среда, 15 июля 2015 г.

“Народная Рада Бессарабии» - угроза безопасности Молдовы или «грантовый проект»?

Это очередная из многих попыток «раскачать» ситуацию вблизи молдавских границ, спровоцировать столкновения пророссийски настроенной части населения с антироссийской частью (а в этом регионе будут преобладать, безусловно, первые), и добиться превращения региона в «Донбасс-2», который легко захватит и южные районы Молдовы, а возможно, и не только южные. Одной из самых скандальных тем последних недель оказалось провозглашение 6 апреля 2015 г. в Одессе (по другим версиям – в иных населенных пунктах) т.н. «Народной Рады Бессарабии». Возможно, это сравнительно незначительное событие и не привлекло бы к себе большого внимания, если бы не цели, которые ставили перед собой организаторы. Она учреждалась как «представительный орган с целью защиты интересов национальных общин Бессарабии». В ней, по сообщениям СМИ, участвовали представители «семи ключевых бессарабских общин (болгарская, гагаузская, русская, украинская, цыганская, молдавская, польская)». Столь же невинно и вполне по-демократически звучали и некоторые заявления членов новоявленной Рады. Например, председатель Союза приднестровцев Украины Дмитрий Затуливетер заявил, что: «свою миссию мы видим в том, чтобы наши народы были достойно представлены в политической и экономической жизни Украины, наши общины должны влиять на решения, которые касаются нашего края». Благостными были и некоторые пункты ее программы, где говорилось, что она объединяет неравнодушных людей, заинтересованных в социально-экономическом, этнокультурном и политическом развитии юго-западной части Одесской области ( в просторечии местных жителей именуемой «Бессарабией», так как до 1940 г. и в 1941-44 гг. эта территория входила в состав Молдовы), что Рада будет защищать интересы жителей этого региона перед властями Одесской области и Украины. Вполне «патриотично» смотрелись и слова «поддерживает территориальную целостность… Украины» - тем более в условиях войны, развязанной донбасскими сепаратистами при прямой поддержке РФ. Но одна фраза обнажила подлинные цели инициаторов создания «Народной Рады». Звучит она так: «В случае вступления Украины в НАТО мы оставляем за собой право на самоопределение Бессарабии». Вкупе с упоминанием о поддержке «внеблокового статуса» страны она раскрывает главную задачу авторов проекта «Народная Рада Бессарабии». Эта главная задача полностью соответствует официальной позиции России в регионе, неоднократно высказываемой ее высшими чиновниками – нельзя допустить, чтобы Украина стала членом НАТО, потому что в таком случае НАТО окружает Россию с запада почти полностью (если не считать Финляндии и Беларуси). Есть и еще одна причина, которую проговаривают куда реже: уход Украины в НАТО навсегда похоронит надежды «русского мира» во главе с Путиным на воссоздание СССР, ибо без Украины СССР невозможно себе представить. А кроме того, уйдет она в связке с Молдовой, где находится стратегический форпост России на Балканах – приднестровские районы нашей страны. Что уж и вовсе немыслимо допустить. Необходимо подчеркнуть, что происшедшее 6 апреля 2015 г. – далеко не первая попытка «поджечь» юго-западные районы Одесской области, а заодно и примыкающие к ним районы АТО Гагауз Ери. Уже в 1990 г. «политические силы юга Одесской области выразили поддержку совещанию глав Одесского, Николаевского и Херсонского областных советов, а также Верховного Совета Крыма. На этом совещании обсуждались проблемы юга Украины, в частности, вопрос федерализации южных областей». Летом того же года в Одессе была предпринята попытка основать движение за «Новороссию» (как видим, этот термин появляется после более чем столетнего перерыва уже тогда). Одновременно, в октябре 1990 г. сепаратисты южных районов Молдовы объявили о создании «Гагаузской республики», а некоторые высшие чиновники СССР заявляли тогдашнему молдавскому руководству во главе с М.Снегуром, что если оно вздумает «идти в Румынию», то на территории Молдовы появятся еще две сепаратистские республики. Эта угроза, как известно, была воплощена в жизнь. Но в то же время были осуществлены и другие, куда менее известные в Молдове, но от этого не менее опасные действия. Сначала 19 мая 1991 г. в Болграде состоялся первый съезд болгар СССР. Участники просили от властей превращения русскоязычных школ региона в болгароязычные, создания болгарского вуза, театра, издательства, библиотек, музеев, богослужения на болгарском, особых привилегий при переходе молдо-украинской границы, и даже двойное гражданство – украино- или молдо-болгарское. Правда, Украина и Болгария отказались от этой идеи. Вполне справедливые требования развития национальной культуры болгар уже через месяц сменились на политические. 17 июня 1991 г. Болградский райсовет выразил протест против осуждения Парламентом Румынии «Пакта Молотова-Риббентропа» и призвал бороться с любыми формами шовинизма и сепаратизма. Однако выразив протест и перечислив народы, проживающие в регионе (болгарский, русский, украинский, гагаузский), депутаты намеренно опустили при этом молдаван. В августе 1991 г. съезд партработников 9 районов региона потребовал прислушаться к голосу депутатов Подунавья. В сентябре 1991 г. в Татарбунарах состоялся съезд глав городских и районных советов региона, на котором обсуждался проект автономии по образцу требуемой гагаузами в соседней Молдове. Инициативу поддержали представители Килийского, Арцизского и Саратского районов, а также отдельные села Татарбунарского района. После съезда болгарский районный совет принял решение провести 1 декабря 1991 г. в районе референдум, на который выносился вопрос о создании Болградского национального округа. 82,8% избирателей проголосовало за создание округа, и только 11,8% – против. Но Верховная Рада запретила подобные решения местных властей, чем остановила процесс «расползания» регионов. Были приняты «Декларация прав национальностей Украины», Законы «О гражданстве украинцев» и «О государственной границе». Так временно удалось приглушить идею создания гагаузско-болгарской «Новороссии» в Одесской области, центром которой предполагался Болград. Осталась лишь «молдавская» часть сего проекта, районы с преимущественно гагаузским населением, получившие позднее, в 1994 г. статус автономно-территориального образования. Но проект остался и отказываться от него никто не собирался. Уже в 1992 г., с началом приднестровской войны, Общество Кирилла и Мефодия) предложило Украине, Молдове и Болгарии создать два болгарских округа: один на юге Одесской области с центром в Болграде, другой – на юге Молдовы с центром в Тараклии. Округам предполагалось предоставить статус свободных экономических зон, а границу между ними открыть. Предлагалось предоставить бессарабским болгарам двойное гражданство – украинско-болгарское или молдавско-болгарское, в зависимости от места проживания. Члены общества предлагали созвать международную координационную комиссию по вопросам болгар, создать на юге Одесской области болгарские культурные и учебные заведения и обеспечить ретрансляцию телепрограмм и радио из Болгарии в южные районы Одесской области и Молдовы. В ответ власти Украины ввели весной 1992 г. должность представителя Президента во всех областях и районах страны. В Молдове же планы устроителей сепаратизма сорвались из-за серьезных противоречий между болгарами и гагаузами. Тем не менее руководство Украины выполнило, в порядке компромисса, ряд требований болгарского меньшинства. В Болграде была открыта болгарская гимназия, в местах компактного проживания болгар постепенно вводится изучение болгарского языка и литературы, а также истории Болгарии, в том числе в Измаильском государственном гуманитарном университете. На болгарском выходит «Роден край», приложение к газете «Голос України». Областное радио вещает на русском и украинском, болгарском, гагаузском и молдавском/румынском языках. Существуют такие формы национально-территориальной автономии, как национальные районы, поселения, сельсоветы. Но проблема оставалась. Как констатировала русскоязычная пресса Болгарии еще в 2010 г. в болгароязычных населенных пунктах Молдовы продолжали муссироваться идеи изменения внутритерриториального устройства Молдовы, что на практике возродит «планы создания на Юге гагаузско-болгарского региона» с претензией на статус «гагаузско-болгарской автономии или республики в составе Республики Молдова». В Украине Верховной Радой Закона «Об основах государственной языковой политики» (5 июня 2012 г.), уже в августе русские и болгары Измаила обратились в городской совет с просьбой признать русский и болгарский языки региональными. Городской совет сделал русский региональным, а предложение болгар отказался даже зарегистрировать. В свою очередь, администрация Болградского района решила пойти проверенным путем, как в 1991 году, и высказалась за скорейшее проведение референдума по поводу предоставления болгарскому языку статуса второго регионального на территории Болградского района. Властям Украины кое-как удалось уладить и этот конфликт. Впрочем, через несколько лет к этой теме снова вернулись, под давлением извне. С началом войны в Донбассе весной 2014 г. российские официальные лица, и в первую очередь лично Президент РФ В.Путин, заговорили о «Новороссии», «воскресив» термин, казалось бы, «случайно» упомянутый, как мы видели, еще в 1990 г. На значительной части Юга и Востока Украины оживились сепаратистские, пророссийские группировки. Особенно они активизировались в одном из крупнейших городов страны, Одессе, где тоже стала муссироваться идея создания «Одесской народной республики» и ее вхождения в пророссийскую, разумеется, Новороссию. В южных районах Молдовы практически синхронно, 2 февраля 2014 г. происходит незаконный референдум, на котором подавляющее большинство населения региона голосует за «восточный вектор» развития Молдовы, за ориентацию на РФ, а значит, тогда еще будущую Новороссию. Почва для накала страстей была, таким образом создана и теперь оставалось ее лишь время от времени подогревать. Чтобы не разжигать страсти и новые призывы к сепаратизму, молдавские власти предпочли, объявив референдум антиконституционным, не применять масштабных силовых мер воздействия на жителей региона, ограничившись только преследованиями некоторых из зачинщиков этого «плебисцита». В Украине, где уже вспыхнуло пламя конфликта, и начались теракты и в самой Одессе, пришлось применить более суровые и жестокие меры. События 2 мая 2014 г. стали суровым уроком для местных сторонников сепаратизма, которые его спровоцировали. Затем последовали и другие репрессивные меры в отношении сепаратистов. Однако, так как в Одессе значительная часть населения поддерживает «российский вектор», то взрывы и другие теракты продолжались, о чем с упоением сообщали пророссийские СМИ. На этом фоне в юго-западной части Одесской области сохранялось относительное спокойствие. При том, что население этого региона настроено в основном также пророссийски, чему способствовала и крайняя запущенность (даже по сравнению с другими областями Украины) местной инфраструктуры и особенно дорог, здесь не было терактов и сохранялось затишье. Которое могло, как понимали все разбиравшиеся в ситуации в области, стать лишь затишьем перед бурей. Это понимали не только сторонники, но и противники Украины. Попытка создать «Народную Раду Бессарабии» есть не что иное, как преднамеренная провокация с целью возбудить страсти и здесь. Чтобы, пользуясь «пророссийским вектором» молдавских гагаузов, всколыхнуть гагаузов и болгар как части Одесской области, так и Молдовы, и создать давно лелеемое ими псевдообразование «гагаузско-болгарскую республику». Надо отдать должное оперативности сотрудников СБУ, которые в течение двух суток, 6-8 апреля 2015 г. арестовала около 30 зачинщиков этого незаконного действа. Исчез и «председатель Рады», лидер приднестровских украинцев, Д.Затуливетер, и в этом исчезновении сторонники сепаратистов обвинили СБУ. Несмотря на все вышеприведенные факты, некоторые политологи и аналитики наивно рассчитывают теперь всячески преуменьшить значение провалившейся попытки создания «Народной Рады». Так поступил в недавнем прошлом одесский, а ныне российский политолог и офицер госбезопасности Д.Соин, назвавший ее «грантовым проектом», и о Манифесте «Рады» отозвавшийся так: «более безобидного документа я не читал», «некому там восстание поднимать». Д.Соин вероятно, позабыл, что в ходе нашей личной встречи, состоявшейся в Одессе 12 июля 2014 г., он аргументированно пояснял автору этих строк, что за ситуацию в «Бессарабии» есть основания беспокоиться, так как инфраструктура там в ужасном состоянии, население очень недовольно и власти имеют здесь слабую опору, что действительно создает почву для более серьезных протестов. Поэтому в данном случае принять мнение Д.Соина всерьез просто невозможно. Впрочем, как мы уже упоминали ранее, не последнюю роль в таких его заявлениях играет место его нынешнего проживания. В нынешней России какие бы то ни было проукраинские высказывания будут восприняты крайне негативно (очень мягко выражаясь), тем более, если они исходят от офицера спецслужб. Крайне настораживающим обстоятельством, но уже для властей Молдовы, должно стать присутствие на заседании «Народной Рады» представителей нашей страны. В данном случае можно говорить о подтверждающемся участии в нем молдавского «православного политолога-социалиста» В.Букарского и приглашении участвовать в нем, адресованное лидеру «Патриотов Молдовы» М.Гарбузу. Заместитель Гарбуза по партии, С.Перчун, заявил на телепередаче, в которой участвовал и автор, что не станет ни подтверждать, ни опровергать участие своего шефа в этом незаконном мероприятии. Принимая во внимание, что не так давно, 5 июня 2014 г. тот же М.Гарбуз участвовал в другой «сходке», в Бельцах, с участием епископа Бельцкого и Фалештского Маркела, и об этой секретной встрече все ее участники даже теперь стараются не распространяться, нет оснований исключать участие Гарбуза и в заседании «Народной Рады». Это говорит о намерении пророссийских сил Молдовы установить самые тесные контакты с единомышленниками из Одесской области. Что может повлечь за собой, в случае, если Одессу удастся превратить в «плацдарм» для дальнейшего наступления на Молдову, подрыв внутриполитической, пусть и весьма относительной стабильности, и новый взрыв сепаратистских настроений как в «Бессарабии», так и в АТО Гагауз Ери, с последующим территориальным расколом нашей страны. На этом этапе активно «подключатся» и тираспольские сепаратисты. Нет поэтому никаких оснований легкомысленно считать «Народную Раду Бессарабии» «грантовым проектом» бесхарактерных, ничтожных людишек, которые ни на что не способны. Это очередная из многих попыток «раскачать» ситуацию вблизи молдавских границ, спровоцировать столкновения пророссийски настроенной части населения с антироссийской частью (а в этом регионе будут преобладать, безусловно, первые), и добиться превращения региона в «Донбасс-2», который легко захватит и южные районы Молдовы, а возможно, и не только южные. Напротив, следует относиться к «Народной Раде», как к серьезной угрозе национальной безопасности Молдовы, против которой необходимо принять комплекс защитных мер. Помимо необходимой разъяснительной работы, необходимо дискредитировать и политически изолировать те лица, которые в недалеком будущем могут стать почвой для антигосударственных протестов на юге. Необходимо постоянно работать над ситуацией в этом регионе Молдовы и вкладывать в него средства для подтягивания до уровня остальных районов, развивать там систему орошения, создавать широкие лесополосы, защищающие регион от ветров, и тем в довольно скором будущем способствовать изменению климата на более влажный, что позволит существенно повысить там урожайность сельхозкультур. Требуется постоянное стимулирование связей региона с Турцией и ознакомление жителей АТО Гагауз Ери с уровнем и образом жизни европейцев, стимулировать у них желание изучать европейскую культуру и взгляды на окружающий мир. Эти и многие другие меры позволят постепенно изменить в регионе баланс сил и сделать его более ориентированным на государственные интересы Молдовы, а не других стран (прежде всего России). А это – самое необходимое, если наша страна хочет видеть в своих гражданах прежде всего патриотов своей Родины, для которых Молдова – самое главная ценность их жизни.

 Руслан Шевченко, доктор истории

Комментариев нет:

Отправить комментарий