понедельник, 12 июля 2021 г.

Итоги парламентских выборов 11 июля 2021 г. в Молдове

  Итоги парламентских выборов в Молдове оказались достаточно предсказуемыми. Единственной интригой на них был вопрос, сможет ли пропрезидентская ПДС получить 51 мандат и единолично формировать органы власти в Молдове. На этот вопрос был получен однозначный ответ – «да». 52,80% голосовавших дали ПДС 63 мандата и возможность четырехлетнего правления без всяких коалиций и ненужных ей союзников, типа Платформы ДА, а тем более ПСРМ. Левые силы представлены в Парламенте блоком ПСРМ-ПКРМ. Ориентировочно этот блок должен был получить 25-30% голосов избирателей. Так и получилось. С результатом 27,80% социалисты и коммунисты обрели 32 мандата и возможность спокойного пребывания в Парламенте до лета 2025 г. Наконец, третья партия, также прошедшая в Парламент (5,74% - 6 мандатов) – это Партия «Шор», названная в честь своего лидера, который, несмотря на то, что не может прибыть в Молдову ввиду уголовного дела, идет в списке партии под №1.

Остальные партии, что тоже ожидаемо, не смогли пройти проходной барьер в 5%, хотя по некоторым из опросов попадали в Парламент. Это блок Р.Усатого (4,10%), Платформа ДА (2,33%), ДПМ (1,81%), PACE Г.Кавкалюка (1,28%), «Гражданский конгресс» М.Ткачука (0,77%), унионистский блок AUR (0,49%) и т.д.
Главной выигравшей стороной, которой теперь принадлежит вся власть в Молдове, стала Партия Действия и Солидарности И.Гросу, прочно ассоциирующаяся с именем своей создательницы М.Санду. Впервые правая партия в Молдове получила столько голосов, в основном под залог обещаний М.Санду беспощадно бороться с коррупцией и ее же имиджа «бессребреницы». Партия дала избирателям множество сложно исполнимых обязательств, которые, в силу профессиональной некомпетентности и отсутствия опыта работы в госаппарате большей части руководства этой партии, останутся в лучшем случае на бумаге (в виде принятых, но не работающих законов), а в худшем – в виде текста на предвыборных листовках.
Сложно представить себе, например, как ПДС будет обеспечивать «правосудие, порядок и дисциплину», когда в ее рядах оказалось, как показала предвыборная кампания, столько лиц, имеющих проблемы с законом, причем никого из них ПДС из своих рядов не исключила и не передала опубликованные на них сведения органам правопорядка для проведения необходимых следственных действий.
Повышение средней зарплаты до 15 000 лей к 2025 г. вполне возможно, но так как мы ни разу в ходе предвыборной кампании не слышали от ПДС, как она собирается при этом регулировать естественный рост цен, можно с почти 100%-ной уверенностью сказать, что цены вырастут при этом настолько, что даже такой зарплаты не хватит для нормальной жизни в нашей стране. То же самое, в еще большей мере, касается пенсионеров, коим ПДС обещает повысить пенсию всего-навсего до 2000 лей (а какими будут к 2025 г. цены, ПДС не говорит ничего). Снижение налога на зарплату и небольшой рост пособий для детей из социально уязвимых семей мало скажутся при этом на реальном уровне жизни наших сограждан.
2 млрд.лей ежегодно на проекты по модернизации сел на первый взгляд неплохо, но дело в том, что за их расходованием нужен жесточайший контроль, иначе они тут же будут разворованы примарами, местными советами и их приближенными, а остальным достанется просто дырка от бублика. Однако об этом программа умалчивает.
Сближение с США, ЕС, Румынией, Украиной и другими странами – безусловно, очень важно в той ситуации, в которой находится наша страна, тем более, что США и ЕС – главные кредиторы Молдовы. Но и это обещание сводится на нет мутным заявлением «предпримем необходимые шаги для европейской интеграции». Таких обещаний за последние 12 лет мы уже наелись досыта, и пора бы разъяснять согражданам, что конкретно предполагает эта фраза. Но этого составители программы не сделали. Из чего можно предположить, что «шаги по евроинтеграции» будут в первую очередь включать выпрашивание кредитов, для их разворовывания, да бесконечные поездки в ЕС с рассказами о том, какие очередные «прорывные» законы принял наш Парламент и как «фантастически» изменилась наша жизнь в результате (а на деле – ничего, кроме одобренного клочка бумаги).
В этих условиях слабо верится в то, что будут на практике реализована большая часть из намеченных инвестиционных проектов (как-то: строительство 3000 км сетей водоснабжения, строительство 2 современных региональных больниц (всего 2?), реабилитация и ремонт в общей сложности 5800 км национальных и сельских дорог), ремонт и установка освещения на 10 000 км улиц, ремонт не менее 500 детсадов, ремонт или строительство 9 очистных сооружений, развитие современного транспорта в городах, в частности, в Кишиневе, строительство современных мусорохранилищ, восстановление Национальной Филармонии, капитальный ремонт гидротехнического узла Костешть-Стынка и т.д.). На все это нужны громадные средства, которых нет. А те, которые появятся, учитывая молдавскую коррупционную систему, в основном опять-таки будут разворованы. Сменится только цвет кульков воров, которых ПДС в обиду, за редкими исключениями, в показушных целях, ни при каких обстоятельствах не даст.
Не меньше вопросов порождает и другая программа ПДС – «Первые 10 законов во имя созидания».
Действительно, можно принять закон о повышении минимальной пенсии за счет госбюджета. Можно, при желании, найти деньги для этого. Но при этом еще надо сделать так, чтобы пенсионеры почувствовали это повышение, т.е.чтобы пенсия росла быстрее цен. Но этого, как мы уже упомянули выше, ПДС делать не собирается.
Обещание «прекратить злоупотребления в отношении предпринимателей» тоже надо читать «по-молдавски»: это значит прекратить злоупотребления в отношении предпринимателей от ПДС и тех, кто с ними связан. Всех остальных это обещание не касается.
Принятие закона о репатриации – в основном проект мертворожденный. Потому что для того, чтобы наши гастарбайтеры пожелали репатриировать свои капиталы и имущество обратно в Молдову, они должны увидеть реальное улучшение жизни в Молдове. Но представленная программа никак не обеспечивает такое повышение уровня жизни, и все кончится тем, что даже те немногие гастарбайтеры, которые сегодня будут обмануты этим законом, очень скоро об этом пожалеют.
Конфискация имущества чиновников и высокопоставленных лиц, которые не могут доказать его легальное происхождение, тоже в основном пыль в глаза избирателям. Есть множество госчиновников, связанных со всеми крупными партиями, включая и саму ПДС, у которых есть такое нелегальное имущество. Однако до сих пор ПДС не инициировала ни одно такое расследование, хотя определенные рычаги для этого у нее были и ранее (СИБ, часть судов). Скорее всего, дело сведется снова к показательным поркам в отношении функционеров, оставшихся от прежних правлений (и то далеко не всех), после чего начнется обратный процесс: эти функционеры подадут сначала в национальные, а затем и в международный суд, с требованием вернуть конфискованное, с перечислением нарушений. Почти наверняка будет множество случаев, когда им это удастся, ввиду того, что деятели ПДС хорошо научились давать широковещательные обещания, но имеют слабый опыт практической работы в госаппарате, без чего их реализация невозможна.
Лишение депутатской неприкосновенности за коррупционные действия – тоже хорошая идея, но опять-таки, факты таких коррупционных действий надо будет доказывать. А доказывать в ПДС умеют слабо. Они привыкли главным образом махать кулаками и угрожать. Так что и этот закон, когда, как мы надеемся, все же будет принят, мало изменит ситуацию.
Еще более показушный характер носит обещание ввести внешнюю аттестацию прокуроров и судей. Мы уже не говорим о том, что этот пункт программы вызвал коллективное возмущение и прокуроров, и судей, причем не только молдавских, но и румынских. Бог с ним, с возмущением. Важнее другое: КТО и КАК будет проводить эту аттестацию и на основании каких документов. Потому что законы молдавского политического класса в этом случае предусматривают простейшие и привычные для него действия: раз будут проверять, значит, все возможные документы надо либо спрятать, либо уничтожить. А самых въедливых «оценщиков» чем-то купить или скомпрометировать: деньгами, пьянками (и особенно болтовней во время этих пьянок, ведь спиртное хорошо развязывает языки), женщинами, наркотиками, домами, земельными участками и т.д. И пусть «оценивают» себе на здоровье, все равно избавятся в результате не от тех, кого на самом деле надо выгнать (большую часть всех прокуроров и судей), а только тех, кого подставят их же коллеги. Вот и вся «внешняя оценка».
Другое обещание «пресечение захвата стратегически важных предприятий сомнительными структурами внутри страны и за рубежом» вполне очевидно: все эти предприятия должны перейти только в руки людей ПДС. А они уж точно не могут быть «сомнительными структурами». Ну разве что интерес проявят какие-либо структуры Запада, им можно, они не сомнительные.
Еще один показушный закон: принятие закона о создании национального фонда по покрытию финансовых расходов примарий на реализацию проектов за счет внешних средств. Финансовые расходы будут покрываться только тем примариям, где сидят «хорошие люди», т.е. из ПДС. А чужим останутся крохи.
Вот обещание повысить ответственность руководства автономных государственных органов и находящихся под контролем Парламента действительно вполне реализуемо и будет осуществлено. С одним «но». Так как все эти структуры возглавят только люди из ПДС, то отчитываться они в первую очередь будут перед руководством своей партии, а не народом.
Запрет капитального строительства в зеленых зонах и на территориях, прилегающих к историческим памятникам опять-таки будет иметь двойное дно: он будет касаться только тех строительных компаний или частных лиц, которые не будут связаны с ПДС. Применительно к предпринимателям-членам ПДС он работать практически не будет.
Почти единственное, чего ПДС не смогла добиться даже в этой ситуации – так это конституционного большинства: у нее оказалось «всего» 63 мандата из 67-68. Таким образом, вносить какие-либо изменения в Конституцию, в частности, изменить название государственного языка страны, как это не раз обещала Санду, ПДС, в отличие от ПКРМ образца 2001 г., не сможет.
Остальные партии, попавшие в Парламент – ПСРМ/ПКРМ и Партия Шор, ввиду общеизвестной недоговороспособности М.Санду, не будут в новом Парламенте играть никакой заметной роли, исполняя только функции статистов, с правом иногда подавать протестующий голос, когда что-то им не понравится, но без права чего-то добиться. Обращать на них какое-то внимание ПДС не будет, зато постарается временами снимать с некоторых из них парламентский иммунитет для острастки, чтобы утихомирить особо ретивых.
Результаты, достигнутые ПСРМ-ПКРМ, не должны никого удивлять. Они следствие потери власти Додоном, его безумного самолюбования «у власти», болезненную реакцию на потерю этой самой власти, бесконечные упования на Россию, игнорирование и третирование ЕС и Румынии, борьбу с влиянием Запада, ЕС, НАТО, и в то же время продолжение тесных контактов с этими структурами. Даже Воронин на этом устарелом фоне смотрелся чуть более современно, наряду с запугиванием «танками НАТО» и «смуглыми детьми», все же призвав включить евроинтеграцию в Конституцию. Они результат истории с кульком, полученным Додоном от Плахотнюка, которая его колоссально скомпрометировала. Они следствие многочисленных обманов населения, сделанных Додоном у власти. Например, простое обещание дважды в год повышать пенсии (по 5% каждый раз) было исполнено абсолютно жульническим образом – так, что оба повышения в сумме составили всего 5%, вместо предполагаемых 10%. Они результат обмана даже своих избирателей – ведь никакой «борьбы за историю Молдовы» Додон не вел, и даже закрыл единственное учреждение, которое в теории хоть как-то могло бы эту борьбу вести. И так далее. Поэтому, видя очевидное снижение рейтинга ПСРМ и Додона, кремлевские кураторы решили сбить в кучу Додона и Воронина, сломав их вполне очевидную глубокую неприязнь между ними, и заставить их считать друг друга союзниками. Это добавило левым несколько процентов, но ситуацию существенно не изменило. Вместо «60% левого электората», о котором твердили левые пропагандисты, теперь, по итогам выборов 11 июля, у этого электората осталось только 32 мандата, да еще 6 «условно левых» (так как Шор в любой момент может заключить соглашение не то, что с Санду, но хоть с чертом, только бы это позволило ему вернуться в Молдову и заниматься здесь своим бизнесом). Теперь ПСРМ и ее последним ставленникам во власти (ибо нынешний кабинет был назначен еще Додоном) остается еще несколько недель до рассмотрения судами всех послевыборных претензий партий, утверждения итогов голосования Конституционным судом и вручения мандатов новым депутатам. А уже после 11 августа Парламент сможет приступить к работе. ПДС займется исполнением своих обещаний – как сумеет и где сможет, а ПСРМ/ПКРМ и Шор будут в оппозиции безмятежно критиковать ее действия, благо свое будущее они себе уже обеспечили.
Столь же очевидны проценты, набранные Шором. Почти по всем опросам он проходил в Парламент, где набирал свои 5-7%. У него остался свой электорат, хотя неожиданно для себя он проиграл выборы в Орхее (и этим объясняется его недовольство итогами выборов), и он позволяет Шору проводить свою партию в Парламент. Его личное соучастие в краже миллиарда, которое он сам уже даже не скрывает, скрашивается для его электората развитием местной инфраструктуры (ремонт дорог, канализации, уличного освещения и т.д.), чего по сравнению с Шором не делают в таком объеме никакая иная парламентская и непарламентская партия. В этом секрет его скромного, но стабильного успеха, поколебать который другим партиям удастся, только если они начнут делать то же самое на подконтрольных им территориях. Это было замечено и ПДС, которая включила это обстоятельство, как мы видели, в свою программу. Будет ли это сделано и как – покажет время.
Вполне оправдались наши ожидания и в отношении «блока Ренато Усатый», который НП неизвестно зачем создала с «Patria-Родина». По большинству опросов Усатый не брал даже и 5%, и еще больше осложнил себе задачу, создав электоральный блок. Он рассчитывал, что ему удастся повторить свой успех ноября 2020 г., но Усатый и его партия потерпели сокрушительное поражение. Они не только не собрали не то что 7% для блока, но даже и 5%, а вдобавок еще впервые за последние 6 лет проиграли и свою «столицу» - Бэлць, где НП раз за разом выигрывал многие годы все выборы. Под воздействием происшедшего Р.Усатый добровольно объявил об уходе с поста примара Бэлць, лидера НП и из политики вообще. Если после отпуска, который он взял, мнение Усатого не переменится, то Наша партия очень скоро развалится и навсегда исчезнет с молдавской политической сцены.
Также ожидаемыми выглядят и результаты Платформы ДА и ее еще совсем недавнего заклятого врага – ДПМ. Потеряв смысл существования, который для Платформы заключался в присутствии в Молдове Плахотнюка, с которым можно было бороться, и бесславно потеряв 5 месяцев в кабинете М.Санду (июнь-ноябрь 2019 г.), Платформа ДА стала быстро терять электорат и так и не сумела мобилизовать своих прежних сторонников хотя бы ссылками на прошлые успехи в борьбе с Плахотнюком. Теперь у этой партии, где уже давно зреет смена лидера, незавидное будущее – ее ячейки в ближайшие годы, если Платформа не найдет сильного лидера вместо Нэстасе, растворятся в рядах других партий, прежде всего ПДС, куда перебегут все ее активисты и просто лизоблюды.
То же самое можно сказать и о ДПМ. После бегства В.Плахотнюка П.Филип сделал роковую для партии ошибку, войдя якобы в интересах недовольной партийной элиты, оставшейся без рычагов влияния в коалицию с ПСРМ. После этого партия стала стремительно «сыпаться», но, несмотря на многочисленные и продолжавшиеся даже в ходе предвыборной кампании выходы из ДПМ, П.Филип по-прежнему не желал делать выводы из ошибок. Следствием этого стала катастрофа 11 июля 2021 г. Если ДПМ не сменит лидера, ее явно постигнет в недалеком будущем судьба той же Платформы ДА и НП.
В прошлом полковнику полиции, а ныне начинающему партийному лидеру Г.Кавкалюку удалось сходу взять в не самых благоприятных условиях 1,28%. Это немало, учитывая, что весь правый фланг, где он действует, занят ПДС и Платформой ДА. Претендующий (и не без оснований) на лавры главного «разоблачителя» молдавской политики вместо Р.Усатого, Кавкалюк благодаря своим тесным связям в полиции сумел выбить несколько довольно значимых фигур в разных партиях, прежде всего в ПДС. Правда, выбить и Д.Алайбу своими угрозами Кавкалюк не смог – то ли Алайба пожаловался Санду и Кавкалюка чем-то припугнули, то ли на Кавкалюка в конце концов ПДС нашла какой-то компромат, но больше он Алайбу не трогал. Вдобавок под конец гонки Кавкалюк непонятно зачем решил выставить себя жертвой, отправившись на встречу с электоратом в РФ, хотя знал, что ему запрещен въезд в эту страну (что очень скоро стало известно). Особых лавров эта история ему явно не принесла.
Вполне оправдался прогноз и относительно «Гражданского конгресса» М.Ткачука. Последнего мы называли мелким спойлером даже в соцсетях. Сам он и его покровители в Москве так не считали и пытались гневно протестовать, дескать, это все грязный поклеп на такого популярного «народного лидера» и «трибуна». Однако «молдавский Че Гевара» потерпел сокрушительное поражение, получив всего 0,77% голосов избирателей, чем подтвердил данное ему определение мелкого спойлера. Так оно, как теперь увидели все, и в том числе в РФ, и есть на самом деле.
В неурочное время вышел на сцену блок AUR. В былые времена некоторые его составляющие, в частности, ЛП, от которой в него вошел Д.Киртоакэ, брали до 10% голосов избирателей. Но теперь все по-другому. Правый электорат не хотел дробиться между разными партиями и сделал ставку в основном на одну политическую силу – ПДС. Поэтому AUR потерпел еще более унизительное поражение, хотя и опирался на помощь своего румынского начальства (0,49%). В утешение AUR, Партии Развития и Консолидации Молдовы И.Кику (0,43%) и Партии Перемен Ш.Глигора (0,17%), которая так и не сумела сыграть роль спойлера в отношении Платформы ДА скажем, что когда популярность ПДС пойдет вниз (а отсчет этого начался уже сегодня, 12 июля), интерес к ним начнет возрастать. И там уже все будет зависеть от того, кто окажется удачливее и дальновиднее в молдавской политике.
Теперь в истории политической борьбы в нашей стране начался новый этап. Пришедшая к власти ПДС постарается в ближайшее время спровоцировать досрочные выборы в Кишиневе, чтобы забрать у своего главного политического противника – ПСРМ – ключевую в финансовом отношении столицу. Бэлць Р.Усатый отдает по существу, сам. Воспользовавшись явным ослаблением позиций ПСРМ, ПДС будет стараться ломать их партийные структуры и компрометировать местных лидеров, а по возможности, привлекать к уголовной и прочей ответственности, чтобы они порвали с партией. Одновременно уже в августе-сентябре ПДС постарается принять основную часть из обещанных ею в программе законов и показать, что партия реально исполняет заложенное в программе (например, очищает полицию и судебную систему). Но так как эта партия не умеет и не хочет договариваться, как не обладает и должным опытом административной работы – то в не самой отдаленной перспективе, когда обещанные реформы окажутся на деле в основном пустым звуком, против нее начнет постепенно складываться правый фронт. Правые, забывая о своих обидах, начнут объединяться против ПДС, не желающей ничем делиться. И тогда множество компромата, сброшенного избирателям на ПДС социалистами, покажется ничтожной мелочью, а ситуация в обществе, в очередной раз обманутом правящей партией, начнет быстро и неуклонно обостряться. Но не будем предвосхищать события: в недалеком будущем это станет понятно растущему количеству людей.
Руслан ШЕВЧЕНКО, политический аналитик, доктор истории

Комментариев нет:

Отправить комментарий