Как известно, главным требованием России для прекращения войны в Донбассе, которую она же активно подогревает, является соблюдение центральными властями Украины т.н. плана Штайнмайера. При этом власти РФ намеренно игнорируют тот факт, что они сами этот план выполнять даже не собираются, но зато настойчиво добиваются «уравнения» прав и полномочий законных властей Украины и донбасских сепаратистов. Свидетельств тому более чем достаточно. В настоящем материале мы приведем лишь некоторые из них.
Еще во время первого перемирия в сентябре 2014 г. власти Украины отвели свои войска на значительное расстояние и начиная с 5 сентября 2014 г. перестрелки прекратились по всему фронту, кроме Донецкого аэропорта. Однако такое перемирие российское командование восприняло как слабость. В результате уже в октябре 2014 г. без выстрелов был окружен и захвачен 32-й блокпост вооруженных сил Украины, понесший тяжелые потери. Оккупационная армия захватила большие участки территории, которые, по условиям 1-го Минского соглашения, должны были контролироваться украинскими войсками. Под контролем Украины, например, должен был находиться Докучаевск, однако российские войска контролируют его и по сей день. Также из-за отказа РФ отвод войск на определенные дипломатами позиции оказался невозможен. 15 февраля 2015 г. вступило в силу 2-е Минское перемирие, также предусматривавшее развод войск враждующих сторон. Оно было нарушено уже через несколько часов. Российские оккупационные войска продолжили наступление и захватили район г.Дебальцево, который и по 1-му, и по 2-му Минским соглашениям должен был находиться под контролем украинских войск. Условия делимитации линии фронта снова были сорваны. Это спровоцировало столкновения в борьбе за контроль над «серой зоной» - промежутком между позициями, статус которых после провала 2-го Минского соглашения определялся только силовыми способами.
Россия настаивает, чтобы под «формулой Штайнмайера» стояли одновременно подписи представителя Украины и, с другой стороны, «представителей» марионеточных пророссийских «правительств» в Луганске и Донецке. Власти Украины, понимая, что это создает опаснейший прецедент, существенно укрепляющий позиции сепаратистов в борьбе с властями страны, выступили решительно против этого.
Помимо этого, сепаратисты (а фактически стоящая за ними Россия) выдвинули целый ряд неприемлемых для любого уважающего себя государства требований. Среди них – проведение выборов на условиях боевиков, проведение полной амнистии в отношении совершивших преступления против украинского государства и его народа, узаконивание сепаратистской «милиции» и т.д. Естественно, что все эти требования были отвергнуты Украиной, потому что это означает превращение региона в фактически самостоятельную территорию под чисто формальным протекторатом Украины.
Одним из главных препятствий для реализации «плана Штайнмайера» и проведения здесь выборов в местные органы власти является пребывание в регионе российских войск. При их наличии ни о каких свободных и демократических выборах в регионе невозможно даже мечтать. Это тем более исключено, учитывая, что РФ постоянно направляет через «донбасский» участок российско-украинской границы, контролируемый ее войсками, на помощь сепаратистам необходимые боеприпасы, вооружение и войска. Так как безопасность в регионе необходимо обеспечить еще до начала избирательного процесса, Украина поставила условием проведения выборов в регионе вывод российских войск. Оккупированные территории не могут находиться под контролем ни РФ, ни сепаратистских «властей».
Однако проведение по-настоящему демократических выборов, соответствующих стандартам ОБСЕ и законам Украины, в оккупированных российскими войсками районах Луганской и Донецкой областей в планы Кремля не входит. Ведь стандарты ОБСЕ как раз предусматривают, что выборы не могут проводиться при наличии иностранных войск и наемников. Необходимо создание надлежащих условий, позволяющих обеспечить безопасное проведение выборов, включая свободу предвыборной агитации, доступ жителей оккупированной части Донбасса к украинским СМИ и т.д. Ничего этого РФ и сепаратистские лидеры обеспечивать не намерены. Наблюдатели ОБСЕ не могут гарантировать поэтому честных выборов в этом регионе.
Россия выступает и против введения на границу между РФ и Украиной международных миротворческих сил, понимая, что они сразу же зафиксируют масштабное военное присутствие РФ на оккупированной части украинского Донбасса и разоблачат ложь российской пропаганды о том, что российских военных в этом регионе якобы нет. И так как без наличия миротворцев обеспечить разведение войск невозможно, то это значит, что Россия сохраняет для себя возможность нанести удар через захваченную часть Донбасса, причем в любой удобный для себя момоент.
Более того. Форсируя закрепление в украинском законодательстве положений «плана Штайнмайера», РФ продолжает расставлять ловушки, так как планирует осуществить федерализацию Украины, а затем спровоцировать и окончательный отрыв оккупированной части Донбасса от Украины. При этом Россия пытается утверждать, что Украина «не сможет» контролировать Донбасс к выборам. Но в таком случае обеспечение прозрачного избирательного процесса тем более невозможно.
«План Штайнмайера» и достигнутые ранее договоренности требуют вывода всех иностранных вооруженных формирований, а также наемников с территории Украины, разоружения всех незаконных групп. Этот процесс должен осуществляться под наблюдением ОБСЕ. Также должен осуществляться постоянный мониторинг на российско-украинской государственной границе и верификация со стороны ОБСЕ, с созданием зоны безопасности в приграничных районах Украины и России. Необходима не только демилитаризация региона, но и возвращение СМИ на захваченные территории Донбасса, финансирование выборов из госбюджета Украины, восстановление в оккупированной части Донбасса украинского судопроизводства, банковской системы, а также возвращения украинских партий, которые должны участвовать в этих местных выборах.
Однако ничего этого не происходит. Наоборот, РФ пытается сорвать под разными предлогами вывод своих войск. Делается это следующим образом. Когда Украина подтвердила свою готовность к разведению сил и средств в районе Золотого и Петровского, РФ в ответ не только заблокировала определение возможной даты разведения сил, но еще и обвинила власти Украины в том, что она не желает выводить свои воинские части из этих населенных пунктов. А 4-5 октября 2019 г. вооруженные формирования России обстреляли позиции украинских военных в Золотом-4 и Богдановцах из автоматического гранатомета, ручных противотанковых гранатометов и крупнокалиберных пулеметов, а также миномета 82-мм калибра. Со своей стороны, «народная милиция ЛНР» так и не разобрала свои укрепления у линии разведения, и представители незаконных вооруженных формирований в гражданской одежде проводят диверсионные мероприятия.
Как видим, РФ и контролируемые ею сепаратисты Донбасса делают все возможное, чтобы игнорируя «план Штайнмайера», сорвать мирное урегулирование в восточных районах Украины и сохранить российское военное присутствие на территории украинского государства. При этом они всячески скрывают эти свои действия от международных организаций. Поэтому необходимо делать все возможное для того, чтобы о их преступных планах узнало все мировое сообщество. Недаром говорят: предупрежден – значит вооружен.
Руслан ШЕВЧЕНКО, политический аналитик, доктор истории
Комментариев нет:
Отправить комментарий