суббота, 10 ноября 2012 г.

Учреждение для управления Бессарабской области

Оно фактически отменило автономию нашего края в составе России, введенную в 1813 г. и закрепленную Уставом 1818 г., и стало переходным этапом на пути к превращению ее в обычную российскую губернию (это произошло в декабре 1873 г.). «Учреждение…» хорошо известно историкам, но в СМИ подробно не излагалось. 
 
Согласно этому документу, подписанному Николаем I 29 февраля 1828 г., управление Бессарабской областью было вверено Новороссийскому и Бессарабскому генерал-губернатору, подчиненному Правительствующему сенату. Оно делилось на областное, с центром в Кишиневе, уездное (цинутное) - в Хотине, Бельцах, Кишиневе, Бендерах, Аккермане и Измаиле, и городовое - в Кишиневе, Бендерах, Измаиле, Бельцах, Хотине, Аккермане, Килии и Рени.
 
Управлял областью гражданский губернатор, назначаемый императором. Структура областного управления включала областной Совет во главе с генерал-губернатором, а в его отсутствие – гражданским губернатором; Областное правление; Казенную палату; областные Уголовный, Гражданский и Совестный суды.
 
Права и обязанности местных чиновников впредь определялись по общероссийским законам. Делопроизводство велось на русском языке, «а в случае нужды, с переводом на молдавский», кроме Аккерманского и Измаильского уездов, «так как в оных нет молдаван». Судопроизводство осуществлялось по местным законам, если в них данная ситуация не предусматривалась, то по российским.
 
Областной совет, созывавшийся обычно два раза в год, в мае и ноябре (и в отдельных случаях генерал-губернатором), рассматривал вопросы по доходам и расходам края и мог пресекать все злоупотребления, например, по строительству новых и ремонту старых дорог, изыскивал средства для укрепления промышленности и сельского хозяйства, отвечал за обеспечение края продуктами на случай засухи.
 
Совет не имел права вмешиваться в судебные вопросы. Его решения вступали в силу немедленно. Отменить их мог только генерал-губернатор, уведомив для окончательного решения соответствующее министерство (там же решались и принятые Советом положения «включавшие в себя что-то новое»).
 
Все жители и сословия Бессарабии сохраняли свои прежние права и преимущества. Они освобождались на неопределенное время от рекрутской повинности, что не распространялось на переселенцев из России. Все крестьяне, поселенные прежде или поселяемые в дальнейшем, после принятия «Учреждения…», кроме цыган, не могли быть впредь ни в чьем крепостном владении.

Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории  

Комментариев нет:

Отправить комментарий