Дальнейшее ослабление правящей коалиции, которая теперь с 51 мандатом балансирует на грани ухода в оппозицию, закономерно поставило перед Президентом И.Додоном вопрос, что же делать дальше для того, чтобы удержаться у власти.
Почти все опросы, не только организованные социалистами и близкими к ним силами, показывают, что сегодня И.Додон уверенно побеждает свою главную конкурентку М.Санду в борьбе за пост Президента и закрепит этот успех если не в первом, то во втором туре. В пользу этого и начавшийся выход местных советников в некоторых районах из рядов ПДС, с последующим их появлением в рядах ПНЕ О.Цыку. До недавнего времени все это вполне устраивало Президента И.Додона, так как он располагал достаточно прочным парламентским большинством, через которое мог проводить любые нужные ему решения.
Но теперь, когда от этого большинства почти ничего не осталось, а желание править страной в духе Воронина и Плахотнюка у Президента И.Додона осталось прежним, «неожиданно» выяснилось, что набор рычагов для управления страной у него крайне ограничен. Удивительным для него образом оказалось, что не работают даже провокации, которые предлагают устроить некоторые симпатизирующие действующей власти общественные деятели, как-то: дать согласие на переход в другую фракцию за энную сумму, записать процесс переговоров на пленку и затем скинуть в СМИ как конкретное свидетельство попытки подкупа. До сих пор не удалось провернуть ни одной такой акции. Объясняется это еще одной особенностью молдавского менталитета: если я сейчас открыто скажу, кто и сколько мне предложил, то ведь второй раз не подойдут. Да и сам будешь скомпрометирован, как иуда-предатель, с тобой вряд ли пожелают иметь дело когда бы то ни было все остальные. А если не выдавать всех деталей и торговаться, то можно и больше денег для себя урвать, и преспокойно досидеть свой срок в Парламенте, со всеми причитающимися льготами и привилегиями после этого.
Чтобы сохранить коалицию, и окончательно не утратить бразды правления, Президенту Додону пришлось в истории с законом об НПО с большой неохотой идти на уступки даже союзникам-демократам. А заодно принимать вместе с ним декларацию об осуждении "парламентского туризма". Что особенно странно выглядело у ДПМ - ведь еще пару лет назад, находясь у власти, она охотно принимала в свои ряды таких "туристов" и не реагировала на возмущенные заявления оппозиции. Но это не решило главную задачу: как удержать власть на последующие годы. Ведь нет смысла выигрывать президентские выборы, если у тебя нет более-менее прочного парламентского большинства. В любой момент можно снова оказаться «отключенным на 5 минут» и бессильно наблюдать, как твои политические противники, отодвинув тебя в сторону, решают свои задачи вообще без тебя, хотя глава государства – ты, а не кто-то из них. У Президента Додона огромный опыт по этой части и повторить его он не хочет.
Поэтому он решил попытаться действовать на опережение. Парламентское пока еще большинство ПСРМ-ДПМ срочно принялось разрабатывать пакет поправок, которые бы максимально затруднили выход из существующих фракций и образование новых парламентских групп.
Параллельно снова была активирована «коронавирусная» тема. Вновь в СМИ стала вбрасываться идея резкого ужесточения мер карантина и даже возвращения к мерам, действовавшим в период ЧП, то есть до 15 мая 2020 г. Предлогом для этого выступает тезис о том, что в стране в последние дни из-за несоблюдения необходимых ограничений резко возросло количество заболевших коронавирусной инфекцией. Действительно, на первый взгляд цифры последних дней в 366 и 406 заболевших, чего ранее за все время эпидемии никогда за сутки не случалось, должны подействовать на окружающих.
На впечатлительную публику, в том числе депутатов Парламента от оппозиции, эти цифры возымели свое магическое действие. Они не поняли, что это – очередная красиво упакованная махинация для удержания власти. Ведь 366 и 406 заболевших было установлено только потому, что, в свою очередь, вдвое выросло число тестируемых лиц, с 700-800 до 1600-1800. Иначе бы пришлось признать, что никакого реального роста не произошло, и страна «вышла на плато» по заболеваемости коронавирусом. А значит, нет и никаких причин для ужесточения мер карантина и возврата к ограничениям Чрезвычайного Положения. Но, видимо, интеллектуальный уровень наших «оппозиционеров» таков, что даже эти элементарные подсчеты оказались не под силу. Хотя среди них есть даже политологи, коим по должности полагается разоблачать подобные шулерские акции власти.
Третий метод, используемый ныне правящей коалицией и подконтрольными ей СМИ и политологами – это попытка как-то договориться с депутатами покойного ACUM и «возобновить» союз с ними. Для этого Президент Додон сначала попытался «договориться» с Платформой ДА А.Нэстасе. Делал Додон это, впрочем, довольно топорным способом: он стал рассуждать о враждебной социалистам коалиции «Санду-Канду-Плахотнюк-Шор», намеренно исключая из этого уравнения Платформу ДА. Дескать, ежели не получается договориться со всеми депутатами «правой оппозиции», то давайте попытаемся убедить хотя бы часть их, во главе с А.Нэстасе, поддержать нас. А за это мы с ними поделимся постами в государстве. Благо, успешный опыт дележа власти с ДПМ у Президента Додона уже есть. В те же дни разные аналитики, поддерживающие нынешнюю власть, явно по команде завели в своих материалах сокрушенную песнь о том, что как-де плохо, что союза ПСРМ-ACUM теперь нет – мы теперь все рискуем рухнуть во всеобщий хаос и тартарары. Но вот если бы этот союз удалось бы воссоздать, то стабильность в стране сразу бы восстановилась и дела в Молдове тут же пошли бы на лад. Естественно, вновь под мудрым руководством Президента И.Додона и его ПСРМ.
Правда, авторы этого странного плана упустили из виду одно важное обстоятельство. Именно Президент Додон, воспользовавшись бесхарактерностью, глупостью и недальновидностью лидеров оппозиции, М.Санду и А.Нэстасе, в течение июня-ноября 2019 г. не только вернул себе утраченные при В.Плахотнюке рычаги власти, но взял под свой контроль полностью или частично целый ряд госучреждений (Конституционный Суд, СИБ, ЦИК, ВСП и другие) и, воспользовавшись бессмысленными амбициями М.Санду, сумел с помощью ДПМ сбросить ее Правительство в отставку. Этого никто не забыл. Не только депутаты ПДС и Платформы ДА, но и их районные координаторы и рядовые члены и сторонники из числа избирателей. Снова пойти на коалицию с ПСРМ, после происшедшего всего полгода назад с Правительством Санду может повлечь за собой колоссальное разочарование избирателей, да и функционеров этих партий, а за ним – и уход депутатов из такой коалиции. Поэтому ПДС и Платформа ДА в своих декларациях дали понять, что ни о каком сотрудничестве с социалистами теперь не может быть даже речи.
Как видим, политическая изоляция ПСРМ и Президента И.Додона медленно, но уверенно нарастает. Понимая это, он уже от бессилия вернулся к своей старой теме – как было бы хорошо править единолично, не считаясь с какими-то дурацкими Парламентом, Правительством и прочими ненужными причиндалами, просто стукнув кулаком по столу. Тем более, что ведь это в 1991-1994 гг. уже было в Молдове, ныне так хорошо получается в Беларуси, Туркмении и некоторых других странах постсоветского пространства и народ уважает и любит такого «отца нации».
Но, к несчастью для Додона, Молдова – не Туркмения, не Узбекистан времен Каримова и даже не Беларусь. В нашей стране добиться этого ему не удастся даже в случае досрочных выборов, которыми он долго угрожал оппозиции. Всем оппозиционерам следует осознать, что говорит он все это от слабости. Понимая, что власть, как шагреневая кожа, ускользает из его рук, и даже силовые структуры – СИБ, МВД, Генпрокуратура и другие – оказываются не в состоянии ему помочь. И осталось лишь немного усилий, чтобы эта реальная власть ушла из его рук. Возможно, теперь уже навсегда.
Руслан ШЕВЧЕНКО, политический аналитик, доктор истории
Комментариев нет:
Отправить комментарий