пятница, 13 сентября 2019 г.

Хроника событий 20-27 июня 2019 г.


20 июня Правительство Санду с 12-дневным опозданием представило свою программу. Наряду с вопросами хорошо разработанными (отношения с США, ЕС, Румынией, постоянный диалог с РФ, продолжение евроинтеграции, получение новых траншей кредитов на реформы и т.д.), есть вопросы значительно менее разработанные. Это вопросы сотрудничества с гражданским обществом (так как есть опасения, что в разряд «гражданское общество» попадут только НПО и НГО, аффилированные или симпатизирующие нынешней власти), независимость судебной системы (так как уже и сейчас премьер М.Санду открыто дает указания судьям прямо на заседании Высшего Совета Магистратуры). Кроме того, неясны требования деолигархизации, «освобождение государства из плена» (т.е. удаление активных сторонников прежнего режима из органов власти), укрепление независимости госучреждений, так как непонятно, следует ли считать «независимым» госучреждение только на основании того, что в нем нет представителей прежней власти, или же по каким-то другим критериям. Пока очевидно, что началась чистка министерств и ведомств от сторонников прежней власти – ряд госсекретарей министерств были вынуждены подать в отставку по обвинению в протежировании интересов ДПМ. Непонятно пока, и что имеется в виду под «выборной демократией», которая должна осуществляться через свободные СМИ, а также по каким критериям СМИ следует считать свободным. Достаточно серьезными по последствиям следует считать обещание стимулировать внешнее производство (т.е. экспорт из Молдовы) с одновременным повышением зарплат, так как стимуляция экспорта обычно осуществляется за счет понижения курса национальной валюты по отношению к доллару и евро, а это означает новый скачок цен, который съест обещанное повышение зарплат, а также пенсий (их уровень обещают поднять до 42% от средней зарплаты по стране). Поэтому такие меры надо осуществлять предельно осторожно, чтобы не допустить скачков цен. Полезными, но пока без конкретных деталей, как это будет происходить, следует считать разработку новых проектов дорожной инфраструктуры, а также инвестиций в строительство сетей водоснабжения и канализации. Также безусловно полезной является уже реализованная идея расторгнуть соглашение о поставках электричества с МолдГРЭС, так как оплата этих поставок стала существенным финансовым подспорьем для сепаратистского режима. В то же время очень невнятными и слабо разработанными являются социальная политика, вопросы сельского хозяйства, приднестровская тематика, а также все, что касается обороны и государственной безопасности (последние два в программе вообще не отражены).
Несмотря на это, М.Санду сочла нужным подчеркнуть, что несмотря на то, что СИБ переведен в подчинение Президента, он не уступлен И.Додону. Контролировать СИБ будет и И.Додон, и Парламент. Директором СИБ будет человек из рядов самого СИБ. Это решение было выполнено: директором СИБ стал бывший начальник военной контрразведки, полковник А.Есауленко, назначенный еще П.Филипом вице-директором СИБ, а его заместителем – представитель Президентуры, но тоже кадровый работник СИБ А.Гуменюк. Предложение активного сторонника нынещней власти, директора фирмы Starnet А.Македона, который был уверен, что никто намеренно не берется за расследование преступных схем Плахотнюка, и «самовыдвинулся» на пост директора СИБ, было отвергнуто.
Укреплению позиций новой власти послужили решения Венецианской Комиссии, которая сочла существенным превышением полномочий декреты Конституционного Суда от 7-9 июня 2019 г., которыми были аннулированы итоги выборов Председателя Парламента, премьер-министра, одобрено назначение и.о.Президента П.Филипа и решение последнего назначить досрочные выборы на 6 сентября 2019 г. Вследствие этих решений и под давлением общественных организаций вначале Председатель КС М.Поалелунжь, а 26 июня 2019 – и весь состав КС подал в отставку. Спустя несколько месяцев, как предполагается, в августе-сентябре будет избран новый состав КС. Также премьер М.Санду пытается добиться отстранения назначенного еще при власти ДПМ Генерального прокурора Э.Харунжена, но пока он отказывается уходить в отставку, мотивируя это тем, что «не видел» обращений к нему с таким требованием и не считает нужным это делать. Однако М.Санду от своих намерений не отказывается и намерена искать кандидата на пост Генпрокурора за рубежом, вопреки мнению Президента И.Додона, который считает, что его надо искать в самой Молдове. Пока Правительству М.Санду удалось только добиться от Генпрокуратуры ареста имущества И.Шора. Но его депутатская неприкосновенность (как и в случае с В.Плахотнюком) до сих пор не аннулирована и ордера на их арест не выданы, даже несмотря на то, что В.Плахотнюк уже официально покинул пост Председателя ДПМ.
Эти и другие примеры непоследовательности новой власти в отношении деятелей ДПМ стали вызывать разочарование в среде сторонников блока ACUM, которое уже прорывается даже в ходе прямого эфира на телепередачах. Вдобавок коалиция ACUM/ПСРМ существенно осложнила свое положение голосованием своих представителей А.Нэстасе (лидер Платформы ДА, вице-премьер и министр внутренних дел) и В.Бэтрынчи (лидер фракции ПСРМ) в ПАСЕ в пользу возвращения РФ в состав ПАСЕ. Это вызвало серьезную критику действий А.Нэстасе со стороны даже ряда деятелей проевропейской и унионистской направленности. Сторонники А.Нэстасе пытаются оправдывать действия своего лидера тем, что Украина в 1992-м фактически поддержала сепаратистов, но такая их позиция вызывает споры и конфликты даже в лагере симпатизантов блока ACUM. Тем более, что возникает угроза осложнения молдо-украинских отношений, с возможным запретом на въезд некоторых молдавских политиков и чиновников в Украину (в том числе, возможно, самих В.Бэтрынчи и А.Нэстасе), осложнений с экспортом сельхозпродукции через Украину в РФ, блокированием ряда начатых еще прежней властью Украины совместных с Молдовой проектов и т.д. Нет сомнений, что на местных выборах этот вопрос станет одним из самых уязвимых мест для блока, даже несмотря на то, что представитель ПДС М.Попушой поддержал позицию Украины.
Чтобы не подрывать раньше времени позиции коалиции ACUM/ПСРМ в борьбе с ДПМ, блок ACUM пока отказывается расследовать факты незаконного финансирования ПСРМ из России, однако некоторые депутаты (В.Боля от ПДС) обещают вскоре подать обращение в Прокуратуру в связи с этим (возможно, либо в ходе кампании местных выборов, либо на президентских выборах 2020 г.). В этих условиях премьер М.Санду сделала очевидную ошибку, заявив о том, что «скорее всего» не будет кандидатом на пост Президента в ходе упомянутых президентских выборов-2020, так как в 2016 г. она была практически единственным кандидатом, способным реально одолеть И.Додона. Хотя позиции последнего с 2016 г. несколько ослабли, но у него и сейчас есть немало шансов быть переизбранным на второй срок и в 2020 г.
Руслан ШЕВЧЕНКО, политический аналитик, доктор истории
Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий