О морской стратегии РФ
Морская
стратегия России носит в последние годы все более агрессивный характер,
проявляя себя в разных регионах планеты, ставя перед собой как чисто
«демонстрационные» цели – показать врагам, на что способна РФ, так и вполне конкретные
– «застолбить» за собой постепенно расширяющиеся границы своего влияния в мире.
Примечательно, что для достижения
этих целей используется не только военный, но и торговый флот, и не только моря
и океаны, но и крупные реки. Так, например, российский бизнес проявил интерес к
Джурджулешть, важному молдавскому речному порту близ устья Дуная, на границе с
Украиной, который, если перейдет в собственность РФ, станет, по существу, ее
важным форпостом не только на Дунае, но и вообще на Балканах.
Моря и океаны, омывающие берега РФ,
включены в несколько географических регионов, исходя из стратегических задач,
стоящих перед Россией в каждом из них. В Арктическом регионе целью РФ является
закрепление контроля над Северным морским путем и расширение контролируемой РФ
зоны арктического шельфа, чтобы сделаться здесь монополистом. Это объясняется и
необходимостью добычи огромных запасов нефти с арктического шельфа, однако
сегодня она не располагает современной техникой для возможно менее затратной
добычи нефти из этого региона. Это сдерживает амбиции РФ в данном направлении.
Но соответствующие попытки все равно предпринимаются, в том числе через
посредство профильной комиссии ООН. Кроме того, здесь РФ преследует цель
поддержания постоянных связей с Камчаткой и Чукоткой и обеспечение нормальной
жизнедеятельности этих своих регионов.
На Дальнем Востоке перед РФ стоят
принципиально иные задачи. Кроме обеспечения нормального процесса рыболовства
для жителей этих регионов России, перед РФ стоит задача как-то нейтрализовать
вред от нерещенной проблемы «северных территорий» (т.е. Южных Курил), во
взаимоотношениях с Японией и объявить «историческими землями» некоторые приморские территории РФ.
Похожую схему РФ реализует и в
других морях. Блокируя входы-выходы из ряда заливов Балтийского моря, срывая,
ссылаясь на обострение экологических проблем,
строительства в зоне Вислинской косы, обеспечивая торговый промысел
российских рыбаков и противодействуя стратегическим целям НАТО в регионе РФ
одновременно постепенно укрепляет собственное присутствие здесь.
В Каспийском море РФ удалось
добиться подписания в 2018 г. соглашения о правовом статусе этого моря, которое
помогает разделить его рыбные и энергетические ресурсы. Располагая собственным
танкерным флотом, РФ сохраняет возможности доставки «каспийских»
энергоносителей на Дунай, Черное и Средиземное моря.
На Черном море РФ добилась для себя
статуса правопреемника СССР в Дунайской комиссии, что позволяет ей
контролировать судоходство в режиме «река-море» между Каспием и Центральной
Европой, сохранить связи с Сербией – по Дунаю, а по соглашениям 1993 и 2003 гг.
– и права иметь военные базы в Крыму и равноправного с Украиной использования
Азовского моря. Также акватория Черного моря используется РФ для торговли с Турцией и странами Средиземноморского
бассейна и сохранения «серых зон» близ оккупированного Крыма и Абхазии.
Азовско-Черноморская акватория используется для давления на Украину и Грузию, и
для усиления шпионско-разведывательной деятельности против Румынии и Болгарии.
Помимо этого, после захвата Крыма и строительства Крымского моста, РФ обрела
преобладающий контроль и над Азовским морем, одновременно ограничив доступ туда
третьих стран. Это существенно сузило возможности Украины на Азовском море, и
создает возможности для РФ для вытеснения Украины из ее азовских портов и
последующего отрезания Украины от Азовского моря. Активно противостоять этому
Украина сегодня не может.
Единственным реальным противником РФ
в Черном море сегодня остается лишь Турция, во многом благодаря ее контролю над
Босфором и Дарданеллами. Однако и здесь РФ также добилась определенных успехов,
вынудив Турцию делать ей уступки в вопросах трактовки Конвенции Монтре (1936
г.), позволяющей ограничивать пребывание в Черном море судов третьих стран. Это
позволяет РФ активизироваться и в западной части акватории Черного моря, с
перспективой восстановления российского контроля над островом Змеиный и
прилегающей экономической зоной, а впоследствии – и над черноморскими портами
Украины в гирле Дуная. Ощутимое влияние РФ оказывает также на сферу управления
рыболовством, Морскую академию и портовое хозяйство Украины, где у РФ есть своя
агентура. Кроме того, ей удалось добиться подписания выгодного для себя
российско-украинского соглашения о квотах добычи рыбы в Азовском море. Ситуацию могла бы исправить только разработка
суверенной морской политики Украины и ее последовательное проведение в жизнь.
Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории,
политический аналитик
Комментариев нет:
Отправить комментарий