среда, 15 июля 2015 г.

Рогозин снова «подставил» Россию

Деятельность Дмитрия Рогозина, вице-премьера правительства России, курирующего «приднестровское урегулирование»,  не перестает удивлять. Уже одно то, что этот кремлевский чиновник публично признается в одной из своих книг в том, что участвовал в войне против Молдовы на стороне приднестровских сепаратистов, не может не обратить на себя внимание. Ибо с таким прошлым  ничего положительного в разрешение приднестровской проблемы он изначально внести не мог. Все, чем занимался Рогозин в этом направлении с марта 2012 г., когда был назначен на должность спецпредставителя Президента России по приднестровскому вопросу, как будто умышленно было направлено на то, чтобы сделать Молдову заклятым и непримиримым врагом России во веки веков. Нужно подчеркнуть, что многократные хамские заявления Д.Рогозина в адрес некоторых молдавских политических деятелей, открытая поддержка приднестровских сепаратистов, постоянные грубые выпады в адрес политики Молдавского государства в отношении своего левобережного региона, угрозы целой стране (в частности, в сентябре 2013 г. он пригрозил, что если Молдова подпишет Вильнюсские соглашения, то может остаться зимой без газа) и абсолютная пассивность при этом путинской администрации, не опровергающей эти его утверждения, показывает, что Рогозин выражает не только личную точку зрения, но мнение Путина и Ко. То есть высшего руководства России. Это не может не сказаться самым негативным образом на всем комплексе молдо-российских отношений.
            Правда, в последнее время Рогозину не очень везло в решении возложенной на него задачи. В мае 2014 года,  после очередных выпадов в адрес Украины, Румынии и Болгарии, которые могут не пропустить его самолет, следующий в Молдову, украинские власти нанесли ему показательный ответный удар: на обратном пути его не пропустили через Украину и самолет с Рогозиным был вынужден вернуться в Кишинев. Там на него свалилось новое унижение: молдавские спецслужбы обыскали его самолет, изъяли ряд различных документов, в том числе списки жителей Левобережья, подписавшихся под петицией к Путину с просьбой присоединить Приднестровье к России, а вдобавок, по уверениям самого Рогозина, отобрали даже его личные вещи. Возвращаться в Москву Рогозину пришлось обычным рейсовым самолетом и он не нашел ничего лучшего, как прокомментировать происшедшее новой глупой угрозой: в следующий раз он «прилетит сюда на бомбардировщике». После этой истории Рогозин надолго исчез из поля зрения и «ожил» лишь спустя несколько месяцев.
            Сейчас этот «дипломат» сделал новые политические заявления по Приднестровью, читая которые, трудно отделаться от мысли, что его подлинная задача – толкнуть Молдову как можно дальше в объятия ЕС и даже НАТО, вопреки российской официальной политике «русского мира», в который якобы входит Молдова. Новая «гениальная идея», с которой он выступил, сводится к тому, что приднестровскую молодежь, родившуюся после 1 января 1991 г., тоже надо наделить российским гражданством. Для этого надо будет изменить закон России о гражданстве. С этой же целью уже возобновлена работа выездного консульского пункта РФ в Тирасполе, который обменивает паспорта. Таким образом, по мнению Рогозина, число граждан России значительно увеличится, чтобы создать противовес обладателям гражданства других стран, и прежде всего Молдовы.
Однако нельзя не заметить, что его заявление сильно запоздало во времени. Если бы такое обещание прозвучало лет 20 назад, в первые годы существования сепаратистского анклава на Левобережье Днестра, оно бы вызвало бурю положительных эмоций и вал желающих немедленно обзавестись российским гражданством. Но с тех пор много воды утекло в Днестре, а еще больше изменились политические условия, в которых находится Приднестровье. В то время многие еще верили, что вот еще немного, еще совсем чуть-чуть, и Россия признает Приднестровье, а его жители станут полноправными гражданами России. Тому же способствовал и еще существовавший тогда промышленный потенциал региона, оставшийся с советских времен. Теперь этот потенциал в основном распродан и разграблен как российскими, так и левобережными жуликами всех мастей. Признания Приднестровья как не было, так и нет и не предвидится оно и в дальнейшем. А ситуация  в экономике стала все более устрашающей, потому что регион вступил в глубочайший кризис, предприятия останавливаются и закрываются, происходит спад производства и перспективы еще менее радужны – никакого «антикризисного» плана действий у региона нет, а ведь впереди еще отмена налоговых льгот со стороны ЕС на экспортируемую продукцию региона (с начала 2016 г.), в любой момент молдавские власти могут аннулировать лицензии на внешнеэкономическую деятельность любого приднестровского предприятия, что приведет его к краху. Никакой помощи от России по сути, в последнее время не оказывается. Даже обещанные тем же Рогозиным 100 млн.долларов для выплаты пенсий и зарплат еще в феврале-марте 2015 г. не поступили и неизвестно, если поступят вообще. Это прекрасно видят жители региона. В этой ситуации роль и значение российских паспортов значительно снижается, надобность в них уменьшается. Все больше людей стремится вообще бежать из региона куда подальше, и среди них растет число тех, кто уезжает на Запад. Поэтому идея Рогозина выглядит сегодня как во многом потерявшая свою былую актуальность.
Второе заявление Рогозина по приднестровской проблематике стало настоящим подарком для молдавских политиков, особенно прозападных. Он изрек, что «характер наших экономических и торговых отношений с Молдовой во многом будет зависеть от изменения их позиции в отношении российских миротворцев, ротации нашей военной группы, которая находится в Приднестровье». Смысл его очень прост: «хотите, чтобы молдо-российские торгово-экономические отношения развивались? Не трогайте ОГРВ. А ежели тронете, то они немедленно ухудшатся». То есть экономика прямо зависит от политики. Именно об этом многие годы твердила вся правая пресса нашей страны. Именно это было одним из главных тезисов молдавских политиков, критически относившихся к России. Именно это было одним из важнейших аргументов молдавских аналитиков, обосновывавших идею необходимости переориентации Молдовы от России на Запад.
Имея такой «подарок», да еще от целого вице-премьера российского Правительства, можно ли теперь сомневаться в том, что рассчитывать на улучшение отношений с Россией немыслимо? Ведь одной из главных задач внешней политики Молдовы было и будет восстановление ее территориальной целостности. То есть обязательное удаление ОГРВ из Приднестровья. Но, как признал Рогозин, как только Молдова посмеет всерьез поставить этот вопрос, отношения с Россией сразу же ухудшатся. Смешно после этого слушать утверждения некоторых молдавских политиков, призывающих к «ориентации на Россию». Нельзя ориентироваться на страну, которая угрожает испортить с тобой все отношения, если ты «посмеешь» посягнуть на собственные земли. А тем более глупо и позорно после этого всерьез говорить о каких-то серьезных «перспективах молдо-российских взаимоотношений». Ибо все эти перспективы в любой момент могут стать дорожной пылью. Тем паче в нынешние времена, когда Россия пытается рассуждать о некоем «русском мире». Лучше «подставить» Россию в глазах Молдовы было просто невозможно. Единственный выход после таких заявлений –  окончательно переориентироваться от России к Западу, улучшать отношения с ЕС, пусть поможет хотя бы он, благо экономические возможности ЕС намного больше российских.  Нельзя не поблагодарить лично  мистера  Рогозина за то, что теперь есть все основания сделать такой простой и абсолютно однозначный вывод.

                                               Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории





Комментариев нет:

Отправить комментарий