Уход значительной части депутатов ДПМ в оппозицию резко пошатнул позиции действующей власти. Если еще недавно даже после ухода «группы Канду» правящая коалиция могла чувствовать себя вполне спокойно, ибо располагала устойчивым парламентским большинством в 59 депутатов, то в последнее время ситуация для ПСРМ круто изменилась к худшему.
Потеря сразу 7 депутатов поставила под угрозу дальнейшее нормальное функционирование коалиции ПСРМ-ДПМ. Как показали последние заседания Парламента, ей уже в ряде случаев стало не хватать голосов для принятия решений, и они стали утверждаться простым большинством голосов. Утрата контроля над Конституционным судом, «показательная порка», которую социалистам устроил КС в истории с российским кредитом, неудачная попытка скомпрометировать в связи с этим нового председателя КС Д.Маноле, дошедшая до примитивных комментариев о цвете ее волос, сообщения о попытке подкупа сразу 4 депутатов-социалистов – все это посеяло серьезное беспокойство в ПСРМ и у самого Президента.
Единственное, что спасает сегодня по-настоящему И.Додона – серьезные расхождения во взглядах на будущее развитие страны всех оппозиционных парламентских партий. Они уже готовы объединиться все вместе против И.Додона, но не выработали план своих действий на случай своего прихода к власти. Такой план действительно сложно разработать, учитывая, что у ПДС, «группы Канду», «Партии Шор» и Платформы ДА разные взгляды на дальнейшее, «постсоциалистическое» будущее. Кроме того, молдавский политический класс не привык действовать совместно без подписания официального соглашения о коалиции, которое его к чему-то да обязывает.
Но ситуация меняется. Некоторые деятели оппозиции, понимая, что подписание коалиционного соглашения им сильно повредит (ведь его бессмысленно заключать без согласия Партии «Шор»), уже выразили готовность действовать совместно и без формального соглашения.
Привыкший к прагматичному расчету и ранее чувствовавший себя уверенно Президент И.Додон, освоивший привычку успешно шантажировать оппозицию и некоторых недовольных им в ДПМ досрочными выборами на сей раз понял, что этот аргумент утрачивает свое былое воздействие. А это значит, что кресло под ним зашаталось. Ведь осталось всего 2 депутата до той отметки, за которой ПСРМ будет вытолкнута в оппозицию и там, судя по настрою оппозиции, будет пребывать до конца созыва наныешнего Парламента, а сам Додон утратит рычаги власти и мы будем его наблюдать только с гневными протестами на контролируемых им же телеканалах. Президент Додон испугался, стал все чаще терять самообладание и перешел ко все более резким выпадам в адрес оппозиционных партий и их лидеров.
Довершил дело законопроект о финансировании неправительственных организаций. И.Додон и ПСРМ понимают, что принятие этого закона, на котором настаивает Запад, позволит оппозиции на абсолютно легальных основаниях получать деньги на свои нужды из различных западных фондов, что существенно расширит их возможности и сделает их намного более активными. Кроме того, И.Додон прекрасно отдает себе отчет, что денег у Запада даже в условиях кризиса на много порядков больше, чем у России, поддерживающей социалистов. Поэтому объем западных вливаний может быть таким, что никакие российские кредиты, даже если они целиком пойдут только на обеспечение деятельности ПСРМ, от краха ее не спасут.
Но и это было бы еще полбеды. Худо-бедно можно прожить и без западных кредитов, выдачу которых ЕС обуславливает принятием этого закона. Хуже всего для ПСРМ оказалась другая новость: что по меньшей мере часть союзной фракции ДПМ тоже поддерживает принятие этого закона, то есть смыкается в этом ключевом для социалистов вопросе с оппозицией. Убедившись, что очередное напоминание о возможных досрочных выборах, на которых фракция ДПМ явно существенно сократится, уже не действует и на демократов во главе с экс-премьером П.Филипом, Президент И.Додон решил задействовать другие рычаги удержания власти. Сначала депутат Е.Никифорчук объявил о том, что у него обнаружен коронавирус. Воспользовавшись этим, председатель Парламента, социалистка З.Гречаная тут же объявила, что Парламент прекращает работу. Раз не работает Парламент, значит, можно еще какое-то время править дальше и наблюдать, договорится или нет между собой эта разношерстная оппозиция.
Но шли дни. Несмотря на продолжающиеся разногласия, все больше деятелей оппозиции выражали готовность даже без формальной коалиции свергнуть Правительство и привести к власти действительно технократический кабинет. Тем временем возобновились протесты – то ветеранов, то предпринимателей, то рыночных торговцев. Это стало снова раскачивать ситуацию и озлоблять недовольных. В этой ситуации угрозы уголовным преследованием, как в случае с ветеранами приднестровской войны, играют только обратную, мобилизующую роль. Так, чего доброго, к осени можно подойти в ситуации, когда каждый день в самом центре города кто-то проводит протесты, а власти оказываются не в состоянии им что-то противопоставить, ибо для этого нет предлога.
Когда стало ясно, что и историю с коронавирусом невозможно долго эксплуатировать к своей выгоде, и Парламент придется скоро открыть, а значит, открывается путь к принятию ненавистного социалистам закона о НПО, был задействован еще один рычаг. Этот рычаг менее заметен, но от этого не менее действенный.
Раньше И.Додон был «лоббистом» возможно более скорой либерализации карантинных мер и Чрезвычайного Положения, всегда выступал с заявлениями о том, как он (даже вопреки премьеру И.Кику) самовольно всем все разрешал (хотя потом это обернулось для многих доверчивых крупными штрафами). В унисон с ним действовал глава Национального Агентства общественного здоровья Н.Фуртунэ, тоже выступавший за постепенное ослабление ограничений для граждан.
Случайно или нет, но как только у Президента И.Додона и его окружения созрело ясное понимание того, что если все оставить, как есть, то можно дождаться не только все более массовых протестов, но и окончательной утраты парламентского большинства, власти, в лице Н.Фуртунэ, снова заговорили о возвращении к режиму ЧП. Под простым, как мычание, предлогом – несоблюдения карантина согражданами.
Это позволит И.Додону снова отодвинуть в сторону все более фрондирующий Парламенте и вновь даст ему в руки на ближайшие месяцы практически ничем даже формально не ограниченную власть. А затем играться в уже знакомую игру – то ослабляя, то, когда политическая ситуация вновь обострится, вновь обостряя карантинные меры. И так до самых выборов. Да и выборы можно передвинуть, под предлогом «начала второй волны пандемии» куда-нибудь на весну 2021 г. А потом можно придумать что-нибудь еще, чтобы посидеть в кресле главы государства сколько вздумается самому Президенту. Причем сам И.Додон останется якобы ни при чем – не он же эту волну начал, это «всеобщая тенденция». И будет кивать то на «рекомендации медиков», то на «предписания ВОЗ», то на «очередную волну пандемии». Так и будет нынешняя власть все время балансировать между очередным введением Чрезвычайного Положения и крахом правящей коалиции, если этому вовремя не положить конец.
Эту игру уже начали понимать отдельные депутаты Парламента страны. Надо поэтому, чтобы о ней знали не только депутаты, но и рядовые сограждане. Тогда этот сценарий удержания власти в Парламенте и в стране с помощью разнообразных интриг и комбинаций развалится, вместе с правящей коалицией. Ибо любая власть держится лишь пока никто не знает ее планов и не в состоянии сорганизоваться, чтобы противостоять.
Руслан ШЕВЧЕНКО, политический аналитик, доктор истории
Комментариев нет:
Отправить комментарий