суббота, 8 января 2011 г.

Малоизвестное об Еминеску

Малоизвестные страницы жизни Михая Еминеску

            Михай Еминеску родился 15 января 1850 г. в семье Георге и Ралуки Эминовичей и был  седьмым ребенком в семье. В 1858-1860 гг. учился в начальной школе, а в 1860-1861 гг. – на курсах Ober Gymnasyum в Черновцах. В 1867-1869 гг. он работал суфлером театра Михаила Паскали. В 1869-1872 гг. учится на философском факультете Венского университета. В 1872-1874 гг. Еминеску продолжил обучение в Берлинском университете, а одновременно в 1873 г. поступил на службу в консульство Румынии в Берлине. (Эта страница его биографии удивительным образом повторяет судьбу Пушкина, который начал свою карьеру после окончания Царскосельского лицея в 1817 г. в качестве сотрудника МИДа России и  проработал там 6 лет, в том числе  и находясь в служебной командировке в Бессарабской области).
            По окончании Берлинского университета Еминеску был назначен директором Центральной Библиотеки Ясс (1874-1876), но затем был вынужден перейти на журналистскую работу, став корректором и редактором неофициальной части газеты Curierul de Iasi” (1877-1878). Но уже в 1878 г. Еминеску покинул Яссы и перебрался в Бухарест, где стал редактором газеты «Timpul» (1878-1881). В 1881 г. стал редактором политических полос этой же газеты (причем преемник Еминеску на посту редактора публиковал о нем ряд критических статей), но в 1883 г. был внезапно помещен в больницу для душевнобольных, в которой с перерывами был до 1884 г. В 1884 г. после выхода из больницы, отправился в поездку по Италии, затем вернулся в Бухарест и Яссы, продолжая работать. Но с 1886 г. его состояние вновь ухудшилось и он вновь был помещен в больницу, где остался до конца своих дней. Обстоятельства и причины смерти Еминеску, последовавшей 15 июня 1889 г. до сих пор не ясны исследователям.
            Такова официальная часть биографии Михая Еминеску.
            Менее известны ряд других фактов. Будучи на посту редактора, Еминеску очень критически относился к деятельности своих коллег по партии и прямо обвинял их в создании различных банковских учреждений с целью спекуляции. А в 1880 г. он позволил себе резко раскритиковать программу Консервативной партии, предложенную Т.Майореску, в которой содержалась идея отказа от возвращения Трансильвании, находившейся тогда под контролем Австро-Венгрии, а также внутреннюю и внешнюю политику своей партии и т.д.  Он даже раскритиковал короля Карла I за отсутствие авторитета. А в 1883 г. Еминеску  подготовил материал, в котором показал процесс мадьяризации румынских фамилий в Трансильвании.
            В своем намерении вернуть Трансильванию Еминеску остался тверд и последующем. С этой целью он стал одним из основателей тайного Общества «Карпаты», которое формально имело своей целью поддерживать всякое румынское предприятие в Трансильвании. Австро-венгерские секретные службы не без основания сочли новую структуру подрывной и установили строгий надзор, внедрив в окружение Еминеску и даже в коллектив редакции свою агентуру. Им удалось установить, что в помещении общества ведутся политические разговоры с сепаратистскими устремлениями. Кроме того, по полученным сведениям, Еминеску, которого венские спецслужбы считали опасным для себя политическим деятелем,  призвал студентов вузов, членов общества, распространять у себя на родине идеи некоей «Великой Дакии». Среди тех, кто следил в то время за поэтом, был даже редактор газеты «Bukarester Tageblatt» Ф. Лакманн, а также однопартийцы Еминеску – Т.Майореску и И.Славич (оба были австро-венгерскими шпионами). Зная об опасности, которая угрожает его жизни, Еминеску постоянно носил в кармане револьвер, по поводу которого он  сказал И.Крянгэ – «Боюсь, как бы кто-нибудь меня не убил».
             По мнению некоторых исследователей, Общество «Карпаты» действительно было «тайной резервной партией» с десятками тысяч членов, планировавшей присоединение Трансильвании к Румынии.
            Деятельность Еминеску внушала опасения и политическим деятелям самой Румынии, взявшим курс на союз с Австро-Венгрией и Германией.  Поэтому он был 8 раз арестован румынской полицией при самых различных обстоятельствах – прямо в театрах, на улице, в пивных. (После знакомства с Вероникой Микле и переселения в Яссы, неожиданного для властей, по его следам был направлен сам начальник полиции Румынии Раду Михаил). 28 июня 1883 г.  полиция  под конвоем отправляет его в больницу для душевнобольных. Полиция опечатала его дом, Майореску изъял рукописи, личную переписку, книги и все документы – якобы в целях недопущения их уничтожения, отправив их в Академию Наук Румынии лишь спустя много лет. требованию представителя  Австро-Венгрии, чьей союзницей по Тройственному пакту в  1883 г. стала Румыния, барона фон Майра (он также следил за Еминеску)  правительство Румынии запретило «Общество «Карпаты». Здание Общества было подвергнуто обыскам, имущество ряда национальных обществ, пропагандировавших аналогичные идеи, было разграблено, лица, находившиеся в «черном списке» Австро-Венгрии – высланы из Румынии, а против студентов- членов Общества начаты уголовные дела.
Тем не менее планы Еминеску как лидера «Общества Карпаты» стали известны по тем документам, которые избежали участи быть изъятыми. Он предполагал не допустить альянса румынского королевского дома с германским блоком, планируя в крайнем случае даже свержение короля Карла I.
Так как Еминеску и после 1883 г. не оставлял своих планов, то методы «работы» с ним ужесточились. Вопреки слухам о якобы некоей венерической болезни, которой он в то время заболел, против него стали работать уже «на устранение» - травить ртутью (якобы для лечения сифилиса), избивать по различным поводам, в том числе даже мокрой веревкой по голове, организовывать «холодные ванны» зимой и т.д. В 1888 г. Вероника Микле доставила его в Бухарест, где он вел анонимную переписку с некоторыми газетами и журналами. 13 января 1889 г. был опубликован последний анонимный опус Еминеску, нанесший сокрушительный удар по сформировавшейся к тому времени коалиции либералов и консерваторов. После краткого расследования личность автора была установлена, он был схвачен и вновь доставлен в психиатрическую лечебницу (март 1889 г.) – на этот раз навсегда.
            Почти никому неизвестны реальные обстоятельства смерти Еминеску. С большим трудом, спустя многие десятилетия профессор Н.Джорджеску обнаружил рассказ очевидца – парикмахера Еминеску, некоего Димитраке. Последний свидетельствовал, что Еминеску предложил ему во время прогулки обучить его петь «Desteapta-te române!». Получив согласие, Еминеску запел, Димитраке подхватил. У Еминеску был голос и пел он красиво. В это время к ним сзади подошел один из буйнопомешанных, в прошлом директор или преподаватель одного из крайовских лицеев, и ударил Еминеску кирпичом за ухом, раздробив череп. Падая, Еминеску произнес последние свои слова: «Это меня убило».  Этот рассказ профессор Джорджеску включил в свою книгу «Болезнь и смерть Михая Еминеску».
            На другой день после смерти Еминеску, 16 июня 1889 г. его череп был вскрыт и проведена аутопсия мозга. Однако после исследования мозг был забыт (!) на подоконнике.
Сопоставив множество аргументов, которые собирал много лет, Овидиу Вуйя писал: «Мои выводы, как медика-нейропсихиатра и научного сотрудника, автора более 100 работ по патологии мозга, более чем ясны. Еминеску не страдал сифилисом и психическим помешательством паралитического происхождения».

                                                           Руслан ШЕВЧЕНКО

1 комментарий:

  1. Интересная психиатрическая больница, в которой буйнопомешанный разгуливает с кирпичом в руке! А в то, что мозг был забыть на подоконнике, верится: видимо, в этой лечебнице часто делали аутопсию мозга; может, кто из медиков писал диссертацию, так что мозг на подоконнике был там обычнейшим делом, надо полагать.
    Жаль Михая. Многое, многое в его жизни осталось потомкам неизвестным.

    ОтветитьУдалить