суббота, 9 августа 2014 г.

Новая торговая война с Россией и ее последствия для Молдовы


18 июля 2014 г. Роспотребнадзор приостановил ввоз в Россию плодоовощных консервов из Молдовы. Спустя три дня, 21 июля, были введены «временные ограничения» на импорт в Россию молдавских фруктов.

В частности, запрещено ввозить свежие яблоки, груши, айву, абрикосы, вишню, черешню, персики, нектарины, сливы и терн. Еще ранее, 10 сентября 2013 г. Россия ввела эмбарго и на поставки молдавского вина на свою территорию. Как известно, это уже не первая попытка России оказать серьезное экономическое давление на Молдову. Самая первая была предпринята 27 марта 2006 г., когда Россия ввела первое эмбарго на поставки молдавского вина. Первопричиной, толкнувшей Россию на эту крайне недружественную по отношению к Молдове акцию, стало введение нашей страной 3 марта 2006 г. новых таможенных печатей и отказ тогдашнего руководства Молдовы предоставить их также и Приднестровскому региону. Попытка России заставить власти Молдовы все же сделать это привели к «винному» эмбарго, которое, впрочем, оказалось бессмысленным для России и даже нанесло ей серьезный политический ущерб.
Молдова, понеся существенные экономические убытки, не пошла на попятную и печати Приднестровью не предоставила. А путинская Россия спустя полтора года, в ноябре 2007 г. «без шума и пыли» была вынуждена возобновить импорт молдавских вин, чем признала свое унизительное поражение в борьбе с воронинской Молдовой. Как и ныне, угрозы введения «винного» эмбарго стали звучать из России задолго до их введения, сразу после отказа Молдовы подписать т.н.Меморандум Козака в ноябре 2003 г, который фактически узаконивал российское военное присутствие в Молдове на неопределенный срок. Таким образом, у молдавских властей было в распоряжении более 2 лет, чтобы подготовить производителей и страну к необходимости переориентации молдавских поставок на другие рынки. Но они бездарно потратили этот огромный промежуток времени, убеждая себя и других, что это якобы невозможно, и к моменту введения эмбарго страна была совершенно не готова к этому. Следствием оказались, как мы уже говорили, крупные экономические потери Молдовы.
Секретом Полишинеля является то обстоятельство, что и повторное «винное» эмбарго образца 2013 г., тоже имеет под собой политическую основу, правда, на сей раз иную, нежели первое. Сегодня основной причиной введения «винного» и «сельскохозяйственного» эмбарго, которая открыто обозначается представителями российского руководства, называлось намерение Молдовы подписать с ЕС Договора об Ассоциации и о свободной торговле, что якобы повлечет за собой неконтролируемый поток европейской продукции через Молдову на российские рынки и тем, дескать, нанесет России значительный экономический урон. Общий объем российского импорта в 2013 г. составил 317,8 млрд.долларов. Импорт из Молдовы составил 632 млн.долларов, то есть 0,0019% от всего российского импорта (причем сельскохозяйственная и винная продукция являлись только частью этого импорта). И даже при условии, что вся молдавская продукция была бы «заражена восточной плодожоркой» или полностью бы являлась «реэкспортом европейских товаров» (что совершенно не соответствует действительности), то и в этом случае такая оценка представлялась бы сильно завышенной.
На самом деле обоснования, приведенные российской стороной, лишь часть правды. А вторая ее часть проговаривается российскими чиновниками намного реже, хотя она-то и есть главная причина. Подписание Договоров об Ассоциации с ЕС и о свободной торговле с ним означает выход (пусть пока еще и не полный и не окончательный) Молдовы из орбиты российского влияния и вступление ее в сферу притяжения Европы. А это наносит тяжелый удар по путинской идее воссоздания СССР в виде Таможенного, а затем и Евразийского союза, с участием республик покойного Советского Союза, и ставит перед ней несмываемый знак вопроса, потому что теперь надо объяснять своим согражданам, как получилось, что одну из самых небольших республик бывшего СССР не удалось удержать под контролем Москвы и она все-таки ушла. А это самое тяжелое и неприятное для политика, тем более такого, как Путин, который пытался всегда казаться в глазах россиян победителем.
Теперь, спустя много лет, видно, что молдавские власти не извлекли никаких уроков из случившегося тогда, в теперь уже далеком 2006-м, и снова наступили на те же грабли. Ряд молдавских политологов и аналитиков, в том числе и автор этих строк, неоднократно предупреждали сменявшихся представителей руководства страны о том, что продолжение санкций в отношении нашей страны неизбежно и может иметь место в любой момент под каким угодно предлогом, а потому следует принимать меры и искать другие рынки, пока еще не поздно. Однако политическая элита нашей страны, ее Президенты, Парламенты, Правительства не прислушались к этим многочисленным призывам и практически ничего не сделали, чтобы подготовить Молдову и ее сельхозпроизводителей к этим санкциям. Результат этого сегодня нам известен: закрывающиеся предприятия перерабатывающей промышленности, протесты сельхозпроизводителей, начавшееся блокирование дорог и т.д.
Ущерб от этого эмбарго составит, по расчетам Министерства сельского хозяйства нашей страны, не менее 150 млн.долларов. Это около четверти от всего объема нашего экспорта в Россию за 2013 г. (632 млн.долларов), или чуть более 6% от всего объема молдавского экспорта в 2013 г. (2,399 млрд.долларов). С одной стороны, это гораздо меньше, чем убытки от винного эмбарго 2006 г. (тогда бюджет 2006 г. недосчитался примерно 280 млн.долларов). С другой стороны, удар наносится по значительному количеству местных производителей, для которых эти овощи и фрукты – главный источник существования. Совершенно очевидно, что потери эти в настоящее время и в ближайший период заменить будет нечем, ибо продать всю эту скоропортящуюся продукцию, да еще в условиях очень высоких температур, «накрывших» сейчас Молдову, можно будет только по предельно низким ценам, практически за бесценок. Кроме того, нельзя не учесть того, что Россия до сих пор являлась покупателем почти всей сельхозпродукции Молдовы (в зависимости от конкретных овощей и фруктов – 90-95%). Таким образом, действующая власть Молдовы в результате собственной недальновидной политики получает в канун парламентских выборов немалое количество местных производителей, которые теперь едва ли захотят голосовать за правителей, своими руками оттолкнувших их от себя.
В этой ситуации перед страной встает серьезный вопрос: что делать? Где найти выход из труднейшей ситуации, в которую попала Молдова, причем по возможности, с наименьшими потерями для государства, чтобы «сельскохозяйственный» кризис не стал одним из катализаторов взрыва ситуации в целом в стране (ибо очевидно, что происходящее будет немедленно использовано российскими спецслужбами против Молдовы). Основных рынков для нашей страны в настоящее время может быть несколько. Это рынок стран СНГ (не забудем, что в этот союз входит много государств, и никто из них линию России не поддержал). Это румынский рынок, как страны ЕС, имеющей с Молдовой особые отношения. Это рынок собственно Евросоюза, с которым Молдова подписала соглашение о свободной торговле. И, наконец, рынок всех остальных стран.
Рынок стран СНГ кажется сравнительно перспективным, но переварить сразу сотни тысяч тонн сельхозпродукции из Молдовы он будет не в силах. Отправлять ее на Кавказ или Среднюю Азию дело пока неперспективное, так как у этих стран в основном и без Молдовы имеется собственное производство овощей и фруктов, да и доставка туда нашей продукции обойдется недешево. Из стран СНГ остается Беларусь, куда, в частности, поставляется относительно небольшой по сравнению с российским объем яблок и другой сельхозпродукции. Эта страна поддерживает с Молдовой хорошие отношения вопреки мнению Москвы и уже в сентябре ожидается визит Президента А.Лукашенко в Кишинев, на котором, безусловно, будут обсуждены и возможности расширения поставок наших овощей и фруктов в Беларусь. Есть основания поэтому рассчитывать, что некоторая часть нашего урожая еще будет экспортирована в эту страну.
В какой-то мере, пусть и в небольшой, улучшит ситуацию соглашение, достигнутое несколько дней назад министром сельского хозяйства и пищевой промышленности Василе Бумаковым с властями Украины, о поставках молдавской сельхозпродукции на украинский рынок без ввозных пошлин, которые фактически удваивали цены (например, наши производители везли в Украину яблоки по цене 3 лея, но с пошлинами цена вырастала до 6 лей/кг). Однако следует помнить, что в отношении Украины Россия постепенно начинает применять те же санкции, что и против Молдовы, и в недалекой перспективе украинский рынок может быть затоварен продукцией собственного происхождения, где молдавским товарам может просто не найтись места.
Относительно перспективным может оказаться румынский рынок. Во-первых, правительство Румынии в лице премьера В.Понты выразило готовность помочь Молдове расширить поставки ее сельхозпродукции и уже в начале августа группа сельскохозяйственных производителей и экспортеров овощей из Молдовы отправится в Бухарест, чтобы встретиться с представителями коммерческих предприятий Румынии для установления сотрудничества в области поставок и продажи молдавских фруктов, овощей и плодоовощных консервов. Объемы их пока не оговариваются, но молдавская сторона будет кровно заинтересована в том, чтобы они оказались как можно более основательными. Во-вторых, европейские и в том числе румынские учреждения сейчас изыскивают возможности для хранения у себя молдавской продукции до ее последующей продажи. В частности, румынские склады в состоянии принять до 15 000 тонн наших фруктов и овощей.
Определенную помощь нашей стране в эти трудные для нас месяцы может оказать Евросоюз. По словам еврокомиссара по сельскому хозяйству Д.Чолоша, для этого ЕС уже удвоил, начиная с 1 августа, квоты на импорт яблок с 40 тысдо 80 тыс тонн, слив с 10 тыс до 20 тыс тонн и винограда с 10 тыс до 20 тыс тонн в беспошлинном режиме. Если Еврокомиссия оформит это решение с опозданием, таможенные пошлины, уплаченные молдавскими экспортерами после 1 августа, будут возвращены. Чолош добавил, что в ближайшее время ЕК планирует оказать финансовую помощь молдавским фермерам, которые оказались на грани банкротства после введенных Россией ограничений на импорт сельхозпродукции из этой республики, в том числе и для оплаты хранения их продуктов в европейских холодильниках. Однако, как показывает прошлогодний опыт, наша страна не сможет выбрать эту квоту ввиду очевидного несоответствия наших товаров различным требованиям ЕС (так, в 2013 г. в ЕС было продано примерно 5 000 тонн молдавских фруктов и овощей. Едва ли за год ситуация с качеством молдавской продукции успела серьезно измениться в лучшую сторону.
Наконец, могут появиться покупатели и совсем неожиданные. Согласно заявлению министра иностранных дел и евроинтеграции Н.Герман, наша страна провела переговоры с представителями ряда арабских стран, к примеру, Катара, который может быть заинтересован приобретать большие объемы молдавской сельхозпродукции и распространять ее в торговой сети стран Персидского залива.
Еще одним немаловажным источником пополнения бюджета страны, пострадавшего от российского эмбарго, может стать введение налогов на все товары, поступающие или вывозящиеся из Левобережья. Сделать это молдавским властям нетрудно, потому что все основные фирмы Левобережья, которые ведут экспортно-импортные операции, благодаря упорству Воронина, не отдавшего в 2006-2007 гг. таможенные печати Тирасполю, были вынуждены зарегистрироваться в Кишиневе и теперь центральные власти страны получили возможность контролировать их коммерческие сделки. Как следствие, на всех производителей Левобережья обрушится двойной пресс налогообложения (так как они платят и в бюджет региона) и многие из них просто исчезнут. Возмещать эти потери России теперь будет все труднее, потому что на нее будет давить усиливающийся пресс западных санкций. Это нанесет сильный удар по экономике сепаратистского региона и заставит его руководство быть более сговорчивым на переговорах по урегулированию приднестровской проблемы.
Как видим, у нашей страны, несмотря на немалые потери, которые были нанесены введением эмбарго на поставки сельскохозяйственной продукции, все же есть источники как для возмещения ущерба, так и хотя бы незначительной прибыли от сельскохозяйственной продукции, которая осталась невостребованной. Не будем обольщаться. Замена рынков сбыта – процесс длительный и требует серьезного пересмотра нашими производителями как методик выращивания и сбора, так и экспорта продукции за границу. Как показывает опыт «винного» эмбарго, на это потребуется несколько лет (хотя бы 2-3 года) и в течение этих лет страна будет по-прежнему нести значительные потери в этом направлении. Но нужно всегда помнить: сбитый с ног – не значит побежденный.
Выиграв «винную» войну 2006-2007 гг. у России, сумев, пусть и ценой немалых финансовых потерь (по чьей вине и почему – это отдельный разговор), но диверсифицировать продажи нашей винно-водочной продукции, наша страна доказала, что может добиваться поставленной цели. Сможет и на этот раз. Для этого надо задействовать наш крупный бизнес и его связи в разных странах Европы и Азии. Надо вовлечь наши Министерства экономики и сельского хозяйства, посольства и торговые представительства за рубежом в поиск иностранных фирм и компаний, заинтересованных в покупке наших овощей и фруктов. Надо активно доносить до политиков Европы и Азии наши возможности в области сельского хозяйства и просить помощи и поддержки в заключении выгодных контрактов. Надо грамотно отстаивать интересы нашей страны в ВТО и других международных экономических организациях, пробивать их через Гаагский третейский суд, только что, как известно, обязавший Россию заплатить по делу ЮКОСа 50 млрд.долларов. Дорогу осилит идущий. Поэтому все здесь зависит только от нас.

Комментариев нет:

Отправить комментарий