Освобождение экс премьера Филата было инициировано президентом Додоном. Это был его ответ на угрозы деятелей блока ACUM организовать массовые протесты весной-летом 2020 года, так как это поставит Игоря Додона в сложное положение перед президентскими выборами – 2020, которые он рассчитывает выиграть. В условиях массовых протестов, у него сузится пространство для политического маневра, и он будет вынужден отвечать на многочисленные выпады своих политических оппонентов, вместо того, чтобы набирать очки у электората и показывать свою эффективность как руководителя. Это будет на руку только его главному оппоненту на выборах – Майе Санду. Чтобы не допустить раскручивания такого сценария, Игорь Додон, который еще при правительстве Санду «взял в свои руки» судебную систему и силовые органы (кроме МВД и ВСМ), решил сделать Санду шах, выпустив ее «политического отца» Владимира Филата. Теперь и Санду, и Нэстасе будут бояться, что еще скажет или сделает Филат, так как именно он знает о них больше, чем кто бы то ни было на молдавской политической сцене. Эти опасения немедленно стали реализовываться – Филат дал пресс-конференцию, а затем начал высказываться об оппонентах. Так что, Президент Додон достиг цели и создал для своих политических оппонентов источник постоянной головной боли, который может «утопить» Санду на президентских выборах, решающим образом подорвав и рейтинг всего ACUM. А то, что освобождение Филата сопровождалось явными процессуальными нарушениями, о которых говорят юристы, президента не волнует, так как в любом случае за это ответит стрелочник, а не он сам. Не пострадает от этого и авторитет ПСРМ.
Филат не станет катализатором «цветной революции» в Молдове, так как, во-первых, его репутация среди правых сильно подмочена непосредственной вовлеченностью в историю с хищением миллиарда. Это ощущается даже в рядах ЛДПМ, которой он когда-то руководил. Многие из его бывших подчиненных теперь не хотят поддерживать с ним прежние отношения, чтобы не компрометировать себя. Во-вторых, другие силы, которые могли бы устроить «цветную революцию» – ПДС Санду и Платформа ДА Нэстасе –относятся к Филату не лучшим образом. Там у него как много сторонников, считающих его «невинной жертвой Плахотнюка», так и много противников, для которых он скомпрометирован навсегда. Неприятен он, как мы уже отметили выше, и лидерам этих партий Санду с Нэстасе. В этих условиях даже попытки представить себя «невинной жертвой Плахотнюка» не дадут нужного результата и не помогут Филату возглавить протестное движение, если оно начнется. Ему еще немало времени придется пребывать в стороне от этих протестов и работать над отмыванием своего имиджа.
Владимир Филат действительно очень много знает обо всех фигурантах нынешней молдавской политической сцены. Но он понимает, что реально «взорвать» ее своими разоблачениями означает не только объединить всех – от Филипа и Додона до Нэстасе и Санду – против себя, но и своими руками создать себе новый тюремный срок, тем более, что на него есть и другие уголовные дела, в свое время не доведенные до конца. Понимая это, Филат, как человек осторожный и расчетливый, при всем его желании отомстить нынешним молдавским политикам, будет стараться по возможности вести себя осторожно, чтобы не провоцировать слишком много шума своими действиями. А его разоблачения, если они и последуют, будут носить половинчатый характер, чтобы окончательно себя не изолировать политически. В его ситуации и при его намерениях это будет, пожалуй, лучшим выходом из ситуации.
Руслан ШЕВЧЕНКО, политический аналитик, доктор истории
Комментариев нет:
Отправить комментарий