Чрезвычайное положение всегда было «козырной картой» Додона и Ко, рассчитывающих удержать власть. Оно вполне устраивало и продолжает устраивать и остальные, вроде бы не состоящие в коалиции с ПСРМ, партии, такие, как Платформа ДА, ДПМ и Про-Молдова, поскольку все они, в случае скорых досрочных выборов, в парламент почти наверняка не попадут. Но пока Додон оставался у реальной власти в стране, даже видя рост заболевших коронавирусом (ноябрь-декабрь 2020 г.), он эту тему не поднимал. Объяснял такое свое поведение внешне вполне логично: введение локдауна может нанести удар без того еле живой экономике и ввергнуть ее в новый кризис. Действительно, всем прекрасно памятны дни первого локдауна 17 марта-15 мая 2020 года и колоссальные убытки, которые понес от него молдавский бизнес.
четверг, 8 апреля 2021 г.
Народу Молдовы "товар" в Парламенте не нужен
Но как только 23 декабря 2020 года Додон передал власть М.Санду, и стало ясно, что даже образование парламентского большинства не позволит ему протащить через парламент свое правительство, ибо на стороне Санду – Конституционный суд и западные посольства, оказывающие сильное влияние на молдавскую политику, он ухватился за идею чрезвычайного положения, как спасательный круг, позволяющий удержать если не власть, то хотя бы влияние на нее, ибо все министры и послы назначены еще лично Додоном.
Руководство ПСРМ прикидывало и другие варианты, включая возможность принять новую «Декларацию о захваченном государстве», где в качестве захватчика выступал бы уже не Плахотнюк, а Конституционный суд, после чего судей вынудили бы подать в отставку, как в июне 2019 года. А тогда можно было бы отстранить и М.Санду.
По-видимому, западные посольства дали понять Додону, что такой вариант не приемлем. Сыграло свою роль в решении Додона и другое обстоятельство. С конца января 2021 года последовала новая вспышка заболеваний ковидом, и пропрезидентская ПДС начала декларировать немедленное введение локдауна, в случае своего прихода к власти. На этом фоне Додон счел для себя выигрышным выступить в роли «доброго следователя» и предложить более мягкий вариант того же локдауна – чрезвычайное положение. Этим он убивал сразу несколько зайцев. Во-первых, отсрочил выборы в парламент, которые, в случае их проведения в мае, как настаивала ПДС, могли привести к резкому падению популярности ПСРМ. Во-вторых, удовлетворил амбиции Платформы ДА, ДПМ и Про-Молдова, понимающих, что уход из парламента означает для них раствориться в политическом небытие. В-третьих, он неожиданно помог и ПДС, ведь если бы правительство И.Гросу было избрано и ввело локдаун, то его популярность покатилась бы вниз и потянула бы с собой и авторитет М.Санду. Кроме того, последние опросы внутри страны показывают, что рейтинг ПДС перестал расти и даже местами снижается. Это – опасный симптом, который мог бы сильно повлиять на позиции партии на выборах, даже при активности молдавских избирателей за границей. Так что, пребывание у власти еще «социалистического» правительства А.Чокоя выгодно и ПДС, ибо позволяет ей небезосновательно валить всю ответственность за происходящее в стране на людей Додона. То, что такая ситуация выгодна и ПДС, даже создало предпосылки для мнения о том, что между Додоном и Санду есть некий тайный сговор, с целью перенести выборы на более поздний срок.
Можно не сомневаться, что чрезвычайное положение – инструмент именно для удержания власти, это видно и по другим примерам. Соблюдается ЧП из рук вон плохо, за его реализацией власти не особенно следят. Хотя есть некоторое количество штрафов за нарушение режима, но в городе и в общественных местах полным-полно людей, не носящих маски. Свободно работают рынки, церкви, общественный транспорт, собирающие в день многие десятки тысяч людей.
Вдобавок, Додон свободно посещает посольство РМ в Москве, как в бытность свою президентом, выступает с различными предложениями относительно социальной политики государства, в частности, предлагает размеры индексации пенсий (и эти размеры потом утвердило парламентское большинство), даже просит Нацбанк выделить деньги из золотого запаса страны.
Такое положение вполне устраивает Додона, будучи формально не у власти, он продолжает сохранять влияние на эту власть. У него есть назначенное им же правительство, есть посольства, контролируемые тем же кабмином, есть председатель парламента З.Гречаная, второе лицо в его же партии. Сюда же входят подконтрольное парламентское большинство, при помощи которого можно принимать все нужные Додону решения, примар ключевого для экономики страны Кишинева, И.Чебан, сохраняющий преданность Додону. Мы уже не говорим про множество председателей районов и примаров сел, пришедших к руководству по спискам социалистов. Одновременно это показывает Додона человеком, который даже «в отставке» «продолжает заботиться о нуждах народа», а его преемницу М.Санду представляет в худшем свете: ведь она предложила проводить индексацию только один раз в год, видимо, хочет сэкономить на малоимущих. Более того, если тяжелая эпидемиологическая ситуация в стране сохранится, то ЧП можно и продлить на пару месяцев, а, значит, выборы состоятся вообще в самом конце года. И все это время у Додона продолжат оставаться в руках пусть и достаточно ограниченные, но, все же, реальные рычаги влияния на власть в стране, причем этих рычагов у него сегодня заметно больше, чем у Санду.
Казалось бы, что остается делать антидодоновской оппозиции в парламенте, которую сегодня по существу представляет только одна ПДС? Не ждать же у моря погоды и, тем более, досрочных выборов осенью либо в конце года. Однако у ПДС тоже много рычагов влияния на ситуацию, в том числе и совсем неожиданные. Во-первых, западные посольства неодобрительно относятся к идее проведения выборов осенью, так как это снижает шансы ПДС. С этим вынуждены считаться даже не согласные с таким поворотом событий Платформа ДА, ДПМ и Про-Молдова. Во-вторых, как предполагается, Конституционный суд на своем заседании 15 апреля будет склонен поддержать запрос М.Санду и констатирует наличие обстоятельств для роспуска парламента, несмотря на наличие парламентского большинства (т.е., вопреки другому своему решению, от 6.08.20). В-третьих, на руку ПДС оказывается даже эпидемиологическая ситуация в стране. В последнюю неделю число заболевших ощутимо снизилось, и если такая тенденция сохранится к 15 апреля, то у суда также будет аргумент в пользу аннулирования решения парламента о введении чрезвычайного положения, мешающего проведению выборов. В случае принятия КС положительного решения по запросу Санду, а также возможной отмены ЧП, досрочные выборы в конце весны или в начале лета станут реальностью.
Правда, это не значит, что парламент «очистится», как вещают сторонники ПДС. Ведь на смену ушедшим могут прийти представители «Нашей партии», её лидер Р.Усатый, имеющий уголовные дела в РФ, да и ПСРМ с Партией Шор будут присутствовать в новом созыве законодательного органа. Тем не менее, ситуация существенно изменится, и у ПДС, при помощи молдавской диаспоры, будет шанс получить даже более 50 мандатов. Так что, этой партии будет, за что бороться до и после 15 апреля, когда Конституционный Суд РМ огласит свой вердикт.
Руслан ШЕВЧЕНКО, политический аналитик, доктор истории
https://kommersantinfo.com/6845/narodu-moldovy-tovar-v-parlamente-ne-nuzhen.html?fbclid=IwAR3d-jXg9vOIig49Kb0QCUjrcLki_UxxsNRINBw6KQDCw1jxbXFWrSIchJo
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий