Интервью Vzglyad.az c заместителем директора Института эффективной политики (Молдова), политическим аналитиком, доктором исторических наук Русланом Шевченко.
- Российско-молдавские отношения стали остывать после того, как в результате досрочных парламентских выборов в июле этого года власть в Молдове взяла прозападный президент Майя Санду и созданная ею партия "Действие и солидарность". Между Россией и Молдовой состоялся первый после смены власти в Кишиневе полноценный политический контакт на уровне глав МИД - Сергей Лавров встретил Нику Попеску 17 ноября 2021 года в Москве. Что изменилось после встречи глав МИД Молдовы и России? Есть ли перспективные точки взаимовыгодного и прагматичного сотрудничества между странами?
- Кое-что изменилось. Стороны обменялись мнениями, прощупали позиции друг друга, увидели, кто на какие уступки готов идти, а на какие – нет. Например, РФ не готова идти ни на какие уступки в вопросе отказа от своих интересов в Приднестровье. Но, в свою очередь Молдова тоже не готова идти ни на какие уступки в вопросе вывода войск из того же Приднестровья, и в этом ее поддерживает Запад. РФ хотела бы продолжения и углубления сотрудничества в рамках СНГ или даже ЕАЭС, но этого Молдова не хочет и только с трудом соглашается пока оставаться членом СНГ. Темой будущих контактов станет, разумеется, также газовый вопрос, так как контракт по газу между Молдовой и РФ до сих пор не заключен.
До мая 2022 г. действует только временное соглашение на период подготовки этого контракта, и то подвергаемое угрозе разрыва ввиду опасности отключения Молдовы от газа за неуплату. Правда, в данном случае РФ во многом блефует, так как газ поступает через Украину и Приднестровье. Не поставить газ – означает оставить без него Приднестровье, но тогда крупный российский бизнес, имеющий в этом молдавском регионе немалые бизнес-интересы, понесет серьезные убытки ввиду отключения промышленных предприятий. Правда, Газпром добился того, что внедрение 3-го энергопакета, на котором настаивал ЕС, чтобы ослабить влияние Газпрома в Молдове, отложено на несколько лет. Но только отложено, а не отменено. Стороны также не смогли договориться и о возможном визите Президента М.Санду в Москву, на котором особенно настаивали пророссийские силы в Молдове.
Но молдавское руководство хорошо понимает, что нет никакого смысла ехать в Москву, чтобы встречаться там с функционерами ранга «куратора» Молдовы Д.Козака. Так унижать страну мог себе позволить только Додон. Для Санду же ехать в Москву, не имея гарантий встречи с Путиным, бессмысленно. В целом число точек взаимовыгодного и прагматичного сотрудничества Молдовы и РФ постепенно сокращается, ввиду медленной, но неуклонной переориентации Молдовы на Запад. Объемы торговли Молдовы с ЕС уже давно превзошли объемы торговли с РФ и странами СНГ и в обратную сторону уже не качнутся. Тема гастарбайтеров тоже вспоминается сторонами лишь иногда. Негативную роль в российско-молдавских отношениях играют и попытки РФ постоянно политизировать наши связи, апеллировать к советскому прошлому и внедрять политические аспекты даже в чисто коммерческие вопросы, как тот же вопрос с подписанием «газового» контракта (об этом рассказал даже председатель Еврокомиссии Ж.Боррель). Так что связи с РФ и странами СНГ пока продиктовываются в основном тем, что цены на продукцию в рамках СНГ пока выгоднее, чем на европейских рынках.
- Когда пост президента Молдовы занимал Игорь Додон (2016–2020 годы), Кишинев получил статус наблюдателя в ЕАЭС. Прозападные политические силы, включая партию Майи Санду, уже тогда оспаривали это решение. Теперь Молдова отозвала своего представителя при Евразийской экономической комиссии, а в октябре Санду отказалась участвовать в саммите стран-членов ЕАЭС. Каковы дальнейшие намерения Санду в отношении ЕАЭС? Что будет дальше? Что будет со статусом наблюдателя в ЕАЭС?
- Ничего не будет. ЕАЭС не представляет никакого интереса для Санду и ее ПДС. В окружении Санду ЕАЭС считают чисто додоновским проектом, в который Додон втянул Молдову только для того, чтобы доказать РФ свою преданность. Но для хотя бы на словах проевропейской власти, как власть ПДС, такое неприемлемо. Поэтому ЕАЭС почти наверняка перестанет существовать в планах молдавских политиков даже на уровне терминов, которыми они пользуются.
- Согласно молдавской Конституции, Молдова обладает нейтральным статусом, и Россия хотела бы, чтобы Молдова соблюдала этот нейтральный статус, избегая участия в антироссийских решениях Запада. Как вы думаете, смогут ли молдавские власти сохранить нейтральный статус? Как они вообще справляются с этой задачей?
- Здесь следует подчеркнуть, что нейтральный статус Молдовы, хотя он и закреплен в Конституции, на практике является чисто формальным. По-другому и не может быть до тех пор, пока на территории восточных районов нашей страны находятся российские войска. О каком нейтралитете можно говорить, когда на твоей земле находятся иностранные солдаты? Именно это – один из аргументов, почему власти Молдовы постепенно развивают, в рамках Индивидуального плана по сотрудничеству, отношения с НАТО. И так будет и в дальнейшем, однако это не означает, что Молдова в ближайшие, по крайней мере, 15-20 лет вступит в этот военный блок. Таких планов у молдавского руководства нет и в Молдове прекрасно известно, что аналогичных планов нет и в самом НАТО. Так что этот «формальный нейтралитет» сохранится и на последующий период времени.
Что же касается желания РФ, чтобы Молдова не участвовала в антироссийских решениях Запада – то для этого самой РФ надо было бы немало постараться, чтобы привлечь на свою сторону Молдову. Не только примитивно поддерживая ориентированные на Москву силы (это уже методы прошлого), но и развивая здесь различные проекты (образовательные, культурные и прочие), которые бы были привлекательны не только для русскоязычного, но и румыноязычного населения Молдовы, отказываясь от попыток односторонней поддержки сепаратистов Приднестровья и в максимальной мере учитывая интересы законных властей страны. Но пока РФ предпочитает действовать прямо наоборот, открыто отталкивая от себя Молдову. Так что «участие в антироссийских решениях Запада» власти Молдовы будут осуществлять и дальше и главную ответственность за это будут всегда нести российские власти.
- Бывший президент Молдовы Игорь Додон обрушился с критикой в адрес нынешней власти его страны из-за поддержки «Крымской платформы», что, по его мнению, не способствует налаживанию нормальных взаимоотношений с Россией. Молдова идет на сближение с Западом, отказываясь от отношений с Россией?
- В данном случае экс-Президент Додон просто повторил тезисы российской пропаганды, широко тиражируемые молдавскими левыми. Но они ни в какой мере не соответствуют действительности. Например, армянский премьер Н.Пашинян и его окружение неоднократно именовались и продолжают называться в РФ людьми Сороса, «прихвостнями Запада» и т.д. за их довольно резкие суждения о РФ и ее политике. Однако именно Пашиняну РФ обеспечила цену всего в 165 долларов за газ (для сравнения – Молдова теперь платит 450 долларов). Другой пример – премьер Венгрии В.Орбан. Последний пошел еще дальше, он даже участвовал в работе той самой Крымской платформы, однако добился цены в 325 долларов. И что-то никто среди наших политиков «левой волны» про эти примеры не вспоминает. Вероятно, потому, что на взаимоотношения с РФ все эти факты не повлияли - ни для Армении, ни для Венгрии.
Что касается «сближения с Западом, отказываясь от отношений с Россией» - то здесь правда только отчасти. Действительно, главной внешнеполитической целью Молдовы была еще при Воронине, в 2002 г., объявлена евроинтеграция. С тех пор все молдавские власти неуклонно этому следуют, а в 2013 г. подписали и Соглашение об Ассоциации с ЕС, которое ускорило процесс евроинтеграции. Но, как мы уже отметили выше, РФ сама приложила руку к тому, чтобы Молдова постепенно отказывалась от отношений с нею. Это и поддержка приднестровского сепаратизма, и политические угрозы российского руководства, и экономические санкции (блокирование молдавского винного и сельскохозяйственного экспорта), связанные снова с политическими причинами (желанием заставить Молдову дать самостоятельность Тирасполю и отказаться от соглашения об Ассоциации с ЕС). Так что эта фраза скорее должна быть адресована российским властям, но никак не молдавским.
- В Молдову прибыла с рабочим визитом генеральный секретарь Совета Европы Мария Пейчинович-Бурич. Об этом 21 ноября сообщила администрация президента Майи Санду. Пейчинович-Бурич пробудет в Молдове до 23 ноября. Также у нее запланированы встречи с другими высокопоставленными чиновниками. Каковы причины визита генсека СЕ в Молдову?
- Основных тем для визита М.Пейчинович-Бурич в Молдову было несколько. Это, во-первых, узнать побольше о ходе реформ в Молдове, борьбе с коррупцией и реальных изменениях, о которых М.Санду рассказывает в Европе. Во-вторых, узнать, что планируется сделать в этих направлениях представителями законодательной власти. В-третьих, выяснить, как реализуется Соглашение об Ассоциации Молдовы с ЕС. В-четвертых, выяснить детали начавшейся реформы системы юстиции в Молдове. И, наконец, в-пятых, составить себе представление о происходящем в АТО Гагауз Ери, где сейчас происходят выборы председателя Народного Собрания и за пост борются как пророссийский В.Петров, так и поддерживаемый правящей ПДС Д.Константинов.
- Насколько нам известно, недавно в Кишиневе была опубликована ваша книга о переселении армян на Кавказ. Расскажите нашим читателям, почему вы решили написать эту книгу? Какие важные тезисы вы могли бы выделить из этой книги?
- Идея книги родилась в ходе многочисленных дискуссий с моими азербайджанскими знакомыми, включая коллег-историков из Баку и других городов Азербайджана, а кстати и некоторыми представителями азербайджанской диаспоры в Молдове. В ходе этих дискуссий я пришел к выводу, что ряд аспектов армянской истории, как ни странно, все еще недостаточно освещены даже в самом Азербайджане, а тем более в Молдове. Поэтому я постарался обобщить уже опубликованные мною материалы и ранее малоизвестные в единую монографию. Что из этого получилось – судить читателям.
Книга называется «Колонизация армянами азербайджанских земель и ее последствия». Она вышла в свет в кишиневском издательстве Pontos в сентябре 2021 г. Первая глава рассказывает о подлинной истории армянского народа с древнейших времен до Туркменчайского договора 1828 г., колоссальной роли в его жизни армянской церкви, которая часто диктовала армянам все основные правила жизни, о связях с Россией и Западом, которые армянские лидеры, прежде всего представители церкви, пытались использовать для своего переселения на азербайджанские земли. Глава заканчивается подписанием Туркменчайского мирного договора, который стал первоосновой для массового переселения армян в северный Азербайджан.
Вторая глава охватывает период 1828-1918 гг. и рассказывает о масштабном расселении армян на землях Азербайджана, постепенном вытеснении азербайджанцев, многочисленных конфликтах, особенно в начале 20 века, армянском терроре против царских функционеров и мирного азербайджанского населения, а также о попытках России, Англии и Франции использовать армян в своих интересах против Турции и стремлении армян воспользоваться этими намерениями для захвата новых территорий.
Третья глава рассказывает о периоде с 1918 по 1987 гг., и повествует о событиях армяно-азербайджанской войны 1918-1920 гг., массовом истреблении армянами азербайджанцев, отторжении азербайджанских земель в годы советской власти, массовом переселении азербайджанцев в 1948-1953 гг. и о территориальных претензиях Армении к Азербайджану.
Четвертая, и последняя, глава, рассказывает об армяно-азербайджанской войне 1988-1994 гг., о более чем четвертьвековом периоде «мирного урегулирования» (1994-2020 гг.), о 44-дневной войне с Арменией, завершившейся блестящей победой азербайджанской армии и некоторых последствиях этой войны для обеих сторон. Хотелось бы надеяться, что она представит интерес не только для молдавского, но и для азербайджанского читателя.
Джавад Мурадов
https://vzglyad.az/news.php?id=202175
Комментариев нет:
Отправить комментарий