понедельник, 8 декабря 2014 г.

Что стоит за арестами экстремистов в Комрате?

В конце июня 2014 г. СИБ арестовал в Комрате по обвинению в экстремизме неких  Василия Мавроди, Дмитрия Кузнецова и Вячеслава Урума. Всем им инкриминировалась подготовка беспорядков в стране. СМИ также сообщали, что они прошли подготовку в лагере близ Ростова-на-Дону, где их обучали борьбе со спецподразделениями полиции (атаки на кордоны полиции, обращение с различными видами оружия и даже изготовление «коктейлей Молотова»), и что им предлагалось найти еще 100 желающих пройти такую подготовку. Это было подтверждено самими обвиняемыми в ходе судебного разбирательства. Направлению их в этот лагерь активно содействовали некоторые чиновники Исполкома Гагауз Ери. Куратором «проекта» был назван начальник управления молодежи и спорта автономии Анатолий Кара. После арестов в Комрате Кара действительно покинул Молдову и предположительно бежал в Россию, что только усилило подозрения на его счет. По приговору суда, который учел сотрудничество обвиняемых со следствием, Мавроди и Урум получили по 5 лет условно и были освобождены в зале заседаний.
Башкан М.Формузал счел эти действия властей страны боязнью распространения идей федерализации, заявив, что экстремисты являются «выдуманными» в политических целях, чтобы добиться выгодных властям результатов на выборах. По его словам,  «идеи федерализации и, тем более, регионализма соответствуют европейскому духу. Это абсолютно естественные для стран Евросоюза модели политических систем. Если посмотреть объективно, то те из молдавских политиков, кто будет продвигать эти идеи, они - настоящие сторонники модернизации РМ на европейский лад. А нынешняя власть, которая пытается дискредитировать лозунги о децентрализации власти, демонстрирует антиевропейское поведение». Он заявил также, что обвинения в адрес А.Кары возникли вроде бы только потому, что он был зам.председателя ЦИК Гагауз Ери во время референдума 2.02.2014, не признанного законным властями страны.
            Однако многочисленные события, происшедшие в последние десятилетия, и особенно в нынешнем, 2014-м, ставят под сомнение утверждения М.Формузала. Как известно, уже в 1992 г. руководство Левобережья, активно поддерживаемое Москвой, стало выдвигать требование придать Приднестровью равные с остальной Молдовой полномочия и сделать Молдову федеративным или даже конфедеративным государством. В дальнейшем руководство региона выдвигало Молдове несколько вариантов дальнейшего «сожительства» - федеративный, конфедеративный и полностью самостоятельный, основываясь на результатах референдумов «о независимости» 1991 г. и «о вступлении ПМР в СНГ» в 1995 г. Комратское руководство, после того, как южным районам был предоставлен статус автономно-территориального образования, внимательно следило за происходящим, временами давая понять, что оно не прочь присоединиться к Тирасполю и добиться «равносубъектности» с остальной частью Молдовы также и для себя.  Чтобы пресечь активизировавшиеся сепаратистские настроения на юге республики, коммунистическим властям Молдовы в 2001-2002 гг. даже пришлось идти на переформатирование существовавших тогда структур управления в регионе и устранение тогдашнего башкана Д.Кройтора. В ноябре 2003 г. Москва предприняла новую попытку навязать Молдове федеративное устройство, предложив «план Козака».  При этом Смирнов и его присные даже не слишком скрывали, что «федерация» с Молдовой должна была стать просто приманкой для молдавских властей. Сразу после подписания «меморандума Козака» Смирнов и его люди немедленно приступили бы к подготовке выхода Приднестровья из состава единой Молдовы, но уже «на законных основаниях», ссылаясь на то, что центральные власти страны якобы не выполняют какие-то условия этого договора. И тогда молдавским властям пришлось бы смириться с уже узаконенным правом Приднестровья решать свою судьбу самостоятельно. Вот в чем был капкан, подготовленный Молдове путинским руководством и его подручными в Тирасполе, игравшими роль непосредственных исполнителей.
            Только под давлением США и только по причине того, что российское руководство допустило грубый промах, настояв на включении в этот документ пункта о присутствии российских войск в Приднестровье до окончательного урегулирования конфликта, реализация этой идеи сорвалась буквально в последний момент. Расплатой Москвы за унижение стало введение долго готовившихся «винных» санкций против Молдовы в марте 2006 г. К этому времени относится проведение  уже второго «референдума о независимости ПМР», состоявшегося 17 сентября 2006 г. и ставшего еще одним рычагом давления на молдавское руководство. После того, как санкции потерпели крах и были отменены Путиным и Ко в ноябре 2007 г., проект «федерализации» временно приостановился, однако не был аннулирован. Напоминанием того, что Россия не собирается от него отказываться, стало соглашение «Медведев-Воронин-Смирнов» от 18 марта 2009 г. Этот документ реализовал для России провалившуюся в 2003 г. попытку легализовать свое военное присутствие до окончательного разрешения приднестровского конфликта. 
            После второго пришествия во власть в мае 2012 г. В.Путина в течение последующего года (2012-2013 гг.) идея федерализации вновь начинает набирать обороты в речах московских чиновников и аналитиков. Молдова и Украина занимали первые места в списке тех стран, которые предполагалось «федерализовать». По некоторым сведениям, у московского руководства было намерение осуществить этот процесс в Молдове даже раньше Украины. С этим связана муссировавшаяся уже в 2012-2013 гг. идея проведения «референдума по вопросу о векторе дальнейшего развития Молдовы – ЕС или ТС» на юге Молдовы. Уже тогда многие понимали, что стоит за этими намерениями и высказывали свое отрицательное к этому отношение. Отзвуком этих планов Москвы следует считать упомянутый выше референдум 2 февраля 2014 г., который должен был стать катализатором, взорвавшим ситуацию в регионе (потому что не подлежало никакому сомнению, что нынешнее молдавское руководство в силу ряда причин ни при каких обстоятельствах не свернуло бы в сторону от «европейского» вектора). Разжигание недовольства таким поведением центральной власти и привело бы в самом скором будущем к серьезному конфликту, причем не столько на уровне местной и центральной власти страны, сколько среди рядовых граждан, которые бы начали вооружаться и готовиться к сопротивлению.
            Однако обстоятельства заставили московских «стратегов» изменить направление удара и поменять местами Молдову и Украину (впрочем, временно). Воспользовавшись грубой ошибкой В.Януковича, отказавшегося в самую последнюю минуту подписывать Вильнюсские соглашения, которые сам же активно раньше поддерживал и проталкивал, и легко просчитанными в результате этого массовыми протестами, РФ начала активно раскачивать ситуацию в стране, управление которой становилось по мере продолжения и распространения протестов все более шатким. Новое непродуманное решение уже новых властей Украины, принятое в результате эйфории от победы над Януковичем и его сторонниками, об отмене Закона о региональных языках, хотя и не вступило в силу, стало таким катализатором. Сначала в течение нескольких последних дней февраля российские «зеленые человечки» смели местные структуры власти в Крыму или же «способствовали» добровольному их переходу на сторону сепаратистов. Затем был организован и «образцово» проведен т.н. «референдум 17 марта 2014 г.» о присоединении Крыма к России. Успех преступных замыслов пророссийских сепаратистов в Крыму и незаконное превращение последнего в «регион РФ» вдохновил и восточноукраинских сепаратистов. В течение апреля-начала июня 2014 г. они захватили, путем террора, угроз и шантажа, власть на основной части  Донецкой и Луганской областей и  развязали гражданскую войну с законным руководством Украины, конца которой сегодня не видно.
            В том же направлении стал медленно раскручиваться маховик событий и в Молдове. По свидетельству примара г.Комрат Н.Дудогло, башкан М.Формузал сумел добиться проведения решения о референдуме 2 февраля только благодаря организованному им расколу среди депутатов Народного Собрания. После его проведения, по словам Н.Дудогло, «он (Формузал – Р.Ш.) везде называет их героями, говорит, что будет их награждать медалями». Такое поведение башкана Гагауз Ери, как и приведенное выше его высказывание о «федерализации» Молдовы, недвусмысленно говорило о том, что он не только не видит ничего плохого в таких намерениях, но и намерен прямо поддерживать их активных сторонников, что уже граничило с нарушением М.Формузалом статей Уголовного Кодекса страны. В этой связи Н.Дудогло впервые открыто предупредил, что «у нас может быть комратский Майдан. И повод только один – люди не выдержат, что его (Формузала – Р.Ш.) все время кто-то укрывает, и полиция, и отдел по борьбе с коррупцией. Люди просто выгонят его».
            Заявление Дудогло стало первым предупреждением комратским сепаратистам, что в случае начала активных действий по расколу государства против них встанет организованная сила, которым на юге страны являются ячейки ДПМ, а плюс к этому и главный олигарх Молдовы В.Плахотнюк, который, будучи фактическим лидером ДПМ, без сомнения, пожелает защитить своих единомышленников – как денежными, так и людскими ресурсами. Оно вызвало некоторое замешательство в рядах сторонников сепаратизма на юге страны. Созданное М.Формузалом «Общественное движение «Единая Гагаузия» выразило протест, потребовав от Н.Дудогло разъяснений, не намерен ли он идти по пути «Правого сектора» в Украине и «применять оружие против защитников Конституции РМ и Уложения Гагауз Ери». М.Формузал также выразил опасение, что события на юге Молдовы пойдут по «украинскому» пути и потребовал не допустить, «чтобы боевики украинского майдана, оставшись без дела, начали активную деятельность в Гагаузии».
            Отметим в этой связи, что идея федерализации получила поддержку не только на юге страны. Тоже начиная с весны 2012 г., практически одновременно с комратскими сепаратистами, ее активно «раскручивал», действуя полностью в русле российских интересов, тогда еще новый лидер ПСРМ И.Додон, который сделал ставку на эту идею, чтобы отвоевать у ПКРМ хоть часть левого русскоязычного электората, среди которого такие идеи весьма популярны. Это позволило бы ему беспроблемно присутствовать в Парламенте и после 2014 г. Додон стал предпринимать и попытки получить «международную поддержку» этим своим планам. С этой целью ПСРМ организовала в мае 2014 г. форум «Молдова – федеративное государство: перспективы и возможности». На него был приглашен, в частности, финский правозащитник Й.Бекман. Последнего сопровождал молдавский журналист В.Цеслюк. Бекман выдал своих настоящих хозяев  заявлениями о «фашистской хунте», якобы правящей в Украине, о некоей «легитимности» В.Януковича и оспариванием результатов президентских выборов в Украине. Все эти высказывания не только никак не соответствовали теме конференции, но прямо говорили о том, что Бекман прибыл выражать здесь волю своих нанимателей из России и наглядно показывали, к каким целям стремится РФ и в случае с Молдовой. Бекман был выслан из Молдовы без права въезда на ее территорию в течение 5 лет. Додон, уже тесно связавший себя с сепаратизмом, пока что прикрывающим себя тогой «федерализма», заявил, что будет оспаривать это решение в суде. То, что активизация И.Додона и комратских сепаратистов в направлении «федерализации» Молдовы происходит примерно в одно и то же время – в 2012 г., говорит в том числе и о том, что оба этих события координировались одними и теми же людьми из одного и того же центра в Москве.
После короткой заминки Формузал, фактически открыто перешедший в лагерь пророссийских сепаратистов,  и его люди стали предпринимать новые усилия по устранению активистов становящейся открыто враждебной его планам «федерализации» ДПМ из активной политической жизни. Среди них был и бывший председатель Вулканештского района С.Чернев, располагающий определенным влиянием в районе. Но попытка «убрать с дороги» Чернева кончилась тем, что 2 июня 2014 г. последний со сторонниками, представлявшими ДПМ, избили М. Формузала и председателя Народного Собрания Д.Константинова прямо в зале заседаний. От обоих требовали подписать заявления об отставке. Формузал в ответ обвинил Демпартию в попытке «государственного переворота» в автономии и вновь призвал не допустить повторения в стране «украинского Майдана». Он также распорядился активизировать создание в населенных пунктах Гагаузии отрядов Народной гвардии. А это решение может привести к формированию параллельных властям страны силовых структур, как это уже случилось в начале 1990-х. Такое решение башкана тоже выявляет его отнюдь не законопослушные намерения, вне зависимости от того, как сам он их объясняет. Потому что невозможно себе представить, чтобы М.Формузал не понимал возможных последствий такого шага, особенно в контексте его же заявлений о необходимости федерализации Молдовы, которые как бы «абсолютно случайно» совпали по времени с аналогичными планами Москвы. К чему они привели в Украине – знает теперь весь мир.
Подтверждением, что речь идет именно об этом варианте развития событий, стал целый ряд новых обстоятельств. Во-первых, «тайная вечеря» 5 июня 2014 г. в Бэлць, с участием все того же М.Формузала, другого открыто пророссийского политика, лидера «Партии Патриотов Молдовы» М.Гарбуза, убежденного сторонника «пророссийских» сил в регионе, депутата Народного Собрания И.Узуна, а также чрезмерно политизировавшегося, вопреки сану, и оторвавшегося от дел духовных, надзирать над коими поставлен, Епископа Бэлцкого и Фэлештского, Маркела. Здесь они, почему-то тайно (хотя, если цели были действительно благородные, то с чего бы скрываться? – Р.Ш.), разработали проект пакта о создании народного движения «Moldova Mare» с целью «защиты государственности страны». Некоторые из участников встречи потом уверяли, что это была-де, «встреча с друзьями».  На всех фигурантов встречи Генпрокуратура завела уголовное дело по факту заявлений и действий, которые «попирают конституционный режим страны».  Во-вторых, по словам уже известного нам С.Чернева, «Башкан Гагаузии Михаил Формузал хочет отделить автономию от Молдовы и провозгласить на юге Молдовы независимую республику», ради чего готов даже «развязать гражданскую войну». В-третьих, лидер СДПМ В.Шелин публично заявил, что уже в октябре-ноябре в Молдову должны будут вернуться 700 000 гастарбайтеров, которые вскоре «сметут» правящую в Молдове коалицию. В-четвертых, то, что на гастарбайтеров российским руководством действительно сделана крупная ставка, говорят даже комментарии пророссийски настроенных блоггеров в социальных сетях, постоянно подчеркивающих, что их возвращение в Молдову позволит убрать «антироссийское» молдавское руководство. В-пятых, в середине августа в СМИ появилось заявление политсовета Партии Патриотов Молдовы, в котором без всяких экивоков высказана открытая угроза нынешнему руководству страны: «…если она (действующая власть – Р.Ш.) не предпримет мер по возврату в порядке реституции недавней собственности на известные территории, то это будет означать, что эта власть действует не в интересах молдавского государства и его народа, что даст нам, и всем право признать эту власть незаконной!» (выделено нами – Р.Ш.). В Украине повод был иной, но угроза властям звучала точно так же.
В-шестых, существуют и свидетельства извне Молдовы. Депутат Одесского облсовета Юрий Димчогло  «подтвердил, что существуют силы, которые ведут Гагаузию по пути Луганска и Донецка. «Сначала это была смешная информация для меня. Но потом я понял, что кто-то хочет в этом буджакском крае повторить донецкий и луганский вариант»… Димчогло добавил, что на сегодняшний момент между регионом и центральными властями Молдавии есть предпосылки конфликта, напомнив, что на востоке Украины все начиналось точно так же: с объявления независимых республик и с захвата правительственных учреждений».  Наконец, имеется и седьмое свидетельство, на сей раз от некоторых общественных деятелей Одессы (имена их сейчас называть не станем): «вброшены крупные суммы для переворота…Не заблокируют Приднестровье – остановить его будет невозможно». Учитывая многолетние теснейшие связи Тирасполя с Комратом, играющего в этой связке роль «младшего брата», Гагауз Ери тоже отведена в этой схеме одна из важнейших ролей.
Нужно констатировать, что Управление СИБа по Гагауз Ери во главе с М.Железогло ничего не сделало для того, чтобы пресечь угрозы государственности Молдовы, которые исходили из этого молдавского региона. А потому последовавшее вскоре отстранение М.Железогло от занимаемой должности за необоснованное затягивание предоставления оперативной информации повышенной важности, касающейся национальной безопасности, нельзя не назвать правильным, хотя и заметно запоздавшим решением. 
Многочисленные свидетельства подготовки в Молдове событий по типу украинских, которые мы привели выше, говорят о том, что пророссийские политические силы как в Тирасполе и Комрате, так и в самом Кишиневе и в районах, при непосредственной поддержке из России, готовят массовые беспорядки, теракты и масштабное кровопролитие в стране, с целью вынудить политическое руководство страны отказаться от прозападной политики, взять назад свою подпись под Соглашением об Ассоциации с ЕС и развернуть государство в сторону ТС. Орудием для этого станут как гастарбайтеры, так и экстремисты Комрата, поддержанные со своей стороны Тирасполем, который будет засылать свою агентуру на Правобережье Днестра.
Некоторые левые политические силы (ПСРМ, СДПМ и некоторые другие) рассчитывают на этой волне резко нарастить свой электорат в стране за счет ПКРМ. Со своей стороны, лидеры ПКРМ в этих условиях, чтобы как сохранить свой электорат, так и делать реверансы в сторону Запада, будут делать заявления внешне пророссийского характера, одновременно давая гарантии Западу, что никакого разворота на Запад при них не произойдет. Может сложиться и ситуация, при которой ПКРМ станет единственной левой силой, которая будет пытаться так или иначе удерживать своих членов и сторонников от перехода на сторону пророссийски настроенных противников молдавской государственности и организаторов массовых побоищ, подспудно поощрять их пассивность и стремление выйти из кризиса мирным путем.  
«Привязаны» будут все эти события к парламентским выборам в Молдове, намеченным на 30 ноября 2014 г. и состоятся либо в преддверии, либо, что гораздо более вероятно, после выборов, чтобы можно было заявить о фальсификации их результатов и непризнании новой власти в стране (заявление ППМ – пробный камень для этого). К слову, нужно отметить, что непризнание это может коснуться не только нынешней коалиции, но и ПКРМ, в случае победы последней. Потому что пророссийских активистов в Молдове категорически не устраивает, что ПКРМ не отказывается от пункта о европейской интеграции в своей программе, а Воронин вынужденно делает диаметрально противоположные по своей сути заявления, заверяя в своей поддержке то ТС, то ЕС. А это существенно увеличивает угрозу, нависающую над Молдовой.
Аресты комратских экстремистов и их признательные показания на суде подтверждают, что угроза эта становится все более реальной. Образно говоря, канонада украинской войны медленно приближается к Молдове. Мы уже слышим первые ее залпы в нашей стране. Не только и не столько власти должны осознать, какую участь готовят Молдове. Это должна понять прежде всего основная часть населения нашей страны, которая пока инертна в ожидании будущего. А властям нужно всеми доступными способами пропаганды убеждать ее, что только объединившись против общего, внешнего врага, наша страна сможет выстоять, достойно встретить вызов России, направленный в наше будущее, и не повторить трагических ошибок Украины.


                                               Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории

Комментариев нет:

Отправить комментарий