суббота, 8 января 2011 г.

Границы Молдовы

Границы Молдовы – проблема для ее соседей

            Своим возникновением средневековое Молдавское княжество оказалось обязано своему будущему смертельному врагу – Венгрии. В результате успешных для Венгрии боев с монголо-татарскими войсками после 1345 г. Золотая Орда начала постепенно отступать на восток от Карпат. На землях, которые освобождались, немедленно устанавливалась власть венгерского короля Людовика I Анжуйского (1342-1382). 
 Одной из зон, оказавшихся очищенными от монгольского присутствия, оказалась территория между реками Молдова, Сирет и Тазлэу (все на востоке современной Румынии).  В качестве своего представителя Людовик направил туда человека, известного в истории под именем венгерского аристократа  Драгоша (его появление обычно относят примерно к периоду 1345-1355 гг., впрочем, ряд историков сомневаются в том, что он вообще когда-то существовал).
 Драгош должен был превратить новообразованную территориальную единицу (марку) в полноценный регион Венгерского королевства. Но произошло нечто непредвиденное. Руководители местных общин стали оказывать ему все усиливавшееся сопротивление, вызванное, в частности, попытками окатоличивания этих земель. Ни Драгошу, ни его сыну и преемнику Сасу так и не удалось справиться с волнениями. В конце концов местное сопротивление возглавил марамурешский феодал Богдан, который воспользовался неразберихой, царившей в 1359 г. после смерти Саса, сверг его преемника Балка и захватил власть сам, установив столицу в г.Байя. Он сумел отразить несколько нападений венгерских отрядов, в том числе, по-видимому, и регулярной армии, и приступил к расширению территории страны, за которой к 1365 г. окончательно закрепилось название Молдова.  
После разгрома татар польско-литовской армией у Синих Вод в 1363 г. Богдан и его сын и преемник Лацку (1365/1367-1375) заняли освободившуюся территорию воеводата Сучава-Рэдэуць (примерно рубеж 1360-х-начало 1370-х гг.). Сучава впоследствии, при Петре Мушате, стала второй столицей Молдовы. В результате образовалась т.н. Цара де Сус (в отличие от Цара де Жос, находившейся к юго-востоку), ставшая субъектом международного права.
Существенные территориальные приобретения Молдавское государство сделало при Петре Мушате (1375-1391). Сначала Петру поделил с новым польским королем Владиславом II Ягелло (известным в России как Ягайло, противник Дмитрия Донского) земли бывшего Галицкого княжества. Молдове при этом дележе, состоявшемся примерно в 1385-1386 гг., отошла т.н. Шепеницкая земля с Хотином. Поскольку эти земли ранее принадлежали Венгрии, 26 сентября 1387 г., для сохранения этих земель за собой, и с целью обезопасить себя от претензий Венгрии, Петру Мушат заключил договор с Польшей, которым объявил себя вассалом Владислава при условии взаимной поддержки и гарантии неприкосновенности молдавских границ.
В том же 1387 г. Петру Мушат присоединил к Молдове Цара де Жос, территориально прилегавшую к морю, и участок устья Дуная.  В 1388 г., дав в долг Владиславу по просьбе последнего 3000 золотых., получил от него в залог Покутье (между Карпатами, Днестром и Черемушем). В 1391-1392 г. Петру, либо, вероятно, уже его преемник Роман I (1391-1394) завершил процесс формирования Молдавского государства, присоединив к нему Буковину и окончательно закрепив за собой выход к морю на участке между устьем Дуная до Четатя-Албэ (ныне Белгород-Днестровский) Поэтому Роман стал обозначать сам себя в грамотах как господин земли Молдавской от гор до моря (1392 г.).  
Такие размеры Молдавского государства (несколько больше 100 000 кв.км.) вызывали возмущение в Венгрии, продолжавшей считать Молдову своим вассалом. Но в 1395 г. венгерские войска были разбиты молдавской армией при Гиндове, что заставило венгров искать другие пути. Сначала Венгрия полтора десятилетия торговалась с Польшей, официальным сюзереном Молдовы, за право управлять ею. Когда Польша в 1412 г. отказала Венгрии в ее претензиях, последней удалось добиться на переговорах в Лублэу, что если Молдова откажется участвовать в предполагавшейся войне с Турцией, то будет поделена между Венгрией и Польшей, причем Килия отойдет Венгрии. Но эта война так никогда и не состоялась.
В 1420 г. в их борьбу впервые вмешалась Турция, захватившая Четатя Албэ и передавшая город Мунтении. Впрочем, уже в 1426 г. Александру чел Бун  силой выгнал мунтян из города и вернул его Молдове. Тем не менее Венгрия не оставляла попыток завладеть Килией. В 1448 г., воспользовавшись борьбой за власть в Молдове, она навязала тогдашнему господарю Петру II условие передать ей Килию, угрожая в противном случае нападением.  Но и на этот раз Венгрии не удалось надолго удержать город. В 1462 и 1465 г. Штефан чел Маре предпринял две попытки вернуть Килию. И если первая закончилась неудачно (именно при этой осаде господарь получил ранение в ногу, которое спустя 40 лет стало причиной его смерти), то вторая увенчалась полным успехом. Кроме того, в 1463 г. Штефан вернул Молдове Хотин, отпавший от нее при его предшественнике, Петре Ароне.
Правда, сохранить свой успех Штефану удалось ненадолго. Уже в 1484 г. турецкие войска захватили, без особого сопротивления со стороны молдавской армии, крепости Четатя Албэ, которую назвали Аккерманом, и ту же Килию. Оба города были объявлены райями, т.е территориями, на которых действовали турецкие законы и работала турецкая же администрация. В 1485 г. Штефан попытался вернуть крепости, но безуспешно. Оказавшись в одиночестве, не получив поддержки Польши, Штефан вынужден был смириться с утратой крепостей и постарался сохранить в неприкосновенности остальную территорию Молдовы. В 1489 г. Польша даже заключила договор с Турцией, которым признала Килию и Аккерман (бывший Четатя Албэ) турецкими территориями). В ответ Штефан в 1489 г. сменил сюзерена – вместо Польши им вновь стала Венгрия. Взамен утраченных территорий Штефан получил от нее крепости Чичеул и Четатя де Балтэ в Трансильвании.
В 1497 г. король Польши Ян-Альберт предпринял попытку уничтожить Молдавское государство и присоединить его к Польше. Это имело для Польши тяжелые последствия. Сначала Штефан разгромил его армию в Козминских лесах, при Ленцешть и Чернэуць, в 1498 г. разграбил южную Польшу, а в 1502 г., так и не получив одолженных еще Петром Мушатом 3000 золотых, просто аннексировал Покутье. На молдо-польских переговорах, длившихся в 1505-1509 гг. при посредничестве Венгрии, Покутье было переведено под временную юрисдикцию Молдовы.
Несмотря на то, что в 1512 г. Молдове пришлось пойти на подписание т.н. капитуляций с Турцией, серьезно ограничивших ее суверенитет, ее границы остались неизменными, что подтвердил договор 1529 г. с Турцией. Но в 1538 г., воспользовавшись недальновидностью Петру Рареша, Турция совершила поход на Молдову, приведший к ее превращению в зависимое от Турции государство. В результате этого похода Турция объявила райей Тигину и юг Молдовы – Буджак, где поселили татар. Польша, которая на протяжении десятилетий добивалась окончательного возвращения Покутья, в 1547 г., при сыне Петру Рареша Илие, получила его согласие на это. За это Польша обязалась предоставить  Илие Рарешу убежище в случае необходимости. 
В последующем территория Молдовы, контролировавшаяся господарями, продолжала сокращаться. Так, в 1715 г. Турция создала райю и в Хотине, а в 1775 г. Австрия, под предлогом того, что она якобы оказывала дипломатическую помощь Турции при заключении Кучук-Кайнарджийского мира с Россией (10/21 июля 1774 г.) захватила Буковину.  На ее территории до 1786 г. действовала австрийская военная администрация, а затем эта молдавская область стала провинцией Австрии (до 1918 г.). В результате того же договора 1774 г. все райи в Молдове были ликвидированы. В 1812 г. в результате русско-турецкой войны Россия, поначалу претендовавшая на обладание Молдовой и Мунтенией, стала соглашаться уже только на одну Молдову, а затем, опасаясь нападения Наполеона, спешно договорилась с Турцией о передаче ей Восточной Молдовы, между реками Прут и Днестр, которую в честь турецкого названия Буджака окрестила колониальным термином «Бессарабия».
В 1856 г. Англия и Франция заставили потерпевшую поражение в Крымской войне Россию передать в состав запрутской Молдовы южные уезды «Бессарабии». Но уже в результате успешной для России русско-турецкой войны 1877-1878 гг. эти уезды были возвращены в состав Бессарабской губернии, как стало называться с 1873 г. междуречье Прута и Днестра.
В дальнейшем, на протяжении  нескольких десятилетий границы нашей страны не менялись. В 1918 г. румынская администрация, восстановив контроль над Буковиной, не стала включать ее в состав «Бессарабии» и та стала самостоятельной провинцией. В свою очередь, СССР в 1919 г. создал на Левобережье Днестра т.н. Бессарабскую ССР, надеясь в дальнейшем присоединить к ней и правый берег Днестра. Когда советские войска были отброшены на восток, в 1924 г. СССР реанимировал эту идею, создав МАССР в составе Украины. В 1940 г., однако, после захвата «Бессарабии» СССР временно передал ее всю под управление Украины. Мотивировалось это тем, что в крае пока отсутствовали собственные республиканские органы власти.
Первый секретарь ЦК КП (б) У в 1938-1947 и 1949 гг.  Никита Хрущев воспользовался сложившейся ситуацией. Находясь под влиянием украинских националистических историков во главе с М.Грушевским, считавшим Молдову фикцией, временным государственным образованием на исконной территории Украины, он пошел на прямой подлог. Еще 26 июня 1940 г. под его влиянием в ноте СССР Румынии, требовавшей немедленного возврата Бессарабии и Буковины указывалось, что Буковина будто бы населена в основном украинцами. В течение июля 1940 г. Хрущев убеждал Сталина и его окружение, что приморский юг Молдовы с Аккерманом (ныне Белгород-Днестровский), Килией и Измаилом тоже «украинская земля». Он также доказывал, что если будущая Молдавская ССР все же будет обладать выходом к морю, то это усилит сепаратистские, прорумынские силы в крае и неизбежно приведет к ее объединению с Румынией.
Последний довод, по-видимому, перевесил. В законе о создании Молдавской ССР, принятым 2 августа 1940 г., в ее состав было включено только Приднестровье, и то с урезанной, по отношению к МАССР территорией (4100 кв.км вместо 8100), а Буковина и Южная Бессарабия с Хотином, Чернэуць, Килией и Измаилом были искусственно включены в состав Украины. Молдавские власти безуспешно протестовали, добиваясь возврата хотя бы части утраченных земель. Из-за этого окончательное утверждение молдо-украинской границы задержалось на 3 месяца. Только 4 ноября 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР окончательно утвердил новые границы Молдавской ССР, ставшие впоследствии, в 1991 г. границами Молдовы. Эти границы почти полностью совпадали с теми, которые были утверждены 2 августа 1940 г.    
К чести молдавского руководства тех лет, оно сознавало искусственность границ, установленных в 1940 г. В 1946 г. и.о.первого секретаря ЦК КП (б)М Н.Салогор и председатель Совета Министров Н.Коваль направили Сталину докладную записку, в которой просили вернуть Молдове ее прежние территории, ставшие в составе Украины Хотинским, Аккерманским и Измаильским уездами. Они обосновывали эту позицию следующими причинами: большинство населения этих уездов – молдаване; разговорным языком является молдавский; на территории уездов находится множество высококачественных виноградников; здесь находятся богатые рыбой водоемы, залежи гипса, бурого угля и других ископаемых и т.д. Выходцы с Украины, игравшие значительную роль в сталинском руководстве, сумели добиться игнорирования этого обращения.
Следует сказать, что и в дальнейшем отдельные представители молдавской интеллигенции выражали свой протест по этому поводу. В 1949 г. министр образования республики Артем Лазарев в своем письме Сталину вновь обосновывал необходимость возвращения молдавских территорий. В 1958 г. он же, будучи уже министром культуры, вновь обратился с письмом к преемнику Сталина Хрущеву. В 1959 г. во время визита Хрущева в Молдову, Лазарев намеревался встретиться с ним и попытаться убедить в своей правоте. Первый секретарь ЦК КПМ Зиновий Сердюк, свояк Хрущева, зная, о чем планирует говорить Лазарев, сумел организовать визит Хрущева так, что Лазарев не смог с ним встретиться. В 1985 г. группа молдавских писателей, организованная тем же Лазаревым, направила письмо в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой все же пересмотреть свое решение 1940 г. Никакого ответа не последовало. В 1991 г. последовал развал СССР и обращаться стало уже не к кому.
Власти независимой Молдовы никогда не поднимали территориальный вопрос на переговорах с Украиной, видимо, сознавая бесперспективность такой постановки, чреватой к тому же резким ухудшением отношений с этой страной. 


Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории

Комментариев нет:

Отправить комментарий