Обретение Молдовой государственной независимости в августе 1991 г. отразилось на статусе ее церкви в составе Русской православной церкви. Она не получила статус автокефальной (это могло бы повлечь неопределенно долгую непризнанность другими церквями), но обрела значительно более самостоятельное положение.
Тем не менее это во многом нелепое постановление действует и ныне. 13-16 августа 2000 г. состоялся юбилейный Архиерейский собор РПЦ, на котором был принят нынешний устав РПЦ. В соответствии с ним, митрополит Молдовы был введен в состав Священного синода, а за Молдавской митрополией был окончательно закреплен статус самоуправляемой церкви (наряду с Украинской, Латвийской, Эстонской и Русской Заграничной). Предстоятель и остальные архиереи такой церкви утверждаются патриархом, который имеет право также создавать и упразднять ее епархии – по представлению ее синода.
Уже 5 октября 1992 г. решением Священного синода РПЦ Молдавской митрополии был утвержден Устав православной церкви в Молдове. Ей был предоставлен статус самоуправляемой «в делах внутреннего управления, а именно в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских».
29 ноября-2 декабря 1994 г. состоялся Поместный (Архиерейский) собор РПЦ, который утвердил это решение Священного синода. 2 декабря 1994 г. был издан cоответствующий томос (указ) патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Изменение статуса молдавской церкви было закреплено и решением светских властей. Постановлением Правительства N719 от 17 ноября 1993 г. был утвержден Устав Молдавской православной церкви. В нем отмечалось, что митрополия Молдовы, канонически подчиняясь Московской патриархии, является независимой в церковно-административных, экономических и гражданских делах и возглавляется митрополитом с титулом «Кишиневский и Молдавский».
Однако в этом документе был допущен ряд странных и даже неканонических формулировок, повторений решения синода 1992 г., которые сильно исказили смысл принятых Священным синодом и Поместным собором решений. Это, например, определение Православной церкви в Молдове как «единого республиканского религиозного сообщества»; слишком общий термин «кириарх» вместо «митрополит предстоятель»; «архиерей кириарх» вместо «митрополит и епископы»; неимоверное расширение прав митрополита – значительно больше предписанных ему православными канонами и т.д.
Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории
Комментариев нет:
Отправить комментарий