й.Хан) выразил поддержку новому кабинету и парламентской коалиции и пообещал возобновить финансовую помощь Молдове. (однако, вопреки позиции Й.Хана, который надеется на то, что нынешняя коалиция проживет до следующих выборов в 2023 г., Н.Попеску уверен в обратном и полагает, что в ближайшие годы нас ждет смена еще нескольких правительств). В ответ М.Санду пообещала провести полную деолигархизацию правительственных институтов, потребовала от госчиновников строго соблюдать законы и обещает открытость в своей деятельности, особенно для представителей СМИ. Как это будет сделано, еще неясно.
Помимо этого, создана парламентская комиссия по расследованию причин хищения миллиарда долларов из молдавской казны, во главе с вице-председателем законодательного органа А.Слусарем. Однако, так как к этому хищению причастны в той или иной мере все без исключения партии, ныне находящиеся в Парламенте, то последовали утверждения о том, что все документы уничтожены прежними властями и будут заслушаны ряд госчиновников, занимавших ответственные посты в момент хищения миллиарда (в конце 2014-начале 2015 гг.), а также что у компании Kroll будет запрошен экземпляр ее 2-го отчета. Такое поведение власти, затягивающей изучение дела, говорит о том, что ей, как и ДПМ, невыгодно объективное расследование обстоятельств воровства и она будет пытаться «утопить» этот вопрос в череде других.
Создана также парламентская комиссия по расследованию обстоятельств «попытки захвата власти», организованной ДПМ 8-14 июня 2019 г (председатель В.Цуркан). Однако это тоже «скользкая» для власти тема, так как ряд фактов говорит о вмешательстве Д.Козака в процесс формирования правящей коалиции, что ставит под сомнение ее законность и дает аргументы сторонникам досрочных выборов. С другой стороны, лидеры ПСРМ/ACUM и сами до вечера 7 июня признавали, что именно вечер этого дня – последний срок образования коалиции. В-третьих, весьма маловероятно, что комиссия найдет реальные факты «путча», так как нужны письменные и устные свидетельства, подтверждающие, что деятели ДПМ давали указания КС. Но едва ли такие вообще существовали. В-четвертых, тот же А.Слусарь на телепередаче дал публичные заверения, что функционеры прежней власти, которых ныне массово снимают с должностей, за небольшим исключением, не будут преследоваться, чтобы не вызвать противостояние в обществе. Однако несомненно то, что главной целью правящей коалиции является окончательный разгром ДПМ и взятие под контроль всех ныне контролируемых ею рычагов власти, в том числе на местном уровне, и низведение ее влияния до «безопасного» уровня.
О непоследовательности в намерениях власти говорят также явные уступки ACUM России. Был освобожден из тюрьмы пророссийски настроенный левоэкстремист П.Григорчук, готовивший массовые беспорядки в декабре 2014 г., а также начали пересмотр дела экс-депутата Ю.Болбочану, обвиненного в шпионаже в пользу РФ. Активизировались и другие сторонники левых и пророссийских сил в Молдове, призывающих «закрепить успех» и сурово наказать всех тех, кто не только был повинен в преступлениях прежней власти, но и тех, кто проявил себя как «русофобы» и противники нынешнего агрессивного внешнеполитического курса РФ. Откровенно «подставил» правящую коалицию лично Президент РФ В.Путин, пообещавший оказывать ей всяческую поддержку в ее политике. Кроме того, представители уже новой власти попытались продвигать на ключевые посты своих родственников (министр иностранных дел Н.Попеску – своего посаженого отца А.Попова на должность начальника кабинета министра, который позже со скандалом отказался от поста, а министр внутренних дел А.Нэстасе своего кума Г.Балана на должность начальника полиции страны), что никак не вяжется с европейской повесткой дня правящей коалиции.
Остается пока вопросом, насколько последовательной будет премьер М.Санду в борьбе с коррупцией и родственно-клановыми связями, глубоко поразившими молдавский государственный аппарат еще с начала 1990-х. Если ей удастся вести успешную борьбу с этим злом, Молдова несомненно сделает большой шаг в сторону Европы и это позволит коалиции подать заявку на вступление в ЕС еще в ближайшие годы (до 2023 г. включительно). Если нет, то ее заверения останутся в основном на бумаге. Наряду с этим отмечается и явное «сползание» ПСРМ в сторону проевропейских устремлений ACUM. Президент И.Додон предложил объявить мораторий на обсуждение геополитических и других вопросов, вызывающих постоянные раздоры в обществе и встретил в этом полную поддержку премьера М.Санду. Это означает, что проевропейский курс новой власти не будет подвергаться открытым сомнениям даже сторонниками ранее откровенно пропутинской ПСРМ. Это создает почву для консенсуса правящей коалиции по внешнеполитическим вопросам. Но ее временное единство могут разрушить два обстоятельства: местные выборы 20 октября 2019 г., где ACUM намерен получить основную часть примаров и председателей районов и, в обязательном порядке пост примара Кишинева, так как через столицу проходит до 75% денежных потоков страны. В борьбе за эти посты главным оппонентом блока будут социалисты. Еще более острой предвидится борьба за пост Президента осенью 2020 г., так как ACUM, скорее всего, предложит на этот пост А.Нэстасе, а ПСРМ пожелает оставить на нем И.Додона. Почти наверняка это закончится колоссальным давлением ACUM и лично М.Санду на И.Додона, чтобы заставить его отказаться от своих устремлений, либо сделать ряд радикальных уступок за сохранение его на этом месте. Поэтому ближайшие несколько лет почти наверняка станут годами впечатляющих разоблачений и серьезной чистки молдавского политического класса. Способствует ли это его реальной европеизации и переходу на рельсы действительно поступательного проевропейского развития, покажет время.
Продолжение следует...
Руслан ШЕВЧЕНКО, политический аналитик, доктор истории

Комментариев нет:

Отправить комментарий