суббота, 9 августа 2014 г.

Комментарий к статье "Приключения бронзового Штефана"

Прочитал хорошую статью журналистки Юлии Семеновой "Путешествия бронзового Штефана" ("Эксперт новостей", 2014, 1 августа). В общем-то неплохо известная история изложена живым, занимательным языком, и даже сложные вопросы в рассказе Ю.Семеновой предстают простыми и доступными обычным читателям. 
В то же время он не лишен ряда недостатков, вызванных, вероятно, тем, что лица, с которыми беседовала в 1990 г. автор статьи (бывший директор художественной галереи Тудор Брага, скульптор Клавдия Кобизева, ученица автора монумента Александру Плэмэдялэ, бывший директор кооператива "Музеул" Африкан Усов) незнакомы с историческими документами по вопросу.
1. В статье говорится, что предложение перенести монумент из центра города "с глаз долой", куда-то к театру Е.Ионеско или даже будто бы в Вадул-луй Водэ якобы поступило в ответ на демонстрацию студентов Молдавского госуниверситета с требованием убрать из Будапешта советские танки (то есть где-то в конце 1956 или в начале 1957 г.). На самом деле ничего общего между демонстрацией и переносом памятника нет. Вопрос о переносе памятника впервые был обсужден руководством республики на заседании Бюро ЦК КПМ 26 декабря 1961 г. Правда, ни в какие Вадул-луй-Водэ или к упомянутому театру его убирать не собирались. Появилась идея перенести его на ул.Берзарина (ныне ул.Петру Мовилэ). Автором ее был, между прочим, коллега Ю.Семеновой - журналист Макар Шляхтич, работавший тогда в ЦК КПМ. Он ссылался на то, что памятники стоят на одной линии, а потому-де у кого-то может возникнуть мысль, что эти памятники для молдавского народа одинаково ценны и весомы. Идею поддержал второй секретарь ЦК Н.Мельников, сославшийся на то, что эти памятники слишком близко стоят друг к другу, но отклонил И.Бодюл, предложивший вернуться к теме после окончания застройки квартала, где ныне находится Дом Правительства. Никакого "распоряжения Москвы оставить памятник в покое", о котором сказано в статье, как следует из документов, попросту не существовало. Нет в материалах Бюро ЦК и никаких ссылок на "письмо вдовы Александру Плэмэдялэ", адресованное Хрущеву.
2. Перенос памятника в 1972 г. состоялся вследствие сообщений КГБ МССР о том, что он превратился в место, где собирались "националисты", а также ввиду состоявшегося тогда же, в 1972 г. в Кишиневе громкого судебного процесса по делу "националистической" группы Шолтояну. Вот тогда оказалось очень кстати упоминание о том, что памятники "стоят на одной линии". Чтобы не возникало даже мысли о том, что они могут быть равнозначны - памятник Штефану отодвинули вглубь парка на 18 метров 20 сантиметров.
3. В документах Бюро ЦК, к сожалению, не упоминается, кто руководил переносом памятника вглубь парка в 1972 г. Но едва ли это был Р.Курц. Ибо в 1972 г. он уже давно не являлся "главным архитектором Кишинева", как об этом сказано в статье. Он занимал этот пост в 1944-1951 гг. Затем в 1951-1971 гг. работал главным архитектором "Молдгипростроя". В 1972-1975 гг. он работал над реставрацией музеев А.Донича и С.Лазо в Орхее, а также дома-музея А.Пушкина в Долне.
Вот что иногда получается, если верить рассуждениям пусть очень неглупых, но увы, совершенно не знающих истинной канвы событий людей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий