пятница, 4 октября 2019 г.

О морской стратегии РФ


                                                    О морской стратегии РФ
            Морская стратегия России носит в последние годы все более агрессивный характер, проявляя себя в разных регионах планеты, ставя перед собой как чисто «демонстрационные» цели – показать врагам, на что способна РФ, так и вполне конкретные – «застолбить» за собой постепенно расширяющиеся границы своего влияния в мире.
            Примечательно, что для достижения этих целей используется не только военный, но и торговый флот, и не только моря и океаны, но и крупные реки. Так, например, российский бизнес проявил интерес к Джурджулешть, важному молдавскому речному порту близ устья Дуная, на границе с Украиной, который, если перейдет в собственность РФ, станет, по существу, ее важным форпостом не только на Дунае, но и вообще на Балканах.
            Моря и океаны, омывающие берега РФ, включены в несколько географических регионов, исходя из стратегических задач, стоящих перед Россией в каждом из них. В Арктическом регионе целью РФ является закрепление контроля над Северным морским путем и расширение контролируемой РФ зоны арктического шельфа, чтобы сделаться здесь монополистом. Это объясняется и необходимостью добычи огромных запасов нефти с арктического шельфа, однако сегодня она не располагает современной техникой для возможно менее затратной добычи нефти из этого региона. Это сдерживает амбиции РФ в данном направлении. Но соответствующие попытки все равно предпринимаются, в том числе через посредство профильной комиссии ООН. Кроме того, здесь РФ преследует цель поддержания постоянных связей с Камчаткой и Чукоткой и обеспечение нормальной жизнедеятельности этих своих регионов.
            На Дальнем Востоке перед РФ стоят принципиально иные задачи. Кроме обеспечения нормального процесса рыболовства для жителей этих регионов России, перед РФ стоит задача как-то нейтрализовать вред от нерещенной проблемы «северных территорий» (т.е. Южных Курил), во взаимоотношениях с Японией и объявить «историческими  землями» некоторые приморские территории  РФ.
            Похожую схему РФ реализует и в других морях. Блокируя входы-выходы из ряда заливов Балтийского моря, срывая, ссылаясь на обострение экологических проблем,  строительства в зоне Вислинской косы, обеспечивая торговый промысел российских рыбаков и противодействуя стратегическим целям НАТО в регионе РФ одновременно постепенно укрепляет собственное присутствие здесь.
            В Каспийском море РФ удалось добиться подписания в 2018 г. соглашения о правовом статусе этого моря, которое помогает разделить его рыбные и энергетические ресурсы. Располагая собственным танкерным флотом, РФ сохраняет возможности доставки «каспийских» энергоносителей  на Дунай, Черное  и Средиземное моря.
            На Черном море РФ добилась для себя статуса правопреемника СССР в Дунайской комиссии, что позволяет ей контролировать судоходство в режиме «река-море» между Каспием и Центральной Европой, сохранить связи с Сербией – по Дунаю, а по соглашениям 1993 и 2003 гг. – и права иметь военные базы в Крыму и равноправного с Украиной использования Азовского моря. Также акватория Черного моря используется РФ для торговли  с Турцией и странами Средиземноморского бассейна и сохранения «серых зон» близ оккупированного Крыма и Абхазии. Азовско-Черноморская акватория используется для давления на Украину и Грузию, и для усиления шпионско-разведывательной деятельности против Румынии и Болгарии. Помимо этого, после захвата Крыма и строительства Крымского моста, РФ обрела преобладающий контроль и над Азовским морем, одновременно ограничив доступ туда третьих стран. Это существенно сузило возможности Украины на Азовском море, и создает возможности для РФ для вытеснения Украины из ее азовских портов и последующего отрезания Украины от Азовского моря. Активно противостоять этому Украина сегодня не может.
            Единственным реальным противником РФ в Черном море сегодня остается лишь Турция, во многом благодаря ее контролю над Босфором и Дарданеллами. Однако и здесь РФ также добилась определенных успехов, вынудив Турцию делать ей уступки в вопросах трактовки Конвенции Монтре (1936 г.), позволяющей ограничивать пребывание в Черном море судов третьих стран. Это позволяет РФ активизироваться и в западной части акватории Черного моря, с перспективой восстановления российского контроля над островом Змеиный и прилегающей экономической зоной, а впоследствии – и над черноморскими портами Украины в гирле Дуная. Ощутимое влияние РФ оказывает также на сферу управления рыболовством, Морскую академию и портовое хозяйство Украины, где у РФ есть своя агентура. Кроме того, ей удалось добиться подписания выгодного для себя российско-украинского соглашения о квотах добычи рыбы в Азовском море.  Ситуацию могла бы исправить только разработка суверенной морской политики Украины и ее последовательное проведение в жизнь.

Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории, политический аналитик

Комментариев нет:

Отправить комментарий