суббота, 8 января 2011 г.

Малоизвестные страницы молдавской истории

                        Малоизвестные страницы истории

            В наши дни мы часто узнаем о происшедших в разных районах мира катастрофах самолетов, повлекших за собой гибель десятков, а порой и сотен людей. Как принято считать, все они, к счастью, за исключением нескольких случаев в последние годы, не касаются молдавских граждан и по крайней мере, не произошли в Молдове. Поэтому мы воспринимаем случившееся как нечто постороннее. Но история молдавской гражданской авиации тоже была отмечена катастрофами, о которых мы почти ничего не знаем. Хоть они и не были значительными по числу жертв, но многие из них стали результатом людской глупости и беспечности.
            Собственно, с катастрофы  начался век послевоенной авиации в нашей стране. Как известно, Управление Гражданской Авиации МССР было создано 19 сентября 1944 г. Уже через три недели, в начале октября 1944 года, у пролетавшего над Дубэсарским районом самолета У-2, принадлежавшего к этому Управлению, неожиданно забарахлил мотор. Летчики не сумели верно сманеврировать и самолет рухнул прямо на один из сельских домов. Дом был разрушен, оба пилота погибли. По этому поводу было начато уголовное расследование, а Бюро ЦК на одном из своих заседаний обсудило вопрос о катастрофе самолета. В ходе следствия выяснилось, что главной причиной трагедии стала неопытность летчиков. 
            Еще более возмутительные случаи произошли в молдавском авиаотряде в начале 1960-х годов. В то время благодаря командиру авиаотряда И.Аввакумова и заместителя по политчасти А.Сергеева в отряде царила атмосфера вседозволенности, летчики часто пьянствовали и хулиганили (только за 1961 год – 23 хулиганства). На «алкогольной» почве ими было совершено 4 убийства. Так, летчик Михно на задании в Сороках 23 апреля 1961 года в пьяном виде убил ножом некоего Куликова прямо в местном Доме Культуры (за что был осужден на 15 лет). Начальник Тараклийского аэропорта И.Филатов привел, пользуясь отсутствием пилота, в самолет свою знакомую,  в нетрезвом виде сел за штурвал, взлетел, но, не имея навыков,  при посадке разбил машину. Оба получили увечья и долго лечились. Филатов был привлечен к уголовной ответственности. 10 декабря 1961 года в 11 утра авиатехник Бэлцкого аэропорта Н.Осокин, пьяный, посадил в самолет АН-2 тоже подвыпившего И.Андроника и 8-летнего И.Речинского. Целью Осокина было «покатать» своих гостей над Бэлць. Он завел мотор и долго летал с открытой дверью  над городом. При посадке Осокин задел телеграфные провода, самолет разбился и сгорел. Осокин и его пассажиры получили легкие травмы. Так как никакого разрешения на взлет он не получал, Осокин был арестован. При расследовании выяснилось, что он ранее работал в Новосибирском авиаотряде, где постоянно выпивал и регулярно получал взыскания, но успешно перевелся в Кишинев.
            Трагически закончилась «прогулка» в другом случае. Пилот С.Витюк вместо обработки полей Липканского района посадил в салон агронома. Вволю налетавшись, он решил посадить машину, но разбил самолет, агроном при этом погиб. Решением Бюро ЦК КПМ от 9 февраля 1962 года начальник авиаотряда И.Аввакумов, как еще не освоившийся на новой базе в Реваке, получил выговор, его заместитель А.Сергеев – строгий выговор с занесением в учетную карточку. Бюро ЦК потребовало в связи с этим подбирать высококвалифицированные кадры, партийной, комсомольской, профсоюзной организациям – улучшить культмассовую работу, заодно преобразовав местный партбюро в партком.
            Другим случаем, почти не освещавшимся в наших СМИ, была трагедия, происшедшая в феврале 1962 года с группой молдавских туристов в Закарпатской области Украины. 12 февраля две группы туристов из Молдовы прибыли на Ясинскую турбазу для восхождения на высшую точку украинских Карпат Говерлу (высота - 2061 метр). Первую группу возглавлял секретарь Ленинского райкома комсомола Кишинева Гордеев, вторую – Калганов (должность в документе отсутствует – авт.). Изучив путь по хребту и особенно лавиноопасные участки, группа Гордеева (17 человек), где были наиболее подготовленные туристы, пользуясь хорошей погодой, 13 февраля ушла в горы.  На другой день выйти в поход собралась и группа Калганова, проведшая лыжную подготовку. К тому времени руководство базы получило метеосводку, в которой содержалось предупреждение о приближающемся резком ухудшении погоды. Директор турбазы поэтому запретил Калганову и его заместителю Илиополу выходить со своей группой на  трассу, потребовав добираться до места только на машине. Старший инструктор ДСО «Молдова» Болобин, однако, разрешил Калганову и Илиополу выход «если будет хорошая погода». Скрыв запрет от членов группы, Калганов вывел ее на хребет. В тот же день 14 февраля обе группы встретились на приюте Казмещик и двинулись дальше. При них были спальные мешки, снаряжение, 5 аптечек, 5-дневный запас продуктов.
            В 16.00. погода резко ухудшилась, началась сильнейшая метель, сопровождавшаяся ураганным ветром. Из-за очень плохой видимости и слышимости группа растянулась на несколько километров. Калганов увел с собой наиболее подготовленных туристов в лес, где все они и переждали пургу. Помогать товарищам, попавшим в беду, он не стал и вскоре благополучно добрался с группой до Раховской базы. Илиопол бросил группу в 17 километрах от  Ясиновской базы, дошел до Рахова, но никому о том не сообщил.  Оставшиеся с трудом прошли склон хребта. Так как метель не прекращалась (впоследствии было установлено, что выпал слой снега толщиной в 4,5 метра), пришлось организовать т.н.холодную ночевку.
            После начала пурги турбаза направила телеграмму, где сообщала, что снимает с себя ответственность за уход группы, так как она ушла самовольно. Телеграмма была передана рано утром уборщице, которая потом вручила ее председателю ДСО «Молдова» Легасю. Однако тот никаких мер не предпринял.
Поскольку считалось, что это легкий маршрут, участников группы никто не инструктировал, не устраивал медосмотр и не проверял, в чем они выходят. Между тем часть девушек была в хлопчатобумажных костюмах, тонких чулках, осенней обуви и почти не умела ходить на лыжах. Замыкавшая поход группа Гордеева не приняла мер для спасения пострадавших. После ночевки в ужасающих условиях те, кто мог ходить, обнаружил утром 15 февраля опухшие, обмороженные тела участников группы. Некоторых, потерявшихся в ходе пурги, нашли позже. 6 участников были уже мертвы.  9 человек были сильно обморожены, позже, в больницах, 8 из них пришлось ампутировать конечности.  Еще одного обнаружили только поздней весной, когда сошел снег,  разбившимся насмерть при падении в ущелье.
Как выяснилось в ходе обсуждения происшедшего на заседании Бюро ЦК 20 марта 1962 года, полностью готовым к походу был лишь 1(!) человек. Присутствовавший на заседании председатель Молдсовпрофа С.Сидоренко пояснил, что ответственным за случившееся является федерация туризма, как организатор похода. От имени руководства группой основные объяснения давал Илиопол, по специальности слесарь тракторного завода. Он заявил, что после начала бурана стал считать присутствующих, щупая им руки и лицо, но нашел только 16, а потом ушел. Когда встал вопрос о наказании Илиопола, А. Диордица (председатель Совета Министров) и секретарь ЦК Д. Корнован высказались за строгий выговор. Другой секретарь ЦК, Е. Постовой подчеркнул, что нужно строго наказать; его поддержал И.Бодюл, пояснив, что ведь были человеческие жертвы.  
В результате было принято решение снять с работы со строгим выговором с занесением в учетную карточку председателя ДСО «Молдова» Легася и старшего инструктора ДСО Болобина, отстранить от должности секретаря Ленинского РК ЛКСМ Гордеева, а Илиополу объявить строгий выговор с занесением в учетную карточку.  Решено было в кратчайшие сроки окончить уголовное дело по факту случившегося. Совету Министров было поручено выделить средства Совету Союза Спортивных Обществ на розыск пострадавших. Названному Союзу, Молдсовпрофу и ЦК ЛКСМ было поручено проводить больше походов по местным маршрутам.
                                                           Руслан ШЕВЧЕНКО

2 комментария:

  1. здравствуйте Руслан
    пишу вам от имени Саши Цекало который в поиске криминальных дел 60-70 годов советской Молдавии
    ищем дела которые в последствии смогут стать основой для сериала
    будем рады любой помощи

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Unknown. Такие дел много, и не только 1960-70-х гг., которые почему-то считаются интересными, но и конца 1940-х - 1950-х, на миллионы еще сталинских рублей. Так что если есть необходимость, можно будет поискать.

      Удалить