Местные выборы в Молдове. Ожидания, риски, угрозы.
Как известно, 20 октября 2019 г. в Молдове состоятся местные выборы. Они станут одним из важнейших событий этого года и предопределят расклад сил в районах на ближайшие несколько лет. Предыдущие местные выборы, состоявшиеся 14 и 28 июня 2015 г. принесли относительную победу Либерально-Демократической (ЛДПМ) и Демократической партиям (ДПМ) (обе получили по 287 мандатов примаров из общего числа 898, по 31,96% голосов). 77 мандатов (8,57% голосов) получила покатившаяся вниз Партия Коммунистов (ПКРМ), 52 мандата (5,79%) досталось ПСРМ, 51 мандат (5,68%) – Либеральной партии, 27 мандатов (3,01%) – Европейская народная партия (ЕНПМ). Из 1116 мест советников в муниципальных и районных советах по 259 получили те же ЛДПМ и ДПМ (23,21%), 159 (14,25%) – ПСРМ, 137 (12,28%) – ПКРМ, 134 (12,01%) – Наша партия; 92 (8,24%) прорумынская Либеральная партия; 68 (6,09%) – ЕНПМ. Наконец, в борьбе за главный приз местных выборов – Кишинев, через который проходит до ¾ всех денег страны, больше всех голосов собрала ПСРМ – 19 мандатов из 51 (31,71%), ЛП – 17 (29,54%), ЕНПМ – 6 (11,55%), Наша партия – 3 (6,33%), ПКРМ – 3 (5,14%), ЛДПМ – 2 (3,62%), ДПМ – 1 (2,74%).
С тех пор, однако, на политической сцене страны произошли весьма значительные изменения. На левом фланге продолжилось ослабление ПКРМ, которую в декабре 2015 г. покинули 2/3 депутатов ее парламентской фракции (14 из 21) и множество местных советников и примаров. Теперь она не представляет из себя серьезного конкурента на выборах даже местного значения, хотя определенное количество примаров на местах еще может получить.
«Наша партия» российского бизнесмена молдавского происхождения Р.Усатого, поначалу обещав жесточайшую борьбу с коррупцией и наведение порядка в местной администрации, отметилась только множеством широковещательных разоблачительных заявлений в отношении своих политических противников и заявлениями, что теперь городская администрация является самой «прозрачной» для граждан в стране. Каких-либо серьезных изменений в Бэлць, где примаром стал сам Р.Усатый, никто так и не увидел. Более того, сам он провел больше времени в различных разъездах и командировках, чем на работе, и общался с подчиненными в основном по телефону и скайпу. А после того, как он окончательно рассорился с фактическим правителем Молдовы В.Плахотнюком, был вынужден покинуть Молдову и обращался к руководимому городу только по скайпу. В конце концов Р.Усатый отказался от мандата и местные советники, где большинство также принадлежало «Нашей партии», сначала выбрали на его место адвоката И.Шеремета, а затем, когда в начале 2018-го тот отказался от должности, не желая нести ответственности за ситуацию в городе, выбрали примаром бывшего вице-примара Н.Григоришина, тоже от «Нашей партии». Последний, впрочем, никаких видимых успехов в управлении городом также не добился.
Сейчас НП усиленно критикует правящий альянс ПСРМ-ACUM, доказывая, что за 3 месяца правления тот не показал никаких видимых результатов практически по всем вопросам и обманул ожидания избирателей. Однако это уже не производит того впечатления, что несколько лет назад. Многих избирателей привела в глубокое замешательство кандидатура, выдвинутая Р.Усатым от НП на пост примара Кишинева на местных выборах-2019. Это бывший прокурор Кишинева конца 1990-х-начала 2000-ных и первой половины 2010-х годов И.Дьяков, родной брат почетного председателя ДПМ Д.Дьякова, которого в «Нашей партии» всегда ожесточенно критиковали. Это оттолкнет от НП немало сторонников, так как И.Дьяков, критикуя ДПМ, всегда избегал критики Д.Дьякова, а в его кабинете прокурора столицы всегда висел внушительных размеров портрет брата. Вдобавок ПСРМ выступила с многочисленными компроматами на Р.Усатого, обвиняя его в сговоре с В.Плахотнюком для подрыва позиций ПСРМ. Учитывая, что в остальных населенных пунктах, которыми руководят представители «Нашей партии», также нет видимых подвижек к лучшему, кроме дележа функций и постов и компромата на конкурентов, общая популярность партии с 2015-2016 гг., когда она активно участвовала в протестах против правившей в стране коалиции, существенно снизилась, узнаваемых в стране лиц, кроме самого Р.Усатого, практически нет, сегодня «Нашей партии» сложно рассчитывать на высокий результат на выборах. Ключевой позицией партии на выборах останется пост примара Бэлць, которую она постарается сохранить.
Гораздо более серьезными являются сегодня шансы на успех на выборах у ПСРМ, неформальным лидером которой является Президент И.Додон, и которая располагает наибольшим числом депутатов в Парламенте (35 человек). Эта партия меньше выступала с различными компроматами на оппонентов, но старалась апеллировать к своим тесным связям с Россией, рассказывала о многочисленных проектах, которые предлагает РФ жителям Молдовы и обещала, в случае поддержки ПСРМ сделать все, чтобы переориентировать страну на Россию. Как следствие, ПСРМ успешно закрепляла в сознании немалой части молдавских избирателей давно сформировавшийся образ РФ как единственной спасительницы Молдовы и ее жителей от «загнивающего Запада», у которой есть альтернативный и огромный рынок, куда только и нужно отправлять свою продукцию. Располагая довольно значительным численно слоем функционеров низшего и среднего звена, партия постепенно расширяла свое влияние на местах. Неожиданную коалицию с блоком ACUM социалисты объяснили своим сторонникам тем, что она носит временный характер, на период освобождения госучреждений от влияния ДПМ и В.Плахотнюка, а потом она естественным путем развалится и будут досрочные парламентские выборы.
Однако все произошло совершенно иначе. ПСРМ стала закреплять свое влияние в сфере юстиции, подминать под себя Конституционный суд, Генеральную прокуратуру, Национальный Антикоррупционный Центр и другие структуры. Сам И.Додон стал говорить, что коалиция может быть, сохранится и на все 4 года мандата. Но так как никаких реальных изменений к лучшему не происходило, а избиратели ПСРМ начали все больше возмущаться тем, что социалисты терпят заявления деятелей ACUM о необходимости ориентироваться строго на Европу, объявили 23 августа днем памяти жертв тоталитарных режимов (коммунистического и нацистского) в пику «дню освобождения Молдовы от фашистских захватчиков» (24 августа) и т.д., то И.Додон начал менять риторику. Теперь он все больше критикует социально-экономическую политику Правительства, и даже обещает, если ситуация не изменится, несмотря на подписание нового соглашения о сотрудничестве с ACUM, которое предусматривает и «ненападение» на период кампании местных выборов, выйти после этих выборов из коалиции и спровоцировать досрочные парламентские выборы. Кандидат ПСРМ на пост примара Кишинева И.Чебан сегодня – наиболее подготовленная для занятия этого поста фигура среди остальных кандидатов, которая соберет основную часть левых голосов. Поэтому одолеть его удастся только объединением усилий всех правых (как уже удалось в июне 2018 г., когда примаром был избран лидер Партии «Платформа Достоинства и Правды» (ППДП) А.Нэстасе). Это имеет принципиальное значение для всех остальных кандидатов, так как в случае победы И.Чебана все основные финансовые потоки страны будут в руках социалистов, а кроме того, активизируются все пророссийские силы в столице и за ее пределами. Это вызовет резкое обострение социально-политической обстановки в городе, так как здесь же находятся штабы и значительная часть самых активных сторонников прозападных партий, и может привести к непредвиденным и тяжелым последствиям.
ДПМ в течение 2015-2018 гг. постепенно перетянула на свою сторону с помощью серьезного политического прессинга более 450 примаров и к началу 2019 г. в ее рядах состояло более 750 примаров из 898, т.е. почти все села страны и большинство райсоветов. После падения ДПМ в июне 2019 г. и бегства ее лидера В.Плахотнюка некоторые примары сел (в частности, в Дондушенском районе) объявили о коллективном выходе из ДПМ, рассчитывая, что они смогут подороже продать себя новой власти. Однако столкнулись с необычным доселе для Молдовы явлением – правящая коалиция ПСРМ-ACUM наотрез отказалась принимать перебежчиков и остальные примары, которые уже были готовы последовать их примеру, были вынуждены остаться в рядах ДПМ и ждать местных выборов. На них ДПМ, утратившая рычаги власти, потеряет большинство примарий в пользу коалиции ПСРМ-ACUM и перейдет в оппозицию и в основной части райсоветов страны. Хотя новый председатель ДПМ, экс-премьер П.Филип утверждает, что партия ныне сплачивается против угрозы, которую несет с собой правящая коалиция, и «едина как никогда», положение ее функционеров осложняется. В пользу этого говорит усилившееся давление на ее представителей на местах. А кандидат партии на пост примара Кишинева, экс-министр юстиции, а ныне депутат Парламента от ДПМ В.Чеботарь был сразу же обвинен парламентской комиссией по расследованию причин хищения миллиарда долларов из казны в причастности к этой сделке, а также к истории с продажей Кишиневского аэропорта в частные руки в 2013 г., и лишен парламентского иммунитета. Не исключен и его арест по этим делам. Тем не менее и ослабленная, ДПМ пока остается довольно серьезной политической силой за счет своей парламентской фракции (около 30 мест из 101) и значительной численности рядов – сегодня это самая крупная партия страны, вдвое превышающая численно весь блок ACUM. Ситуация может измениться не в пользу ДПМ, помимо местных, только в случае становящихся все более возможными досрочных парламентских выборов.
Блок ACUM состоит из двух партий – Партия Действия и Солидарности (ПДС) (14 депутатов, лидер - премьер М.Санду) и ППДП (11 депутатов, лидер - вице-премьер и министр внутренних дел А.Нэстасе, «прославившийся» голосованием в ПАСЕ в пользу возвращения делегации РФ). На местных выборах они будут участвовать единым блоком. Эти партии не участвовали в предыдущих местных выборах, так как сформировались уже после них, в 2015-2016 гг. Но за эти несколько лет, ведя активную протестную деятельность против правившей в Молдове в 2016-2017 гг. коалиции ДПМ-ЛП (а с 2017 г. – единоличной власти ДПМ), обе названные партии сумели завоевать немалый авторитет на местах обещаниями ликвидировать олигархический режим В.Плахотнюка и «освободить» от его влияния все госучреждения (прежде всего сферу юстиции), назначив туда не связанных с прежним режимом деятелей, восстановить верховенство закона, вернуть доверие ЕС и международных организаций, возобновить внешнее финансирование Молдовы и т.д. После прихода к власти в июне 2019 г., по мере того, как обладающая наибольшим числом подготовленных управленцев ПСРМ стала постепенно оттеснять блок ACUM, (состоящий в основном либо из лиц без опыта госуправления, либо сотрудников разных НПО) от рычагов управления в сфере юстиции, а теперь и в экономике (хотя обладает только 2 министерствами из 9), в ACUM стало нарастать недовольство ситуацией и последовал его раскол. Из рядов Платформы вышел депутат О.Цыку, предполагается выход еще нескольких членов блока. Это вызвало растерянность и многочисленные конфликты членов блока на местах, что чревато ослаблением позиций блока в районах и селах, и тоже будет играть на руку ПСРМ. Тем не менее у блока есть немало шансов завоевать значительную часть райсоветов и примарий в центральной части страны, остающейся в целом их основной электоральной базой, а также в Кишиневе, где его кандидатом остается А.Нэстасе (последний боится, что в случае избрания примаром другого человека от его партии тот станет конкурентом Нэстасе, и потому решил идти кандидатом сам). Остальные партии, упомянутые в начале настоящей статьи (ЕНПМ, ЛП, ЛДПМ) утратили свое былое влияние и не смогут существенно изменить расклад сил. Партия «Шор» сможет сохранить свое влияние в основном в Орхейском районе и самом Орхее, где ее позиции сегодня сильны. Кроме того, 20 октября 2019 г. будут доизбраны 4 депутата Парламента, вместо выбывших А.Нэстасе, В.Мельника, В.Плахотнюка и М.Санду.
Таким образом, следует ожидать, что основная борьба развернется между блоком ACUM и ПСРМ. Первый попытается получить контроль хотя бы над основной частью прозападно настроенных избирателей, в основном в центральной части страны, вторая – сохранить и, если удастся, усилить влияние на левых, особенно в АТО Гагауз Ери и на севере, и отчасти в Кишиневе. То, что останется в результате, получат ДПМ и остальные, значительно более мелкие партии. Но в дальнейшем, в случае возможного развала правящей коалиции, работа структур местной власти тоже будет в значительной мере дезорганизована, что может существенно обострить социально-политическую обстановку в стране.
Руслан ШЕВЧЕНКО, политический аналитик, доктор истории (Кишинев)
Комментариев нет:
Отправить комментарий