воскресенье, 20 июля 2014 г.

Настороженная Одесса


            Наша газета часто пишет о событиях в Одессе, городе, значение которого для нас невозможно переоценить, особенно в свете фактически начавшейся украинско-российской войны. Мы неоднократно отмечали, что от того, как развернутся события в этом городе, во многом зависит и дальнейший ход событий в Молдове, так как на захват Одессы и одноименной области Путин и Ко сделали колоссальную ставку. Однако одно дело – читать чужие материалы о том, что творится в этом городе, где автору этих строк приходилось не единожды бывать ранее, а совсем другое – увидеть лично то, что сейчас там происходит.
            Дорога на Одессу в обход Приднестровья, через Паланку-Маяки, сильно отличается по качеству от участка трассы Кишинев-Хынчешть и далее на юг, о котором мы рассказывали в одном из наших прошлых материалов. Здесь создание нормальной трассы только началось и участки ее попадаются лишь местами, например, на границе Штефан-Водского и Кэушенского районов. В остальном, и особенно в Штефан-Водском районе, где она хуже всего – это довольно типичная почему-то рыжеватого оттенка (в Штефан-Водском районе) советская дорога с колдобинами и выбоинами. Подписание Молдовой и Украиной Соглашения об Ассоциации с ЕС явно способствовало тому, что как на въезде в Украину, так и на выезде из нее от нас не требовали никаких документов, кроме, разумеется, биометрического паспорта, в который поставили штамп о проезде и за 15 минут пропустили далее.
Однако признаки войны начинаются сразу на границе с Украиной. На посту, кроме таможенников, присутствуют вооруженные автоматами военные в камуфляжной форме (ничего подобного ранее здесь видеть не приходилось). После въезда на территорию соседней страны тоже нередко попадаются  грозные ее симптомы: на развилках дорог – «ежи», мешки с песком и те же одетые в камуфляжную форму люди. А пост ГАИ на въезде в Одессу окружен этими мешками со всех сторон и превращен, по существу, в блокпост, охраняемый военными в полном боевом облачении. К слову, заметим, что дороги этой части Одесской области – практически вплоть до самого города -  очень плохие и вполне сравнимы с теми, которые имеются у нас в основной части Кэушенского и Штефан-Водского районов, а местами и значительно хуже.
В Одессе автора этих строк ждала встреча с одним довольно известным в городе общественным и политическим деятелем, имя которого в силу ряда причин здесь называть не станем, обозначив как Д.  Благодаря ему и некоторым другим лицам, с которыми мы общались в городе, нам удалось хотя бы в некоторой степени создать впечатление о том, что сейчас происходит в Одессе. Город практически расколот надвое между группировками патриотических, проукраинских сил, которые пока что, хоть и с трудом, при поддержке областной администрации и центральных властей страны, удерживают ситуацию в Одессе под контролем, и группировками сил пророссийских, сепаратистских, символом и центром которых еще недавно было т.н.Куликово поле города. Они получили 2 мая сокрушительный удар по своим позициям и временно затаились, выжидая удобного момента, чтобы вновь попытаться развернуть борьбу за власть в Одессе. Несмотря на то, что Одесское управление СБУ постоянно отлавливает российскую агентуру, чаще всего с поличным, но очевидно, что она поддерживается немалым количеством жителей города и потому битва за Одессу – в прямом смысле этого слова – будет долгой и тяжелой. Более того, местные сепаратисты, мечтающие о создании пропутинской «Одесской народной республики», надеются, по словам наших собеседников, что уже в ближайшие месяцы (ориентировочно в сентябре-октябре) ситуация переменится и они смогут вновь атаковать власти. Основанием тому служит как непрочность нынешней власти в городе, так и еще более сложная ситуация в Одесской области, где пока лишь чудом не дали о себе знать очаги пророссийского мятежа против законных властей страны. Сама атмосфера во внешне мирном и спокойном городе, даже на посторонний взгляд  -напряженная, отличающаяся настороженностью с обеих сторон и чревата серьезными последствиями, если власти вовремя не примут упреждающие меры.
Наши беседы, разумеется, не могли не затронуть находящегося буквально «под боком» Приднестровья. Надо сказать, что узнали мы немало интересного о том, что происходит в этом пока не контролируемом молдавскими властями восточном анклаве нашей страны. Как времен еще Смирнова, так и уже Шевчука. Как известно, превратив регион в свой личный «бантустан», где законы соблюдались лишь пока это выгодно было самому Смирнову (а в противном случае – нагло нарушались без малейших колебаний, причем это почти в открытую признавалось даже представителями руководства региона), Смирнов в то же время сделался заложником собственного главы МГБ В.Антюфеева, который при нем «вырос» с подполковника МВД до генерал-лейтенанта государственной безопасности. Антюфеев, чувствуя собственную неуязвимость, стал вести себя все более независимо от Смирнова, а нередко и вовсе с ним не считался.
С годами разбогатевший Антюфеев стал вести жизнь римского вельможи периода упадка Римской империи (4-5 вв.н.э.), с присущим тому времени гедонизмом,  перестал считаться не только со своим формальным шефом, но и вовсе потерял счет деньгам. С ними он вытворял порой и провокации. Так, например, однажды он раскидал в одной из комнат своего особняка в диком беспорядке огромное количество 100-долларовых купюр, после чего вызвал секретаршу и приказал «немедленно навести порядок в том бардаке, что там творится». Несчастная девица пережила, вероятно, трудные минуты, когда увидела, ЧТО ей поручили убрать. Она позвонила Антюфееву и сообщила, что в комнате деньги, что с ними теперь делать, непонятно. Антюфеев недовольно ответил: – «Я же сказал – убрать сейчас же, чтобы не было мусора!». Секретарша выполнила указание, дальнейшая судьба денег осталась неизвестной. Похожие выходки Антюфеев повторял и позднее, с участием той же секретарши и других лиц.
Разбогател, впрочем, не один Антюфеев. Его шеф, И.Смирнов уже к 2002 г., по словам наших собеседников, располагал состоянием примерно в 800 млн.долларов, а к моменту, когда вынужденно покинул свое «президентское» кресло (конец декабря 2011 г.) оно составляло не менее 1,5 млрд.долларов.
После своей отставки Смирнов без малейшего зазрения совести сдал всю свою команду, в том числе и бывшего главного охранника – В.Антюфеева, которому пришлось бежать из Приднестровья. Ряд остальных лиц из числа смирновского окружения либо сумели бежать из региона, либо отправились за решетку. Предав свою «команду», сам Смирнов теперь припеваючи живет в Тирасполе, совершенно не беспокоясь о их судьбе.
Антюфеев считал свой пост чуть ли не личной собственностью и покидать его не собирался. Шевчук чуть ли не силой заставил его после прихода к власти уйти с должности и пригрозил репрессиями. Страшно оскорбленный, Антюфеев вынужден был уехать из региона, временно канув в небытие, но с тех пор затаил лютую ненависть к Е.Шевчуку и его «министру иностранных дел» Н.Штански, которых не без основания считает виновными в своих злоключениях. После своего недавнего возникновения уже в должности «вице-премьера ДНР» и главы госбезопасности донецких бандитов В.Антюфеев, по слухам, публично заявил, что никогда не простит им своего изгнания и постарается сделать все возможное, чтобы им с лихвой отомстить. Он пояснил, что при первой же представившейся возможности арестует Шевчука и Штански и будет держать обоих в железной клетке на хлебе и воде столько, сколько ему, Антюфееву, заблагорассудится.
Учитывая, что связи в ФСБ России, которое открыто курирует Приднестровье, у Антюфеева действительно огромные (иначе бы 63-летнему Антюфееву никогда бы не предложили держать под контролем спецслужб шайки донецких уголовников), Шевчуку и Штански есть чего бояться. Так что скоро мы явно увидим еще не одну серию этого увлекательного приключенческого боевика.


                                               Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории

Комментариев нет:

Отправить комментарий