пятница, 2 мая 2014 г.

ПКРМ и 9 мая

С момента своего возникновения в октябре 1993 г. ПКРМ последовательно декларировала свое особое отношение к этой дате. В нем сочеталось как уважение к памяти ветеранов Советской армии, воевавших на фронтах второй мировой войны ради победы в войне, стремление показать свою преданность прежним, советским идеалам и традициям, так и намерение обосновать идею, что день 9 мая должен остаться непреходящей ценностью в жизни населения Молдовы. С этой целью на протяжении всего своего уже более чем 20-летнего существования партия через свои СМИ и пропагандистов проводила активную разъяснительную работу, пытаясь доказать жителям страны, что 9 мая – это общий для всего молдавского народа праздник, который будто бы объединяет народ, и перед ним должны отступить культурные, национальные, языковые и прочие различия. При этом заявлялось, что в боевых действиях участвовали сотни тысяч жителей Молдовы и так или иначе они внесли свой вклад в победу СССР над Германией. Постоянно подчеркивалось, что у всех народов СССР, в том числе молдаван, был общий враг, что объединяло представителей всех национальностей, что СССР «освободил Молдову от немецких и (это особенно подчеркивалось – Р.Ш.) румынских оккупантов». Всякий раз при этом пропагандисты апеллировали к истории, традициям и политическим интересам СССР. Но не Молдовы. Это было не случайно.
Никогда не разъяснялось,  в каких условиях производилась мобилизация жителей республики на фронт в 1944 г. (а при этом часто использовались насильственные методы – угрозы, шантаж и моральный террор). Никогда населению республики не рассказывалось о том сопротивлении, которое оказывали при мобилизации в советскую армию жители Молдовы  Никогда не повествовалось, как много было дезертиров из Советской армии. Никогда не публиковались письма молдаван из действующей советской армии, и высказывания жителей республики о том, как мобилизовывали уроженцев края. Ибо это разрушало благостную сказку о том, что «молдавский народ плечом к плечу с другими народами СССР сражался с немецко-румынскими оккупантами». А еще больше повредило бы ей, если бы левые агитаторы и пропагандисты, вспомнив, наконец, что они живут не в покойном СССР, а уже в независимой Молдове, начали вспоминать многовековую историю нашей страны. Потому что в этом случае очень быстро стало бы понятно, что на протяжении многих веков у Молдавского княжества, правопреемником которого отчасти стала наша страна, были совершенно другие внешнеполитические ориентиры, нежели дружба с русским, украинским и другими будущими советскими народами. И тогда неизбежно был бы поставлен вопрос, который пугал и пугает до сего дня сторонников празднования 9 мая как дня победы: если в 1812 г. была все-таки оккупация (это признавал в 1974 г. крупный молдавский советский историк, академик А.Лазарев в своей работе «Молдавская советская государственность и бессарабский вопрос»), то 1918, 1940, 1941 и 1944 годы являлись в истории Молдовы не чем иным, как просто цепочкой оккупаций, в ходе которых ни русская/советская, ни румынская администрация никогда не интересовались – а что же думает по поводу появления их войск сам молдавский народ. Не случайно так никогда и не состоялся предложенный советскими властями еще Румынии на Венских переговорах (27 марта-2 апреля 1924 г.) плебисцит по поводу дальнейшей судьбы Молдовы. А ведь в 1940-1941-м и с 1944 г. у СССР была масса времени, чтобы реализовать это свое предложение на практике – ведь территория нашей Молдовы была в это время под полным контролем Москвы.
            Стремясь к поиску определенного компромисса со сторонниками 9 мая, в данном случае ПКРМ и другими левыми, чтобы не разжигать страсти, власти республики предоставили им возможность ежегодно праздновать его на Мемориале. Сознавая, что у праздника 9 мая в Молдове очень много противников, придя к власти, ПКРМ не стала менять эту уже сложившуюся к 2001 г. практику и даже сделала со своей стороны некоторые шаги в сторону примирения со своими оппонентами. В 2003 г. Парламент, в котором тогда абсолютное большинство принадлежало ПКРМ, принял закон, которым фактически уравнял в правах ветеранов советской и румынской армий. Сделано это было на фоне продолжавшегося официального прославления ветеранов советской армии (при этом те, кто воевал в составе или поддерживал румынскую, практически на официальном уровне продолжали восприниматься как враги). Как следствие, и сами ветераны обеих этих армий, и их многочисленные сторонники продолжали считать друг друга противниками. Сторонники «победного» 9 мая считали (и считают и ныне), что «не может быть никакого примирения между  освободителями и захватчиками». Такому их мнению способствовало и ежегодное появление на Мемориале значительных масс людей, которым их противники могли внешне противопоставить только незначительные группки.  Поэтому потерпели неудачу неоднократные попытки примаров Кишинева С.Урекяна и Д.Киртоакэ устроить общую встречу ветеранов и призвать их к примирению. Такая позиция левых основана на ностальгическом восприятии Молдовы как части СССР, без осознания того факта, что наша страна стала советской республикой отнюдь не добровольно и не с согласия граждан.
            Падение ПКРМ в июле 2009 г. и приход к власти в Молдове правой коалиции поначалу ничего не изменили во взаимоотношениях сторонников и противников 9 мая. Разве что заметно больше стало высказываний, призывающих к пересмотру «советской» трактовки второй мировой войны, и заметно выросло в СМИ число всевозможных фактов, показывающих подлинное отношение жителей Молдовы к СССР и участию в войне. Но обстановка ожидаемо стала постепенно накаляться. Многочисленные заявления в СМИ представителей властных структур о переносе различных памятников, связанных со второй мировой войной, высказывания ряда членов «комиссии Кожокару», которые представили на суд общественности немало фактов о злодеяниях советских войск в республике, а с другой стороны, с каждым годом усиливающаяся «патриотическая» просоветская риторика российского руководства, возвращавшегося для укрепления собственного положения к аргументам времен СССР,  сильно влияющая на настроения левого электората в Молдове, провоцировали дальнейшее отчуждение двух частей нашего общества. 
В 2013 г. обстановка резко обострилась. Подписанное примаром Кишинева Д.Киртоакэ, по его собственному признанию, по невнимательности, разрешение левым силам праздновать 9 мая на центральной площади Кишинева взорвало социальные сети и вызвало серьезное недовольство всех противников возрождения СССР в любой форме, независимо от партийной принадлежности. Стремясь загладить свой фатальный промах, Д.Киртоакэ провел при помощи некоторых правых организаций решение о бронировании Либеральной партией центральной площади города на 9 мая ежегодно в течение последующих 99 лет. Но было уже поздно. Реализованный с невероятной помпой, при участии звезд советской эстрады Л.Лещенко и И.Кобзона, и в присутствии известного своими молдофобскими высказываниями вице-премьера РФ Д.Рогозина внушительный концерт на площади Великого Национального Собрания, с исполнением ностальгически звучащих советских военных и патриотических песен вызвал большой подъем левого электората, возглавляемого ПКРМ. Как следствие, сторонники левых стали заявлять о своем якобы «неотъемлемом» праве отныне проводить празднование 9 мая именно на центральной площади Кишинева, чтобы закрепить свой собственный успех 2013 г. и заставить всех несогласных  смириться с такими намерениями пророссийских сил.
Уже тогда стало совершенно ясно, что пиком следующего противостояния по этому вопросу будет весна 2014 г., когда снова будет решаться вопрос о том, проводить или нет празднование 9 мая как дня победы именно на центральной площади. Так оно оказалось и в действительности. Как мы видим, напряжение в обществе, несмотря на решительные заявления примара Д.Киртоакэ и антикоммунистической части Муниципального совета, твердо намеренных не допустить повторения прошлогодних событий, постепенно нарастает. Сторонники правящей коалиции наметили на 9 мая и предшествующие ему дни в центре Кишинева множество мероприятий культурного и пропагандистского характера, чтобы сконцентрировать на них внимание горожан, в частности, многодневное празднование отмены визового режима со странами Европы, а также празднование Дня Европы.
Представители различных структур ЕС и США, разумеется, всячески поддерживающих прозападные устремления нынешнего молдавского руководства, видя, что вокруг 9 мая постоянно разворачиваются различные конфликты в обществе,  неоднократно предлагали компромиссные даты проведения Дня Европы, стремясь обойти этот день. Однако правящая коалиция хорошо понимает, что дата 9 мая сплачивает всех ее противников, и сознает необходимость обязательного слома этого связующего звена в сознании оппозиции. Поэтому она ведет курс на постепенное изменение отношения к дате 9 мая в рядах среднего и молодого поколения, приводя многочисленные доводы в эту пользу. Как показывают события, далеко не безуспешно, ибо число открытых противников празднования 9 мая в обществе постепенно растет.
ПКРМ оказалась перед достаточно сложным выбором. С одной стороны, партия не может отказаться от празднования 9 мая, так как в противном случае потеряет значительную часть своих избирателей, верящих в нее как в наследницу советских идеалов. С другой стороны, провозгласив одним из своих ориентиров евроинтеграцию и время от времени подтверждая устами своих лидеров верность этому курсу, она должна постепенно проводить изменения в общественном сознании в проевропейском направлении. А это так или иначе будет означать пересмотр нынешних оценок даты 9 мая в соответствии с европейскими представлениями об этой дате. Потому что в Европе день победы в войне отмечается 8 мая (капитуляция в Карлсхорсте была подписана 8 мая 1945 г. в 22.43. по среднеевропейскому времени, и в 0.43. 9 мая по московскому). А 9 мая в странах ЕС отмечается День Европы. Именно так, как это теперь предлагает внедрить Д.Киртоакэ в Кишиневе начиная с 2014 г.
Во-вторых, помимо даты, совершенно неизбежен и пересмотр отношения к 9 мая в Молдове, который идет уже давно и который будет продолжаться даже в случае победы ПКРМ на парламентских выборах 30 ноября 2014 г. (причины этого мы изложили выше).  Тому будет способствовать  растущая открытость Молдовы окружающему миру, особенно сейчас, после отмены визового режима, начиная с 28.04.14., и после подписания Вильнюсских соглашений в июне этого года. Понимая это, некоторые представители ПКРМ утверждают, что после прихода к власти они отменят Вильнюсские соглашения. Но в действительности сами они едва ли верят в то, что заявляют. Потому что, например, в 2001 г. перед выборами они тоже утверждали, что вступление в ВТО погубит молдавскую экономику и они его не допустят. Однако в июне 2001 г. сей документ вступил в силу и никто в руководстве ПКРМ и не думал ставить вопрос об аннулировании этого соглашения. Тем более маловероятна отмена Вильнюсских соглашений в случае прихода ПКРМ к власти, потому что это спровоцирует тяжелое потрясение среди теперь уже оппозиции и в дальнейшем – «молдавский» майдан, при активной поддержке все того же Запада.
 Поэтому вопрос о пересмотре отношения к 9 мая остается для ПКРМ по-прежнему актуальным, несмотря на многочисленные попытки отрицать это и всячески протестовать (как, например, на недавнем заседании Муниципального совета Кишинева). Но пока неясно, как они будут решать этот больной вопрос, учитывая, что чрезмерно накалять страсти в нем они опасались даже в 2001-2009 гг. Еще более это было бы для них опасно в дальнейшем (разумеется, в случае прихода к власти), так как будет укреплять весь прозападный электорат, а кстати – и способствовать новой победе Д.Киртоакэ на выборах примара Кишинева летом 2015 г (учитывая, что сама ПКРМ и отменила в 2008 г. количество сроков, на которые может быть избран примар столицы, и теперь Киртоакэ теоретически может выдвигать свою кандидатуру на пост примара хоть до собственных похорон, и будет иметь на это законное право). Поэтому есть достаточно оснований считать, что ПКРМ будет, как и раньше, ограничиваться многочисленными протестами  по поводу отношения действующей власти к 9 мая в Парламенте и муниципальном Совете Кишинева, а также в левых СМИ, чтобы показать свою последовательность. Но не станет организовывать из-за этого «антимайданов» или же «бархатных революций», потому что такой вариант будет крайне враждебно воспринят на Западе и окончательно похоронит любые надежды ПКРМ на возвращение во власть в 2014 г. А именно возвращение  к власти является основным императивом действий ПКРМ, особенно в этот предвыборный период. Ради власти можно кое-чем и поступиться. Что нынешняя главная оппозиционная сила страны и сделает.


                                               Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории


Комментариев нет:

Отправить комментарий